[Статьи Михаила Свечникова]

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Аватара пользователя
М.Свечников
Опытный практик
Сообщения: 1147
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 07:42
Откуда: Moscow
Благодарил (а): 119 раз
Поблагодарили: 404 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение М.Свечников »

На основе поста про Эрика Берна и чакры рассмотрим генезис организма сознания.

А также его заболевание шаблонами и исцеление осознанием.

Рождённое дитя питается поначалу «потоком сверху» воли-жить (термин Альберта Швейцера), радостью бытия.

Постепенно эта воля разворачивает осознавание - ребёнок жадно учится. И - нарабатывает шаблоны, нужные и ненужные, которые складируются на уровнях Эмо и Инфанта.

В итоге к исходу детства-юности появляется Физик как аналог Взрослого. С набором шаблонов-реакций на поток восприятий.

Далее, жизнь идёт по кругу: восприятие события - шаблонная реакция - собственное действие или бездействие, которое служит продолжению этого круга.

Ручеёк воли-жить, радости бытия, и нешаблонное осознавание-реакция - редкие гости на фоне этого круга бытия, колеса сансары.

Не говоря уже о том, что шаблоны почти целиком подменяют поток любви Родителя.

Знакомая картина, не правда ли? Ну, если не врать себе...

В качестве метода коррекции и раскрытия круга сансары возьмём знаменитую формулу Патанджали.

Сутра 1-17: самадхи с осознаванием возникает от следования цепочке: восприятие-размышление-радость-устранение ложного я.

Самадхи - это в сущности правильное, естественное состояние организма сознания. В отличие от того усеченного состояния, что мы жуём каждодневно.

Восприятие (витарка на санскрите) само по себе нейтрально. Это сигналы органов восприятия, которые складываются в общую картинку события-ситуации. А также картинки памяти или воображения, всплывающие изнутри, когда внешний поток ослабевает.

Термин «размышление» (вичара) - КЛЮЧЕВОЙ, и его надобно раскрыть в контексте нашего рассмотрения.

Покуда мы не знаем про схему уровней-чакр, размышление сводится к имеющемуся шаблону. Эмоциональному или ментальному. Или волевому-агрессивному.

Восприятие - шаблонная реакция - ... и так по кругу. Колесо сансары.

Раскрывая Патанджали, скажем, что размышление - это перво-наперво ловля шаблона!

Потом вспоминание о том, что есть Взрослый, который смотрит на вещи ШИРЕ, чем мелкое я. В контексте общего целого, блага не только себя, но и других.

Потом попытка встать на позицию Взрослого в отношении данного восприятия. Посмотреть на неё «по-взрослому», без кривляния узенького шаблона.

Ясно, что это требует тренировки, падений и подъёмов. Но схема понятна, ясно куда двигаться из круга, как его прерывать.

Взрослый, помимо отсутствия ребячества обладает утонченным эстетическим восприятием здесь-и-сейчас, к которому, собственно, и взывают без устали и без особого успеха все эзотерики.

Что дальше? Радость-ананда, стать снова ребёнком, позволить впрыск в организм сознания радостной воли-жить!

Ну и наконец стать Родителем, излучая через анахату любовь в этот мир. Что соответствует отказу от мелкого я (асмита-арупа = обесформливание эго).

Действие или бездействие при этом следует, исходя из вердикта Взрослого, а не шаблона.

Итак, вместе цикла восприятие-шаблон-действие учимся другому:

Восприятие-ловля шаблона—позиция Взрослого-впрыск радости Ребенка-излучение любви-действие.

При правильном исполнении это и есть самадхи с осознаванием.
За это сообщение автора М.Свечников поблагодарил:
Кузьма
Рейтинг: 6.25%
 
Ἀπόδοτε οὖν τὰ Καίσαρος Καίσαρι καὶ τὰ τοῦ Θεοῦ τῷ Θεῷ
Curma
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 3 дек 2018, 09:09
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Curma »

Друзья, коллеги!
Тут примерно год назад обсуждались сутры 2.33, 2.34 - рекомендующие при различных негативных ситуациях и состояниях культивировать противоположное ( пратипакша бхаванам) . Как у кого получается это практически?
О себе могу сказать - у меня получается откровенно не очень, ни физически ни морально то что мне не нравилось раньше, не нравится только сильнее. То что раньше любила, люблю и сейчас. Конечно приобретение нового опыта расширяет представление о мире, но представление о себе ничуть не изменилось, и трансформировать себя кажется абсолютно не ахимса.
Вот многоуважаемая Гузель Х в прошлый раз поздравила меня с новым этапом в моей жизни (почему? наверное, это был мой первый длинный пост...), но таких этапов было достаточно. чтобы понять, что ничего нового за этим не следует.

