Сутры Патанджали. Краткое изложение.
Добавлено: 1 окт 2009, 17:13
Еще один "поворот кубика", довольно старая работа, возможно какие-то моменты будут полезны интересующимся Сутрами.
Йога-сутры Патанджали
Вольный пересказ М.Свечникова
Достижение покоя
1. Практика йоги (равновесия дуальности тела-сознания) есть процесс порождения и поддержания условий для прекращения колебаний сознания (ума, эмоций, психики).
2. В случае успеха во время практики возникает состояние общего психосоматического покоя, сопровождающегося (или не сопровождающегося) созерцанием этого покоя.
3. В другое время (вне практики) идет нормальный процесс отождествления с колебаниями сознания, необходимыми для активной жизни в мире и социуме.
4. При этом задействуется чудесный аппарат восприятия, мышления, воображения, оперирующий с многочисленными сигналами извне, бескрайними семантическими полями, в том числе и ложного (избыточного) характера, памятью и имеющий установленный природой перерыв на сон.
(4а. В практике эти колебания сознания являются помехами: а) восприятия, логические цепочки и авторитетные мнения не должны поддерживаться б) суеверия и предрассудки относительно практики уйдут с увеличением стажа практики, когда человек наконец станет в своей практике «профи» для себя в) фантазии и воображение не должны поддерживаться г) практика в сонном состоянии нежелательна д) активизация памяти должна сопровождаться снижением интенсивности практики, поскольку является, скорее всего, проявлением процесса «сброса», то есть разгрузки подсознания. Пункты а) и в) либо созерцаются (самапатти, см. 12 и 13), либо «склевываются» в самом зародыше своего активного импульса.)
5. Практика не должна становиться фетишем. Всему свое время. Это отстраненность (вайрагья).
6. Практика должна быть регулярной, и только в этом может иметь место усилие.
7. Долгая регулярная качественная практика дает для жизни прочное основание, ультрастабильность.
7а. Для некоторых людей состояние йоги естественно и дается очень легко (и это может стать препятствием.) Остальным приходится опираться на веру, энергичность, память и интеллект. (Повреждение двух последних структур является непреодолимым препятствием для йоги.)
8. Начало практики опирается на идеальный образ себя (Ишвару). Этот идеал воплощает (большую чем в наличии) свободу от многочисленных ограничений. С практикой идеал уточняется или сходит на нет.
8а. Для практики йоги существует множество препятствий, и чтобы устранить их нужно… регулярно практиковать.
9. Конкретные методы движения к покою (создания условий для его спонтанного возникновения) многообразны и зависят, в частности, от типа репрезентации.
10. Часто менять методы нежелательно, лучше удерживать внимание на одной сущности, объекте (таттве). (Универсальной и удобной таттвой является тело.)
(11. Состояние покоя является не абсолютным "нулем по кельвину", а достаточным для достижения психосоматикой своих целей в данный момент.)
12. Углубление покоя достигается через созерцание (самапатти) любых процессов вовне и внутри. Созерцание внешних объектов и уход от ассоциаций, связанных с их восприятием, называется соответственно савиТАРКА и нирвиТАРКА самапатти. Созерцание внутренних объектов и процессов и уход от ассоциаций, связанных с их восприятием, называется соответственно савиЧАРА и нирвиЧАРА самапатти.
13. Практика включает методы (привычные «ритуалы» вроде сканирования тела вниманием) (методы=зерна=биджа) достижения покоя, опора на которые (сабиджа=с биджей) со временем становится ненужной. Практик приходит к фактически мгновенному (нирбиджа=без биджи) входу в стандартное рабочее состояние, нужное для йоги.
Технология
1. В процессе жизни (и наследственно) человек, его психика, его подсознание заполняются (нередко негативными) впечатлениями (самскарами) и привычками (васанами). Эти индивидуальные приобретения преломляются сквозь призму фундаментальных напряжений, свойственных всему человечеству и даже всему живому (клеши-клещи).
(1а. Клеши удерживают нас в этом мире, составляют фундамент психического взаимодействия с ним: неведение, влечение, отвращение, эго и инстинкт самосохранения. Поэтому убираются не сами клеши, а вторичные навороты на этих клешах, неадекватные избыточные реакции на их проявление. Это буквально называется «истончением» клеш.)
2. Регулярная практика достижения тишины (самадхи) позволяет постепенно «истончить» эти напряжения и изжить негативные, вредные для психосоматики впечатления и привычки.
3. Состояние йоги характеризуется восемью (ашта) гранями (анга): яма (отношения с миром и собой), нияма (отношения с собой), асана, пранаяма, пратьяхара (сужение восприятия, созерцание), дхарана (концентрация), дхьяна (деконцентрация), самадхи (тишина). Все эти грани (ступени) неотъемлемо присутствуют в качественной практике и могут быть акцентированы (сознательно или вне сознания) в различной степени в зависимости от задач психосоматики.
