Сутры Патанджали. Колесо Сансары.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

А.Смит писал(а): все это были подарки "свыше", неожиданные, немотивированные, как будто тебя с чем-то знакомят...
авансы...
вылет из такого состояния очень болезненный, хотя пока ты в нем, не верится, что ЭТО можно утратить...
А есть предположения о причинах такого вылета, если скажем практика идет в том же ключе, как и прежде? Можно было бы этона несоблюдение ямы-ниямы списать, но ведь сидхи от практики почему то получали и аморальные личности...
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

бесполезно об этом рассуждать, и не хочется 8)
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Глава Вторая. Проработка. -- продолжение

Пожалуй самая разжеванная часть Сутр, но все же:

* * *
2-46 Неподвижность и удобство характеризуют асану
2-47 Что достигается отпусканием ненужных напряжений и созерцанием бесконечности (ананта самапатти)
2-48 Тогда двойственности (двандва) перестают беспокоить

Комментарий. Патанджали порой упрекают в том, что он не описал ни одной асаны. Можно в ответ сказать, что он вместо этого описал сразу все асаны. Он дал главный признак того, является данная поза асаной или нет (2-46). Причем индивидуально для данного человека, ведь что одному удобно, для другого может быть просто невыполнимо. Что скажешь, гениально…Не случайно эта шлока, пожалуй, самая знаменитая после шлоки 1-2 (ЧВН).
С отпусканием ненужных напряжений (физическим расслаблением в асане) все ясно, можно лишь добавить, что асана словно крепится в пространстве как гвоздиками двумя-тремя точками фонового усилия, а остальное тело просто свисает как белье с веревки. Возьмите бусы или четки, растяните их на пальцах (опорные точки) и получите примерное представление о выполнении асаны.
Что касается созерцания бесконечности (расслабления сознания), то здесь под бесконечностью нужно понимать не математическую бесконечность и не бездны вселенной, а нечто гораздо более прагматичное и доступное – фон, на котором разворачивается асана и происходящее в уме, окружающая пустота, в которой все размещается. Эта пустота доступна восприятию, как доступны бывают при некотором изменении фокуса зрения объемные картинки в специальных цветных альбомах. Если сознание отъехало в такой фон, пустоту, указанный в 2-47 критерий можно считать выполненным. В окружающем фоне нет выраженных «концов», это бескачественность («алинга», 2-19), без-конечность.
Тело в неподвижном удобном расслабленном состоянии также представляет из себя удобное пространство без-конечности, однородность, к которой привязывается сознание, тоже постепенно становящеееся однородным, без выпирающих концов (ЧВН, 1-2).
Авторитетный словарь «Йога-коша» справедливо именует отсутствие двандвы (2-48 ) совершенным гомеостазом. Система замирает в равновесии, машина встает в ремонт. Пожалуй можно лишь отметить некоторую «разность потенциалов» в теле между точками фонового усилия («гвоздиками», см. чуть выше) и остальным телом, но в силу продолжительного статического положения, никакой информации организму не поступает. Поэтому колебания динамических двандв затухают...


* * *
2-49 После усовершенствования в асанах замедляй движение вдоха и выдоха; такова пранаяма
2-50 Движение воздуха вовне и внутрь, а также задержку – долго и мягко регулируй по объему, времени и счету
2-51 Потеря различения вдоха и выдоха характеризуют четвертый тип дыхания
2-52 Тем самым устраняются завесы для света

Комментарий. Пранаяму часто дают с самого начала, подвергая тонкую дыхательную автоматику ненужной опасности. Однако пранаяма возникает уже в асанах как естественная подстройка дыхания под необычное положение тела. Что касается сознательного вторжения в автоматику, то это допустимо лишь после достижения коммуникации, «дружбы» сознания и тела (и то, системе человека специальная пранаяма может просто не понадобиться). Если эта базовая двойственность (двандва, см. 2-48 ) еще беспокоит в практике, то в пранаяме возникает риск передавить дыхание и нарушить ахимсу (принцип ненасилия) на гораздо более тонком уровне, нежели на уровне мышц и связок. Заболевания в легких и сердечные расстройства – как вполне вероятные следствия.
Ключевые слова в освоении такой пранаямы– «долго и мягко» (2-50), не давя. Долго, то есть годами.
Пожалуй, критерий правильной пранаямы можно сформулировать так: начинаешь из состояния шавасаны (относительно полного покоя) и это состояние в пранаяме еще более углубляется.
Что касается упоминания света (2-52), то имеется в виду переход сознания в саттвическое состояние. Обычно траектория движения сознания в практике «пристрелочная»: раджас (раж) – тамас (томность) – саттва (свет), или (реже) тамас – раджас – саттва. Пранаяма обладает свойством дополнительной шлифовки состояния покоя, так что «пристрелочные» колебания происходят более точно, вернее, вовсе сходят на нет.
Долгое ритмичное все более медленное дыхание постепенно перестает восприниматься вообще – таков четвертый тип дыхания (2-51).


