Страница 1 из 8

Куда же все-таки клонит Патанджали? ''

Добавлено: 12 янв 2010, 23:56
А.Смит
Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет – от этой печальной, но истины, еще (почти) никто не уходил. «Почти» относится к даосским, теософским и кастанедовским мифологемам. Но все же? По кой черт наворочены все эти Сутры, если конец известен заранее?

Конечно, можно примерить на себя доктрину перевоплощения, спорить о ее верифицируемости, или как ВСБ заявить о своем агностицизме. Последний момент интересен тем, что Патанджали тоже агностик, но не в плане наличия некой жизни индивидуума (вернее, индивидуальной читты) после смерти (это для него, похоже, неоспоримый факт), а в плане вербализации (то есть описуемости) того, что стоит за пределами привычного нам круговорота жизней.

Ведь Сутры заканчиваются весьма странно: Пуруша, исчерпав мирской опыт, вбирает в себя все свои «лапки» и замирает. Замирает как гусеница перед превращением в бабочку. При этом он исполнен, увенчан силой сознания (шлока 4-34). И далее Патанджали не описывает ровным счетом ничего, потому что… неописуемо это с точки зрения гусениц. Потому что оттуда действительно никто не возвращался, или возвращался таким замаскированным аватаром (видехи и пракрити-лаянамы из шлоки 1-19), что ничего не мог транслировать окружению явно, а лишь притчами...

По всем Сутрам разбросаны элементы вытаскивания Пурушей своего Атмана из бхоги (мирского опыта): «Цель всего этого - лишь видимого суть» (шлока 2-21), «Непоколебимое отсутствие ассоциаций любого рода дает созерцание Атмана сияющего» (шлока 1-47), «Все эти счастья-несчастья одинаково скучны для различающего между пракрити и пурушей» (шлока 2-15), «На всё происходящее йогин взирает с неизменным добродушием» (шлока 1-33)… - все это разные грани одной и той же техники собирания себя из этого сансарного мира, из привычного круговорота перевоплощений.

Йогин Патанджали неуклонно пакует чемоданы. При этом здоровое тело, крепкое, алмазу подобное (шлока 3-47) – само собой разумеющийся элемент, ибо это самый главный чемодан, самый главный мешок, в который ссыпается Атман, собирается внимание, рассеянное за много воплощений по миру и по карме (подсознанию собственному и коллективному). Совершенно необходимо быть здоровеньким, чтобы правильно помереть из этого привычного мира с глаз долой… С дырявой тарой это не удастся.
«Клеши – это врожденные ментальные установки, присущие читте и возникающие из нее. Сознание, мотивируемое ими, может быть исследовано с помощью интроспекции, но это не так для самих мотивирующих тенденций. Йогин может полностью погрузить их в сон. Но удалить в корне клеши и их ветвления возможно только тогда, когда читта, содержащая их, подвергнется пратипрасаве и прекратит быть читтой» (Энциклопедия «Йога-коша», Кувалаянанда-ашрам, 1972 г.)
Пратипрасава, или возвращение гун в свою причину, сворачивание их в пустоту, и осуществляется вытаскиванием внимания (элементов Атмана, индивидуального паззла различающего сознания) из всевозможных ситуаций. Для этого же нужен и когнитивный режим аклишта – чтобы быть сверхпроводимым в мире трений и трения, чтобы легко, на автомате, не мучаясь, изымать вовлеченное в ситуацию внимание. Вошел, что-то сделал, и весь свой «струмент» забрал обратно… как и не было. Благодаря режиму аклишта (сталкингу у Кастанеды) йогину Патанджали удается до поры удерживаться в мире. До той поры, когда «внутренний огонь» Атмана станет настолько всепоглощающим, что… наступает пора вспомнить о своем агностицизме.

Благодарю за внимание.

Увенчанный силой сознания (сверху) и исполненный силой пракрити (снизу) -- йогин Патанджали: http://www.lotussculpture.com/images/42 ... statue.jpg

Добавлено: 13 янв 2010, 00:18
доцент Авас
"Однако, коллеги... Ну, а всё-таки, какой же мы поставим диагноз? Случай не описан в литературе...".

Добавлено: 13 янв 2010, 00:33
Oleg L
MEMENTO MORI
:?

Добавлено: 13 янв 2010, 00:52
джонс
"В отдаленном совхозе «Победа»
Был потрепанный старенький «ЗИЛ»,
А при нем был Степан Грибоедов,
И на «ЗИЛе» он воду возил.

Он справлялся с работой отлично,
Был по обыкновению пьян.
Словом, был человеком обычным
Водовоз Грибоедов Степан.

