Йога Патанджали. Альфа и Омега.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Йога Патанджали. Альфа и Омега.

Сообщение А.Смит »

«- Мы поднимаемся?
- Нет! Напротив! Мы опускаемся!
- Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем!
- Выбросить балласт!
- Последний мешок только что опорожнен!
- Поднимается ли шар?
- Нет!
- Я как будто слышу плеск волн!
- Корзина - над водой!
- До моря не больше пятисот футов!
В воздухе раздался властный голос:
- Всё тяжелое за борт! Всё!...»
В каждом внятном тексте особую смысловую нагрузку несут его начало и конец. Они (явно или неявно) голографически предваряют и подытоживают все сказанное между ними. Недаром про плохой текст говорят в отрицательном смысле: «…без начала и конца…».

В отшлифованных временем Сутрах начало и конец каждой из четырех глав должны привлекать и подсознательно привлекают внимание в наибольшей степени.

Итак (атха :)):
Шлока 1-1 «Итак / в йоге / наставление» может вполне считаться «нулевой». Поэтому она не в счет.

Начало 1-й «Главы о самадхи» идет от шлоки 1-2:
«Йога / [ это ] сознания / колебаний / непорождение». Такова базовая установка (семя-мысль, биджа) йоги Патанджали. Мега-Альфа.
Шлока 1-51 «этого/даже / непорождение / [как и] всех [колебаний]/непорождение / [дает] без семени самадхи». Перефразирую с учетом контекста: «Непорождение даже этой мысли вкупе с остальными дает самадхи без семени». Но можно оставить и без перефраза. В общем-то этими двумя шлоками все главное сказано. Остается практиковаться.

Глава 2 о «йоге действия» (крия-йоге).
Шлока 2-1 «рвение / самоизучение / ишваре поклонения / [составляют] действия йогу».
Шлока 2-55 «тем самым / совершенный / контроль/[над] индриями [осуществляется]»
Глава 2 подробно трактует структуру психики и методы обращения с ней и телом. Если понимать психосоматику в целом как единое ТЕЛО, а индрии – как органы этого ТЕЛА, то в главе 2 обосновывается необходимость работы с этим телом, чтобы
а) создать устойчивость для состояния самадхи, обозначенного в первой главе
б) укрепить поле для проявления эффектов регулярного глубокого покоя (дабы, к примеру, не рвало крышу). То есть выявление и укрепление коммуникации сознания и тела-психосоматики.

Глава 3 «о силе и ее проявлениях». Здесь альфа и омега развивают технику работы сознания, намеченную в Главе 1.
Шлока 3-1 «объекта / хватка / сознанием / [это] дхарана». Иными словами, для практики йоги необходима однонаправленность сознания. Остальные стадии (самьяма) есть развитие этой однонаправленности. В итоге со временем при качественной практике должна возникать сила (сначала она целиком идет внутрь, «на поправку здоровья») и различные ее проявления (сиддхи). Их перечисление занимает много место, но все это не альфа и омега. А заканчивается глава такой «омегой»:
Шлока 3-56 «саттва / с пурушей / по чистоте / равная / кайвалья / это». То есть сознание (читта) асимптотически может стать «светлым», спокойным (саттва) настолько, чтобы в точности отражать непостижимое (умом, но не телом) спокойствие Наблюдателя. Прекращается кипение первородного бульона Пракрити. Что вряд ли возможно (да и не нужно) в окружении плотного социума. Но так или иначе сознание вычищается.

Глава 4 «о свободе». Я бы сказал, о свободе и ответственности.
Шлока 4-1 «врожденно / растениями / мантрами / тапасом / в самадхи / рождаясь / [даются] сиддхи». Сила, порожденная практикой, искушает и испытывает человека. И дальнейший текст проясняет ответственность за эту силу и ее корректное применение.
Шлока 4-34 «пуруши / цель / пустеет / гуны / возвращаются в свою изначальность / свобода [пуруши] / в своей форме/ утверждается / также / сознания / силой / венчаясь».
Сила мгновенно становится адекватной возникающим проектам и задачам (цель пуруши); гуны (те же индрии 2-й главы) обретают изначальный потенциал (насколько это возможно); cвобода пуруши выражается в свободном входе-выходе в покой самадхи; cила сознания, на мой взгляд, как раз в его ответственности (тему которой можно разглядеть в шлоках с 4-4 по 4-10).

