Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Винни-Пух и все-все-все
Сообщения: 1524
Зарегистрирован: 5 дек 2009, 14:02
Благодарил (а): 39 раз
Поблагодарили: 186 раз

Сообщение Винни-Пух и все-все-все »

Alifie: " Вайенруд, мой "чистый внутренний свидетель" реагирует на ваши постинги на этом форуме, как на назойливую муху. С ним что-то не так?"

У меня похожие ассоциации. Теплая летняя ночь... Открытое окно... Над ухом пищит комар... Помните, как у Жванецкого? "Вы пытались зашвырнуть комара? Он не летит!"
Вайенруд
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 26 фев 2010, 16:03
Контактная информация:

Сообщение Вайенруд »

Понимаю. Когда эго-уму не дают почву, эмоциональную привязку (как жевательную резинку) для удовлетворения, то слова, как объект восприятия либо вызывают раздражение, либо не могут быть осмыслены... Возникает "превратное понимание" (читайте 1.8, 1.9 Йога Сутры Патанджали) :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Эва Гейтс, блестяще! :D в точку!

Ну что, пора выдать цикуту этому вампирическому Сократу?
Я (как личность, конечно) - за!

_________________
ой, вань, умру от акробатиков


См. ответвление:
"Банный лист"
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

Добрый день.
Показал ваш перевод и коментарии к ним.(1.1-1.30)
Израильским преподавателям йоги они были в восторге.
Я перевожу вас построчно + перевод ваших статей имеющих отношение к строчкам Патанжали + коментарии.
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Здравствуйте, Александр! я очень рад.

Пришлите мне, пожалуйста, в личку свой мэйл или лучше отпишите по эл.почте, я сброшу Вам готовый doc-файл (под книжку) с комментами для сверки. Кое-что изменено в части самапатти (согласился с критикой воваджи), и немного добавил в комментах. Это не особенно принципиально (на общую концепцию не влияет), но если есть возможность, лучше сверить и поправить.
литлбиг
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 8 апр 2009, 04:38
Откуда: t-sk
Благодарил (а): 31 раз
Поблагодарили: 104 раза

Сообщение литлбиг »

А.Смит:
Всё это - для меня - логические цепочки и выводы, прослеживающиеся в Сутрах "беспредельщика" (ананта) Патанджали, объемлющего всё.

Прочтем под этим углом Бхагавад Гиту (в великолепном подстрочнике акад. Б.Л.Смирнова), глава 7:
Вот как упражняется в вышеописанном ключе Шри Кришна:
Цитата:
7. Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня всё это нанизано, как жемчужины на нить.
8. Я вкус в воде, о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях (314);
9. Чистый запах в земле; я блеск в огне, жизнь во всех существах; я подвиг подвижников.
10. Знай меня, Партха, как вечное семя всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных;
11. Я сила сильных, свободных от вожделений и страсти; я в существах желание, не противоречащее закону, о бык среди Бхарат.
12. Состояния саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне.
13. Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введённый в заблуждение, не познаёт меня, пребывающего над ними, непреходящего.


Отмечу, что Кришна в данном отрывке избирателен, самое вкусненькое и красивенькое перечисляет. Ну может состояние у него всегда такое, почему бы нет.
Атман - не избирателен вообще.
Как на ваш взгляд (по сути).
весь этот (преходящий )мир вводится в заблуждение этими тремя состояниями (гунами)
С приятием
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

да вроде параллельно... 8)
приведенный перевод Смирнова - буквальный, а у него есть еще литературный перевод Гиты.
La gente esta muy loca
alexyoga
Преподаватель Школы
Сообщения: 1818
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
Откуда: http://www.realyoga.co.il
Благодарил (а): 280 раз
Поблагодарили: 379 раз
Контактная информация:

Сообщение alexyoga »

Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
vidja
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 15:00
Откуда: Москва

Сообщение vidja »

