Страница 1 из 1

Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 11 фев 2010, 12:51
А.Смит
Для начала два отрывка:
1) с проблесками мысли:
http://yogaold.info/joga_sutry/tapas.html
2) без проблесков мысли:
http://www.kulichki.com/~yoga/Sakharov/yoga/yoga42.htm

Итак, помыслю и я немного.
У Патанджали слово тапас встречается трижды и все три раза во Второй главе, которую я именую "Проработка" (Садхана):
2-1 йога как деятельность состоит из тапаса, свадхьяи, ишвара пранидханы
2-32 шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана - составляют нияму
2-43 тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким

Эта деятельность-проработка располагается во Второй главе Сутр, а в Первой содержится подробное рассмотрение релаксации, в первую очередь ментальной – как выключения всех активных программ сознания (ЧВН). Этот релакс имеет вполне определенный (для каждого индивидуально) уровень входа, после которого, как говорится, и начинаются «чудеса йоги». То есть, без освоения релакса нет смысла в проработке, она скорее навредит. Без освоения релакса не о чем говорить в смысле самоизучения-свадхьяи, потому что никакой тонкой обратной связи не наработано.
Про ишвару пранидхану и вовсе можно помолчать, поскольку для получения благодати рабочего состояния йоги, нужно смириться, замереть, отпустить все, что можно и нельзя, то есть опять-таки качественно расслабиться.

Проработка всегда связана с нагрузкой. Расслабление с одной стороны ведет к проступанию наружу внутренних напряжений и размораживанию болячек, с другой стороны дает со временем желание нагрузок и силу их реализовывать. Почему-то здоровое тело и здоровая психика ищут набор игр, еще более укрепляющих их здоровье. Метод простой: тело и психика ставятся на край (но не слишком близко к краю, это уже экстрим) своих возможностей, и возникающая нагрузка крепит и шлифует систему. В итоге тело становится как алмаз и т.д. Это и есть тапас. Упомянутый «край» все же находится в «полосе средних значений», то есть нет риска изувечиться. Хотя конечно скалолазание, ныряние, гонки содержат в себе риски, не зависящие от самой системы психосоматики, так сказать риски внешнего порядка.

Отметим, что у Патанджали тапас выведен вне асаны, это все же некие игрища по закаливанию, некие испытания, тесты, нагрузки. Тапас – часть бхоги (мирского опыта), обжиг тела для того, чтобы напитывать Атмана необходимым опытом.
Внутри практики тапас выглядит просто регулярностью и естественным ростом мастерства в обращении с асанами и пранаямой. Очень мягкий обжиг, которым редко удовлетворяются практики, со временем непременно лезущие в разные экстримы (с точки зрения «обычных» людей).

Отмечу, что в составе ниямы тапас идет третьим после шаучи (относительная чистота от своих и чужих мыслей-планов) и сантоши (довольства, сиречь покоя). То есть повторение в миниатюре того же непреложного порядка Сутр: сначала пустота-покой (рабочее самадхи), потом все остальное.

Добавлено: 11 фев 2010, 13:11
Виктор
Миша, мои аплодисменты! :D

Добавлено: 11 фев 2010, 13:34
Nik-On/Off
Завидую людям, которые умеют простыми словами объяснять необъяснимое.
Спасибо, Михаил! Чтение сутр в Вашей интерпритации - это не работа, а удовольствие.

Добавлено: 11 фев 2010, 15:19
А.Смит
Ар-р-ригато! :D
Как сказал астролог про мою внучку: "Девочку надо хвалить".

Вообще, если уж говорить о яме-нияме, то не удивляет ли вас тот факт, что ей посвящено 15 (пятнадцать) шлок, асане - 3, пранаяме - тоже 3? Не зря, видимо, ВСБ говорит, что "наш метод прост как две копейки"...

В определенном смысле яма-нияма - проецирование и разворачивание базового принципа ЧВН на отношения с внешним миром той глубины, что возникает в покое практики.

В самом деле:
Яма. Ахимса (не навреди). Сатья (не врать себе и другим). Астейя (не брать чужого). Брахмачарья (не транжирить силы). Апариграха (не увлекаться бесплатным сыром).