* * *
Последний раз редактировалось А.Смит 16 фев 2010, 20:51, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Когда ПД идет в темпе минута - вдох, две - выдох, внешне кажется, что человек умер, чтобы увидеть движение дыхания нужно очень сильно присматриваться. Самоосознанность при этом едва брезжит, норовя на каждом выдохе погаснуть в ноль...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Глава Вторая. Проработка. -- окончание
Литературный перевод

( 8) ) М.С.Свечников, 16.02.2010, Школа Йоги Виктора Бойко

* * *
2-53 Возникает готовность ума к дхаране (концентрации)
2-54 Когда ум не входит в контакт с индриями, следуя собственной форме, достигается пратьяхара (отвлечение) от индрий (органов восприятия и действия)
2-55 И тем самым обретается навык остановки индрий

Комментарий. Не следует представлять себе йогина как человека, надолго зависающего в асане при малейшей возможности. Все упражнения Второй главы – это «лишь» проработка, восстановление, очищение системы от лишнего, то есть внешних и внутренних помех. Помех для чего? Для состояния аклишта – без страданий, без трения.
Именно в этом состоянии, когда не мешает ничто (и в первую очередь тело, уже «обожженное» практикой), деятельно познается множество объектов с помощью самьямы – инструмента, вызревшего в процессе проработки тела и психики (подсознания). Ум становится все более и более готовым к дхаране – первой стадии самьямы.
Но прежде включения самой самьямы тело и сознание регулярно доводятся до крайней точки непринужденной неподвижности, пока изнутри не станет поступать безошибочно распознаваемый сигнал к самьяме, а точнее мощный приток сил и ощущение могущества.
До этой поры всю Вторую главу можно завернуть в долгий цикл с условием «повторять и повторять, пока в этом есть нужда». А если учесть постоянный приток нагрузок извне, то для компенсации и усвоения их как «бхоги», навыки Второй главы будут востребованы для йогина всегда.
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

Михаил, а по третьей главе Вы будет выставлять перевод? Хотя бы некоторое представление получить...
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

По 3-й главе работаю, на днях выставлю.
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

немного о самьяме - медитативном восприятии обыденности
(вместо введения к Третьей главе)

обычное восприятие очень крупно нарублено - словами, значениями, идеями, привычными оценками, болью и реакцией на боль, привычными эмоциональными реакциями (васаны, привычный круговорот читта-вриттей) - очень большими кусками

отсюда скачкообразность внимания - оно прыгает с куска на кусок, не в силах прожевать слипшийся монолит привычного восприятия-стандарта...

отсюда и постоянное торчание в клиште (страдании), которая представляет собой реальный, но очень грубый механизм выживания

переход к самьяме происходит через "остановку мира" (Вторая глава),
через упражнение в безэмоциональном фиксировании того, что есть (самапатти) - во время рутинной практики

тогда возможно появление проталин в восприятии - когда восприятие мира начинает "течь" как струя масла, и возможен уход внимания в самые тонкие тонкости и в самые большие масштабы

все, что сказано в Третьей главе - это совсем о другом человеке, незнакомом и неведомом, так что бесполезно примерять на себя обычного сказанное в этой Главе, можно лишь двигаться в этом направлении и внезапно становиться им - время от времени
Voyager
Сообщения: 1044
Зарегистрирован: 9 фев 2009, 12:43
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 113 раз

Сообщение Voyager »

В первой главе есть как бы стоящая отдельно шлока:
1-38 Изучи содержание своих снов
Не уловил - с какой целью такой совет. Там истинная психология на текущий момент скрыта что ли?....
Рождённые круглыми не умирают квадратными...
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

отчего же отдельная... она в канве предварительных методов подготовки к практике ЧВН

и ВСБ расспрашивает про сны, это ж глас подсознания отчасти

более дословно 1-38: можно опираться на знание снов

думаю в те времена было много методик и толкований снов (сонники), а сейчас их и вовсе полно, и не все в них, я думаю, пена

кроме того, с практикой - содержания и настроения снов меняются, так что перед началом практики полезно отдать себе отчет о снах

в 1-30 и 1-31 перечисляются препятствия - из которых явствует, что человек, таскающий их в себе, очень и очень разобран

поэтому ему полезно для начала позаниматься чем-то простым, чтобы собрать себя в кучу, чем-то одним (1-32?)

и сны - один из этих методов, начните их запоминать и записывать - это интересное занятие, если конечно не сходить по нему с ума и понимать его место в общей канве проработки

(про "веления сердца" никто не хочет спросить?) 8)
La gente esta muy loca
immozart
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 11:11
Откуда: Москва

Сообщение immozart »

Я хочу спросить! 8)
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Если снов мало или практически нет, то это говорит о ... ???
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

сны либо не запоминаете, либо забетонированы 8)
дуб ты, василий иваныч!
да, крепкий я мужик!
подсознание крепко отгорожено от дисплея сознания, фактура такая
разбетонируется со временем, я думаю

опять же при доверии-коммуникации с организмом, ему (организму-системе) может быть пока и не до вывода сообчений на дисплей
проработка имеет свою логику, скорее всего не очень понятную сознанию

о велениях сердца шлока 1-39?

