Трактат о чистом сознании, или Искусство пратьяхары
Трактат о чистом сознании, или Искусство пратьяхары
1. Чистое сознание (ЧС) может самопостигаться ретроспективно, от частностей пейзажа к точке схода всех воспринимаемых вещей. Эта бесконечная точка и есть Чистое сознание, данное самому себе в блаженном самовосприятии, но потерявшееся в тьме вещей.
2. ЧС содержится в любой форме восприятия, но не является ею – вроде начинки пирожка, суть которой не в форме, а во вкусе.
3. При достаточной плотности, или концентрации ЧС способно самовосприниматься (истинная рефлексия, или самосознание). У точки схода начинает клубиться блаженное облако – ананда, радость без причин. ЧС само по себе блаженство, ананда, хотя питаемое им восприятие таковым не является – по причине эффекта «бочки дегтя».
4. Функция сознания в этом мире – коррекция его инерционного самодвижения. ЧС (или читта) соединяется с материальным бытием (пракрити) через род гравитации – самйогу, развертывание-растаскивание все более блекнущего ЧС по тьме вещей пейзажа.
5. Пратьяхара же – это свертка, абстракция элементов пейзажа восприятия в точку схода, в окрестности которой начинается восхитительное самопереживание ЧС.
6. Сознание подобно свету, если оно есть – есть и пейзаж восприятия, если его нет – нет ничего.
7. Возможно ли выворачивание во внутренний мир через точку схода?... Такова, говорят, стадия самйамы, когда свет-сознание становится «лазерным» и возвращается вовне силой.
8. Зачем при наличии обязательной для ЧС самйоги нужна еще и йога как ретроспективное движение к точке схода? Ответ, в частности, можно найти в (чудовищно неприличном) анекдоте «есть нюанс».
9. Ниродха – это временное волевое воздержание от активного участия сознания в инерционном движении элементов пейзажа. Упражнение «Выключатель смыслов» – создает состояние нирвитарка-нирвичара, временно освобождающее ЧС от участия в мириадах смысловых связей.
10. Истинное же созерцание начинается, когда ЧС не теряется более на фоне ниродхи и пейзажа восприятия.
11. И когда Чистое сознание, наконец, самообнаруживается, все дальнейшие пояснения вызывают улыбку.
1. Чистое сознание (ЧС) может самопостигаться ретроспективно, от частностей пейзажа к точке схода всех воспринимаемых вещей. Эта бесконечная точка и есть Чистое сознание, данное самому себе в блаженном самовосприятии, но потерявшееся в тьме вещей.
2. ЧС содержится в любой форме восприятия, но не является ею – вроде начинки пирожка, суть которой не в форме, а во вкусе.
3. При достаточной плотности, или концентрации ЧС способно самовосприниматься (истинная рефлексия, или самосознание). У точки схода начинает клубиться блаженное облако – ананда, радость без причин. ЧС само по себе блаженство, ананда, хотя питаемое им восприятие таковым не является – по причине эффекта «бочки дегтя».
4. Функция сознания в этом мире – коррекция его инерционного самодвижения. ЧС (или читта) соединяется с материальным бытием (пракрити) через род гравитации – самйогу, развертывание-растаскивание все более блекнущего ЧС по тьме вещей пейзажа.
5. Пратьяхара же – это свертка, абстракция элементов пейзажа восприятия в точку схода, в окрестности которой начинается восхитительное самопереживание ЧС.
6. Сознание подобно свету, если оно есть – есть и пейзаж восприятия, если его нет – нет ничего.
7. Возможно ли выворачивание во внутренний мир через точку схода?... Такова, говорят, стадия самйамы, когда свет-сознание становится «лазерным» и возвращается вовне силой.
8. Зачем при наличии обязательной для ЧС самйоги нужна еще и йога как ретроспективное движение к точке схода? Ответ, в частности, можно найти в (чудовищно неприличном) анекдоте «есть нюанс».
9. Ниродха – это временное волевое воздержание от активного участия сознания в инерционном движении элементов пейзажа. Упражнение «Выключатель смыслов» – создает состояние нирвитарка-нирвичара, временно освобождающее ЧС от участия в мириадах смысловых связей.
10. Истинное же созерцание начинается, когда ЧС не теряется более на фоне ниродхи и пейзажа восприятия.
