Сутры Патанджали. Читта вритти.
Добавлено: 25 авг 2009, 21:55
Благодаря знаменитой шлоке 1-2 «Йогаш-читта-вритти-ниродхах» словосочетание «читта вритти» чрезвычайно популярно среди практикующих, интересующихся йоговской терминологией. Речь идет о колебаниях, или возмущениях сознания, постоянно испытываемых нами в обыденности и, соответственно, мешающих нам углубиться в практику ЧВН.
В самом начале Сутр (что говорит о первостепенном значении предмета) Патанджали перечисляет те колебания сознания (читта вритти), при доминировании которых в сознании о качественной практике речь не может идти вообще. И, надо сказать, перечень этот весьма полон.
Начнем как обычно не сначала, а с того, почему все же правильнее говорить о колебаниях сознания, а не ума. Согласитесь, ум – это более узкая часть человека, чем сознание, потому что сознание включает эмоциональный компонент, а ум – лишь информационный. Патанджали, заявляя 5 типов читта вритти (1-5, 1-6), сразу отмечает, что они могут быть болезненными – «клишта» (образ - клинок), или не болезненными – «аклишта». То есть в читта вритти (ЧВ) затронуты эмоции, переживания, к которым ум – прообраз компьютера – не слишком склонен.
Кроме того, в список пяти ЧВ включена сонливость (нидра), связанная скорее с общим тонусом тела и сознания, и меньше всего с умом. Если человек хочет спать, о функционале ума можно забыть. О качественной практике, кстати, тоже.
Итак, читта – это нечто более широкое, чем ум. Это сознание.
Представляя себе устройство человека, можно грубо набросать такую схему: сплетенная пара тело-психика (подсознание) с их вполне реальными проблемами, и легкий подвижный аванпост этой пары – сознание.
Можно сказать, что сознание – это живой дисплей, служащий а) местом встречи для различных выходов из подсознания и б) отражением реакций тела-психики на внешние влияния.
Реакция на внешние влияния (пратьякша) и есть подпункт номер один в списке ЧВ от Патанджали. Отсюда вытекает желательность тишины и отсутствие яркого освещения для обеспечения качества практики. Уж слишком подвижна «ртутная» поверхность нашего зеркала-сознания, пока не наработано стандартное подключение к накату «бездонного равнодушия Свидетеля».
Пратьякша тесно сплетена с логическим мышлением (анумана), постоянно комментирующим восприятие мира: это тиканье часов, а сколько кстати времени, выключил ли я телефон, что-то колет в боку, уж не заболел ли я… и т.д. Логические цепочки могут виться бесконечно, причем и без поддержки внешних влияний, в ответ на всплывающие изнутри образы.
Отрыв ануманы от пратьякши называется нирвитарка. Слушаешь радио, но не понимаешь слов, к примеру. Это нирвитарка (1-43), одна из стадий самапатти-созерцания.
Ануманы (логические цепочки) незаметным образом покоится на агамах – авторитетных постулатах, внедренных в наше сознание либо за долгие годы, либо под ярким впечатлением встречи с признанным авторитетом.
Все три подпункта Патанджали сплетает в праману («прямое») – правильное знание. Шлока 1-7: «пратьякш-Ануман-агАмаха праманАни». Железобетонная прамана – первая читта вритти, подлежащая остановке, точнее терпеливой неподдержке этой бесконечной инвентаризации внешнего и внутреннего миров.
Правильное знание, безусловно, не имеет резких границ с предрассудками и заблуждениями, поселившимися среди авторитетных агам и подделывающимися под них. Это неправильное знание – випарьяйя (образ – туман, «тень на плетень»), является второй читта вритти (1-8). Во время практике она сносится вместе с праманой.
Особо следует отметить випарьяйи относительно самой практики – «как надо заниматься», то есть к примеру а) какие-то безотносительные к тебе лично невесть где узнанные нюансы и б) подмена существенных моментов несущественными (скажем, положением пальцев рук в Триконасане).
