Сутры Патанджали. Подсознание.
Добавлено: 2 авг 2009, 08:22
Уже говорилось, что чистая медитация (ЧВН и только) невозможна по той причине, что кроме головы у человека имеется подвижное по сути и весьма требовательное тело. А кроме сознания (идеальный аналог головы) имеется подсознание-психика (идеальный аналог остального тела). Граница между телом и психикой довольно условная. В силу такой ситуации для деятельного тела и психики необходима крия-йога (йога действия) (шлока 2-1), подстраивающая фундамент под практику ЧВН (самадхи).
Согласно Патанджали, тело-психика крепятся к «ткани жизни» некими базовыми характеристиками, выразительно названными клешами («клещами»). Это страх смерти (абхинивеша) (или вечное (!) желание тела жить), неведение-авидья (порождающее интерес, любопытство), влечение (рага = «раж»), отвращение (двеша), плюс базовая контрактура сознания – чувство Я (асмита), о котором мы уже немало говорили.
Традиционно считается, что практика йоги призвана вычистить подсознание так, что все эти «базовые аффекты» удаляются навсегда. Но так ли это? Что тогда останется от человека? И согласуется ли это с практикой?
В реальности, пока человек жив, клеши навсегда не выключаются. Отчасти это подтверждается определением сампраджята самадхи (сампраджнята = «сам себе мудрец»). Шлока 1-17: «Восприятие, размышление, радость, форма Я – [гармонично] увязаны в сампраджнята». Нормальное состояние в общем-то всем довольного человека (одна из добродетель ниямы, называемая «сантоша»).
Полное и вечное выключение клеш – это асимптотическое пожелание идеалистов. Другое дело, что клеши: 1) временно выключаются на время качественной практики, и 2) истончаются по мере регулярной практики, избавляясь от наворотов, созданных реакциями сознания в течение жизни * (см. примечание).
В состоянии дхьяна (медитации) клеши временно преодолеваются (шлока 2-11): «Дхьяной преодолеваются эти вритти». Добавим (шлока 2-10): «… до тончайших оттенков». То есть, их во время медитативной практики (асан, пранаямы) нет вообще, и любой практикующий ЧВН это подтвердит. Нет ни страха, ни влечений-ража, ни отвращения, ни авидьи (потому что все движения читты видны господину ее, Пуруше (4-18)). А Я-асмита «ментально расслабилось» и уступило место созерцательному аспекту, Пуруше.
Но как живут эти клеши, эти корни нашей психики в обычное время, вне практики?
Согласно Патанджали психика не статична, она динамична. Во-первых, клеши-корни, находясь в некоем карма-хранилище (психическом «пространстве») обязательно проявляются в человеке некоторым образом, очевидным либо для него самого, либо для других (шлока 2-12, перефраз). Отсюда – по акцентированности тех или иных клеш – наблюдаемое разнообразие характеров. Акцентируются же клеши (в своих амплитудах) врожденно: эти корни своим созреванием [обуславливают] тип рождения, продолжительность жизни и жизненный опыт (шлока 2-13). Тут можно либо принять гипотезу перевоплощений, либо считать причиной характера генетический материал. Кому как нравится, досконально проверить нельзя. В течение жизни амплитуды и акцентированность клеш в общей психической структуре может меняться (2-14): эти плоды радостей и горя добродетелям и порокам причина.
Кроме клеш в карма-хранилище имеются самскары (впечатления – условно пассивные элемент) и васаны (склонности, привычки – условно активные элементы). Они концентрируются группами вокруг клеш, создавая ту психическую среду, которую, собственно, желательно почистить с помощью практики (утончить клеши, расчистить место для их более точной и непосредственной динамики).
Пять клеш и их сочетания в различной взаимоподчиненности дают весьма богатую модель психики: Я-центр, устремленность интересов (целеполагание), рули-навигаторы влечения и отталкивания (целедостижение), предохранитель инстинкта выживания.
В качестве примера наворота на базовых естественных клешах упомяну яростную защиту нашего любимого Я при нападках и оскорблениях. Зачем нужно Я? В качестве координатора впечатлений и центра принятия решений. Нуждается ли оно в какой-либо защите? Положа руку на сердце, нет. Тем не менее, не дай бог его задеть…
Итак, три перечисленные шлоки 2-12 – 2-14 дают описание динамики клеш. Очевидно, когда они в активном состоянии, не особо попрактикуешь. Можно ли с этим что-то делать во время занятий йоги, как-то "приручить зверя"? Вот рекомендации Патанджали:
Во-первых, не привязываться к «приятным» моментам практики, не нажимать тот или иной найденный центр удовольствий (шлока 2-15).