11. И когда Чистое сознание, наконец, самообнаруживается, все дальнейшие пояснения вызывают улыбку.
- Calceteiro
- Опытный практик
- Сообщения: 1162
- Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 160 раз
- Контактная информация:
Спасибо, Михаил, отличный трактат!
Перечитал дважды, остался не совсем понятным пункт 8. :
Перечитал дважды, остался не совсем понятным пункт 8. :
Анекдота не знаю, - в России не был (жил в СССР).8. Зачем при наличии обязательной для ЧС самйоги нужна еще и йога как ретроспективное движение к точке схода? Ответ, в частности, можно найти в (чудовищно неприличном) анекдоте «есть нюанс».
джентльмены (леди, надеюсь, подтянутся), спасибо за отклики!
версий этого замечательного анека немало, мне нравится все же не столь натуралистическая, а та, в которой Аристотель в ответ на вопрос Александра Македонского... вернее, Василий Иванович в ответ Петьке производит лишь мысленный эксперимент (викальпу то есть)
версий этого замечательного анека немало, мне нравится все же не столь натуралистическая, а та, в которой Аристотель в ответ на вопрос Александра Македонского... вернее, Василий Иванович в ответ Петьке производит лишь мысленный эксперимент (викальпу то есть)
Последний раз редактировалось А.Смит 15 окт 2011, 22:05, всего редактировалось 1 раз.
Дуализм философии Патанджали, или смычка города и деревни (сознания и материи):
1. Сознание и материя (пуруша и пракрити) благодаря самйоге (сцеплению) производят множество "детей"-проектов (упражнение: перечислить на вскидку примеры этих детей). Загадка: теряют ли при этом "отец" и "мать" в своей силе? тратятся ли они? Ответ: ничуть не бывало, и это парадокс.
2. При этом сознание расползается по этим проектам в качестве начинки, а материя оформляется в виде разнообразных пирожков. Интенсивность сознания из-за великого множества форм ослабевает (вино разбавляют водой) до такой степени, что оно - в своих отдельных каплях-начинках - теряет свойство блаженного самоощущения. (Вопрос: всякая ли подлинная радость позволяет вернуть на мгновение это блаженство-ананду? и если да, то за счет чего испытывается эта ананда?)
3. Это время разбрасывать камни (самйога). Постепенно начинка, кочуя из пирожка в пирожок - вот ведь какая непоседливая! - обретает опыт (бхогу), и начинает временами отторгать всякую форму через внутренние экзистенциальные кризисы и депресняки (задание: найти анекдот про чукчу, которого отторгла...)
4. Наступает время собирать камни, но навык постоянно разбрасывать (делегировать все наличные деньги, вернее сознание, в новые и новые МММ-проекты) поначалу сильно мешает.
5. Поэтому Патанджали сразу предписывает "тупенькое" упражнение в ниродхе (это вам не змею кундалини воображать!) и обозначает состояние созерцательности как критерий верной практики ниродхи.
6. Регулярная, не фанатичная ниродха тормозит участие капелек сознания в курируемых ими проектах. Капельки воленс-неволенс собираются в свой центр (точку схода), срабатывает центростремительная сила в отсутствие центробежной.
7. Фанатичная ниродха (с перебором) ведет лишь к тупости (асампраджнята) и головной боли. Поскольку миссия капелек по управлению материальным проектом должна быть исполнена, а они сами напитаны опытом-бхогой и заматереть. Подлинная радость, к примеру, несет в себе одновременно восторг достижения материальной цели (бхога) и временную концентрацию-дембель остальных капелек на праздник по этому поводу (пратъяхару).
8. Умудренное бхогой сознание при достаточной концентрации (невовлеченности в миллион забот) начинает ощущать самое себя, самосознаваться. Глаз начинает видеть сам себя.
1. Сознание и материя (пуруша и пракрити) благодаря самйоге (сцеплению) производят множество "детей"-проектов (упражнение: перечислить на вскидку примеры этих детей). Загадка: теряют ли при этом "отец" и "мать" в своей силе? тратятся ли они? Ответ: ничуть не бывало, и это парадокс.