Приветствую уважаемых йогов :)
Несколько лет сам занимаюсь. Вначале из-за проблем со здоровьем мне посоветовали, а я проникся, так сказать. Затем столкнулся с тем, что без работы с "головой" ничего толком не получается и пришел необходимости изучения философии йоги. А она оказалась противоречивой.
С большим любопытством изучил ваш портал (давно его читаю, много интересного). Меня заинтересовал ваш подход к сутре Патанджали с точки зрения, освобожденной от религиозной составляющей, которую встречал в других местах. Но почитал тему и как-то запутался... :roll: Сансара везде, где я раньше встречал это слово, предполагает чисто религиозный мировоззренческий подход . Этот термин связан в индуизме с другими: реинкарнацией, загробными мирами, с кармой. Данные концепции индуизма противоречат мировоззренческому подходу основателя Школы, если я правильно понял его... Однако ученики его Школы (опять же, как я понял) признают данные индуистские концепции и комментируют их (очевидно, что сам Основатель не против этого)... :roll:
Не могли бы уважаемые йоги Школы или сам уважаемый Виктор прокомментировать очевидное противоречие. Проясните, пожалуйста, свое отношение к понятиям Сансара, реинкарнация, карма.
С уважением :!:
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Ну начать с того, что у многих тут довольно разнообразный опыт практики в различных традициях. Терминология и понятия знакомые и привычные. Почему бы ими не пользоваться? А вот как удаётся найти общий язык? Тут есть маленькая хитрость. Большинство здесь присутствующих явно или не явно придерживаются, так скажем, идеи о первичном опыте. Её никто тут не формулировал, но примерно она выражается так:
Под всеми религиозными и мировозренческими доктринами лежит некий индивидуальный опыт. Опыт этот у всех более или менее одинаков (архитипичен). А вот его объяснения могут быть разными в широких пределах.
Например исследуя в практики причины происходящих событий мы можем заметить, что наши поступки в значительной степени определяются нашим опытом и ограничены по историческим причинам. Для многих из этих ограничений мы в состоянии найти причины и причины эти могут быть подтверждены независимым наблюдателем. Но для некоторых ограничений мы не можем найти таких подтверждений. Скажем практикуя я могу увидеть "свою прошлую жизнь" и понять, что "я поступаю так потому, что в прошлой жизни произошло это". Это факт (факт, что я такое видел), но было ли это "на самом деле"? Видение будет по форме вполне соответсвовать формату "воспоминания" и для меня будет вполне реальным. А вот подстверждения этим воспоминаниям из независимого источника мне уже не получить :( Из такого опыта я могу сделать вывод о реинкарнации и карме, а могу и о гибкости психики и случайности. Но даже если мы с Вами придём к разным моделям, нам всё равно будет что обсудить. Ведь у нас был сходный опыт.
Казалось бы это естественно научный подход, но на самом деле нет. Научный подход требует объективных свидетельств. Эксперимент должен получаться независимо от того, кто его проводит. А в йоге это не так. Не смотря на то, что опыт разных людей в чём-то сходен, реально он каждый раз отличается, часто даже у одного и того же человека. Ну тоесть принципиально субъективен.
Люди, которые не отдают приоритета опыту тут не задерживаются. Остальные вполне могут найти общий язык именно благодаря сходным переживаниям. При этом тут есть и материалисты и идеалисты, да и агностики тоже встречаются.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

