Сутры Патанджали. Читта вритти.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
Сидел разбирал сутры (и появилась новая вритти :) )
Осенило .Практикую виппасану так там основа практики пасивное созерцание (это мои слова и прошу к ним не цепляться).Так вот оно нужно чтобы не создавать новые возмущения сознания.
Все это созвучно ЧВН (в том ключе что дает Виктор)
А народ просто не так понял эту строку (остановка флуктуаций сознания) и ударился в динамичную йогу(вчера так у одного учителя назанимался что досих пор все тело болит а ЧВН там и непахло)
Осенило .Практикую виппасану так там основа практики пасивное созерцание (это мои слова и прошу к ним не цепляться).Так вот оно нужно чтобы не создавать новые возмущения сознания.
Все это созвучно ЧВН (в том ключе что дает Виктор)
А народ просто не так понял эту строку (остановка флуктуаций сознания) и ударился в динамичную йогу(вчера так у одного учителя назанимался что досих пор все тело болит а ЧВН там и непахло)
Йога в Израиле
http://www.realyoga.co.il
http://www.realyoga.co.il
- Calceteiro
- Опытный практик
- Сообщения: 1162
- Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 160 раз
- Контактная информация:
Когда мне рассказывают про " динамичную йогу" я спрашиваю, :"вижу,что динамическая, а йога тут где?" - эти адепты под йогой понимают "единство" плюс всю эзотерику вместе взятую, а слово "йога" -фантик, чтоб интереснее было.
Как сказал бы А.Смит "это не йога и не бхога", а физкультура - полезна как и другая физическая нагрузка.
Как сказал бы А.Смит "это не йога и не бхога", а физкультура - полезна как и другая физическая нагрузка.
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 1818
- Зарегистрирован: 17 янв 2010, 10:13
- Откуда: http://www.realyoga.co.il
- Благодарил (а): 280 раз
- Поблагодарили: 379 раз
- Контактная информация:
оттуда:
- Я - не это тело, я - не это тело, я - не это тело...
Потом все же не выдержал, забежал за угол:
- Это не я, это не я, это не я...
Идет как-то йог по городу, и захотелось ему в туалет. И как назло, туалетов нет нигде в округе. Но йог не сдается, делает себе внушение:Если рассматривать вопрос чисто логически, никакой истинной, то есть независимо существующей, личности существовать и не может, поскольку единица всегда зависит от множества, также как множество, в свою очередь, зависит от единицы. Это можно называть как угодно, но называем ли мы это «я» или как-то по-другому, это ни в коем случае не является чем-то истинно существующим. На пути к Освобождению и Просветлению речь идет о том, чтобы устранить все причины страдания и, следовательно, достичь действительно непреходящего счастья.
- Я - не это тело, я - не это тело, я - не это тело...
Потом все же не выдержал, забежал за угол:
- Это не я, это не я, это не я...
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
Native, я думаю, Патанджали не зря дистанцировал самое начало практики (попытки ЧВН в 1-2) от самьямы (3 глава) тщательными описаниями множества нюансов.
Самьяма и начальное ЧВН (а затем и самапатти) конечно родственники, но самьяма - это очень мощное ЧВН, когда практик уже наплавался в блаженствах практики и тщательно поработал с потоками вредности извне и изнутри, в целом победив их. Это новое мощное ЧВН (самьяма) приобретает свойство четкой векторности в сторону кайвальи (нирбиджа самадхи, свободы от этого мира). Объекты, попадающие в поле мощного целостного внимания самьямы, отзываются различными сиддхами, что позволяет ускоренно впитывать бхогу (мирской опыт) и повышать качество самого внимания (Атмана).
2 глава заканчивается пратьяхарой - своеобразной перезагрузкой системы, переводящей ее в состояние аклишта, когда система получает неограниченный доступ к ресурсам подсознания с возможностью правильной выборки из этих ресурсов (в сторону кайвальи). Это и отличает самьяму от начального ЧВН, когда практик только начинает тормозить в сторону разборок и пратьяхары.
Самьяма и начальное ЧВН (а затем и самапатти) конечно родственники, но самьяма - это очень мощное ЧВН, когда практик уже наплавался в блаженствах практики и тщательно поработал с потоками вредности извне и изнутри, в целом победив их. Это новое мощное ЧВН (самьяма) приобретает свойство четкой векторности в сторону кайвальи (нирбиджа самадхи, свободы от этого мира). Объекты, попадающие в поле мощного целостного внимания самьямы, отзываются различными сиддхами, что позволяет ускоренно впитывать бхогу (мирской опыт) и повышать качество самого внимания (Атмана).
