Сутры Патанджали. Этика йоги.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сутры Патанджали. Этика йоги.

Сообщение А.Смит »

Этика йоги

Именно йоги, а не обычной жизни. Размышлять об этической стороне жизни с позиций Сутр – значит уходить в бесконечность противоречивых примеров, ассоциаций и многотомных текстов. Применим, однако, этику Сутр непосредственно к практике. Например, добродетель апариграха (неприятие даров):

2-39: Твердость в неприятии даров дает полное знание рождения (как и откуда).
Применяя к жизни, получаем сомнительную чепуху. А с точки зрения практики нормально: не цепляясь за дары-сиддхи, оставляешь интуицию незамутненной и в принципе (если надо, конечно) можешь прозревать корни (происхождение) всех вещей, в том числе и самскары (накопления) психики. Шлока 3-18: самскар прямое восприятие [дает] прежних рождений знание.

Необходимость ямы и ниямы в отношении практики не раз и всерьез дискутировалась с давних пор (на этом форуме тоже). Предлагалось даже выбросить первые две анги и оставить 6 вместо 8. Как же смотрит на это Патанджали? А вот как: он посвящает яме и нияме самое большое количество шлок (15: 2-31 – 2-45 ) по сравнению с остальными ангами восьмичастной (ашта-анга) йоги.

В двух словах этическая программа йоги проста: это искусство дипломатии и компромисса с внешним миром (яма) и с самим собой (нияма). Урегулирование внешних и внутренних обстоятельств таким образом, чтобы возникла возможность регулярно заниматься.

При внимательном рассмотрении выясняется, что яма-нияма ставит стремящимся и любопытствующим почти непреодолимый фильтр. Что и подтверждается колоссальной текучкой в группах, несмотря на то, что «всем все нравится». То обстоятельства непреодолимой силы не позволяют заниматься, то внутри так колбасит, что не до практики покоя.
Частично тема психотерапевтической подготовки к практике и взятие барьера ямы-ниямы рассмотрена в Главе 1 Сутр (шлоки 1-30 – 1-39, тематический комментарий «Помехи и предварительные методы»).

Так же как и Ишвара, олицетворяющий границу познаваемого, яма и нияма совершенно логически встроены в Сутры.

Итак, ЯМА. Смотрим с точки зрения практики:

Ахимса – непричинение вреда. Без комментариев. Практика с химсой (причинение вреда) – абсурд, широко впрочем наблюдаемый в многочисленных группах. Оставляя в стороне внешние эффекты, шлоку 2-35 применяем непосредственно к практике: в ахимсе утвердившийся, в его присутствии вражда прекращается. Вражда чего с чем? Сознания и тела, конечно. Ахимса – основа их коммуникации.
Сатья – правдивость. Недалеко уедешь, если будешь себя обманывать насчет своих успехов или, к примеру, насчет непричинения себе вреда практикой. Хотя изощренный ум на это вполне способен. На вранье себе далеко не уедешь: в сатье утверждение, [от этого] дел плоды зависят (2-36). Плоды практики.
Астейя – неворовство. Элементарно: не делай того, что не можешь. Это (пока или навсегда) не твое. Мало ли, что на глянцевых заборах нарисовано. Делай то, что посильно, и делай с удовольствием. В нестяжании утвердившийся все сокровища приближает [к себе] (шлока 2-37). Я бы сказал, приближает к себе сокровища сантоши (довольства, см. дальше в нияме).
Брахмачарья – сбережение силы. Я бы повернул так: сбережение целостности в процессе развития практики. Практика йоги имеет свою внутреннюю, совершенно индивидуальную для каждого логику со своими временами и сроками. Так вот в каждый данный период процесса нужен строго определенный объем практики, не больше, не меньше. Ни недозаниматься, ни перезаниматься. Ну, конечно, допуски для эксперимента есть. Опять-таки строго индивидуальные. (Крайний пример приводил (в беседах) ВСБ про пациента, у которого все было в практике замечательно, но при малейшей передозировке начинался полный разнос. Допуск был почти нулевой.) Как следствие, в брахмачарье утвердившийся силу обретает (шлока 2-38). В противном случае, при постоянном непопадании на свою собственную оптимальную траекторию, сила без конца тратится. Сильно коррелирует с свадхьяйей-самоизучением (см. нияма).
(О собственной траектории см. шлока 3-15: последовательности различных перемен отличаются причинами. А причины – психические содержания, то есть конфигурация клеш и наворотов (самскар-впечатлений и васан-привычек), у всех неповторимо свои.)
Апариграха – непринятие даров. Отнесите к сиддхам, или проще: если сила вдруг попрет, очень трудно не выпендриться. Соотносится в этом смысле с брахмачарьей. Качество разобрано в самом начале поста.