vidja писал(а):Данные концепции индуизма противоречат мировоззренческому подходу основателя Школы, если я правильно понял его... Однако ученики его Школы (опять же, как я понял) признают данные индуистские концепции и комментируют их (очевидно, что сам Основатель не против этого)... :roll:
Хороший вопрос! отвечаю как главный виновник противоречий.
ВСБ подчеркивает техническую сторону Сутр Патанджали, ибо там гениально кратко и общо сформулированы принципы повседневной практики и ее последствия (1-я и 2-я главы).
Взявшись прошерстить всего Патанджали, я (как и многие до меня) обнаружил там много других "зверей" - и карму и реинкарнацию и сансару (этого удобного слова-колеса в тексте нет, но сей концепт, скрываясь под термином "бхога" логически вытекает из содержания Сутр).
Далее - в соответствии со своим опытом и знаниями - пришлось все это развернуть в комментариях. А как иначе? Верить в это мне не свойственно, я исследовал предмет как... препод кафедры научного атеизма, скажем. Мой же энтузиазм и моя эмоциональность связаны с красотой текста Сутр, не имеющей никаких известных мне аналогов.
Вера - это специфическое свойство многих людей, но лично я ею, пожалуй, сильно обделен. Только опыт, логика, плюс использование имеющихся языков описания реальности (в том числе и религиозные) - как совершенно точно подметил Матсья. Подозреваю, что Патанджали действовал похожим образом. Он не верующий, он - настоящий "видья", видящий, знающий, очень очень зрелый мыслитель.
Несколько сумбурно, но надеюсь, ответил.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Многое в комментах опирается на опыт переживания "массивного материка" Пуруши, ну что делать! бывает такое в практике, и это незабываемо. Идентифицирую такое как духовное начало, дух, постигаемый в опыте практики. Совершенная неподвижность чего-то, мощное присутствие чего-то невыразимого материальным языком (языком изменений).
Вот к примеру описание-обобщение опыта и некоторые "прискорбные" выводы:

"Бхога, Пуруша, Атман, сознание

"Божественная эманация", Атман, засылается в мир и предстает в нем простым вниманием. Это внимание направлено «от» Пуруши, и не видит свой источник. Это начальное неведение (авидья). Объектами мира (бхогой) внимание разбивается на мириады кусочков, ввязывается в мириады ситуаций. Это карма (затеянные дела) и колесо сансары (механизм их исчерпания). По мере насыщения бхогой, внимание начинает отражаться «обратно» к Пуруше и при некоторой критической массе такого отраженного внимания начинает замечать присутствие «громадного материка» Пуруши. Постепенно внимание начинает с нарастающим ускорением «перемагничиваться» в сторону Пуруши, собираясь в изначально целостного Атмана, но уже с обратным знаком направления и обогащенным бхогой. В некоторый момент практики пузырек сознания замечает массивного неподвижного Пурушу и отвлекается от мельтешения Пракрити. Одновременно сознание (читта) чистится так, что становится саттвой, а саттва, обращенная к Пуруше, вычищается им до чистоты самого Пуруши. Это кайвалья, в которую всасывается читта-саттва. Пуруша, изначальный и все же иной, замирает, утверждается в собственной форме для новых подвигов.
Прискорбное следствие: недостаточно насыщенное бхогой внимание не может стать «естественно отраженным»; оно, по определению, рвется «от» Пуруши! Поэтому нельзя стать йогином из идеи – необходимо накопление мирского опыта («многих воплощений»), некоторая усталая насыщенность этим миром и реализацией его механических задач. Пуруша просто не в состоянии быть замеченным незрелым вниманием! Поэтому таким йогинам остается лишь созерцать мельтешение Пракрити, не более. Им надо идти в мир, а не торчать в келье… Йога же для них – только во вспомогательном аспекте здоровья, что Патанджали интересует в самую последнюю очередь. С другой стороны, хорошее здоровье – важная задача, экзамен для йогина. Ведь это уже некая целостность, собранность – в обратный путь «к» Пуруше."

Ну и что? написал я это и дальше пошел - практиковать. Не зацикливаясь и не заморачиваясь. И в каком месте этого описания лично я - мне неважно. Я просто выразитель (на удобном мне и другим языке описания) внутренней логики процессов и делаю это, насколько умею. А жизнь все равно шире любого описания...

