Йога Патанджали. Альфа и Омега.
Добавлено: 27 июл 2009, 16:16
В каждом внятном тексте особую смысловую нагрузку несут его начало и конец. Они (явно или неявно) голографически предваряют и подытоживают все сказанное между ними. Недаром про плохой текст говорят в отрицательном смысле: «…без начала и конца…».«- Мы поднимаемся?
- Нет! Напротив! Мы опускаемся!
- Хуже того, мистер Сайрес: мы падаем!
- Выбросить балласт!
- Последний мешок только что опорожнен!
- Поднимается ли шар?
- Нет!
- Я как будто слышу плеск волн!
- Корзина - над водой!
- До моря не больше пятисот футов!
В воздухе раздался властный голос:
- Всё тяжелое за борт! Всё!...»
В отшлифованных временем Сутрах начало и конец каждой из четырех глав должны привлекать и подсознательно привлекают внимание в наибольшей степени.
Итак (атха :)):
Шлока 1-1 «Итак / в йоге / наставление» может вполне считаться «нулевой». Поэтому она не в счет.
Начало 1-й «Главы о самадхи» идет от шлоки 1-2:
«Йога / [ это ] сознания / колебаний / непорождение». Такова базовая установка (семя-мысль, биджа) йоги Патанджали. Мега-Альфа.
Шлока 1-51 «этого/даже / непорождение / [как и] всех [колебаний]/непорождение / [дает] без семени самадхи». Перефразирую с учетом контекста: «Непорождение даже этой мысли вкупе с остальными дает самадхи без семени». Но можно оставить и без перефраза. В общем-то этими двумя шлоками все главное сказано. Остается практиковаться.
Глава 2 о «йоге действия» (крия-йоге).
Шлока 2-1 «рвение / самоизучение / ишваре поклонения / [составляют] действия йогу».
Шлока 2-55 «тем самым / совершенный / контроль/[над] индриями [осуществляется]»
Глава 2 подробно трактует структуру психики и методы обращения с ней и телом. Если понимать психосоматику в целом как единое ТЕЛО, а индрии – как органы этого ТЕЛА, то в главе 2 обосновывается необходимость работы с этим телом, чтобы
а) создать устойчивость для состояния самадхи, обозначенного в первой главе
б) укрепить поле для проявления эффектов регулярного глубокого покоя (дабы, к примеру, не рвало крышу). То есть выявление и укрепление коммуникации сознания и тела-психосоматики.
Глава 3 «о силе и ее проявлениях». Здесь альфа и омега развивают технику работы сознания, намеченную в Главе 1.
Шлока 3-1 «объекта / хватка / сознанием / [это] дхарана». Иными словами, для практики йоги необходима однонаправленность сознания. Остальные стадии (самьяма) есть развитие этой однонаправленности. В итоге со временем при качественной практике должна возникать сила (сначала она целиком идет внутрь, «на поправку здоровья») и различные ее проявления (сиддхи). Их перечисление занимает много место, но все это не альфа и омега. А заканчивается глава такой «омегой»:
Шлока 3-56 «саттва / с пурушей / по чистоте / равная / кайвалья / это». То есть сознание (читта) асимптотически может стать «светлым», спокойным (саттва) настолько, чтобы в точности отражать непостижимое (умом, но не телом) спокойствие Наблюдателя. Прекращается кипение первородного бульона Пракрити. Что вряд ли возможно (да и не нужно) в окружении плотного социума. Но так или иначе сознание вычищается.
Глава 4 «о свободе». Я бы сказал, о свободе и ответственности.
Шлока 4-1 «врожденно / растениями / мантрами / тапасом / в самадхи / рождаясь / [даются] сиддхи». Сила, порожденная практикой, искушает и испытывает человека. И дальнейший текст проясняет ответственность за эту силу и ее корректное применение.
Шлока 4-34 «пуруши / цель / пустеет / гуны / возвращаются в свою изначальность / свобода [пуруши] / в своей форме/ утверждается / также / сознания / силой / венчаясь».
Сила мгновенно становится адекватной возникающим проектам и задачам (цель пуруши); гуны (те же индрии 2-й главы) обретают изначальный потенциал (насколько это возможно); cвобода пуруши выражается в свободном входе-выходе в покой самадхи; cила сознания, на мой взгляд, как раз в его ответственности (тему которой можно разглядеть в шлоках с 4-4 по 4-10).
Проведем линию альфы:
1) идея непорождения новых колебаний сознания во время практики –
2) воплощается в жизнь регулярно (тапас), с умом (свадхьяйя) и смиренно (ишвара пранидхана) –
3) при этом обязательно возникает новый устойчивый аттрактор сознания (дхарана) –
4) и это обязательно дает силу, которую не следует путать с другими источниками, хотя бы эффекты их (сиддхи) и были бы схожи.
Каждый из этих пунктов приводит к некоему (промежуточному) итогу:
(линия омеги):
1) возникает глубокий покой –
2) возникает необычайно тонкое чувствование тела-психосоматики –
3) возникает достаточная чистота сознания –
4) возникает адекватность себе и миру.
Надеюсь, приведенный охват структуры Сутр будет полезен для их внимательных читателей.
Спасибо за внимание.
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Логическая структура
Альфа и Омега
Некоторые грамматические изыскания
Подстрочный перевод сутр с санскрита