Чувствуете мощь яма-фильтра?
Идем дальше.

НИЯМА:

Шауча – чистота. Нужна перед занятиями, это очевидно. Определенный уровень чистоты-пустоты-покоя во всех смыслах – физическом и психическом. Практик предварительно привычно дистанцируется от всех сует: благодаря чистоте [от] собственного тела дистанция [возникает] [и] с другими контакты прекращаются (шлока 2-40). И как развитие состояния чистоты cаттва чистейшая, ясный ум, сосредоточенность, индрий (органов восприятия и действия) контроль, атмана видение - характерны также [для этого состояния] (шлока 2-41).
Парадоксально: чтобы идти к самадхи, нужно уже иметь некоторую затравку этого самадхи. Формально ее можно получить методами психотерапии, настройки (шлоки 1-30 – 1-39).
Сантоша – довольство. Коррелирует с астейей (неворовством). Сантошей непревзойденное счастье обретается (2-42). «Если есть у тебя для житья уголок в наше подлое время и хлеба кусок, если ты никому не слуга, не хозяин, счастлив ты и воистину духом высок». Просьба эти стихи Омара Хайяма относить ко времени практики обязательно, а к жизни по возможности. Сантоша коррелирует с состоянием сампраджнята (1-17) – «сам себе мудрец». Опять-таки, парадоксально, но чтобы идти в сторону сантоши, надо ее уже иметь в затравке. Хотя бы на уровне умственных соображений или некоторой успокоенности в теле.
Тапас (топка) – регулярность, упорство. Поддержание огня в топке практики. Тапас шлокой 2-43 ассоциируется с физическим телом и не зря! Опора опор, экран проявлений, величайшая радость наша и забота, вместилище психического мира – оно должно быть прочным, насколько это вообще возможно. «Плоть немощна, но дух бодр» – это все же из разряда исключений…
Свадхьяйя – самоизучение. Внимательность к возникающим в процессе практики во множестве индивидуальным нюансам. Поэтому еще один перевод свадхьяйи: «без шаблонов», а дословно с санскрита будет так: сва – своя, дхьяя – глава (голова). И тогда – потрясающе красиво сказано – свадхьяйя дает сцепление (сампрайога) с силами природы (ишта девата) (шлока 2-44).
Ишвара пранидхана – поклонение Ишваре. Главное достоинство религиозного человека – смирение. Поэтому, соприкасаясь в своей практике с необъяснимыми эффектами своего «черного ящика», психосоматики, практик смиренно ждет «отъезда», и тот рано или случается. Шлока 2-45: самадхи достигается преданностью Ишваре.

Любопытно, почему слово «Сутры» сказано во множественном числе (санскр.: сутрани)? Сутры, то есть нити, а не одна нить, образуют полотно, ткань, подобную ткани живого. Наряду с линейными, очевидными связями есть множество скрытых. Из них мы и выявляем то, что удается по нашим скромным силам.

Спасибо за внимание.

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Этика йоги
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Последний раз редактировалось А.Смит 11 авг 2009, 21:34, всего редактировалось 1 раз.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Re: Сутры Патанджали. Этика йоги.