2 глава заканчивается пратьяхарой - своеобразной перезагрузкой системы, переводящей ее в состояние аклишта, когда система получает неограниченный доступ к ресурсам подсознания с возможностью правильной выборки из этих ресурсов (в сторону кайвальи). Это и отличает самьяму от начального ЧВН, когда практик только начинает тормозить в сторону разборок и пратьяхары.
La gente esta muy loca
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Смит, я не думаю, что в начале первой главы описано "самое начало практики", не считаю, что ЙС построены "хронологически" последовательно (от начала практики к концу). Уже в 1.2 и в 1.3 он как бы забегает вперед, даже к концу.
Native, на мой взгляд, несколько странно поставил вопрос - как бы проводя тождество между самьямой (причем не просто самьямой, а судя по контексту - с дхараной) и ЧВН (йогой). А если поставить вопрос иначе и сравнить йогу (ЧВН) не с дхараной, а с обособлением Пуруши от пракрити? Где в этом обособлении обрящется внимание как работающая функция? Тем более, что именно такую связь, на мой взгляд, делать более корректно, если вспомнить № 1.3 = "Тогда Созерцатель находится в своей собственной форме".
Также хочется напомнить перевод Пламена Градинарова 1.2 = "Йога есть подавление функций сознания". Можно ли осуществлять концентрацию с подавленными функциями сознания?
Native, на мой взгляд, несколько странно поставил вопрос - как бы проводя тождество между самьямой (причем не просто самьямой, а судя по контексту - с дхараной) и ЧВН (йогой). А если поставить вопрос иначе и сравнить йогу (ЧВН) не с дхараной, а с обособлением Пуруши от пракрити? Где в этом обособлении обрящется внимание как работающая функция? Тем более, что именно такую связь, на мой взгляд, делать более корректно, если вспомнить № 1.3 = "Тогда Созерцатель находится в своей собственной форме".
Также хочется напомнить перевод Пламена Градинарова 1.2 = "Йога есть подавление функций сознания". Можно ли осуществлять концентрацию с подавленными функциями сознания?
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Согласен, тоже возникало такое предположение, когда Смит говорил об очередности сутр как об очередности практических методов.Смит, я не думаю, что в начале первой главы описано "самое начало практики", не считаю, что ЙС построены "хронологически" последовательно (от начала практики к концу). Уже в 1.2 и в 1.3 он как бы забегает вперед, даже к концу.
Если дхарана и йога не тождество, то во время дхараны есть состояние йоги, состояние ЧВН? То есть, может ли быть ЧВН при наличииNative, на мой взгляд, несколько странно поставил вопрос - как бы проводя тождество между самьямой (причем не просто самьямой, а судя по контексту - с дхараной) и ЧВН (йогой).
концентрации?
А вот, к стати, интересно. Внимание, как психический процесс, входит в качестве составной части во все другие психческие процессы. С этой точки зрения, действительно непорождение активности внимания приводит к ЧВН. Но я бы сказал, что прекращение действия внимания это больше условие для достижения состояния йоги, само же состояния йоги можно перевести, как это предлагает Смит "сознания/колебаний/нерождение" или отсутствие колебаний сознания.А если поставить вопрос иначе и сравнить йогу (ЧВН) не с дхараной, а с обособлением Пуруши от пракрити? Где в этом обособлении обрящется внимание как работающая функция? Тем более, что именно такую связь, на мой взгляд, делать более корректно, если вспомнить № 1.3 = "Тогда Созерцатель находится в своей собственной форме".
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Это зависит от того, что мы подразумеваем, говоря о ЧВН...Native писал(а): Если дхарана и йога не тождество, то во время дхараны есть состояние йоги, состояние ЧВН? То есть, может ли быть ЧВН при наличии концентрации?
Натив, что произойдет, если будет остановлено внимание? :)Native писал(а): А вот, к стати, интересно. Внимание, как психический процесс, входит в качестве составной части во все другие психческие процессы. С этой точки зрения, действительно непорождение активности внимания приводит к ЧВН. Но я бы сказал, что прекращение действия внимания это больше условие для достижения состояния йоги, само же состояния йоги можно перевести, как это предлагает Смит "сознания/колебаний/нерождение" или отсутствие колебаний сознания.
-
- Сообщения: 1170
- Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
- Благодарил (а): 141 раз
- Поблагодарили: 269 раз
Ладно, это тонкости терминологии. Для меня "прекращение действия внимания" это процесс, как и "непорождение" а "осутстиве колебаний сознания" или "неколебимость сознания" это состояние к котору этот процесс ведет.Натив, что произойдет, если будет остановлено внимание?
В то же время в дхаране концентрация внимания присутствует и при этом есть неколебимость сознания, ЧВН.
-
- Сообщения: 559
- Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 11 раз
Если будет остановлено внимание - то этот момент не будет вспоминаем, так как он не будет принят во внимание. Т.е. этого момента не будет субъективно существовать. Вообще вспоминается загадка квантовой физики "о наблюдателе" и исходе эксперимента. А так как мир имеет (по последним данным :) :) )квантовую природу - то напрашиваются некие интересные выводы.
Что ж, господа, а я думаю и вижу (исходив Сутры вдоль и поперек), что Сутры построены и хронологически и голографически, то есть в начале - да и во многих других местах - предвидится и конец, альфа и омега. Есть строгая последовательность продвижения одновременно с захватом всей карты пути и обозначением цели в конце первой главы (нирбиджа). И эта цель, надо сказать, огорошивает, если не читать дальше и ограничиваться первой главой, если не дополнить ее далее таинственным термином "кайвалья", оттеняемым множеством других терминов: вивека кхьяти, сиддхи, яма-нияма, аклишта, самапатти, самьяма, атман, бхога...
Но не буду настаивать, рад, что ваша мысль бьется в поиске истины.
Но не буду настаивать, рад, что ваша мысль бьется в поиске истины.
Извините, что вклиниваюсь в данную тему, уважаемые старожилы форума, но у меня возник вопрос, на который не смог найти здесь (на форуме) ответа и касается он пресловутой "читты". Я не могу понять - когда Патанджали говорил о "читте", то он (и, возможно, индийская философия того времени) считал читту чем-то индивидуальным, специфично присущим конкретному человеку или он подразумевал некую общую структуру? И если взять за основу второй вариант, то следовательно и частные вритти могут считаться некими общими свойствами читты, присущими в той или иной степени всем членам некоего сообщества (например, форума :) Прошу сразу не пытаться дать очевидный ответ, что читта - это сознание и значит индивидуально. Конечно, так это воспринимают большинство наших современников. Но ведь, например, Атман - указан в единственном числе, а значит един для всех. Едина для всех и Пракрити. Если уж люди, разбирающие сутры, воспринимают данные сущности как нечто всеобщее, то нельзя ли предположить, что в понятиях индусов читта тоже является всеобщей (как поле в физике)? И думая о ней как о персональной сущности, мы не совсем правильно воспринимаем смысл Сутр?
В первую очередь форум - это у меня в голове. Может вопрос пустой, но в данный момент меня занимающий. Попадая в некую новую компанию, обычно я следую двум базовым стратегиям - или пытаюсь подстроиться под окружающих, т.е. найти точки соприкосновения и понять чужое мнение или отстаиваю свою независимость вплоть до, возможно, физических действий. В данном случае, можно ли это воспринимать как захваченность чужими (общими) вритти или противостояние им, вот в чем вопрос.Али Баба писал(а):Форум - он у вас на экране или все-таки на сервере? С практической точки зрения это не имеет значения.
IgorVar, вы же должны понимать, что если бы тезисы Патанджали имели однозначное толкование, то не было бы никакого смысла в столь многочисленных и обширных комментариях к ним. Поэтому однозначного ответа на свой вопрос вы не найдете ни здесь, ни где-либо еще. Хотя одного поискового запроса в Яндексе по слову "читта" достаточно для того чтоб понять, что наиболее распространенной трактовкой этого термина в наши дни является все-таки "индивидуальный вариант".
Фантазий на тему "паразитов сознания" множество - Менегетти, Уилсон, Кастанеда (еще роскошный фильм Гая Риччи "Револьвер", где обыгрывается нередкое в околодуховных кругах отношение к ЭГО, как к чему-то паразитическому). Однако по личному опыту скажу, что никуда кроме паранойи эти пути не ведут - пути избавления почему-то всегда связаны с каким-нибудь "гурой", который единственно знает где выход.
Такое вот, например, мнение..
В этих рефлексиях можно разбираться вечно, поэтому я предпочитаю (и рекомендую) практический подход :)
Фантазий на тему "паразитов сознания" множество - Менегетти, Уилсон, Кастанеда (еще роскошный фильм Гая Риччи "Револьвер", где обыгрывается нередкое в околодуховных кругах отношение к ЭГО, как к чему-то паразитическому). Однако по личному опыту скажу, что никуда кроме паранойи эти пути не ведут - пути избавления почему-то всегда связаны с каким-нибудь "гурой", который единственно знает где выход.
Такое вот, например, мнение..
В этих рефлексиях можно разбираться вечно, поэтому я предпочитаю (и рекомендую) практический подход :)