Как кто выкручивается если надо доходит до этой сутры?

P.S. Михаил, извините, что пишу в вашей авторской теме, просто этот разговор спонтанно начался здесь, можно перенести в любую подходящую тему по сутрам.
Non scholae, sed vitae discimus
rada
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 1 май 2008, 17:38
Откуда: cary nc
Благодарил (а): 79 раз
Поблагодарили: 50 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение rada »

Curma, по моему скромному опыту - если стресс зашкаливает, то культивация противоположности не работает вообще ;)

Еще отвечу немножко (или сильно) шире. У Вас бывают моменты интроспекции, когда Вы видите вещи со стороны, объективно? - например, те вещи, которые Вам не нравятся. Такой взгляд со стороны, без эмоций. Это было бы эффектом правильной практики, при которой культивация противоположности тоже будет работать, если Вы ее применяете.

И еще, по моему опыту - если нагрузки от жизни превышают возможности практики, то практика просто не справляется. Как много раз было сказано тут, часть правильной практики - это правильный договор с внешним миром, в том числе и дозировка нагрузок. Все ИМХО.
Curma
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 3 дек 2018, 09:09
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Curma »

Рада, вы просто читаете мои мысли, по части дозировки нагрузок я с вами полностью согласна.
Интроспекция бывает, когда я вижу ситуацию глазами другого человека, который мне не нравится, или не нравятся его поступки, поведение, и я могу понять почему это так, но способность встать на чужую точку зрения, не означает автоматически возможности ее принять в силу ситуации, физиологии, генетики, воспитания или убеждений. Собственно это является основной проблемой для женщины, вокруг которой сильные мужчины обо всем договорились.
Non scholae, sed vitae discimus
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Матсья »

Curma писал(а):О себе могу сказать - у меня получается откровенно не очень, ни физически ни морально то что мне не нравилось раньше, не нравится только сильнее. То что раньше любила, люблю и сейчас. Конечно приобретение нового опыта расширяет представление о мире, но представление о себе ничуть не изменилось, и трансформировать себя кажется абсолютно не ахимса.
Это работает немного по-другому. Нужно найти те положительные стороны, с которыми Вы согласны. А не просто составить предложение о том, что всё хорошо и произнести его просебя.

Был такой Юрий Михайлович Орлов. Автор идеи саногенного мышления. Попробуйте почитать у него что-нибудь про работу с эмоциями.
Curma
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 3 дек 2018, 09:09
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Curma »

Это работает немного по-другому. Нужно найти те положительные стороны, с которыми Вы согласны. А не просто составить предложение о том, что всё хорошо и произнести его просебя.

Был такой Юрий Михайлович Орлов. Автор идеи саногенного мышления. Попробуйте почитать у него что-нибудь про работу с эмоциями.
Ну, это еще что-то новенькое... Я лучше следующую с утру почитаю, если вы не возражаете [mmm]
Non scholae, sed vitae discimus
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Матсья »

Конечно [:)] Оставайтесь как есть. Так даже лучше [vay]
Curma
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 3 дек 2018, 09:09
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 7 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Curma »

Спасибо, но я спрашивала не о себе. Как кто справляется с ситуацией, описанной в сутрах 2.33, 2.34, поделитесь своим опытом, пожалуйста.
Non scholae, sed vitae discimus
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Атри »

Я немного не понял идею. В сутре вроде бы все просто изложено. Если в голову лезет эээ неподобающее, сосредоточься на противоположном. Насколько я это понимаю - речь не идет о смене отношения к тому, что лезет в голову, речь об отвлечении. А вы тут уже какой-то психоанализ затеваете. Это конечно тоже вариант, но уже несколько другое, не то что предлагается в сутре.
vovaji
Преподаватель Школы
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 30 апр 2006, 13:47
Откуда: Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 110 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение vovaji »