Сообщение Oleg L »

Смит, спасибо!
А.Смит писал(а): При внимательном рассмотрении выясняется, что яма-нияма ставит стремящимся и любопытствующим почти непреодолимый фильтр. Что и подтверждается колоссальной текучкой в группах, несмотря на то, что «всем все нравится». То обстоятельства непреодолимой силы не позволяют заниматься, то внутри так колбасит, что не до практики покоя.
Естественный отбор?
А.Смит писал(а): Любопытно, почему слово «Сутры» сказано во множественном числе (санскр.: сутрани)? Сутры, то есть нити, а не одна нить, образуют полотно, ткань, подобную ткани живого. Наряду с линейными, очевидными связями есть множество скрытых. Из них мы и выявляем то, что удается по нашим скромным силам.
Может быть, нити предполагают связи, причину-следствие?
Делаешь это - получишь то.

А йога - результат наблюдения людей за закономерностями тела-психики.
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Естественный отбор?
"Да, - небрежно обронил вольноопределяющийся. - Систематизированная систематическая система." :D
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Сообщение vovka »

Блестяще! Very Happy :D
Сергей, г. Иркутск
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 10 дек 2003, 06:24
Откуда: г. Иркутск
Поблагодарили: 10 раз
Контактная информация:

Сообщение Сергей, г. Иркутск »

Почему то вспомнился фильм "Люди в черном - 2". Там где они открывают ячейку в камере хранения и забирают часы.
Может стоит подумать?
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Сергей, не помню эпизод из фильма.
В чем ваша мысль?
via negativa
Сергей, г. Иркутск
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 10 дек 2003, 06:24
Откуда: г. Иркутск
Поблагодарили: 10 раз
Контактная информация:

Сообщение Сергей, г. Иркутск »

Там, в этой ячейке, живут маленькие человечки. Эти человечки долго пытаются понять, что означают тексты на карточке (там реклама видеосалона "Ленточный червь"). И делают интересные выводы.
Лучше сами посмотрите (52-53 минута фильма).
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

:lol:
Надеюсь, все понимают, что истинно то, что можно проверить.
А все отстальное - гипотезы. Более менее похожие на действительность.
Только и делов!
:wink:
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Шауча – чистота. ... Практик предварительно привычно дистанцируется от всех сует: благодаря чистоте [от] собственного тела дистанция [возникает] [и] с другими контакты прекращаются (шлока 2-40).
При буквальном прочтении шлоки о шауче может возникнуть представление о практике как о сверхбрезгливом существе, брезгующем даже собственным телом, не то, что остальными.

Но собственно индусы в баню не ходят, так, в Ганге ополаскиваются. Они всегда имеют в виду прежде всего чистоту помыслов, а мы уточним с точки зрения коврика: относительная чистота (пустота) ума дистанцирует в итоге от собственного тела. Тело перестает ощущаться. Ну и тем более есть (потенциально) отрицательное отношение по отношению к пиханию тела извне. :D
Аватара пользователя
Али Баба
Сообщения: 67
Зарегистрирован: 26 мар 2004, 14:49
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение Али Баба »

Мне кажется на этом форуме уже разбирался момент, связанный с интерпретацией аштанга-йоги именно как восьмичастной, а не восьмиступенчатой. Перечисленные Патанджали требования к практике являются на мой взгляд именно условиями достижения йоги как эффекта. Этики это касается в том смысле что нечистая совесть препятствует успокоению ума не хуже чем тарахтящий под боком холодильник :) Но при некоторых нюансах это можно интерпретировать и как технику безопасности.
Simbel_D
Сообщения: 694
Зарегистрирован: 25 мар 2008, 00:54
Поблагодарили: 1 раз

Re: Сутры Патанджали. Этика йоги.

Сообщение Simbel_D »

А.Смит писал(а): Сантоша – довольство
Да , Адам , но где же разум ? Довольство я видел и в глазах собак, коров, котов, и даже свиней ... и многих свинских людей

Так что уточнение само просится -

(с) - "сантоша освобождает человека из плена иллюзий, созданных его амбициозностью, мнительностью, сентиментальностью и другими неестественными проявлениями ума."