Наилучший известный мне образ собирания разбитого внимания обратно в Атмана: в фильме Терминатор-2 замороженный и разбитый на фрагменты терминатор - под действием тепла ("Пуруши") - собирается, стекает по каплям обратно в общий целостный массив.
La gente esta muy loca
Серёга
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

А.Смит писал:
Подозреваю, что Патанджали действовал похожим образом. Он не верующий, он - настоящий "видья", видящий, знающий, очень очень зрелый мыслитель.
Давно хотел спросить: насколько смело можно говорить что Патанждали был носителем опыта, описываемого им в Йога-сутрах?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

To vidja: ученики, преподаватели и адепты Школы скорее не признают концепции индуизма, а, как точно заметил уважаемый Матсья, в основном используют его терминологию. И не только ее, ведь йога была ассимилирована почти всеми религиозно-философскими системами Древней Индии. Что, кстати, ясно говорит о ее первичности по отношению к философии, как таковой. И реконструированная мною в более или менее развернутом виде технология традиционной (опирающейся на Сутры Патанджали) йоги прежде всего основана на моем личном опыте занятий ею.
В 1971 начали мы, трое друзей и сокурсников института, занятия эти вслепую. Опираясь на "Прояснение йоги" Б.К.С. Айенгара. Довольно быстро я понял, что автор ее подает как йогу свои личные физические возможности, и тогда возник вопрос: а что же все-таки йога на самом деле? Поскольку философия йоги с практикой тоже никак не увязывалась. Несколько лет я собирал информацию, не прекращая упорных занятий, но строя их в таком ключе, чтобы не травмироваться, поскольку трамы - штука совсем не интересная.
За это время прояснилась ключевая роль физической и ментальной релаксации. Вначале я, с подачи Айенгара и вследствие распространенного в массах заблуждения также считал, что увеличение сложности асан - это признак успеха в практике, и стремление к этому в каком-то виде существовало, пусть минимально. К тому времени стало абсолютно ясным, что силой тело принудить к развитию гибкости выше собственной природной - невозможно.
Но в какой-то момент времени я заметил, что "отключение" головы, обезмысливание является неким допуском к скрытому запасу физической гибкости. Иными словами, если в обычном тонусе (состоянии) сознания я могу силой согнуть тело до известного предела, то релаксация сознания (торможение, прекращение и минимизация ментальной активности) дает возможность телу согнуться, как минимум, вдвое больше! Причем без каких-либо собственных усилий и последующих негативных последствий!
Исследуя это явление на себе, я понял, что обезмысливание на время практики дает потрясающие результаты в плане самочувствия и общего состояния. И продолжил занятия уже в этом ключе. От начала наших тупых занятий по Айенгару до того, как я понял что такое йога на самом деле и начал практиковать в правильном ключе прошло лет десять. В средине восьмидесятых я нашел самопальный перевод Сутр, и когда прочел определение йоги - все встало на свои места.
И впоследствии только уточнялось. Причем - ТОЛЬКО через практику.
В конце концов сложился технологический алгоритм и возникла возможность его тиражировать, то есть обучать других.
Все же используемые термины носят обслуживающий характер. Понимание технологии и, соответственно, построенной на ее базе философии у каждого человека разное по глубине и качеству.
В принципе, для решения утилитарных задач (а для человека Запада, да уже и не только, умение произвольно тормозить ментальную активность обеспечивает на начальном этапе освоения технологии традиционной йоги физическое здоровье и гармонию с сами собой и окружающим миром, социумом) достаточно одной практики, философия вообще не нужна. Она интересует небольшую часть людей, к ней склонных. И это также замечательно, поскольку углубляет и расширяет понимание феномена йоги и ее мировоззренческих аспектов.
Но именно практический аспект (реальные эффекты работы с телом и сознанием) представляет огромный интерес для миллионов людей. И, возможно станет со временем частью парадигмы нового образа жизни.
ИМХО.
А сам я скорее всего - агностик.
vidja
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 27 мар 2010, 15:00
Откуда: Москва

Сообщение vidja »