Во-вторых, избегать в зародыше любых неприятных ощущений (шлока 2-16).
В-третьих, не увлекаться возникающими впечатлениями, не выключаться из созерцания (шлока 2-17).
В определенном смысле всё это повторы принципов 1-й главы. При их выполнии внешний мир для практика временно выключается (2-22): для достигших цели - прекращение этого [воспринимаемого мира], хотя это не так для остальных. В процессе такой практики (по мере расслабления обоих видов) элементы психики (дхармы) «разрыхляются», переходят в менее плотное (более «мягкое») состояние дхарма-мегха, причем ненужные системе элементы всплывают и сбрасываются.
Необходимо подчеркнуть, что сбрасываются именно навороты, освобождая эффективнейший в обычной жизни механизм клеш от ненужной ржавчины.
В обычном состоянии неуемная авидья (неведение) вновь и вновь порождает жадный интерес (2-24), давая соединенность (2-23) с элементами внешней жизни и забрасывая в топку психического пространства новый материал. В процессе практики эта руда перерабатывается, оставляя золото ресурса, прочного основания, мудрости (ритамбхары) и различающего осознания (вивека кхьятех). Опять же снова и снова во время занятий йогой соединенность с миром разрушается и зрящий (временно) парит в полной свободе (2-25).
Если механизм клеш утончается, он более эффективно действует в обычной жизни. Йога начинает в нее просачиваться, и все чаще возникает четкое ощущение, что тебе нужно, а что нет (2-26, перефраз): непрерывное различающее осознание – вот метод прекращения страданий, то есть лишнего трения «об жизнь».
И вот для удержания накапливаемого ресурса и мудрости в непростой динамике жизни предлагается вдобавок к самадхи (покою) культивировать еще семь дисциплин, или граней йоги. Шлока 2-27: для этого семь [плюс] финальная ступени познаются в совершенстве.
Благодаря регулярной практике этих семи становится легче жить и легче практиковать ЧВН (2-28): йоги/ступеней/регулярная практика / нечистое/устраняет / мудрости/свет/пока [не воссияет]/ различающим/осознанием.
==========================================
Примечание:
* Хорошие примеры таких наворотов приведены в
http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p/7kataklizm.shtml
("эти радостей-горя плоды - добродетелям-порокам причина...")
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Согласно Патанджали, тело-психика крепятся к «ткани жизни» некими базовыми характеристиками, выразительно названными клешами («клещами»). Это страх смерти (абхинивеша) (или вечное (!) желание тела жить), неведение-авидья (порождающее интерес, любопытство), влечение (рага = «раж»), отвращение (двеша), плюс базовая контрактура сознания – чувство Я (асмита), о котором мы уже немало говорили.
Традиционно считается, что практика йоги призвана вычистить подсознание так, что все эти «базовые аффекты» удаляются навсегда. Но так ли это? Что тогда останется от человека? И согласуется ли это с практикой?
В реальности, пока человек жив, клеши навсегда не выключаются. Отчасти это подтверждается определением сампраджята самадхи (сампраджнята = «сам себе мудрец»). Шлока 1-17: «Восприятие, размышление, радость, форма Я – [гармонично] увязаны в сампраджнята». Нормальное состояние в общем-то всем довольного человека (одна из добродетель ниямы, называемая «сантоша»).
Полное и вечное выключение клеш – это асимптотическое пожелание идеалистов. Другое дело, что клеши: 1) временно выключаются на время качественной практики, и 2) истончаются по мере регулярной практики, избавляясь от наворотов, созданных реакциями сознания в течение жизни * (см. примечание).
В состоянии дхьяна (медитации) клеши временно преодолеваются (шлока 2-11): «Дхьяной преодолеваются эти вритти». Добавим (шлока 2-10): «… до тончайших оттенков». То есть, их во время медитативной практики (асан, пранаямы) нет вообще, и любой практикующий ЧВН это подтвердит. Нет ни страха, ни влечений-ража, ни отвращения, ни авидьи (потому что все движения читты видны господину ее, Пуруше (4-18)). А Я-асмита «ментально расслабилось» и уступило место созерцательному аспекту, Пуруше.
Но как живут эти клеши, эти корни нашей психики в обычное время, вне практики?