Проведем линию альфы:

1) идея непорождения новых колебаний сознания во время практики –
2) воплощается в жизнь регулярно (тапас), с умом (свадхьяйя) и смиренно (ишвара пранидхана) –
3) при этом обязательно возникает новый устойчивый аттрактор сознания (дхарана) –
4) и это обязательно дает силу, которую не следует путать с другими источниками, хотя бы эффекты их (сиддхи) и были бы схожи.

Каждый из этих пунктов приводит к некоему (промежуточному) итогу:
(линия омеги):

1) возникает глубокий покой –
2) возникает необычайно тонкое чувствование тела-психосоматики –
3) возникает достаточная чистота сознания –
4) возникает адекватность себе и миру.

Надеюсь, приведенный охват структуры Сутр будет полезен для их внимательных читателей.
Спасибо за внимание.

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Re: Йога Патанджали. Альфа и Омега.

Сообщение Ujin »

А.Смит писал(а):Альфа и Омега.
но.. если из обычного состояния (альфа) в "конечное" самадхи (омега)
то если самадхи - алфа, - то что есть омега?

конец 1-го класса есть начало второго.
конец 11 класса есть начало ВУЗа.
конец ВУЗа есть начало академии там.. или аспирантуры или др.

конец предыдущего всегда есть начало следующего.

ps
прошу извинить если не в тот раздел поместил ответ.
поправьте меня если я ошибся.
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Махасамадхи а потом, снова - в первый класс, через 7 лет,...... если повезет, ну или не повезет, кому как.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

можно по-разному рассматривать развитие
1) линейно, как это вы изложили, тогда альфа кардинально не равно омега
2) спирально, то есть имеет место повторение, но на другом уровне, так в Сутрах; тогда альфа (отчасти) содержит в себе все другие альфы (условные начала) и другие омеги (условные концы), это похоже на голографию

а то бывает и по кольцу, то есть без развития, это вритти-колечки

и все это лишь способы говорить, то есть имеет не довлеющее, а указательное значение
СерйогА
Сообщения: 472
Зарегистрирован: 6 янв 2011, 20:41
Откуда: Москва
Благодарил (а): 416 раз
Поблагодарили: 137 раз

Сообщение СерйогА »

...А если туп, как дерево
То будешь баобабом,
И будешь баобабом тыщу лет
Пока помрёшь...
Последний раз редактировалось СерйогА 11 фев 2011, 12:20, всего редактировалось 1 раз.
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

Rearranger писал(а):Махасамадхи а потом, снова - в первый класс, через 7 лет,...... если повезет, ну или не повезет, кому как.
то есть вам повезло? :) раз вы утверждаете что это так.
или...
опять как обычно, как всюду?
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

А.Смит писал(а):1) линейно, 2) спирально,
как мне принять ваши слова, как теоретика, или как практика, если теория то вопросов нет. но если практика, то КАК это проверить?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

делаешь асану постоянно, что-то меняется (амплитуда, глубина состояния) - и в то же время выполняешь как в первый раз, не механически

или то же состояние покоя для практики ловишь - придет не придет, в шавасане - отключишься или нет... - одно и то же вроде каждый день, но накопленный опыт, глубина, скорость включения меняются

то есть повторения (круги) нанизываются на поступательную линию (время, возраст) - получаются спирали

у дерева (баобаба к примеру) годовые кольца внутри тоже наверно спиральные (или круглые? надо бы спилить один для науки)
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

А.Смит писал(а):у дерева (баобаба к примеру) годовые кольца внутри тоже наверно спиральные (или круглые? надо бы спилить один для науки)
кольцеобразные.
и проявляются - линейно. от меньшего к большему. по мере роста ствола.
.. и никаких спиралей.

