На основании своего личного опыта и общения здесь , затрону тему того, как
Гуны отражаются в рабочем процессе практики классической йоги. По сути это повторение некоторых сообщений в теме под ракусом гун Раджас, Сатва, и Тамас.
1. Сначала адепт перебирает в старании сделать как на картинке, это может сопровождаться некоторыми травмами. Это Раджас (раж по М.Свечникову:)) когда доминирует симпатический режим нервной системы - активная деятельность. Распространённые по миру школы Айенгара, Аштанги- виньясы, Бикрам, Шивананды (несмотря на то,что там отдыхают в Шавасане) практикуют раджас -гимнастику, и не ведая о Йоге Патанжали как практике ЧВН - Сатвы.
2. Тамас, - это сон, ("томление" по М.Свечникову.) Например, когда спишь, или когда засыпаешь "полу-сном", видишь сны, но не руководишь процессом, не можешь выйти из бессвязных видений. Это состояние, когда нет уже Я-эго, которое занимается и к нему не вернуться, так как сон даёт своё кино.
Если уснул, то внимание ушло, отдалось хаосу сна. Засыпание - ошибка, как и перебор в усилии, но в "другую сторону". При этом внимание уходит в свободное плавание в подсознании или бессознательном. Как с этим справляться и идти к коректной практике? Например,такие варианты:
- если уснул, отоспаться и заниматься дальше после этого, либо заняться позднее когда будет возможность
- убрать "условия для засыпания": если засыпаешь в Шавасане на спине - делать шавасану на боку, животе или расслабляться сидя.
- нарабатывать навык возвращать внимание в тело ( Йога - искуство коммуникации, глава "для начинающих") , цитата В.С. Бойко
из Нити 12:
"Кир
Как бороться с засыпанием в асане? может не догрузил?
Как преодолеть предел расслабления?
Виктор
Эксперт
Значит что-то нарушено или в исходных условиях, скажем - Вы недосыпаете, или в технологии. После того, как разобрались с ощущениями или напряжением (в "стоячих", для пресса и связанных со стойками на руках Вы, я думаю, не засыпаете, значит речь идет о сидячих и лежачих позах, так?), следует не пускать сознание на самотек, но привязать его к одному из следующих процессов: релаксации глаз; движению воздуха в ноздрях; движению брюшной стенки при дыхании (сердце здесь слушать в какой-либо форме крайне нежелательно) и просто вредно. И удерживать внимание на этих ритмах - ненавязчиво, но неотрывно. Вот тогда и появляется промежуточное состояние - ни сон, но и не бодрствование. Конечно, сразу это не получить, ведь есть какие-то свои особенности, наконец - время нужно, чтобы адаптироваться к практике."
- Нидра или Шавасана перед практикой цитата В.С. Бойко из
Нити 12 :
" Кир
Большое СПАСИБО Виктор за ответ про засыпание.
Недосып присутствует.
Речь про сидячие и лежачие позы.
Привязываю сознание к дыханию, через некоторое время
сознание, как бы, обесточивается (нехватает ресурсов чтобы сохранять привязку) и происходит засыпание.
Сохранение привязки, как раз, и дает то напряжение, которое
приводит к пределу расслабленности, который я не могу преодолеть.
Подскажите где может быть проблема?
Виктор
Эксперт
Я не вижу иного выхода,кроме как сделать Шавасану или Нидру ПЕРЕД практикой - в Вашем случае, чтобы из нее ушла сонливость, и после практики - как положено."
3. Сатва - это не сон и не нормальное бодрствование. Это парасимпатический режим, но сознание минимально присутствует в отличии от Тамаса.
Путь от Раджаса к Сатве это рабочий процесс, когда понимаешь и учишься уменьшать уровень нагрузки, напряжения, не перебирать в естествнном усилии "сделать как лучше", с тем, чтобы не было ощущений мешающих ментальной релаксации.
Ментальная релаксация, ЧВН, приходит сама в процессе практики асан: становится "тихо и хорошо", приходит покой и тело плывёт само дальше в форме.
Как отличить корректную практику (Сатва): это хорошее самочуствие после занятий, когда нет усталости и вымотаности,как после работы (Раджаса), и нет тяжёлого, полусонносго состояния как после бреда, сновидений (Тамас).
Чтобы самостоятельно увидеть где есть ошибки "Раджаса" перебора в усилии, или перерасслабления (Тамас) надо заниматься и потом, после занятий смотреть что выходит, анализировать, думать. Может случиться, что после пары асан спишь и смотришь бредовые сны на коврике, пока не поймёшь ,что это Тамас, а не сатва-ясность. В одиночку этот процесс идёт медленно.