Согласно Патанджали психика не статична, она динамична. Во-первых, клеши-корни, находясь в некоем карма-хранилище (психическом «пространстве») обязательно проявляются в человеке некоторым образом, очевидным либо для него самого, либо для других (шлока 2-12, перефраз). Отсюда – по акцентированности тех или иных клеш – наблюдаемое разнообразие характеров. Акцентируются же клеши (в своих амплитудах) врожденно: эти корни своим созреванием [обуславливают] тип рождения, продолжительность жизни и жизненный опыт (шлока 2-13). Тут можно либо принять гипотезу перевоплощений, либо считать причиной характера генетический материал. Кому как нравится, досконально проверить нельзя. В течение жизни амплитуды и акцентированность клеш в общей психической структуре может меняться (2-14): эти плоды радостей и горя добродетелям и порокам причина.
Кроме клеш в карма-хранилище имеются самскары (впечатления – условно пассивные элемент) и васаны (склонности, привычки – условно активные элементы). Они концентрируются группами вокруг клеш, создавая ту психическую среду, которую, собственно, желательно почистить с помощью практики (утончить клеши, расчистить место для их более точной и непосредственной динамики).
Пять клеш и их сочетания в различной взаимоподчиненности дают весьма богатую модель психики: Я-центр, устремленность интересов (целеполагание), рули-навигаторы влечения и отталкивания (целедостижение), предохранитель инстинкта выживания.
В качестве примера наворота на базовых естественных клешах упомяну яростную защиту нашего любимого Я при нападках и оскорблениях. Зачем нужно Я? В качестве координатора впечатлений и центра принятия решений. Нуждается ли оно в какой-либо защите? Положа руку на сердце, нет. Тем не менее, не дай бог его задеть…
Итак, три перечисленные шлоки 2-12 – 2-14 дают описание динамики клеш. Очевидно, когда они в активном состоянии, не особо попрактикуешь. Можно ли с этим что-то делать во время занятий йоги, как-то "приручить зверя"? Вот рекомендации Патанджали:
Во-первых, не привязываться к «приятным» моментам практики, не нажимать тот или иной найденный центр удовольствий (шлока 2-15).
Во-вторых, избегать в зародыше любых неприятных ощущений (шлока 2-16).
В-третьих, не увлекаться возникающими впечатлениями, не выключаться из созерцания (шлока 2-17).
В определенном смысле всё это повторы принципов 1-й главы. При их выполнии внешний мир для практика временно выключается (2-22): для достигших цели - прекращение этого [воспринимаемого мира], хотя это не так для остальных. В процессе такой практики (по мере расслабления обоих видов) элементы психики (дхармы) «разрыхляются», переходят в менее плотное (более «мягкое») состояние дхарма-мегха, причем ненужные системе элементы всплывают и сбрасываются.
Необходимо подчеркнуть, что сбрасываются именно навороты, освобождая эффективнейший в обычной жизни механизм клеш от ненужной ржавчины.
В обычном состоянии неуемная авидья (неведение) вновь и вновь порождает жадный интерес (2-24), давая соединенность (2-23) с элементами внешней жизни и забрасывая в топку психического пространства новый материал. В процессе практики эта руда перерабатывается, оставляя золото ресурса, прочного основания, мудрости (ритамбхары) и различающего осознания (вивека кхьятех). Опять же снова и снова во время занятий йогой соединенность с миром разрушается и зрящий (временно) парит в полной свободе (2-25).
Если механизм клеш утончается, он более эффективно действует в обычной жизни. Йога начинает в нее просачиваться, и все чаще возникает четкое ощущение, что тебе нужно, а что нет (2-26, перефраз): непрерывное различающее осознание – вот метод прекращения страданий, то есть лишнего трения «об жизнь».
И вот для удержания накапливаемого ресурса и мудрости в непростой динамике жизни предлагается вдобавок к самадхи (покою) культивировать еще семь дисциплин, или граней йоги. Шлока 2-27: для этого семь [плюс] финальная ступени познаются в совершенстве.
Благодаря регулярной практике этих семи становится легче жить и легче практиковать ЧВН (2-28): йоги/ступеней/регулярная практика / нечистое/устраняет / мудрости/свет/пока [не воссияет]/ различающим/осознанием.
==========================================
Примечание:
* Хорошие примеры таких наворотов приведены в
http://zhurnal.lib.ru/s/sinjukow_b_p/7kataklizm.shtml
("эти радостей-горя плоды - добродетелям-порокам причина...")
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подсознание
Подстрочный перевод сутр с санскрита