Матсья писал(а):Ну начать с того, что у многих тут довольно разнообразный опыт практики в различных традициях. Терминология и понятия знакомые и привычные.
По правде говоря, до сих пор я еще ни разу и нигде не встречал агностика или материалиста, который бы использовал индуистские тексты и их терминологию в качестве своей терминологической базы (поправьте, если я не прав)... 8O
Матсья писал(а): Почему бы ими не пользоваться?... Тут есть маленькая хитрость... идеи о первичном опыте...
Под всеми религиозными и мировозренческими доктринами лежит некий индивидуальный опыт. Опыт этот у всех более или менее одинаков (архитипичен). А вот его объяснения могут быть разными в широких пределах
Разве религиозная доктрина не является мировоззрением? 8O По поводу "архитипичности"... В этом плане лично мне интересна трансперсональная психология. Которая, кстати, имеет религиозную основу, как я понял. Все без исключения практики различных восточных школ (поправьте, если я не прав :wink: ), использующих индуистские первоисточники, принимают идеи Сансары, реинкарнации, существования Высшего разума (в различных формах), т.е. их опыт и интерпретации носят религиозную окраску. И это понятно, поскольку таковы первоисточники брахманизма и йоги Индии.
Матсья писал(а): Это факт (факт, что я такое видел), но было ли это "на самом деле"? Видение будет по форме вполне соответсвовать формату "воспоминания" и для меня будет вполне реальным. А вот подстверждения этим воспоминаниям из независимого источника мне уже не получить
Ну почему же. Я встречал (в Ведах в том числе) упоминания о том, что в определенном смысле развитые практики могли осознавать совместный с кем-то из тех, кто может подтвердить, опыт прошлых жизней. И это определенно нельзя списывать на субъектевизм, по-моему. Слишком уж похожий опыт.
Матсья писал(а): Эксперимент должен получаться независимо от того, кто его проводит. А в йоге это не так
Ну почему же... На это вам могут возразить, что если соблюдать четкие условия эксперимента, результат предопределен. Просто эксперимент эксперименту рознь. В той же экспериментальной физике, а это чистая наука без метафизики, простейшие опыты, например, с тем же яблоком Ньютона :lol:, доступны для проведения любому дилетанту. С другой стороны, опыты, к примеру, в экспериментальной ядерной физике потребуют совсем не тривиального образования и не каждый сможет его получить просто в силу отсутствия способностей. Пример из теоритической физики: общая Теория относительности не была понятна большинству высокоученых современников Энштейна из-за своей сложности и в нее не сразу поверили. Поэтому Вам, Матсья, могут возразить, что отсутствие у человека необходимых способностей к пониманию не может быть причиной отрицания законов физического мира (это же можно и экстраполировать и на понятия Сансара, реинкарнация и т.п. в метафизике). Чисто логически. Вот 8O

С уважением :!:
(продолжение следует)

А.Смит писал(а):
Далее - в соответствии со своим опытом и знаниями - пришлось все это развернуть в комментариях. А как иначе? Верить в это мне не свойственно, я исследовал предмет как... препод кафедры научного атеизма, скажем.
:) источник-то имеет чисто брахманистскую религиозную основу (тысячелетиями наработанную). Терминология соответствующая. Библия ждет Вас. Ее тоже тогда можно комментировать и использовать ее терминологию в целях... облико морале строителя коммунизма :lol: А что, свод этических норм похож. Похоже, коммунисты сделали ошибку, им надо было брать всю терминологию целиком :)
Не примите за сарказм. Это просто юмор 8) . Местами Вас читать интересно :)

С уважением :!:
(продолжение следует)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ну что ж, видья, человек вы в меру безграмотный и читать вас совершенно неинтересно. Успехов вам! мир широк, места всем хватит. :D
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

Мне не очень понятно, что Вы хотите сказать. Ну вот я вполне себе агностик. С очень сильным уклоном в материализм. Когда есть необходимость я пользуюсь индуистскими терминами.
уже стал легендой диалог между Наполеоном и Лапласом. Наполеон как-то спросил: «Ньютон в своей книге говорил о боге, в Вашей же книге я не встретил имени бога ни разу». Лаплас ответил: «гражданин первый консул, в этой гипотезе я не нуждался»
Для меня любой термин не точен и отражает только часть опыта. Нет терминов плохих или хороших. Есть термины более точные и менее точные. Причём точность их зависит также от задачи. Например в физике было когда-то понятие "теплород". С его помощью решали некоторые задачи. А теперь им не пользуются. Заменили на более общий термин "кинетическия энгергия". Причём для некоторых задач замена одного на другое к изменению результата не приводит. Просто энергию можно применять шире, чем теплород.