После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер..."

СашБаш

Добавлено: 13 янв 2010, 09:49
доцент Авас
Йогин Патанджали неуклонно пакует чемоданы. Не знаю, А. Смит, о чём это. Доцент - туп, как берёзовое полено. Но сказано сильно. Йогин Патанджали неуклонно пакует чемоданы... Хм.

Добавлено: 13 янв 2010, 09:55
А.Смит
Подумаешь, фигура речи! :D
Главное - не напрягаться! вы должны оставаться расслабленными - как телом, так и сознанием! как телом, так и сознанием... а понимание придет.
Собственно, это просто несколько драматично изложена стандартная концепция выхода из круга сансары. Патанджали в этом не нов и следует архетипической наднациональной традиции (на что мне любезно указал один коллега из Мюнхена 8) ). О том же пеклись греческие философы и прочие даосы. Ту же самую мифологему великолепно и драматично изложил Кастанеда (внутренний огонь, сила безмолвия и пр.). И даже христианство, отринувшее перевоплощение, смутно повествует о времени, когда "не умрем, но изменимся" (ап. Павел).
Разве что уровень нелинейности мышления у Патанджали меня потрясает. Ну никакой внешней логики, одна внутренняя, сокрытая... Инопланетянин, однозначно. Но какой же он блестящий лектор!

Добавлено: 13 янв 2010, 10:00
Oleg L
Понимание такая штука... у вас Смит это догадки про зазеркалье? Или опыт небось? Али эзотерическое прошлое сказывается?

Добавлено: 13 янв 2010, 10:01
доцент Авас
Если не согрешишь, то и не покаешся, если не напряжёшся, то и не расслабишся.

Добавлено: 13 янв 2010, 10:07
А.Смит
Oleg1976 писал(а):Понимание такая штука... у вас Смит это догадки про зазеркалье? Или опыт небось? Али эзотерическое прошлое сказывается?

Олег, когда долго крутишь такой (не имеющий аналогов) текст, начинаешь видеть его внутреннюю логику и незыблемые выводы. А почему?... не знаю. Если я другим время сэкономлю, то и это хорошо. Текст-то популярный! Понимание же строится на отклике, на резонансе и не видно этому еще одного объяснения...

И опыта у меня никакого нет, профессии мои такие - переводчик и аналитик. Что касается эзотерики, то она обычно делает из человека идиота, но иногда - умницу, в общем рискованное это дело.

Из Патанджали вполне можно взять удобное подмножество и успешно с ним работать, что и демонстрирует Школа ВСБ.

Так что, трудитесь, доцент, и непременно станете акадэмиком в собственной практике. :D А все эти заморочки просто для полноты картины, словесные описания известных вещей.

Кстати, вот на приведенной мной (в первом посте внизу) картинке гляньте: у Патанджали есть еще две - свободные - руки. Это символизирует режим аклишта - сверхтекучесть в мире трения. "Сидят на дереве две птицы, одна ест плоды, а вторая не ест и смотрит на первую..." (Упанишады).

Добавлено: 13 янв 2010, 10:28
Oleg L
OMNES UNA MANET NOX

Добавлено: 13 янв 2010, 12:33
churikov8
Наша невозможность постигнуть всю полноту этого мира приводит нас к тому, что
"Человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира для того, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину мира и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность...(Альберт Эйнштейн)"
Причём создание своего образа мира является, видимо, обязательным условием существования человека разумного.

Добавлено: 13 янв 2010, 14:07
vovaji
По всем Сутрам разбросаны элементы вытаскивания Пурушей своего Атмана из бхоги (мирского опыта)
При всем моем глубочайшем уважении к великому патанджаливеду современности г-ну А. Смиту осмелюсь не согласиться с вышеозначенной мыслью. Терминологически и семантически Пуруша (энергия индивидуального сознания, неотъемлемая частью Ищвары - космического сознания) и Атман (самость, фактически, то же самое, искра Божья в индивидууме, неотъемлемая часть Брахмана) являются, по сути, синонимами. В данном контексте это очень напоминает сцену, когда легендарный барон Мюнхгаузен вытаскивает сам себя на косичку из болота. И далее:
«Непоколебимое отсутствие ассоциаций любого рода дает созерцание Атмана сияющего» (шлока 1-47)
Трепетно относясь к Сутрам (ведь это наше все), позволю себе усомниться в упоминании Атмана в данной сутре. В контексте Сутр, термин "Атман" вообще не употребляется, а используемое здесь слово "adhyatma" точнее перевести как "духовный", то есть относящийся к изначальному духу в индивидууме. Вышеприведенный вариант перевода допустим как толкование, да и звучит изящнее, однако с точки зрения понимания технологии самадхи (а Патанджали как раз и дает технологию) логичнее перевести дословно: "При достижении устойчивости в нирвичара-самадхи обретается способность видения изначального (духовного) света (сияния)". Такой вариант перевода точнее отражает технологию йоги в целом и самадхи в частности, поскольку сохраняет термин "нирвичара" - конкретный (четвертый) этап самадхи, на котором йогин отождествляет себя с тонкой формой созерцаемого объекта при отсутствии какого-либо ментального процесса по отношению к данному объекту. Всего в Сутрах упомянуты первые четыре этапа (из восьми имеющихся): савитарка (1.42) - отождествление себя с грубой формой созерцаемого объекта при наличии его описательных, понятийных и ассоциативных признаках; нирвитарка (1.43) - отождествления себя с грубой формой объекта при отсутствии какой-либо ментальной деятельности по отношению к нему; савичара (1.44) - отождествление с тонкой формой объекта, ментальная активность частично присутствует, но без использования языкового инструмента); нирвитарка (см. выше, также 1.44).

