Очень многое зависит от склада ума и мотивационной установки индивида. Подобрение физического состояния - очень уж "витарочная" цель для такого великого учения как йоги. Это все равно, что утверждать: Окончательное освобождение только для сильных и здоровых. Между прочим, даже самые продвинутые йоги тоже подвержены болезням или умирают, так и не достигнув окончательного освобождения.
Действительно, очень важно знать, для чего все это делается и не превращать свое хоть и совершенное, но все таки ограниченное умение (вайшарадя) в цель жизни (пурушартха). В этом смысле обсуждающаяся здесь сутра ЙС ІІ.33 очень уместна.
витарка-бАдхане пратипакШа-бхАванам || 33 ||
Оычно этот афоризм не вызывает никаких кривотолоков среди переводчиков и самое главное, среди комментаторов, см.
http://www.orientalgate.org/article382.html
Вы увидите, что я тоже перевел этот афоризм в общем потоке и даже не задумывался над тем, есть ли у него более глубокий смысл. Но сейчас, читая этот интересный тред, у меня порождается другое толкование афоризма, и в этом толковании я склонен следовать совету Калидасы опираться прежде всего на санскрит и лингвистическую логику.
Давайте посмотрим, к чему это нас приведет.
витарка-бАдхане - букв. при помехе со стороны витарков, т.е. когда нам мешают несвойственные и неуместные мотивы, но и не только, когда аналитическое мышление (витарка) берет верх над нашей сосредоточенностью и решимостью добиться окончательно освобождения,
тада пратипакша-бхаванам,
т.е. тогда бхавана (медитация, которая имеет своим объектом саттвическое бытие, бхавья), не находится в своем собственном локусе (свапакша), а в противоположном локусе (пратипакша), который не способствует появлению самадхи=йоги.
Подобную логику мы встречаем в комментариях к
Йога-сутра І.1, где Вьяса, Вачаспати Мишра и Рагхавананда Сарасвати ясно подчеркивают, что из трех первых плоскостей сознания (
читта-бхуми), только
викшипта категорически объявляется протиположным Йоге локусом (
йога-пратипакша). Даже в
мудха имеется подобие с однонаправленностью сознания, так как все модификации сознания подавлены
тамасом. И только в однонаправленно сознании (
екаграта-четас) самадхин в высшей степени созерцает свой медитативный объект как непосредственную
онтомнемическую реальность (
бхавья). Онтомнемезис понимается здесь как непрерывное памятование о сущности истинного бытия (см.
Йога-варттика І.1).
Поэтому и первый этап самадхи обозначается не иначе как
савитарка-самапатти, т.е. самадхи с витаркой, от которой следует освободиться на втором стадии медитации,
нирвитарка-самапатти.