И асанами справиться с этим как-то имхо трудновато - это ж "познание окружающего мира" ! ну и самопознание - "познание внутреннего мира" - где асаны конечно нужны

хорошее описание -
Сантоша: удовлетворенность
Корень санскритского слова «сантоша» — «туш» — означает «быть довольным, удовлетворенным». Согласно заповедям йоги, «высшее счастье есть результат удовлетворенности».
Эту удовлетворенность можно толковать и как принятие вещей такими, как они есть, и как довольство тем, что вы имеете. Это подразумевает и трезвую оценку своих сил и возможностей и их пределов. Любой момент нужно принимать таким, каков он есть, не думая о том, что он должен или мог бы быть иным.
Жизнь, заполненная мыслями о грядущем, ожиданиями и надеждами, часто приводит к разочарованию, влечет за собой тревогу и напряженность, отнимает жизненную энергию.
Заповедь довольства, однако, не означает ни пассивного принятия неизбежности тех или иных физических или психологических условий нашего существования, ни смирения перед ненужной болью и лишними страданиями, ни покорности судьбе. Она не запрещает нам строить планы на будущее — она лишь намекает, что эти планы должны основываться на реалиях настоящего момента, а не на пустых мечтах и тоскливых желаниях.
Когда мы удовлетворены, мы счастливы. Ведь счастье - это состояние рассудка, не зависящего от обстоятельств и неподвластного любым внешним условиям. Наше счастье не должно быть следствием того, что мы имеем или, наоборот, чего мы не имеем.
Когда ум разрешает все конфликты и ПРОТИВОРЕЧИЯ, течение мысли приостанавливается, и от этого спокойствия берет начало удовлетворенность, приносящая внутренний мир и ощущение счастья.
Удовлетворенность тесно связана с невозмутимостью и самообладанием (самата), что характеризуется уравновешенностью, рассудительностью, свободой от симпатий и антипатий. Как следствие, личность становится независимой от относительных реалий бытия — рождения и смерти, наслаждения и боли, добран зла.
Практика сантоши
1. Не позволяйте желаниям управлять мыслями.
Когда разум подчиняется желаниям, он становится беспокойным и неудовлетворенным. Внимательно следите за своими мыслями, старайтесь понять, откуда проистекают ваши желания. Можно сказать, что появление и развитие желания проходит следующие этапы:
— глаза находят объект, радующий чувственное восприятие;
— подключается разум, регистрирует увиденное и рисует мысленную картину;
— разум, получивший «отпечаток» увиденного, периодически возвращается к созерцанию этого предмета, а воображение (викальпа) и память (смрити), действуя совместно, обеспечивают ему мотивацию;
— возникает стремление, желание; это может происходить и в отсутствии объекта, поскольку неудовлетворенный разум постоянно думает об объекте.
Если же предмет ваших желаний недосягаем,.....
http://web03.org/mdbooks/536_p5.html


Кстати - из описания пингало-ид-ного кадуцея - официального символа медицины:
О Меркурии говорится, что он своим посохом — который с тех пор считается символом мира, согласия, — разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи — это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и ПРОТИВОРЕЧИЯ и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

О, достопочтенный Абу-Симбел, нельзя объять необъятное... 8)

нет у меня задачи собрать все подходящие слова и фразы в одну кучу - только некоторые...
_________________
ой, вань, умру от акробатиков



См. ответвление:
"текст ссылки"
Саныч
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 18 сен 2006, 09:39
Откуда: г.Владивосток
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение Саныч »

И увидели глаза его текст ("Сантоша – довольство")))))
И подключился разум, нарисовавший самодовольного Смита,
И возвращался разум к созерцанию текста и мотивировали викальпа и смрити страсть к написанию уточнения...
И не мог разум удовлетвориться...
Так и растерял всю Сантошу наш дорогой Simbel_D....
:D :D :D
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

:lol:
+!
via negativa
Ответить