ОДНАКО, все вышеупомятутое теряет смысл, когда начинают работать вибрации Сутр, озвученные глубокоуважаемым господином А. Смитом :D
И проникает свет Божественного знания в души наши...

Добавлено: 13 янв 2010, 14:29
А.Смит
выходят значить на арену мастера... :D
Вова-джи, мои глубочайшие селямы! рад тебе, давненько ты не звучал.
Отличные дополнения и уточнения! я конечно увлекаюсь в перефразах, мне всего важнее вибрацию, как ты говоришь, запустить.
Буду считать, что Атман и есть "изначальный духовный свет". Чисто онтологически (по ощущению) Пуруша воспринимается как некое присутствие Зрящего, а вот Атман - как усиливающаяся понемногу ясность. Но тут мы рискуем впасть в ересь и искушение спутать саттву и Пурушу, не приведи господь. Короче как в слова излишне углубляешься, так начинается... :twisted: Поэтому слог должен быть кратким как шашка буденного, афористичным и парадоксальным, чтобы ставить на попа мысль.
Спасибо тебе, обдумаю все детали еще разок щетильнее... Но основное увы остается: Патанджали паковал чемоданы...
Вова-джи, обрати внимание на картинку, правда хороша? причем в ней отражено единство дридха бхуми (прочного основания) и вивека кхьяти (различающего осознания). Дридха причем не как цементный фундамент одним куском, а как кольца змеи - раз колечко, два колечко... А вивека - собственно голова кобры во всей красе... Но змея-то одна!
Далее, четыре руки у Патанджали: две сложены в намасте молитвенно - это символ регулярной практики (птица, которая не есть плодов), а две свободны - делай что хочешь! и символизируют, как мне представляется, познание в режиме аклишты, мастерское участие в делах мира, сверхтекучесть...

Добавлено: 13 янв 2010, 14:54
vovaji
Красивая такая картинка. Но ведь и мыслителя-кровопийцу Ульянова-Ленина на броневике изображали, а в народе ходит молва, будто он вообще на него не залазил... Вопрос в том, когда и кто эту картинку сделал? Возможно, автор - некий экзальтированный член фан-клуба Патанджали, вот и образ у него такой пафосный получился. Но, относясь к ситуации филосовски, считаю, что красота вопроса - в разнообразии. Ты вот, дорогой товарищ А. Смит - натура поэтическая, и толкования твои как сердцу услада. А я, будучи пилотом-планеристам, отношусь к произведению незабвенного Патанджали как к инструкции по летной эксплуатации (а ведь так оно и есть???), сухо и по-деловому. Как гхр-р-р-р-иться, сел, пристегнулся, доложил о готовности и - полетел :D

Добавлено: 13 янв 2010, 15:25
Voyager
Почему бы не открыть тему типа "Философские концепции йоги" с обсуждением нескольких источников типа «Гхеранда-Самхита» и «Шива-Самхита», может и с Патанджали тогда яснее станет? Может кто еще своим опытом запредельного поделится...

Добавлено: 13 янв 2010, 15:35
А.Смит
точно, пойду напишу пару стихов, давно не баловался :D
хотя, Вова-джи, я думал все наоборот: что это ты поэт, а я хабибулин...
гхеранду и шиву не изучал (это не значит, что не читал), по-моему скучища страшная, но Вы дали толчок, может "разве что чудо"?
Скажите, только честно, ваши стихи хороши?
Чудовищны!
Не пишите больше...
Не буду!
Это я про гхеранды и самхиты.
А с Патанджали - куда ж яснее? :roll: в чем сомнения, если разбужена мысль, подкрепленная практикой? или нужно некое авторитетное свидетельство? боюсь их тут нема...