2. При этом сознание расползается по этим проектам в качестве начинки, а материя оформляется в виде разнообразных пирожков. Интенсивность сознания из-за великого множества форм ослабевает (вино разбавляют водой) до такой степени, что оно - в своих отдельных каплях-начинках - теряет свойство блаженного самоощущения. (Вопрос: всякая ли подлинная радость позволяет вернуть на мгновение это блаженство-ананду? и если да, то за счет чего испытывается эта ананда?)
3. Это время разбрасывать камни (самйога). Постепенно начинка, кочуя из пирожка в пирожок - вот ведь какая непоседливая! - обретает опыт (бхогу), и начинает временами отторгать всякую форму через внутренние экзистенциальные кризисы и депресняки (задание: найти анекдот про чукчу, которого отторгла...)
4. Наступает время собирать камни, но навык постоянно разбрасывать (делегировать все наличные деньги, вернее сознание, в новые и новые МММ-проекты) поначалу сильно мешает.
5. Поэтому Патанджали сразу предписывает "тупенькое" упражнение в ниродхе (это вам не змею кундалини воображать!) и обозначает состояние созерцательности как критерий верной практики ниродхи.
6. Регулярная, не фанатичная ниродха тормозит участие капелек сознания в курируемых ими проектах. Капельки воленс-неволенс собираются в свой центр (точку схода), срабатывает центростремительная сила в отсутствие центробежной.
7. Фанатичная ниродха (с перебором) ведет лишь к тупости (асампраджнята) и головной боли. Поскольку миссия капелек по управлению материальным проектом должна быть исполнена, а они сами напитаны опытом-бхогой и заматереть. Подлинная радость, к примеру, несет в себе одновременно восторг достижения материальной цели (бхога) и временную концентрацию-дембель остальных капелек на праздник по этому поводу (пратъяхару).
8. Умудренное бхогой сознание при достаточной концентрации (невовлеченности в миллион забот) начинает ощущать самое себя, самосознаваться. Глаз начинает видеть сам себя.
-
- Сообщения: 2409
- Зарегистрирован: 10 сен 2004, 15:56
- Поблагодарили: 8 раз
Я рад, Костя.
Эти тезисы - компенсация за не слишком удачную беседу по раджа-йоге в воскресенье...
О "выключателе смыслов". Подозреваю, что Милтон Эриксон владел этим приемом, временно разваливая своими диалогами зацикленный фрагмент картины мира пациента. И позволяя психосистеме пациента реинтегрироваться, восстановиться в нужной точке, насколько это было вообще возможно.
Эти тезисы - компенсация за не слишком удачную беседу по раджа-йоге в воскресенье...
О "выключателе смыслов". Подозреваю, что Милтон Эриксон владел этим приемом, временно разваливая своими диалогами зацикленный фрагмент картины мира пациента. И позволяя психосистеме пациента реинтегрироваться, восстановиться в нужной точке, насколько это было вообще возможно.
"из зала - сюда": запись мини-тренинга по раджа-йоге с моего занятия
http://realyoga.ru/files/audio/sms-yoga ... -16-ry.zip
в паузах не ждите, просто делайте что было сказано
можно в том же духе к созерцанию тела добавить созерцание мыслей, а также мыслей и тела вместе
http://realyoga.ru/files/audio/sms-yoga ... -16-ry.zip
в паузах не ждите, просто делайте что было сказано
можно в том же духе к созерцанию тела добавить созерцание мыслей, а также мыслей и тела вместе
ЧС (чистое сознание) можно зацепить на возвратном движении внимания: вот допустим вы ухаете как обычно всем своим сознанием в очередную тему или стандартную реакцию, и вот, наконец заметив это прискучившее фе, можно легким рывком сдать внимание назад... тут-то ЧС и выглядывает, слегка удивленное и вечно свежее...
что называется "передернуть затвор" ))
не сказать, что это сильно помогает жить, но иметь такого игрока на своей сцене думаю не повредит
что называется "передернуть затвор" ))
не сказать, что это сильно помогает жить, но иметь такого игрока на своей сцене думаю не повредит
- Подсудимый, ваше последнее слово!
- Пулемет, патроны - и держитесь, гады!
Познавательный пост.
Больше всего меня привлекает фактура и динамика сознания. Последнее – насквозь субъективное нечто – известно нам в основном по его продуктам взаимодействия с материальной природой, с объектами. Это мысли, эмоции, настроения. И эти насквозь знакомые нам вещи – не вполне сознание, не чистое сознание. И – бррр – постоянно несут в себе отдачу, типа порадовался-поплакал, помыслил-потупил…
А можно ли зацепить переживание чистого сознания? Вопрос, конечно, практический.