Нияма. Шауча (чистота). Сантоша (довольство). Тапас (см. выше). Свадхьяя (внимательность к обратной связи, база данных, грамотная обработка опыта). Ишвара пранидхана (реальная связь с целокупностью мира).

Ничего лишнего.

Все эти темы, будучи разворотом ЧВН на внешний и внутренний мир взаимосвязей, невероятны богаты.
Поэтому биться об эти темы философически, возводя их в ранг этических норм, несколько некорректно, потому что без наличного ЧВН они слабо представлены в практике нашей личной жизни...

Эта этика в Сутрах расположена вторым, даже третьим номером: после 1) фундаментального разбора нюансов пустоты и покоя и 2) основательного изложения механизма клеш и кармы.
И только потом выступают эти 15 шлок как идейная основа для механизма аклишта (без клеш-клещей).

Так что, какая там этика без ЧВН? человек без этой практики - как правило - просто ээээ... "машинка клешаногая", увы. Оглянемся вокруг - да и на себя не помешает.

А с ЧВН - есть шанс...

Добавлено: 11 фев 2010, 15:48
vovka
У меня после прочтения комментов Михаила появляется смутное ощущение что я как бы "тут еду в первый раз" :) , и вроде бы знакомые места, и все же как то все по другому теперь выглядит. :) Короче - "Мerci", как бы сказала собака с аватарки на своем чистокровном языке. :D

Добавлено: 11 фев 2010, 16:31
А.Смит
То, что этика Патанджали выступает как антипод "клешеногости", явствует, на мой взгляд, из странного, на первый взгляд, повторения.

2-33 при реакциях негативных, беспокоящих - противоположное культивируй
2-34 реакции ложные, связанные с насилием и прочим - совершаемым, побуждаемым к совершению, одобряемым (вследствие жадности, гнева, заблуждения) - бывают разной силы, вызывая новый виток страдания и невежества; поэтому - противоположное культивируй

Вопрос: что противоположное?

Ответ: то, что непосредственно изложено далее, с 2-35 по 2-45. То есть вся доктрина ямы-ниямы. Добавлю - на обязательном фундаменте практики ЧВН, без которой противоположное неизбежно становится "благими намерениями".

Поэтому кажущееся странным повторение (избыточность) в 2-33 и 2-34 является мастерским приемом лектора, акцентирущего внимание на критически важном пункте.

Добавлено: 11 фев 2010, 22:09
Матсья
Согласен. Есть такое замечательное слово - тщательность (внимание к мелочам). Мне кажется, что именно это слово точнее всего переводит смысл понятия тапас. По мере занятий такое внимание совершенствуется и может удивлять людей незнакомых с практикой. Со стороны может показаться, что Вы достигаете такого уровня тщательности через насилие (отсюда проистекает понимание тапаса как аскезы), но это не так. На самом деле тапас это просто исполнение задуманого со всем достумным Вам на сегодня уровнем тщательности.

Добавлено: 17 фев 2010, 15:32
Lobster
есть такое замечательное слово - тщательность
По тем отрывочным сведениям, которые мне известны, это скорее настойчивость-упорство-упрямство.

Добавлено: 17 фев 2010, 17:06
Oleg L
Lobster писал(а):
есть такое замечательное слово - тщательность
По тем отрывочным сведениям, которые мне известны, это скорее настойчивость-упорство-упрямство.
Если вы о переводе, то наверное правы.
Однако, с практической точки зрения, слово "тщательность" очень точное. Оно метко описывает практику в классическом ключе.

Тапас в практике и жизни?

Добавлено: 14 мар 2018, 19:33
rada
Вопрос к форумчанам - как вы связываете (если связываете) свою жизнь и, может быть, практику с понятием тапаса, которое обсуждается в ЙИК? В ЙИК тапас трактуется как самообжиг практикующего практикой, если я правильно поняла. В более широком смысле это может пониматься как подвержение себя испытаниям, скажем регулярно, тоже для самообжига в каких-то аспектах себя.

На этом форуме звучало мнение, что и загонять себя на коврик для практики - тоже тапас. И, как упоминали в Мюнхаузене, каждое утро ходить на работу - тоже подвиг...