Добавлено: 13 янв 2010, 16:34
Виктор
"На всё происходящее йогин взирает с неизменным добродушием" - самтоша в некотором роде цель и признак достижения хорошего качества в йоге.
А теперь момент практический. Вот смотрите, господа мастера, есть такая шлока: "Дурные предзнаменования – трех видов: касающиеся самого [индивида], касающиеся других живых существ и относящиеся к божественным существам. Из них касающиеся самого [индивида] – те, когда с закрытыми ушами он не слышит звуков в собственном теле или [когда] с закрытыми глазами он не видит [внутреннего] света.
А теперь моя сегодняшняя беседа с одной дамой, которая занимается йогой очень качественно, но у нее есть наследственно слабое место - сосудистая система.
Она на Новый год ездила в Швейцарию, где десять дней всячески изгалялась на горных лыжах. То есть - были существенные перегрузки. Она говорит: - Занимаясь там йогой я перед отлетом в Москву, дня за три, перестала чувствовать правую ного так, как левую. Как будто "оглохла" на эту ногу. Ничего не болело, никаких ощущений, но через трое суток на ноге резко и сильно выступила вена, и нога снова обрела привычную чувствительность. Но немного иную, чем когда вены не было.
Когда у меня умерла мать (в то утро того дня я), начав свою ежедневную йогу, понял, что вообще не чувствую тела. Дикое ощущение - словно меня "выключили", как будто тело чужое... Словно я - не я.
К чему это говорю, спросите вы?
После долгих лет работы с людьми в йоге со всей ответственностью могу заявить: то, что сказано в Сутрах в моем опыте подтверждается многократно и разнообразно - если речь идет о теле и сознании.
И проясняет это практика. Как именно - неясно. Тем не менее, как говорит Миша, различные ценные мысли (завершенное понимание каких-то аспектов Сутр) приходит именно в результате многократного их переосмысления на фоне непрерывной качественной практики.
Если же это качество не отвечает определенному уровню аутентичности, то выводы интуитивные подменяются умозрительными.
То есть - играми в семантическом поле, которые бесконечны, бессмысленны и беспредметны.
И нужно об этом помнить.
Хау! Я сказал! :D
Кто не понял о чем, чур - я не виноват.

Добавлено: 13 янв 2010, 16:48
А.Смит
А вот, а вот тоже живое свидетельство, с пылу с жару!

[16:36:22] Михаил: читала эрика берна?
[16:36:18] Viktoria: давно
[16:36:22] Михаил: я поначалу увлекся потом заскучал
[16:36:30] Viktoria: да, скучно
[16:36:52] Михаил: люблю чтобы были схемы, но потом самое интересно их порвать в клочочки и посмеяться
[16:37:07] Михаил: вот патанджали не ухватишь - никаких схем!
[16:37:23] Михаил: орел!
[16:37:51] Михаил: а... ты читала шиву самхиту, гхеранда самхиту?
[16:38:01] Viktoria: читала
[16:38:04] Михаил: и прочие там прадипики?
[16:38:04] Viktoria: и что?
[16:38:12] Михаил: ну... и как? полезно?
[16:38:27] Viktoria: не очень
[16:38:33] Михаил: цепляет? или в одно ухо а потом в другое?
[16:38:53] Михаил: вот и я думаю, что не очень - то есть никак (devil)
[16:39:00] Viktoria: сквозняком, хотя кое.что, конечно, остаётся
[16:39:11] Михаил: например?
[16:39:26] Михаил: хоть словечко из прадипики? связную фразу?
[16:39:27] Viktoria: ну то, что твой любимчик Патанжали, это понятно

Добавлено: 13 янв 2010, 17:24
А.Смит
Вова-джи, осветил бы ты Прадипику, что ли... А? самые такие ядреные фразы, чтобы в практике отдалось набатом? для затравки...

Добавлено: 13 янв 2010, 17:44
vovaji
Нет уж, увольте, любезнейший. Чтобы мэтр ВСБ в очередно раз принародно обругал меня злобным тантриком???!!! Дудки, куплю себе подарочное издание Сутр в золотой суперобл, запишусь в международный фан-клуб Патанджали, покрою тело татуировками с твоей картинкой и объявлю себе запрет на сладости, пока не выучу Сутры наизусть. Ка-а-а-роче, буду теперь примерным пай-патанджаликом :D А еще слово "Прадипика" в моем лексиконе станет теперь нецензурным выражением, вот :twisted: