Добавлено: 21 дек 2009, 11:58
Привычное переживание тождества пуруши и читты дана для бхоги - обретения жизненного опыта (шлока 3-36).
В рамках этого жизненного опыта и механизма клеш имеем две абсолютные реальности - негативную и позитивную. Человек бесконечно бултыхается из одной в другую, справедливо почитая жизнь зеброй и неизменно мрачнея ближе к завершению этого жизненного опыта.
Патанджали дает пару хороших и популярных в психотерапии советов: быть неизменно добродушным (майтри-каруна-мудита, шлока 1-33), при плохих мыслях думать хорошие (шлока 2-33, 2-34), тут же замечая по ходу - и это ключевой момент! - что просветленному (вивека) и те и другие мысли одинаково горьки (шлока 2-15). Вроде как путаница. Но!
По сути, Патанджали указывает выход из механизма клеш. Практика йоги дает переживание Атмана (однородного массива внимания), Пуруши (абсолютно неподвижного Наблюдателя). И поэтому практика волей-неволей просачиваясь в жизнь привносит в плюс-минусовое бултыхание третий нейтральный элемент - своего рода универсальный переключатель.
К примеру, изложенная выше практика привнесения Я в любое восприятие, чтобы не стать словоблудием, должна быть подкреплена ресурсом практики, прочным основанием. Так вот, острие ресурса, выраженное простым словечком Я, как пинцетом раз за разом извлекает обратно к Атману внимание, притягиваемое внешними ситуациями. Атман привычно отождествляется - но уже через слово Я - с ситуацией, восприятием, прописывается в ней и... становится универсальным переключателем в ней. Переключателем от плохих оценок к хорошим или каким-либо другим. Переход становится легким, ведь вы не бегаете теперь от плохого к хорошему, поскольку и то и другое - вы сами, свет Атмана, создающего и то и другое.
Полюса плохого-хорошего (двеши-раги как двух полюсов механизма клеш) в такой практике из абсолютных становятся относительными реальностями, а абсолютной реальностью становится... правильно, сам Атман. Через это практическое понимание и может происходить выход из режима клишта в режима восприятия аклишта с интуицией и прочими подарками-сиддхами, получаемыми законно, в результате йогической наработки ресурса, прочного основания, широкой полосы средних значений.
В режиме аклишта, для находящегося в нем "вивеки" одинаково ни к чему (духкха, шлока 2-15) и "хорошее" и "плохое". И то и другое дает трение, несовместное со "сверхпроводимостью" аклишты.
В рамках этого жизненного опыта и механизма клеш имеем две абсолютные реальности - негативную и позитивную. Человек бесконечно бултыхается из одной в другую, справедливо почитая жизнь зеброй и неизменно мрачнея ближе к завершению этого жизненного опыта.
Патанджали дает пару хороших и популярных в психотерапии советов: быть неизменно добродушным (майтри-каруна-мудита, шлока 1-33), при плохих мыслях думать хорошие (шлока 2-33, 2-34), тут же замечая по ходу - и это ключевой момент! - что просветленному (вивека) и те и другие мысли одинаково горьки (шлока 2-15). Вроде как путаница. Но!
По сути, Патанджали указывает выход из механизма клеш. Практика йоги дает переживание Атмана (однородного массива внимания), Пуруши (абсолютно неподвижного Наблюдателя). И поэтому практика волей-неволей просачиваясь в жизнь привносит в плюс-минусовое бултыхание третий нейтральный элемент - своего рода универсальный переключатель.
К примеру, изложенная выше практика привнесения Я в любое восприятие, чтобы не стать словоблудием, должна быть подкреплена ресурсом практики, прочным основанием. Так вот, острие ресурса, выраженное простым словечком Я, как пинцетом раз за разом извлекает обратно к Атману внимание, притягиваемое внешними ситуациями. Атман привычно отождествляется - но уже через слово Я - с ситуацией, восприятием, прописывается в ней и... становится универсальным переключателем в ней. Переключателем от плохих оценок к хорошим или каким-либо другим. Переход становится легким, ведь вы не бегаете теперь от плохого к хорошему, поскольку и то и другое - вы сами, свет Атмана, создающего и то и другое.
Полюса плохого-хорошего (двеши-раги как двух полюсов механизма клеш) в такой практике из абсолютных становятся относительными реальностями, а абсолютной реальностью становится... правильно, сам Атман. Через это практическое понимание и может происходить выход из режима клишта в режима восприятия аклишта с интуицией и прочими подарками-сиддхами, получаемыми законно, в результате йогической наработки ресурса, прочного основания, широкой полосы средних значений.
В режиме аклишта, для находящегося в нем "вивеки" одинаково ни к чему (духкха, шлока 2-15) и "хорошее" и "плохое". И то и другое дает трение, несовместное со "сверхпроводимостью" аклишты.