спирали выдумка философов.
кто нибудь практически может показать спиральность развития?
оч. сомнительно.
умозрительно да. суть иллюзии неспокойного ума они.
практически нет.
Rearranger
Сообщения: 559
Зарегистрирован: 28 май 2009, 13:45
Откуда: Москва
Поблагодарили: 11 раз

Сообщение Rearranger »

Я к тому, что хрен его знает как оно там на самом деле, йоги думают что так, буддисты что эдак, христиане еще там себе что-то думают, а слон стоит и листья баобаба жует и ему глубоко безразличны спирали с кругами, он и слов таких не знает, кушает себе и какает. И даже не догадывается что ФОРМИРУЕТ САВАННУ. А Земля в это время летит себе вокруг Солнца и космические корабли бороздят просторы Вселенной.... короче, к йоге это не относится :)
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

Rearranger писал(а):Я к тому, что хрен его знает как оно там на самом деле, йоги думают что так, буддисты что эдак, христиане еще там себе что-то думают, ...........
вот он, - ответ истины. каждый... чего-то.. думает.
.. может просто перестать это делать?
ведь что по большей части есть думание, как не волнения ума и их пложение-размножение.
?? ?? ??
Патанджали ведь предложил. чита вритти ниродха.
далее самадхи.. и путь к совершенству.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Поскольку для человека мышление - способ жизни, то йога предназначена для обеспечения отдыха ума. Как сон - для отдыха и восстановления тела.
И когда количество (пропорция) динамики мышления, присущей каждому индивиду, получит соответствующее количество статики (не думания, торможения ментальной активности - ЧВН) - наступает гармонизация.
Что до самадхи, то если критическое количество ментальной активности разрушает психосоматику (ведет к неврозам, психозам и безумию), то чрезмерное преобладание статики - не думания, медитации, созерцания, ЧВН - стольже бессмысленно и вредно, и ведет к идиотизму и преждевременной гибели личности.
Но если ЧВН в высших стадиях йоги четко дозировать, тогда, безусловно, мы приходим к сиддхам и т.д.
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

Виктор писал(а):Но если ЧВН в высших стадиях йоги четко дозировать, тогда, безусловно, мы приходим к сиддхам и т.д.
ЧВН суть только начало бытия - истинного йога.

а сиддхи.. про них есть старая притча.

некто пришел в манастырь и говорит настоятелю..
А. - я 30 лет молил Господа о даровании мне сиддх..
Б. - и что?
А. - он даровал мне сиддхи излечения болезней, хождения по воде, прохождения сквозь скалы, я стал всемОгущь.
Б. - ты дурак! и потратил время впустую. лучше бы просил его показать ошибки и заблуждения твоей жини, чтобы очистить дух свой, стать единым с Господом, обрести свободу. остальное не стоит и выеденого яйца.

ps
тому кто просит что либо Он дает.
.. но тому кто не просит ничего, Он дарует самого себя.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

"ЧВН суть только начало бытия - истинного йога"
Если Вы это о себе - поздравляю, если нет - откуда Вам это известно?
Ujin
Сообщения: 39
Зарегистрирован: 30 янв 2011, 09:41

Сообщение Ujin »

Виктор писал(а):Если Вы это о себе - поздравляю,
это не меня поздравлять, а Патанджали благодарить.
а вмести с ним и всех Наставников. в лице начиная от ......, и заканчивая тем же Ошо.
Ingvar
Сообщения: 1170
Зарегистрирован: 4 дек 2010, 10:50
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 269 раз

Сообщение Ingvar »

Ujin писал(а):и заканчивая тем же Ошо.
Лидером деструктивного культа?


См. ответвление:
"ОШО РАДЖИШЬ об асанах, медитации и т.д."
Ответить