Регулярная практика (абхьяса) постепенно выявляет мусор випарьяйи, и не только в отношении йоги.
Третья читта вритти знаменует переход во внутренний мир. Это викальпы (1-9) – фантазии, активизация воображения, склеивающего из имеющихся элементов сознания несуществующие картины. Такие картины вполне могут развиваться вместе с ануманой (логикой), устремляясь в дурную бесконечность пустой траты времени вместо благодати ЧВН. Поэтому опасно не продуцирование образов само по себе, а сцепление его с логикой, обсуждение. Отключение активной логики-ануманы от викальп называется нирвичара (1-44), это еще одна из стадий самапатти-созерцания. Тогда «объект лишь сияет, форма пуста», не заполнена смыслом, интерпретацией, надстройкой. Просто плывут образы, а практик с ними «не связывается». Похоже на сон, да собственно –
вот и четвертая ЧВ: сонливость, нидра (шлока 1-10).
Из отчетов практиков известны две разновидности ЧВН – отключка сознания вообще (йогический сон) и отъезд (ясное зеркальное, прозрачное, чуть мерцающее сознание, при котором возможны чудеса с восприятием времени – чудовищное замедление или чудовищное ускорение). Первая разновидность связана с присутствием некоторой тяжести в сознании, тамасического элемента. Когда этот элемент уходит (человек отлежался), начинает преобладать ясность – саттва, «сущность ума».
Наконец, пятая ЧВ – это смрити, память (1-11). Если в практике пошли воспоминания, трудно что-либо сделать. Лучший вариант тот же, что и с викальпой-воображением: не связываться, не обсуждать с самим собой. Идут и идут. Наверное, следует различать обыденную краткосрочную память (счет пришел, надо то сделать, надо это) – это отпечатки недавней пратьякши (восприятия), от всплывающих давно забытых глубинных, быть может экзистенциально важных вещей, связанных со спрессованным содержанием психики – самскарами. Последнее может быть частью сброса, связанного с перестройкой психосоматики, ее освобождением от накопленных напряжений.
Вспомним, что клеш-клещей – фундаментальных корней, двигателей психики – тоже пять (2-3). Возможно, что такой числовой символикой Патанаджали хотел указать на непрямую связь пяти читта вритти с пятью процессами-вритти телесно-психического плана (не «читта»). Пожалуй, просматриваются отношения между авидьей-интересом и праманой-знанием, рагой-двешей (влечение-отталкивание) и викальпой-випарьяйей (в аспекте воображения приятного и запретов-вытеснений на неприятное). И то, что асмита (чувство Я), а также абхинивеша (жажда жизни) могут порождать чудовищные предрассудки (випарьяйи), тоже очевидно.
Любопытно, что разделение ЧВ на клишта и аклишта указывает на эту связь, причем тип ЧВ «аклишта» служит авангардом когнитивного (познавательного) прогресса личности вообще.
Как отдельное упражнение, вносящее ясность в личное понимание данной типологии, можно временно занять умственно активную позицию и прибегнуть к методу абстрагирования потока сознания. То есть, воспринимая очередное возмущение сознания, классифицировать его в соответствии с пятью читта вритти Патанджали, а также отмечать их «страдательный» аспект (болезненность или не болезненность – клишта или аклишта).
Спасибо за терпение и внимание.
Упомянутые шлоки:
1-5 вритти / пятеричны / болезненные/неболезненные
1-6 знание/заблуждение/воображение/сон/память
1-7 восприятие/умозаключение/авторитетное свидетельство / [таковы] знания источники
1-8 заблуждение / [это] ложное/знание / не на факте/основанное
1-9 слов/знание/основанное на / объекте/пустом / [таково] воображение
1-10 отсутствие/сознания/как опоры / [в этом] [тамасическая]/активность/сна
1-43 память/очищается / в форме/пустой/сам/объект/лишь/сияет / [такова] нирвитарка
1-44 этим же / савичара / нирвичара / также / тонких/объектов / объясняются
2-3 авидья [неведение]/эгоизм (чувство Я)/влечение/враждебность/страх смерти / (пять) клеш
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Тантра в Сутрах
Читта вритти
Подстрочный перевод сутр с санскрита
В самом начале Сутр (что говорит о первостепенном значении предмета) Патанджали перечисляет те колебания сознания (читта вритти), при доминировании которых в сознании о качественной практике речь не может идти вообще. И, надо сказать, перечень этот весьма полон.
