Сутры Патанджали. Колесо Сансары.
Добавлено: 11 фев 2010, 22:46
Приступаю к изложению учения о Колесе Сансары согласно Сутрам идеалиста Патанджали – да удостоимся мы касаться земли у ног его!
4-1 Многими средствами даются сиддхи
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути
4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек
Пробежались?... теперь разберем.
4-1 Многими средствами даются сиддхи… Патанджали как бы подытоживает предыдущую третью главу, описывающую пиршество неординарных способностей, даруемых йогой после проработки (садханы)
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити… Шлока двусмысленна: 1) практика йоги создает условия для притока пракрити, для создания прочного основания (дридха бхуми), нездешней мудрости (ритамбхары), различающего (между Пурушей и Пракрити) осознания (вивека кхьятих) 2) без практики йоги переход к «иной жизни» совершается в силу естественных причин – через смерть и новое рождение. Мы постоянно наблюдаем перед собой Колесо Сансары: они рождались, жили и умирали…
Патанджали вполне традиционен и разделяет учение о перевоплощении. Надо сказать, что в свете современных учений о коллективном бессознательном, это учение не сильно отличается от констатации сохранения и продолжения причинно-следственных связей даже после смерти. Рабочий инвариант для Колеса Сансары – клеша асмита (чувство Я), сохраняемая из воплощения в воплощение. В просторечии – душа. Иногда с душой отождествляют Пурушу, но в контексте данного изложения это не так. Пуруша («парЯщий») – вообще нечто иное для Колеса Сансары, это как бы ворота куда-то еще, на другой уровень игры.
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути… Очень похоже на метафоры Кастанеды, у которого ужасающий напор пракрити (забыл как он у него называется) в конце концов разбивает скорлупки человека. Но можно и оседлать эту волну.
4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита… Далее фактура бытия на Колесе Сансары: асмита (душа) дает толчок к новому рождению (новому сознанию, новой попытке оседлать волну), это сознание вносит свою лепту в имеющуюся кашу жизненных вихрей (4-5), свои проекты, причем – брезжит возможность – есть удачные проекты, «рожденные в дхьяне»-медитации (4-6), не оставляющие следов, экологичные, сверхтекучие, не имеющие страдательных последствий… И посему «йогином стань, Арджуна», тогда все твои дела (карма) качественно изменятся (4-7), становясь очень короткоживущими в эгоистическом смысле. Совершенное действие, за которым следует полная непривязанность. Написал, допустим, человек хорошую книгу, и забыл о ней. Как Патанджали, верно, и знать не помнит про свои Сутры… или Лао-Цзы, написав книжечку по просьбе погранцов, отбыл в неизвестном направлении… Дело-то закипело, но сам зачинщик от него ускользнул, в нем уже нет нужды. Суть когнитивного режима аклишты – ускользание не от дел, а от лишних дурацких последствий вроде славы.
Итак, эти три шлоки уже охвачены чуть выше:
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами… Васаны – это в сущности индивидуальный набор особенностей, характер. Что для обычного человека, что для йогина. Только вот обычный чел вязнет в сансаре своим клешаногим механизмом, а йогин все более успешно парит над сансарой вплоть до полного отрыва. В свойственной только ему неповторимой индивидуальной манере (в-асане).
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же… Формы – суть душа, асмита, базовый гвоздик, порождающий новые сознания.
Вообще, любопытно распределяются роли пяти клеш: авидья (неведение) выступает как внешняя принудительная базовая пелена, не позволяющая различить Пурушу и Пракрити (дух и материю). В рамках этой слепоты начинается поиск выхода из Сансары (которая безжалостно давит на божьи созданья) путем проб и ошибок (клешаногий механизм эволюции), и этот поиск выявляет представителей духа и материи: асмита (Я-сознание) проступает со стороны Пуруши, абхинивеша (жгучее желание жизни – ЖЖЖ) мощно толкает «снизу», от материального. Плюс «простенькая», но неотразимая, двойственная механика притяжения-отталкивания (рага-двеша): любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет-к черту пошлет…
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)… Собственно о ЖЖЖ (см. выше).
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек… Конгломерат причинно-следственных связей, составляющий Колесо Сансары, не висит в воздухе – он опирается на основание клеш. Клеши же – благодаря йогической технологии регулярного ускользания (качественная практика насквозь аклишта) и проработки (садхана) – попросту оставляются со временем как дурная привычка. В параллель действуют две режима - то клишта (опыты с трением, страданием), то аклишта (интуиция, проскальзывание, сверхтекучесть). Тогда в жестком клубке причин и следствий назревают размягчения и пустоты (движение в сторону дхарма-мегха самадхи (4-29), дхармы (элементы бытия) перестают быть жестко связанными). Возникает карма йогина (не белая, ни черная, ускользающая от эго), отличная от обычной тройственной кармы (хорошо, плохо, никак). Проявляются сиддхи, свойственные режиму аклишта, возникает устойчивое присутствие Пуруши (как части иного уровня и ворот в иное). И главное – возникает скорость, позволяющая сойти с многоцветной, но монотонной и приевшейся орбиты повторений одних и тех же проб и ошибок…
Спасибо за внимание, желаю нам качественного обсуждения. Кстати, я впервые более-менее литературно переложил шлоки, хоть и не все пока, оказывается это возможно.
4-1 Многими средствами даются сиддхи
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути
4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек
Пробежались?... теперь разберем.
4-1 Многими средствами даются сиддхи… Патанджали как бы подытоживает предыдущую третью главу, описывающую пиршество неординарных способностей, даруемых йогой после проработки (садханы)
4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити… Шлока двусмысленна: 1) практика йоги создает условия для притока пракрити, для создания прочного основания (дридха бхуми), нездешней мудрости (ритамбхары), различающего (между Пурушей и Пракрити) осознания (вивека кхьятих) 2) без практики йоги переход к «иной жизни» совершается в силу естественных причин – через смерть и новое рождение. Мы постоянно наблюдаем перед собой Колесо Сансары: они рождались, жили и умирали…
Патанджали вполне традиционен и разделяет учение о перевоплощении. Надо сказать, что в свете современных учений о коллективном бессознательном, это учение не сильно отличается от констатации сохранения и продолжения причинно-следственных связей даже после смерти. Рабочий инвариант для Колеса Сансары – клеша асмита (чувство Я), сохраняемая из воплощения в воплощение. В просторечии – душа. Иногда с душой отождествляют Пурушу, но в контексте данного изложения это не так. Пуруша («парЯщий») – вообще нечто иное для Колеса Сансары, это как бы ворота куда-то еще, на другой уровень игры.
4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять пряпятствия на ее пути… Очень похоже на метафоры Кастанеды, у которого ужасающий напор пракрити (забыл как он у него называется) в конце концов разбивает скорлупки человека. Но можно и оседлать эту волну.
4-4 Создаются сознания лишь благодаря опорной клеше асмита… Далее фактура бытия на Колесе Сансары: асмита (душа) дает толчок к новому рождению (новому сознанию, новой попытке оседлать волну), это сознание вносит свою лепту в имеющуюся кашу жизненных вихрей (4-5), свои проекты, причем – брезжит возможность – есть удачные проекты, «рожденные в дхьяне»-медитации (4-6), не оставляющие следов, экологичные, сверхтекучие, не имеющие страдательных последствий… И посему «йогином стань, Арджуна», тогда все твои дела (карма) качественно изменятся (4-7), становясь очень короткоживущими в эгоистическом смысле. Совершенное действие, за которым следует полная непривязанность. Написал, допустим, человек хорошую книгу, и забыл о ней. Как Патанджали, верно, и знать не помнит про свои Сутры… или Лао-Цзы, написав книжечку по просьбе погранцов, отбыл в неизвестном направлении… Дело-то закипело, но сам зачинщик от него ускользнул, в нем уже нет нужды. Суть когнитивного режима аклишты – ускользание не от дел, а от лишних дурацких последствий вроде славы.
Итак, эти три шлоки уже охвачены чуть выше:
4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы
4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная
4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами… Васаны – это в сущности индивидуальный набор особенностей, характер. Что для обычного человека, что для йогина. Только вот обычный чел вязнет в сансаре своим клешаногим механизмом, а йогин все более успешно парит над сансарой вплоть до полного отрыва. В свойственной только ему неповторимой индивидуальной манере (в-асане).
4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же… Формы – суть душа, асмита, базовый гвоздик, порождающий новые сознания.
Вообще, любопытно распределяются роли пяти клеш: авидья (неведение) выступает как внешняя принудительная базовая пелена, не позволяющая различить Пурушу и Пракрити (дух и материю). В рамках этой слепоты начинается поиск выхода из Сансары (которая безжалостно давит на божьи созданья) путем проб и ошибок (клешаногий механизм эволюции), и этот поиск выявляет представителей духа и материи: асмита (Я-сознание) проступает со стороны Пуруши, абхинивеша (жгучее желание жизни – ЖЖЖ) мощно толкает «снизу», от материального. Плюс «простенькая», но неотразимая, двойственная механика притяжения-отталкивания (рага-двеша): любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет-к черту пошлет…
4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить ( - клеша абхинивеша)… Собственно о ЖЖЖ (см. выше).
4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек… Конгломерат причинно-следственных связей, составляющий Колесо Сансары, не висит в воздухе – он опирается на основание клеш. Клеши же – благодаря йогической технологии регулярного ускользания (качественная практика насквозь аклишта) и проработки (садхана) – попросту оставляются со временем как дурная привычка. В параллель действуют две режима - то клишта (опыты с трением, страданием), то аклишта (интуиция, проскальзывание, сверхтекучесть). Тогда в жестком клубке причин и следствий назревают размягчения и пустоты (движение в сторону дхарма-мегха самадхи (4-29), дхармы (элементы бытия) перестают быть жестко связанными). Возникает карма йогина (не белая, ни черная, ускользающая от эго), отличная от обычной тройственной кармы (хорошо, плохо, никак). Проявляются сиддхи, свойственные режиму аклишта, возникает устойчивое присутствие Пуруши (как части иного уровня и ворот в иное). И главное – возникает скорость, позволяющая сойти с многоцветной, но монотонной и приевшейся орбиты повторений одних и тех же проб и ошибок…
Спасибо за внимание, желаю нам качественного обсуждения. Кстати, я впервые более-менее литературно переложил шлоки, хоть и не все пока, оказывается это возможно.