Мне этот вопрос интересен потому, что обнаружилось, что для меня понятие тапаса хорошо работает психологически, для самомотивации. На тот же коврик, например. Или сказать себе, что перенесение плохой погоды с позитивным настроем - тот же тапас, как и, наверное, многие другие вещи. Как говорил ВСБ, брус у порога в японском доме - самая долговечная часть дома, потому что он подвергается в доме самым сильным ежедневным испытаниям.

Простите, если тривиализирую, мне просто интересно, если кто успешно сознательно манипулирует этим понятием в мирных целях.

(Уважаемые модераторы, объедините с подходящей темой, пожалуйста, если она есть - я тему специфически про тапас найти не сумела.)

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 14 мар 2018, 19:54
Березина
Нашла подходящую тему для объединения. И с точки зрения сутр Патанджали как раз о Тапасе есть.
rada писал(а):Вопрос к форумчанам - как вы связываете (если связываете) свою жизнь и, может быть, практику с понятием тапаса, которое обсуждается в ЙИК? В ЙИК тапас трактуется как самообжиг практикующего практикой, если я правильно поняла. В более широком смысле это может пониматься как подвержение себя испытаниям, скажем регулярно, тоже для самообжига в каких-то аспектах себя.
Для меня Тапас- это разумное повседневное усилие в практике, в физ. нагрузке, в работе, в быту и т.д. Не аскетизм, не надрыв, а именно посильное усилие. Одно из моих любимых философских изречений М.Мамардашвили: "Жизнь есть усилие во времени". Мне кажется, лучше и не скажешь о Тапасе и и о его значении в жизни)
Распространенная ошибка новичков в йоге-это путание Ахимсы с ленью и Тапаса с аскетизмом)

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 14 мар 2018, 23:32
Александр О.
В моём понимании тапас – это мастерство изолированного, точечного усилия. Когда за счёт общей расслабленности уловил место и время, где надо приложить личное усилие, чтоб “подтолкнуть” события в нужное русло, и достиг мощного эффекта за счёт резонанса. Что в практике, что в жизни. Отличие от йоги в том, что волевой компонент здесь присутствует.

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 1 июн 2018, 18:07
rada
Алла, как всегда аплодисменты за точный ответ, ведущий к дальнейшим размышлениям!

Вот во что эти размышления у меня пока вылились: Для понимания баланса сил во взаимодействии с миром мне очень удобна модель раджас-тамас-саттва. (Помогите, кто может, пожалуйста, что об этом у Патанджали.) А именно: При перерасходе раджаса во взаимодействии с миром маятник у меня сразу откачивается в жестокий тамас, и по этой причине на некоторое время дальнейшее взаимодействие просто невозможно, неконтролируемо теряю циклы (время/силы). Если же силу "удара" по миру откалибровать-понизить до саттвического уровня - скажем, убрать из удара напряжение - то, может, и отката не будет, и потери времени/сил тоже не будет. Надежный механизм понимания/достижения саттвы - ясен пень, йога, других механизмов не знаю.

Об этом, по-моему, и у Аллы о тапасе, и у Гузель о расслаблении внутри усилия, и у Талифы, и, конечно, у ВСБ (точечные усилия в общении с миром).

Все ИМХО, все комментарии будут очень интересны.

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 3 июн 2018, 01:39
Гузель Х.
Рада, у меня вот какие мысли всплывают по этому поводу.
Если сложно разобраться с Сутрами и нужна в этом помощь, то практичнее оставить их в стороне на время. И наблюдать за своими эмоциями в различных ситуациях. Начать с того, чтобы упростить понятия раджас-тамас-саттва на простые и понятные: положительное состояние (эмоции, «+»), нейтральное («0») и отрицательное («-»). Вы заметите множество нюансов в состояниях, переходов одного в другое, взаимодействий друг с другом, которым никто вас не научит. Это будет ВАШ личный опыт. Создастся эдакая шкала состояний. Понаблюдать в социуме, как одно, предположим, качество переходит, перетекает в другое. Потом дома, в спокойной обстановке,успокоив ум, тело, просмотреть перетекание эмоции с одного качества в другое заново. Задача уловить место, где качество становится неуправляемым. То есть наблюдать за собой. Пока это достаточно. Потом задачу можно усложнить.
Патанджали ведь тоже сначала наблюдал, а потом только в определенных состояниях родились описания! Так что же мучить себя и свою природу, делать наоборот? Если идти согласно принципа природосообразности — от простого к сложному, то набрав некоторый опыт, удивитесь, что Сутры понятны и доступны! Кстати, без особого на то усилия. Вот тогда можно сверить свой опыт с опытом Патанджали. А просто говорить о Сутрах — только запутывать себя и других. Вы не заметите, как будете подстраиваться, думать, сверять, а это активность ума в ущерб наработке своего личного опыта.
У вас имеется хорошая черта — вы верно определили место, необходимое для коррекции. То, что мотает из стороны в сторону, не рассматривайте только как «-». Плюсом является уже то, что не стоите на месте, что ведет к застою тела, души, ума. В итоге - болезни и обессиливание.