В общем не вижу никаких препятствий к тому, чтобы пользоваться какими либо терминами (в том числе и индуистскими). Если это приводит к взаимопониманию, то почему я должен от них отказаться?

Вы мне скажете "Ты плохо знаком с этой терминологией и не имеешь права ей пользоваться!". На это я отвечу, что меня не интересует звание самого крутого индолога. Меня интересует, чтобы собеседник меня понял. Вы с большей вероятностью поймёте человека, который плохо говорит с Вами по-русски, чем того, который будет отлично беседовать с Вами, например, на арамейском. Я стараюсь использовать язык понятный собеседнику.
vidja писал(а):Я встречал (в Ведах в том числе) упоминания о том, что в определенном смысле развитые практики могли осознавать совместный с кем-то из тех, кто может подтвердить, опыт прошлых жизней. И это определенно нельзя списывать на субъектевизм, по-моему. Слишком уж похожий опыт.
А я видел много хороших фильмов. Там столько всего было показано.... Некоторые из них назывались "документальными". А ещё я видел как свидетели в суде дают ложные показания. Да и много чего ещё видел. Человеческие свидетельства ненадёжны. Даже если записаны в священных книгах.
vidja писал(а):Поэтому Вам, Матсья, могут возразить, что отсутствие у человека необходимых способностей к пониманию не может быть причиной отрицания законов физического мира (это же можно и экстраполировать и на понятия Сансара, реинкарнация и т.п. в метафизике). Чисто логически. Вот.
Причиной существования различных школ буддизма являются различные умственные способности адептов
(с) Чоки Нима Ринпоче "Неоспоримая истина".

На самом деле даже круче. Отсутствие адекватного понимания даже не мешает выживанию. До тех пор, пока я не нарушаю физические законы со мной будет всё в порядке. Даже если я полный идиот и на концептуально уровне могу только тихонько мычать. А с человеческими законами ещё интереснее. Со справкой из психдиспансера общество позволит мне многе из того, что нормальному человеку делать нельзя (по крайней мере современное общество).

Вот я когда-то писал, почему я не буддист http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=9041#9041
Смело делайте замену "буддист" на "индуист" результат будет тот же.
(продолжения не последует) :wink:
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Серёга писал(а):Давно хотел спросить: насколько смело можно говорить что Патанждали был носителем опыта, описываемого им в Йога-сутрах?
А вот я на Виктора Сергеевича сошлюсь. Говоря о знании йоги проф. Смирновым (переводчике БхагавадГиты), ВСБ излагает примерно так: "Сам Смирнов не практиковал, но его изложение характеризуется безупречным видением ученого".
Вот и про Патанджали можно так сказать.
Добавлю, что по моему мнению Патанджали относится к классу "видеха" (видящие) (шлока 1-18 вроде), к тем немногим, кому дано и без регулярной практики. Видехи на мой взгляд тяготеют к Пуруше, а есть еще класс "пракрити-лайя" (слитые с природными силами). Ну, это силовых дел мастера, колдуны всякие, экстрасенсы.
Пример такого парня (горбуна?) тоже есть в книге ВСБ, так тот лечил народ на югах толпами, а для разнообразия загибал, посмеиваясь про себя, всякие небылицы про чакры и кундалини.
La gente esta muy loca
Серёга
Сообщения: 670
Зарегистрирован: 29 янв 2008, 21:34
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 53 раза

Сообщение Серёга »

Спасибо за ответ Михаил.
Но что же тогда не позволило Патанджали написать комментарии к Йога-сутрам, глядишь и кривотолков было бы куда меньше.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

надо бы спиритический сеанс устроить, да поспрошать его... :D

а если серьезно, то наверно на время написания сутр существовала среда (типа школы Пифагора, например), для которой нужды в комментах не было, сутр хватало для понимания

когда же началось "горе от ума" и умствования-теоретизирования, появились и комменты, в основном затемняющие практику и ее последствия
La gente esta muy loca
Ответить