4. В практике преодолевается обычная двойственность: подчиненность либо тела сознанию, либо сознания телу. Возникает равновесие.
5. Вся практика пронизана принципами ненасилия над собой (ахимса) и свадхьяи (самоизучения). Опора для них – упорство (тапас). Итог практики (регулярно ею подпитывающийся) – гармония, состояние сампраджнята («сам себе мудрец»), довольство (сантоша).
5а. Свадхьяя (самоизучение) позволяет понять и принять себя.
6. Асана характеризуется удобством и продолжительной неподвижностью. В ней пранаяма присутствует в виде естественного несдерживаемого дыхания.
7. Пранаяма как отдельная техника есть удлинение естественных вдоха-выдоха-задержки и осваивается на основе мудрости, наработанной в асане.
(8. Внешние грани (бахиранга) характеризуются участием сознания, минимальным сознательным сосредоточением на создании условий для дальнейшего акцентирования более внутренних граней.)
9. Методы Пратьяхары – внешние (закрыть глаза, уши) и внутренние (отстраненное созерцание внешнего и внутреннего, "не связываясь" своими реакциями, мягко гася или не поддерживая их).
Сиддхи
1. Невозмутимое состояние тишины в практике (и состояния довольства-сантоши в жизни) может нарушаться подъемом (очередных) накопленных впечатлений (самскар).
2. Практика углубляет способности, склонности, таланты (дает сиддхи).
3. Увлечение сиддхами может разрушить наработанные практикой стабильность и равновесие.
4. Последовательность изменений в физических и ментальных органах (вследствие практики) сугубо индивидуальна.
Свобода
1. Переход к другому типу существования совершается через приток системности (пракрити).
2. Усилия и уловки не могут задействовать пракрити, следует подобно земледельцу лишь устранять помехи и создавать условия.
3. Отработка психических накоплений возможна путем моделирования возможных ситуаций или перепроживания былого в своем сознании.
3а. Тем не менее базовые напряжения (клеши) «истончаются» только через регулярное бессознательное сосредоточение (максимально полное выключение колебаний сознания). И тогда автоматически устраняются остальные психические накопления.
4. В практике отсутствует привычное разделение ума на оценивающую и деятельную части. Это разделение, создающее динамику, уступает место тишине.
5. Последовательность моментов времени в ожидании результата перестает довлеть. Как в практике, так и в жизни. Это и есть свобода (кайвалья).
Йога-сутры Патанджали
Вольный пересказ М.Свечникова
Достижение покоя
1. Практика йоги (равновесия дуальности тела-сознания) есть процесс порождения и поддержания условий для прекращения колебаний сознания (ума, эмоций, психики).
2. В случае успеха во время практики возникает состояние общего психосоматического покоя, сопровождающегося (или не сопровождающегося) созерцанием этого покоя.
3. В другое время (вне практики) идет нормальный процесс отождествления с колебаниями сознания, необходимыми для активной жизни в мире и социуме.
4. При этом задействуется чудесный аппарат восприятия, мышления, воображения, оперирующий с многочисленными сигналами извне, бескрайними семантическими полями, в том числе и ложного (избыточного) характера, памятью и имеющий установленный природой перерыв на сон.
(4а. В практике эти колебания сознания являются помехами: а) восприятия, логические цепочки и авторитетные мнения не должны поддерживаться б) суеверия и предрассудки относительно практики уйдут с увеличением стажа практики, когда человек наконец станет в своей практике «профи» для себя в) фантазии и воображение не должны поддерживаться г) практика в сонном состоянии нежелательна д) активизация памяти должна сопровождаться снижением интенсивности практики, поскольку является, скорее всего, проявлением процесса «сброса», то есть разгрузки подсознания. Пункты а) и в) либо созерцаются (самапатти, см. 12 и 13), либо «склевываются» в самом зародыше своего активного импульса.)
5. Практика не должна становиться фетишем. Всему свое время. Это отстраненность (вайрагья).
6. Практика должна быть регулярной, и только в этом может иметь место усилие.
7. Долгая регулярная качественная практика дает для жизни прочное основание, ультрастабильность.
7а. Для некоторых людей состояние йоги естественно и дается очень легко (и это может стать препятствием.) Остальным приходится опираться на веру, энергичность, память и интеллект. (Повреждение двух последних структур является непреодолимым препятствием для йоги.)
8. Начало практики опирается на идеальный образ себя (Ишвару). Этот идеал воплощает (большую чем в наличии) свободу от многочисленных ограничений. С практикой идеал уточняется или сходит на нет.
8а. Для практики йоги существует множество препятствий, и чтобы устранить их нужно… регулярно практиковать.
9. Конкретные методы движения к покою (создания условий для его спонтанного возникновения) многообразны и зависят, в частности, от типа репрезентации.
10. Часто менять методы нежелательно, лучше удерживать внимание на одной сущности, объекте (таттве). (Универсальной и удобной таттвой является тело.)
(11. Состояние покоя является не абсолютным "нулем по кельвину", а достаточным для достижения психосоматикой своих целей в данный момент.)
12. Углубление покоя достигается через созерцание (самапатти) любых процессов вовне и внутри. Созерцание внешних объектов и уход от ассоциаций, связанных с их восприятием, называется соответственно савиТАРКА и нирвиТАРКА самапатти. Созерцание внутренних объектов и процессов и уход от ассоциаций, связанных с их восприятием, называется соответственно савиЧАРА и нирвиЧАРА самапатти.
13. Практика включает методы (привычные «ритуалы» вроде сканирования тела вниманием) (методы=зерна=биджа) достижения покоя, опора на которые (сабиджа=с биджей) со временем становится ненужной. Практик приходит к фактически мгновенному (нирбиджа=без биджи) входу в стандартное рабочее состояние, нужное для йоги.
Технология
1. В процессе жизни (и наследственно) человек, его психика, его подсознание заполняются (нередко негативными) впечатлениями (самскарами) и привычками (васанами). Эти индивидуальные приобретения преломляются сквозь призму фундаментальных напряжений, свойственных всему человечеству и даже всему живому (клеши-клещи).
(1а. Клеши удерживают нас в этом мире, составляют фундамент психического взаимодействия с ним: неведение, влечение, отвращение, эго и инстинкт самосохранения. Поэтому убираются не сами клеши, а вторичные навороты на этих клешах, неадекватные избыточные реакции на их проявление. Это буквально называется «истончением» клеш.)
2. Регулярная практика достижения тишины (самадхи) позволяет постепенно «истончить» эти напряжения и изжить негативные, вредные для психосоматики впечатления и привычки.
3. Состояние йоги характеризуется восемью (ашта) гранями (анга): яма (отношения с миром и собой), нияма (отношения с собой), асана, пранаяма, пратьяхара (сужение восприятия, созерцание), дхарана (концентрация), дхьяна (деконцентрация), самадхи (тишина). Все эти грани (ступени) неотъемлемо присутствуют в качественной практике и могут быть акцентированы (сознательно или вне сознания) в различной степени в зависимости от задач психосоматики.
4. В практике преодолевается обычная двойственность: подчиненность либо тела сознанию, либо сознания телу. Возникает равновесие.
5. Вся практика пронизана принципами ненасилия над собой (ахимса) и свадхьяи (самоизучения). Опора для них – упорство (тапас). Итог практики (регулярно ею подпитывающийся) – гармония, состояние сампраджнята («сам себе мудрец»), довольство (сантоша).
5а. Свадхьяя (самоизучение) позволяет понять и принять себя.
6. Асана характеризуется удобством и продолжительной неподвижностью. В ней пранаяма присутствует в виде естественного несдерживаемого дыхания.
7. Пранаяма как отдельная техника есть удлинение естественных вдоха-выдоха-задержки и осваивается на основе мудрости, наработанной в асане.
(8. Внешние грани (бахиранга) характеризуются участием сознания, минимальным сознательным сосредоточением на создании условий для дальнейшего акцентирования более внутренних граней.)
9. Методы Пратьяхары – внешние (закрыть глаза, уши) и внутренние (отстраненное созерцание внешнего и внутреннего, "не связываясь" своими реакциями, мягко гася или не поддерживая их).
Сиддхи
1. Невозмутимое состояние тишины в практике (и состояния довольства-сантоши в жизни) может нарушаться подъемом (очередных) накопленных впечатлений (самскар).
2. Практика углубляет способности, склонности, таланты (дает сиддхи).
3. Увлечение сиддхами может разрушить наработанные практикой стабильность и равновесие.
4. Последовательность изменений в физических и ментальных органах (вследствие практики) сугубо индивидуальна.
Свобода
1. Переход к другому типу существования совершается через приток системности (пракрити).
2. Усилия и уловки не могут задействовать пракрити, следует подобно земледельцу лишь устранять помехи и создавать условия.
3. Отработка психических накоплений возможна путем моделирования возможных ситуаций или перепроживания былого в своем сознании.
3а. Тем не менее базовые напряжения (клеши) «истончаются» только через регулярное бессознательное сосредоточение (максимально полное выключение колебаний сознания). И тогда автоматически устраняются остальные психические накопления.
4. В практике отсутствует привычное разделение ума на оценивающую и деятельную части. Это разделение, создающее динамику, уступает место тишине.
5. Последовательность моментов времени в ожидании результата перестает довлеть. Как в практике, так и в жизни. Это и есть свобода (кайвалья).