В фильмах с наркотой или медициной есть красочные замедленные кадры, как после введения шприца в вену обратно поступает клубы тока крови. Внимание можно уподобить игле шприца, а сознание – его содержимому, блаженному в самом себе, но – блин – почти неуловимому в своей блаженности.
Так вот, переживание чистого сознания можно ловить на грани его поступления в объект (вену) через иглу внимания. Внимание втыкается в объект, но – прежде чем позволить «себе», то есть сознанию, заполнить и начать обживание нюансов объекта – можно зависнуть, оттолкнуться от границы объекта. Тут-то и просекается самобытие сознания, чистое блаженное бытие, ананда.
Это похоже на ловлю момента засыпания, только гораздо проще.
Итак, практика.
прожить в красках аналогию с шприцом
начиная глядеть, допустим, на палец, оттолкнуться от пальца и зависнуть вниманием перед его «границей».
Завершая, ставлю вопрос: а кто, собственно, все это переживает?
- Пулемет, патроны - и держитесь, гады!
Познавательный пост.
Больше всего меня привлекает фактура и динамика сознания. Последнее – насквозь субъективное нечто – известно нам в основном по его продуктам взаимодействия с материальной природой, с объектами. Это мысли, эмоции, настроения. И эти насквозь знакомые нам вещи – не вполне сознание, не чистое сознание. И – бррр – постоянно несут в себе отдачу, типа порадовался-поплакал, помыслил-потупил…
А можно ли зацепить переживание чистого сознания? Вопрос, конечно, практический.
В фильмах с наркотой или медициной есть красочные замедленные кадры, как после введения шприца в вену обратно поступает клубы тока крови. Внимание можно уподобить игле шприца, а сознание – его содержимому, блаженному в самом себе, но – блин – почти неуловимому в своей блаженности.
Так вот, переживание чистого сознания можно ловить на грани его поступления в объект (вену) через иглу внимания. Внимание втыкается в объект, но – прежде чем позволить «себе», то есть сознанию, заполнить и начать обживание нюансов объекта – можно зависнуть, оттолкнуться от границы объекта. Тут-то и просекается самобытие сознания, чистое блаженное бытие, ананда.
Это похоже на ловлю момента засыпания, только гораздо проще.
Итак, практика.
прожить в красках аналогию с шприцом
начиная глядеть, допустим, на палец, оттолкнуться от пальца и зависнуть вниманием перед его «границей».
Завершая, ставлю вопрос: а кто, собственно, все это переживает?
La gente esta muy loca
Может быть, уже до меня это кто-то озвучивал? Идея витает в воздухе... :)
Представляется такая аналогия - текущий поток сознания (или среднестатистическое "Я") похож на ОС (Винда или Линукс) с интерфейсом, красивым рабочим столом, цветными ярлыками и прочими "лишними сущностями". Пратьяхара - это выход из ОС напрямую (куда?) в ДОС или БИОС. С возможностью (в перспективе) что-то поменять в настройках. Пока что отсюда, из ОС, кажется, что там темно и страшно - черный экран с курсором, и всё.
А насчёт чистого сознания... наверно, многие помнят свои детские переживания, схожие с ЧВН. Я помню чувство... (фиг опишешь) какой-то "размытости", разлитости "меня" (и это "Я" само почти не осознаётся) в окружающем мире.
Есть китайская пословица: "спящий пребывает в краю тёмном и сладком". Свои впечатления раннего детства могу описать как взгляд сознания, которое только что открыло глаза и еще в полной мере не оторвалось от того "края тёмного и сладкого", до-разумного безмыслия. И всегда ощущает его близость.
Представляется такая аналогия - текущий поток сознания (или среднестатистическое "Я") похож на ОС (Винда или Линукс) с интерфейсом, красивым рабочим столом, цветными ярлыками и прочими "лишними сущностями". Пратьяхара - это выход из ОС напрямую (куда?) в ДОС или БИОС. С возможностью (в перспективе) что-то поменять в настройках. Пока что отсюда, из ОС, кажется, что там темно и страшно - черный экран с курсором, и всё.