Curma писал(а):Спасибо, но я спрашивала не о себе. Как кто справляется с ситуацией, описанной в сутрах 2.33, 2.34, поделитесь своим опытом, пожалуйста.
Не совсем понятно, о каких сутрах идет речь, поскольку нумерация в оригинале – 2.1, 2.2, 2.3 и т.д.
Допустим, что речь идет о сутрах из главы 2: 2.3 и 2.4:
2.3. Неведение, чувство самости, влечение, отвращение, боязнь утраты (воплощенной формы жизни) суть пять клеш.
2.4. Неведение (авидья) является полем (проявления) для других (клеш), пребывающих в латентном, ослабленном, прерванном или активном состоянии.

Если рассуждать вообще, не привязываясь к контексту Сутр, то в современной интерпретации это звучало бы как «осведомлен – значит вооружен». А проще говоря, если ситуация понятна, то ты всегда действуешь спокойно (хладнокровно), осмысленно и конкретно.

В контексте же Сутр речь идет о вещах, мало связанных с социумными делами: о непонимании того, что «ты есм Он» - не концептуализированный средой и не связанный с телом Атман. То есть коли ты осознаешь себя Атманом (в терминах Суть – Пуруша), то все, что происходит с твоим уплотненным (воплощенным) продолжением и его средой обитания, вообще тебя никак не задевает. И цель йоги как раз и является дорасти до такого понимания. Поэтому с практической точки зрения для обыкновенного человека конкретно эти две сутры практической ценности не имеют. Только как вспомогательные для понимания того, куда стремиться. Но в любом случае эти две сутры могут служить косвенным индикатором твоей трансформации в результате практики - прирастающей степени внутреннего покоя и равновесия.

PS Также приношу извинения многоуважаемому Михаилу за трескотню на его поляне))
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Матсья »

Атри писал(а):... речь об отвлечении. А вы тут уже какой-то психоанализ затеваете. Это конечно тоже вариант, но уже несколько другое, не то что предлагается в сутре.
А почему нет?
Метод Челентано вполне работает.

Однако у меня отвлечением не получалось. Если можно отвлечься, то можно и просто погасить.
Икота, икота, перейди на Федота, С Федота на Якова, С Якова на всякого, А со всякого, и с Федота, и с Якова уходи ты икота, К себе на болота. Поклонись ты тине В глубокой трясине.
А вот когда отвлечься не получается надо искать противоположное в самом источнике. Ну там инь внутри янь и прочая хрень. Оно там есть в общем. Мне такой подход ближе.
В молодости я долгое время проходил различного рода монашеские тренировки, в число которых входила медитация над безобразием женского тела. Меня учили мысленно расчленять самое совершенное внешне существо на кожу, кости, органы и физиологические жидкости — кровь, желчь, мочу, гной, слюну, костный мозг и так далее. Я подолгу созерцал безобразие всех женских телесных частей по отдельности. Целью упражнения было победить чувственность, и в этом качестве оно оказалось очень полезным. Я стал испытывать к женскому телу глубокое и искреннее отвращение. И к мужскому, разумеется, тоже. Это помогало мне соблюдать предписанное наставниками воздержание.
(с)ПВО Смотритель

Найди то, что даст тебе искренние противоположные мысли. Любым доступным способом. Я так думаю!
Аватара пользователя
Гузель Х.
Сообщения: 688
Зарегистрирован: 15 дек 2005, 14:59
Откуда: г. Казань
Благодарил (а): 35 раз
Поблагодарили: 142 раза

Re: [Статьи Михаила Свечникова]

Сообщение Гузель Х. »

Пример с отвлечением на противоположное.
Муж и жена поссорились. Муж отвлёкся на соседку (противоположное и спокойное), а жена на танцующего на винограде Челентано: "Вот бы мне такого мужика...". Обоим хорошо. Но сознание прежнее. Продолжение следует.
Жить и действовать по слову.
Ответить