Бхога
Добавлено: 11 фев 2011, 16:30
Раз бхога, жизненный опыт является необходимым условием практики йоги, а точнее необходимым для обогащения Атмана, который в дальнейшем, может слиться с Единым, можно предположить, что должно быть накоплено определенное количество бхоги для этого. Накапливается он, правда, в течении сотен перерождений, но в то же время может быть важен опыт именно этой жизни, сегодняшний, который, дополняясь к опыту прежних перерождений, позволит, при присутствии Пуруши, достичь освобождения.
М. Свечников пишет: «Со временем (по мере насыщения бхогой) царственное присутствие Зрящего дает знать, ум успокаивается, и когда он (ум) по чистоте становится равным Пуруше (3-56), имеет место кайвалья – таинственный миг ухода из круга сансары на другой уровень бытия с другими правилами, будь то нирвана или что-то иное.»
«По мере насыщения бхогой, частицы внимания становятся не жадными свободными радикалами, а вполне инертными кусочками, стекающими посредством загадочной силы присутствия иномирного Пуруши обратно в массив простого внимания – Атмана лучезарного (1-47).»
Михаил, если честно, то я не нашел где в сутрах говорится именно о необходимости мирского опыта для освобождения. Здесь, например, пишется о том, что такой опыт есть и при прекращении соединенности Зрящий абсолютно свободен:
2-23 Опыт подчиненности и господства в отношении сил своей природы, распознавание этих сил, создаются соединенностью Зрящего и зримого (через читту)
2-24 Причина этой соединенности – неведение (клеша «авидья»)
2-25 Прекращение неведения прекращает соединенность, устраняя ее, тогда Зрящий абсолютно свободен (кайвалья)
Если все таки принять положение о том, что только получив мирской опыт человек может достичь освобождения, вернутся к Единому, то приобретает значение и деятельность человека по развитию себя и получению этого опыта.
Мы приходим к деятельности человека в мире как активного субъекта, который не только получает бхогу из внешнего мира, но своей активностью изменяет этот мир. Может быть, движение в йоге должно сопровождаться и движением личностного развития в социальной сфере.
Полученный жизненный опыт может усваиваться и закрепляться тогда, когда он ведет к изменению поведения, возможностей человека, отношения к жизни. Проявляться это может при активности человека как субъекта жизни, то есть такой активности, которая целенаправленно осуществляется человеком, что требует, например, развития качеств саморегуляции поведения.
Таким образом, можно предполагать, что развитие личности, о котором в сутрах подробно не говорится, также важно для практики йоги.
М. Свечников пишет: «Со временем (по мере насыщения бхогой) царственное присутствие Зрящего дает знать, ум успокаивается, и когда он (ум) по чистоте становится равным Пуруше (3-56), имеет место кайвалья – таинственный миг ухода из круга сансары на другой уровень бытия с другими правилами, будь то нирвана или что-то иное.»
«По мере насыщения бхогой, частицы внимания становятся не жадными свободными радикалами, а вполне инертными кусочками, стекающими посредством загадочной силы присутствия иномирного Пуруши обратно в массив простого внимания – Атмана лучезарного (1-47).»
Михаил, если честно, то я не нашел где в сутрах говорится именно о необходимости мирского опыта для освобождения. Здесь, например, пишется о том, что такой опыт есть и при прекращении соединенности Зрящий абсолютно свободен:
2-23 Опыт подчиненности и господства в отношении сил своей природы, распознавание этих сил, создаются соединенностью Зрящего и зримого (через читту)
2-24 Причина этой соединенности – неведение (клеша «авидья»)
2-25 Прекращение неведения прекращает соединенность, устраняя ее, тогда Зрящий абсолютно свободен (кайвалья)
Если все таки принять положение о том, что только получив мирской опыт человек может достичь освобождения, вернутся к Единому, то приобретает значение и деятельность человека по развитию себя и получению этого опыта.
Мы приходим к деятельности человека в мире как активного субъекта, который не только получает бхогу из внешнего мира, но своей активностью изменяет этот мир. Может быть, движение в йоге должно сопровождаться и движением личностного развития в социальной сфере.
Полученный жизненный опыт может усваиваться и закрепляться тогда, когда он ведет к изменению поведения, возможностей человека, отношения к жизни. Проявляться это может при активности человека как субъекта жизни, то есть такой активности, которая целенаправленно осуществляется человеком, что требует, например, развития качеств саморегуляции поведения.
Таким образом, можно предполагать, что развитие личности, о котором в сутрах подробно не говорится, также важно для практики йоги.