прикиньте сколько вы делаете в течение дня "что хотите", и сколько того, "что нужно"

дите малое, понятное дело, все время следует велениям сердца,
если не испорчено
если испорчено, то следует велениям хитрости

взрослый обрастает обязанностями, ох сколько их...

но это полбеды, еще хуже наросшие стереотипы целеполагания, когда тебя никто не гонит, а ты начинаешь придумывать себе занятия
лазить в инете, слушать музон, телек смотреть

несомненно, это разбирает человека еще больше...

поэтому простецкая методика следования велениям сердца - сесть и ничего не делать в свободное время, подождав пока не вызреет какой-то проектик, который тебе и вправду хочется сделать
тренироваться лучше на пустяках, не нужно ждать глобальных идей

плюс можно разделить проектики на "потребление" и "производство" - что хочется от души употребить, а что хочется от души сделать для чьего-то употребления
наверно, между этими категориями должен со временем установиться паритет...

и тогда будешь собираться в (пусть малое, но) довольство - сантошу
La gente esta muy loca
immozart
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 13 июл 2008, 11:11
Откуда: Москва

Сообщение immozart »

Я думаю, что следование велениям сердца можно рассматривать и как средство от депрессий, от накопления негативной кармы, от нехватки раджаса, что в итоге будет обеспечивать более качественную практику Йоги. Фактически это та же область ямы-ниямы. Правда, следование велениям сердца нужно уметь отделить от следования обычным привычкам и страстям (телек, интернет, праздность), которые практике Йоги только мешают. Испытано на себе. 8)
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а):сны либо не запоминаете, либо забетонированы 8)
дуб ты, василий иваныч!
да, крепкий я мужик!
Вполне рабочий вариант, вот только не единственный.
легко и непринужденно
отвечу на любые вопросы,
глубоко не задумываясь...
а оно мне надо?
Петька
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

о сабидже и нирбидже

...
1-46 но это лишь сабиджа самадхи

1-51 когда свершается ниродха самой ниродхи, это нирбиджа самадхи

3-7 самьяма - внутренняя по отношению к прочим граням йоги
3-8 но и самьяма - внешняя по отношению к нирбиджа

4-34 целей больше нет, гуны свернулись, свобода пуруши (от внешнего) - в собственной форме утвердившегося, силой сознания увенчавшегося
...

:?:

такая вот задачка для интересующихся, кто прокомментирует? можно в личку
La gente esta muy loca
Аватара пользователя
narasius
Сообщения: 735
Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
Откуда: Украина, Николаев
Благодарил (а): 67 раз
Поблагодарили: 50 раз

Сообщение narasius »

immozart писал(а):Я думаю, что следование велениям сердца можно рассматривать и как средство от депрессий, от накопления негативной кармы, от нехватки раджаса, что в итоге будет обеспечивать более качественную практику Йоги. Фактически это та же область ямы-ниямы. Правда, следование велениям сердца нужно уметь отделить от следования обычным привычкам и страстям (телек, интернет, праздность), которые практике Йоги только мешают. Испытано на себе. 8)
может я не прав -- а разве не имеется ввиду следовать велениям интуиции -- тем почти незаметным иногда не очень для нас логично-правильным подсказкам изнутри ?
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Михаил, у вас было упоминание, что технологию йоги школа ВСБ использует прежде всего для системной настройки.
Однако, поднимаемые вопросы несколько выходят за обозначенные рамки?
Интересно, так же, насколько ваши и наши рассуждения будут соотносится с тем, что принципиально невыразимо?
Не рассматривайте данные размышления, как какую то претензию...
Просто, что касается непосредственно технологии - "вот оно", можно как говорится реализовать практически, а вот зазеркалье... одни предположения.
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Все верно, Олег, выходит за рамки...

Повторюсь: вполне традиционно Патанджали ставит 2 задачи:
1) избавление от страданий
2) выход из сансары

Первое пощупать можно и успешно, берешь в руку, маешь вещь.
Это взято как технология йоги.

Второе - возможное следствие технологии (аклишты), но Патанджали так много (по моему мнению) на это следствие напирает, что и я, грешный, не могу удержаться

В самом деле: технология проста как две копейки ((с) ВСБ), поэтому со временем становятся интересны именно возможные следствия технологии

http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 7352#87352
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а): 2) выход из сансары
А мне нравится часто повторяемое ВСБ "сансара есть нирвана"... Очень не часто получается попасть в такое состояние, но проблески есть. :)
А.Смит писал(а): В самом деле: технология проста как две копейки ((с) ВСБ), поэтому со временем становятся интересны именно возможные следствия технологии
А здесь мне больше по душе идея Владимира Гончара, высказанная на хорватских семинарах, что углубление в технологию до конечных целей Сутр предполагает уход из общества и очень большое время для практики (так как самоуглубление потребуется нехилое).

Вы как то говорили про Бхагаватгиту (может ошибаюсь), грозили поразбирать...
Там где то упоминалось, что "йога есть искушенность в действиях". Вот здесь бы покапать, если возможно. :oops:
via negativa
Ответить