1-47 нирвичара/вайшарадье/'дхьятма/прасадаха
нирвичара/непоколебимая/[дает] созерцание атмана/сияющего
…В сущности, почему мы страдаем? Почему мы не осознаем наше Истинное Я? Если представить наше сознание как некую сферу, как шарик для тенниса, то наше истинное самосознание - это Атман, его центр. А луч его внимания направлен на периферию. Этот луч движется в плоскости поверхностного сознания. Он чуть-чуть проходит в поверхностное сознание к объектам и чуть-чуть входит внутрь подсознания. Это наше проживание в мире явлений. Здесь наша медитация и самоосвобождение. Луч нашего сознания освещает только этот узкий диапазон. Поверхностное сознание - это мысли. Мысли двигаются от рождения до смерти непрестанным потоком. И это не просто мысли. Каждая мысль несет за собой энергию - это бхавана. Мысли обладают энергией. Сущность сансары заключается в том, что вы постоянно находитесь в этом потоке мыслей.
Практика ЧВН приводит к состоянию самапатти – созерцания, где все идет своим путем (самопутем). Пребывание в этом состоянии, где в общем-то все всему равно кроме неподвижного Наблюдателя, может выявить любопытную вещь. А именно: что оживляет для нас любую ситуацию, любую структуру, привычный ход мыслей и реакций? В чем сердцевина всего, что движется в нашем восприятии?
Да собственно, наше внимание и оживляет, наше внимание, сознание – самые близкие нам вещи, совершенно неопределимые, но в постоянной данности своей совершенно понятные. Какова бы ни была структура мысли, клубка эмоций, ситуации – в центре этого циклона находится неизменный «свет» внимания. Человек соткан из разнообразнейших и разновесных структур (бхаван), и на что обратит он внимание – то немедленно оживает.
Бхавана означает существующее, бытийствующее, а также наработанное, культивируемое. Это бытие человека, посреди которого он в общем-то волен либо быть рабом калейдоскопа бхаван, либо господином, контролирующим направление прожектора внимания. А бхаваны далеко не мертвы и охотно резонируют на любые внешние импульсы, дергая внимание «хозяина». Взять хотя бы тело и его привычки.
Но хозяин волен менять, упорядочивать и перестраивать свои бхаваны, свои структуры и в этом надежда и упование всех систем самосовершенствования.
В йоге Патанджали техника созерцания (самапатти) как раз и направлена на неуклонное отшелушивание оболочки каждой (текущей в сознании) ситуации от света внимания.
Например, когда я злюсь на умника Пламена Градинарова, в этой привычной злости (бхаване) есть все тот же свет "моего" внимания, схватив который, можно "отсамапаттиться" от привычного повторения структуры, сансарного круга...
Когда это внимание обнаруживается раз за разом в одном и том же неизменном виде во всех мыслимых и немыслимых структурах восприятия, возникает идея, представление об Атмане – источнике этого внимания, «солнце» человека. Со всеми неизбежно дурацкими персонификациями и обожествлениями.
Можно сказать, что это Атман – ипостась Пуруши, Наблюдателя, и т.д…. но для практика это скорее обнаруживаемый феномен, которым можно пользоваться. В духе Сутр это использование выглядит как неуклонное возвращение к свету внимания в любом возникающем восприятии любой структуры.
Трансовая техника НЛП или Хасая Алиева в этом связи выглядит довольно интересным приемом: с помощью телесно ориентированного приема (например, мысленного плавного поднятия рук) все текущие бхаваны как бы взвешиваются в невесомости и возникает подобие дхарма-мегха самадхи (размягчения дхарм, структур, расцепленность плотно упакованных структур). И этот размягченный на элементы клубок оказывается в свете внимания вообще – в свете «Атмана лучезарного». После чего можно двигаться либо в сторону спонтанной перестройки системы в духе ВСБ, либо планомерного перепрограммирования в духе НЛП.
В связи с этим можно по новому взглянуть и на три первые шлоки 3-й главы Сутр:
Какого объекта? не структуры же привычная хватка, этого и так хватает в повседневности ! Атмана как объекта! Происходит парадоксальный возврат внимания к феномену внимания вообще, то есть к «Атману лучезарному»..3-1 деша/бандхаш/читтасья / дхарана
объекта/хватка/сознанием / дхарана
Собственно см. 1-47.3-2 татра / пратьяйa/икатаната / дхьянам
там / центр сознания/непрерывно [удерживается] / дхьяна
Текст, возможно, будет упорядочиваться, но интересно все же обсуждение точки зрения.3-3 тад / эв/артха/матра/нирбхасам / сварупа/шуньям / ива / самадхихи
когда / сам/объект/один/являет / свою форму/пустой / как бы / [это] самадхи