Начнем как обычно не сначала, а с того, почему все же правильнее говорить о колебаниях сознания, а не ума. Согласитесь, ум – это более узкая часть человека, чем сознание, потому что сознание включает эмоциональный компонент, а ум – лишь информационный. Патанджали, заявляя 5 типов читта вритти (1-5, 1-6), сразу отмечает, что они могут быть болезненными – «клишта» (образ - клинок), или не болезненными – «аклишта». То есть в читта вритти (ЧВ) затронуты эмоции, переживания, к которым ум – прообраз компьютера – не слишком склонен.
Кроме того, в список пяти ЧВ включена сонливость (нидра), связанная скорее с общим тонусом тела и сознания, и меньше всего с умом. Если человек хочет спать, о функционале ума можно забыть. О качественной практике, кстати, тоже.
Итак, читта – это нечто более широкое, чем ум. Это сознание.
Представляя себе устройство человека, можно грубо набросать такую схему: сплетенная пара тело-психика (подсознание) с их вполне реальными проблемами, и легкий подвижный аванпост этой пары – сознание.
Можно сказать, что сознание – это живой дисплей, служащий а) местом встречи для различных выходов из подсознания и б) отражением реакций тела-психики на внешние влияния.
Реакция на внешние влияния (пратьякша) и есть подпункт номер один в списке ЧВ от Патанджали. Отсюда вытекает желательность тишины и отсутствие яркого освещения для обеспечения качества практики. Уж слишком подвижна «ртутная» поверхность нашего зеркала-сознания, пока не наработано стандартное подключение к накату «бездонного равнодушия Свидетеля».
Пратьякша тесно сплетена с логическим мышлением (анумана), постоянно комментирующим восприятие мира: это тиканье часов, а сколько кстати времени, выключил ли я телефон, что-то колет в боку, уж не заболел ли я… и т.д. Логические цепочки могут виться бесконечно, причем и без поддержки внешних влияний, в ответ на всплывающие изнутри образы.
Отрыв ануманы от пратьякши называется нирвитарка. Слушаешь радио, но не понимаешь слов, к примеру. Это нирвитарка (1-43), одна из стадий самапатти-созерцания.
Ануманы (логические цепочки) незаметным образом покоится на агамах – авторитетных постулатах, внедренных в наше сознание либо за долгие годы, либо под ярким впечатлением встречи с признанным авторитетом.
Все три подпункта Патанджали сплетает в праману («прямое») – правильное знание. Шлока 1-7: «пратьякш-Ануман-агАмаха праманАни». Железобетонная прамана – первая читта вритти, подлежащая остановке, точнее терпеливой неподдержке этой бесконечной инвентаризации внешнего и внутреннего миров.
Правильное знание, безусловно, не имеет резких границ с предрассудками и заблуждениями, поселившимися среди авторитетных агам и подделывающимися под них. Это неправильное знание – випарьяйя (образ – туман, «тень на плетень»), является второй читта вритти (1-8). Во время практике она сносится вместе с праманой.
Особо следует отметить випарьяйи относительно самой практики – «как надо заниматься», то есть к примеру а) какие-то безотносительные к тебе лично невесть где узнанные нюансы и б) подмена существенных моментов несущественными (скажем, положением пальцев рук в Триконасане).
Регулярная практика (абхьяса) постепенно выявляет мусор випарьяйи, и не только в отношении йоги.