А насчёт чистого сознания... наверно, многие помнят свои детские переживания, схожие с ЧВН. Я помню чувство... (фиг опишешь) какой-то "размытости", разлитости "меня" (и это "Я" само почти не осознаётся) в окружающем мире.
Есть китайская пословица: "спящий пребывает в краю тёмном и сладком". Свои впечатления раннего детства могу описать как взгляд сознания, которое только что открыло глаза и еще в полной мере не оторвалось от того "края тёмного и сладкого", до-разумного безмыслия. И всегда ощущает его близость.
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
В раннем детстве Я вообще не сформировано, ребенок чувствует окружающий мир как часть себя. Границы Я начинают появляться по мере взросления. Поэтому когда сознание остановлено, мы в какой то степени возвращаемся в изначальное состояние.Я помню чувство... (фиг опишешь) какой-то "размытости", разлитости "меня" (и это "Я" само почти не осознаётся) в окружающем мире.
Последний раз редактировалось Ingvar 16 дек 2011, 13:48, всего редактировалось 3 раза.
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
У Патанджали пратйахара поясняется так: следование естественной форме ума, в результате чего возникает контроль индрий (органов восприятия и действий).
У обычного человека естеств форма ума - это прыг-скок по ассоциациям и описаниям восприятий при полном релятивизме последних (кто захватил внимание, того и тапки).
У чвн-щика естеств форма ума - это тот же прыг-скок на фоне покоя-ананты, который и создает возможность недействия этими самыми индриями.
Но для чего нужно управление индриями?
Вспомним, что далее идет самйама - возможность иного действия, супердействия посредством сфокусированного в "луч лазаря" сознания.
Автоматы-Индрии не должны при этом мешаться, поэтому предпринимается спец тренировка - пратйахара - на недеяние. Типа хочу ем, хочу не ем. Без всякого "надо поесть" (программа-автомат).
У обычного человека естеств форма ума - это прыг-скок по ассоциациям и описаниям восприятий при полном релятивизме последних (кто захватил внимание, того и тапки).
У чвн-щика естеств форма ума - это тот же прыг-скок на фоне покоя-ананты, который и создает возможность недействия этими самыми индриями.
Но для чего нужно управление индриями?
Вспомним, что далее идет самйама - возможность иного действия, супердействия посредством сфокусированного в "луч лазаря" сознания.
Автоматы-Индрии не должны при этом мешаться, поэтому предпринимается спец тренировка - пратйахара - на недеяние. Типа хочу ем, хочу не ем. Без всякого "надо поесть" (программа-автомат).
La gente esta muy loca
Рассуждая о чистом сознании впору задаться вопросом о сознании нечистом. Каково оно, обыденное наше? А вот каково: на темноватом фоне пассивной нидра-вритти клубами вьются активные вритти восприятий, почитаний, заблуждений, прогнозов-фантазий, воспоминаний. Нидра-вритти (тамас) циклически усиливается и становится доступной восприятию вещью - неодолимой сонливостью или тупостью. Противоположностью нидре служит увы не ясность-саттва, а возбуждение-раджас. Плоскость чистого сознания (саттвы) перпендикулярна плоскости тамас-раджас, и линия пересечения этих плоскостей постоянно проскакивается маятником обыденного бытия бодрствование-сон. Искусство пратйахары, тренировка в ней посредством ЧВН, в принципе нацелена на увод сознания в иную плоскость - саттвическую. И тогда появляется шанс для самьямы.
-
- Сообщения: 179
- Зарегистрирован: 3 июн 2011, 10:33
- Откуда: Калининград
- Поблагодарили: 5 раз
Спасибо. Отлично сказано. Я долго не мог для себя сформулировать причину беспричинной радости и счастья в детстве. Теперь пазл сложился. До определенного возраста человек отождествляет себя с окружающим миром. Границы Я со временем костенеют, поэтому среди старшего поколения так мало счастливых людей. Рецепт счастья кроется в достижении ЧВН.Ingvar писал(а):
В раннем детстве Я вообще не сформировано, ребенок чувствует окружающий мир как часть себя. Границы Я начинают появляться по мере взросления. Поэтому когда сознание остановлено, мы в какой то степени возвращаемся в изначальное состояние.
Нигде ничего не случилось, но все время что-то происходит.