Привычное переживание тождества пуруши и читты дана для бхоги - обретения жизненного опыта (шлока 3-36).
В рамках этого жизненного опыта и механизма клеш имеем две абсолютные реальности - негативную и позитивную. Человек бесконечно бултыхается из одной в другую, справедливо почитая жизнь зеброй и неизменно мрачнея ближе к завершению этого жизненного опыта.
Патанджали дает пару хороших и популярных в психотерапии советов: быть неизменно добродушным (майтри-каруна-мудита, шлока 1-33), при плохих мыслях думать хорошие (шлока 2-33, 2-34), тут же замечая по ходу - и это ключевой момент! - что просветленному (вивека) и те и другие мысли одинаково горьки (шлока 2-15). Вроде как путаница. Но!
По сути, Патанджали указывает выход из механизма клеш. Практика йоги дает переживание Атмана (однородного массива внимания), Пуруши (абсолютно неподвижного Наблюдателя). И поэтому практика волей-неволей просачиваясь в жизнь привносит в плюс-минусовое бултыхание третий нейтральный элемент - своего рода универсальный переключатель.
К примеру, изложенная выше практика привнесения Я в любое восприятие, чтобы не стать словоблудием, должна быть подкреплена ресурсом практики, прочным основанием. Так вот, острие ресурса, выраженное простым словечком Я, как пинцетом раз за разом извлекает обратно к Атману внимание, притягиваемое внешними ситуациями. Атман привычно отождествляется - но уже через слово Я - с ситуацией, восприятием, прописывается в ней и... становится универсальным переключателем в ней. Переключателем от плохих оценок к хорошим или каким-либо другим. Переход становится легким, ведь вы не бегаете теперь от плохого к хорошему, поскольку и то и другое - вы сами, свет Атмана, создающего и то и другое.
Полюса плохого-хорошего (двеши-раги как двух полюсов механизма клеш) в такой практике из абсолютных становятся относительными реальностями, а абсолютной реальностью становится... правильно, сам Атман. Через это практическое понимание и может происходить выход из режима клишта в режима восприятия аклишта с интуицией и прочими подарками-сиддхами, получаемыми законно, в результате йогической наработки ресурса, прочного основания, широкой полосы средних значений.
В режиме аклишта, для находящегося в нем "вивеки" одинаково ни к чему (духкха, шлока 2-15) и "хорошее" и "плохое". И то и другое дает трение, несовместное со "сверхпроводимостью" аклишты.
Полоса средних значений и ее расширение
Дополнение к http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 2274#92274:
Вот как упражнялись в извлечении Я из всякого восприятия (бхоги) древние ирландцы:
Напоминаю, как это в БхагавадГите:
Вот как упражнялись в извлечении Я из всякого восприятия (бхоги) древние ирландцы:
взято из: В.П.Руднев "Гурджиев и современная психология"вихрь в далеком море Я
волны бьются в берег Я
гром прибоя это Я
бык утеса это Я
капля росна это Я
я прекрасный это Я
вепрь могучий это Я
он в заливе это Я
озеро в долине Я
слово бога это Я
пламя песни это Я
возглавляю войско Я
бог главы горящей Я
Напоминаю, как это в БхагавадГите:
7. Выше меня нет ничего, Дхананджая, на меня всё это нанизано, как жемчужины на нить.
8. Я вкус в воде, о Каунтея, я блеск в луне и солнце, я животворящее Слово (Пранава) во всех Ведах, звук в пространстве, человечность в людях (314);
9. Чистый запах в земле; я блеск в огне, жизнь во всех существах; я подвиг подвижников.
10. Знай меня, Партха, как вечное семя всех существ; я мудрость мудрых, я великолепие великолепных;
11. Я сила сильных, свободных от вожделений и страсти; я в существах желание, не противоречащее закону, о бык среди Бхарат.
12. Состояния саттва, раджас и тамас, знай, что они от меня (происходят); ибо не я в них, а они во мне.
13. Этими тремя состояниями весь этот (преходящий) мир, введённый в заблуждение, не познаёт меня, пребывающего над ними, непреходящего.
La gente esta muy loca
-
- Сообщения: 1524
- Зарегистрирован: 5 дек 2009, 14:02
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 186 раз
Вот тоже про то.
Извините, литературного перевода не нашла, но, по-моему, все равно понятно.
Послухаю цей дощ. Підкрався і шумить.
Бляшаний звук води, веселих крапель кроки.
Ще мить, ще мить, ще тільки мить і мить,
і раптом озирнусь, а це вже роки й роки!
А це уже віки. Ніхто уже й не зна,
в туманностях душі чи, може, Андромеди —
я в мантіях дощу, прозора, як скляна,
приходжу до живих, і згадую про мертвих.
Цілую всі ліси. Спасибі скрипалю.
Він добре вам зіграв колись мою присутність.
Я дерево, я сніг, я все, що я люблю.
І, може, це і є моя найвища сутніть.
Лина Костенко
Извините, литературного перевода не нашла, но, по-моему, все равно понятно.
Послухаю цей дощ. Підкрався і шумить.
Бляшаний звук води, веселих крапель кроки.
Ще мить, ще мить, ще тільки мить і мить,
і раптом озирнусь, а це вже роки й роки!
А це уже віки. Ніхто уже й не зна,
в туманностях душі чи, може, Андромеди —
я в мантіях дощу, прозора, як скляна,
приходжу до живих, і згадую про мертвих.
Цілую всі ліси. Спасибі скрипалю.
Він добре вам зіграв колись мою присутність.
Я дерево, я сніг, я все, що я люблю.
І, може, це і є моя найвища сутніть.
Лина Костенко
-
- Сообщения: 1419
- Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
- Откуда: Нижний Новгород
- Благодарил (а): 1 раз
- Поблагодарили: 40 раз
Простенькая техника отвлечения внимания от органов чувств выбрасывает сознание в иные миры. Здесь принято их называть глюками.
Изучение их структуры и иерархии – мистицизмом, выражаясь чуть резче – магией, или, принятый сегодня термин – манипуляция.
Нулевая точка, переход от одного состояния в другое, отсутствие чего-либо – искомое состояние.
Отсутствуют впечатления, нет привязок, «внимания» нет. Личность стерта.
Изучение их структуры и иерархии – мистицизмом, выражаясь чуть резче – магией, или, принятый сегодня термин – манипуляция.
Нулевая точка, переход от одного состояния в другое, отсутствие чего-либо – искомое состояние.
Отсутствуют впечатления, нет привязок, «внимания» нет. Личность стерта.