Третья читта вритти знаменует переход во внутренний мир. Это викальпы (1-9) – фантазии, активизация воображения, склеивающего из имеющихся элементов сознания несуществующие картины. Такие картины вполне могут развиваться вместе с ануманой (логикой), устремляясь в дурную бесконечность пустой траты времени вместо благодати ЧВН. Поэтому опасно не продуцирование образов само по себе, а сцепление его с логикой, обсуждение. Отключение активной логики-ануманы от викальп называется нирвичара (1-44), это еще одна из стадий самапатти-созерцания. Тогда «объект лишь сияет, форма пуста», не заполнена смыслом, интерпретацией, надстройкой. Просто плывут образы, а практик с ними «не связывается». Похоже на сон, да собственно –
вот и четвертая ЧВ: сонливость, нидра (шлока 1-10).
Из отчетов практиков известны две разновидности ЧВН – отключка сознания вообще (йогический сон) и отъезд (ясное зеркальное, прозрачное, чуть мерцающее сознание, при котором возможны чудеса с восприятием времени – чудовищное замедление или чудовищное ускорение). Первая разновидность связана с присутствием некоторой тяжести в сознании, тамасического элемента. Когда этот элемент уходит (человек отлежался), начинает преобладать ясность – саттва, «сущность ума».
Наконец, пятая ЧВ – это смрити, память (1-11). Если в практике пошли воспоминания, трудно что-либо сделать. Лучший вариант тот же, что и с викальпой-воображением: не связываться, не обсуждать с самим собой. Идут и идут. Наверное, следует различать обыденную краткосрочную память (счет пришел, надо то сделать, надо это) – это отпечатки недавней пратьякши (восприятия), от всплывающих давно забытых глубинных, быть может экзистенциально важных вещей, связанных со спрессованным содержанием психики – самскарами. Последнее может быть частью сброса, связанного с перестройкой психосоматики, ее освобождением от накопленных напряжений.
Вспомним, что клеш-клещей – фундаментальных корней, двигателей психики – тоже пять (2-3). Возможно, что такой числовой символикой Патанаджали хотел указать на непрямую связь пяти читта вритти с пятью процессами-вритти телесно-психического плана (не «читта»). Пожалуй, просматриваются отношения между авидьей-интересом и праманой-знанием, рагой-двешей (влечение-отталкивание) и викальпой-випарьяйей (в аспекте воображения приятного и запретов-вытеснений на неприятное). И то, что асмита (чувство Я), а также абхинивеша (жажда жизни) могут порождать чудовищные предрассудки (випарьяйи), тоже очевидно.
Любопытно, что разделение ЧВ на клишта и аклишта указывает на эту связь, причем тип ЧВ «аклишта» служит авангардом когнитивного (познавательного) прогресса личности вообще.
Как отдельное упражнение, вносящее ясность в личное понимание данной типологии, можно временно занять умственно активную позицию и прибегнуть к методу абстрагирования потока сознания. То есть, воспринимая очередное возмущение сознания, классифицировать его в соответствии с пятью читта вритти Патанджали, а также отмечать их «страдательный» аспект (болезненность или не болезненность – клишта или аклишта).
Спасибо за терпение и внимание.
Упомянутые шлоки:
1-5 вритти / пятеричны / болезненные/неболезненные
1-6 знание/заблуждение/воображение/сон/память
1-7 восприятие/умозаключение/авторитетное свидетельство / [таковы] знания источники
1-8 заблуждение / [это] ложное/знание / не на факте/основанное
1-9 слов/знание/основанное на / объекте/пустом / [таково] воображение
1-10 отсутствие/сознания/как опоры / [в этом] [тамасическая]/активность/сна
1-43 память/очищается / в форме/пустой/сам/объект/лишь/сияет / [такова] нирвитарка
1-44 этим же / савичара / нирвичара / также / тонких/объектов / объясняются
2-3 авидья [неведение]/эгоизм (чувство Я)/влечение/враждебность/страх смерти / (пять) клеш
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Отвергнутая глава
Тантра в Сутрах
Читта вритти
Подстрочный перевод сутр с санскрита