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 4 июн 2018, 16:37
rada
Спасибо Гузель! - я, вероятно, неправильно сформулировала свое намерение: Просто думала, что опишу свое, и надеялась, что коллеги в ответ напишут о _своем_ тоже, как у них баланс энергий происходит (или не происходит [hi] ). У Вас, Гузель, идет так, как Вы советовали?

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 6 июн 2018, 06:40
Гузель Х.
Рада, пардон, что разрушила ваши надежды… :-))) Не переживайте за ваше намерение. Оно достаточно четко и ясно сформулировано. Просто описывание опыта мало чего даст. Обменялись и все...
Важнее, как мне видится, практикуя именно классическую йогу, наблюдать за тем, что у ВАС происходит. Зачем вам смотреть на то, что и как у ДРУГИХ протекает? В асанах вы же наблюдаете СВОЕ тело и ощущения. Почему выходя в социум, вы разрываете единое целое с самим собой — ищете мнения других, а не набираете через отношения в социуме информацию о себе путем самонаблюдения, самоизучения? Я об этом. Берите то, что посильно, это энергосберегаемый вариант.

А. Смит (см. выше от 11.02.2010г.):
«Отметим, что у Патанджали тапас выведен вне асаны, это все же некие игрища по закаливанию, некие испытания, тесты, нагрузки. Тапас – часть бхоги (мирского опыта), обжиг тела для того, чтобы напитывать Атмана необходимым опытом. 
Внутри практики тапас выглядит просто регулярностью и естественным ростом мастерства в обращении с асанами и пранаямой. Очень мягкий обжиг, которым редко удовлетворяются практики, со временем непременно лезущие в разные экстримы (с точки зрения «обычных» людей).»

Весьма точно сказано.
Во-вторых, самонаблюдение, самоизучение себя (в первую очередь) через социум; затем в состояние покоя тела, тишины ума (безоценочности), нейтральности эмоций определение сути проблемы (медитация) — это естественный процесс развития эмоций от «-» к «+», преобразование их в чувства. Чувства становятся более глубже и долговременными, по сравнению с эмоциями и прежними их ощущениями. В результате восприятие себя, социума и Мира видится шире, глубже, утонченнее, что влияет на выбор способов жизнедеятельности. Что удивительно, жизнь складывается оптимально, менее энергозатратно, ощущается удовлетворенность и интерес к жизни, что сказывается и на окружении. Тогда НЕ возникает вопрос о манипулировании В ЛЮБОМ его виде. Даже в положительном. Это становится НЕ этичным способом жизни!
В-третьих, Рада, ум — это хорошо… Но любят не головой. Себя в том числе. Чтобы ощутить мужчину, не надо спрашивать «как это у других происходит?». Если тревожит состояние ребенка: а почему у него какое-то не привычное настроение, любящая мама коснется его лба губами, чтобы ощутить горячий, холодный лоб — болен или здоров. А потом задает вопросы: как у тебя дела, что ты ем, какие успехи… И завершит все объяснения обнимашками, прижимашками, веселушками. И всем становится хорошо. И ей тоже. Природа, однако. -:)))

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 7 июн 2018, 14:55
rada
Понятно, тогда без дальнейших комментариев.

Re: Сутры Патанджали. Тапас.

Добавлено: 15 июл 2018, 00:39
Человвек
Добавлю немаловажное. Тапас разжигается такими усилиями, которые 1 - осознанны, 2 - которые сможете адеквтано "переварить" и направлять в саморазвитие.
Таким образом, если вы бомж - то только будете опускаться все ниже, а если дауншифтер - то уже практикуете аскезу и тапас.