Йога по Патанджали. Оттенки покоя.
Добавлено: 17 июл 2009, 22:53
Небольшой спецкурс для желающих освоить терминологию. Излагаю собственный взгляд, который может изрядно расходиться с другими точками зрения. Для лучшего усвоения и запоминания приводятся подсказки, вспомогательные образы (так как человек эффективнее всего запоминает образы, а не абстрактные понятия). Все эти слова описывают обычную практику йоги.
Итак, йога согласно Патанджали начинается с практики ниродхи (помните, ЧВН = читта вритти ниродхах?, шлока 1-2) – непорождения суеты вдобавок к имеющейся и неподдержание суеты имеющейся. (Образ: дом, заколоченный досками.) Такая практика, носящая регулярный характер в условиях окружающего покоя и неподвижности (покоя тела), называется абхьяса. (шлока 1-12) (Образ: человек, обхвативший себя руками и уткнувшийся в колени.) В процессе абхъясы возникает отстраненность: вайрагья. (шлока 1-15) (Образ: мостик через овраг.) Отстраненность в практике (абхьясе) характеризуется, в частности, отсутствием гонки за яркими ощущениями, когда-то пережитыми в практике лично вами или другими. А также гонки за объяснениями, «почему это так». Забегая вперед, отметим это свойство (нелюбопытность в практике) нарабатываемого ресурса (внутренней силы) как ритамбхару (высшую мудрость) (шлока 1-48). (Образ: тамтам.)
Рано или поздно (когда практик «отлежится» и тамасическая, ленивая фаза практики закончится) начинает замечаться присутствие неподвижного Наблюдателя (Драштух = Зрящий, Пуруша). Возникают две фракции единой системы психосоматики: некий бульон смутного движения мыслей и ощущений (Пракрити) и неподвижный Пуруша, смотрящий на это. В этом месте нужно особенно тщательно помнить, что все это лишь некий способ говорить о состоянии, напрочь отсутствующем в обычной жизни, которая суть безостановочное движение. Сам процесс смотрения называется самапатти (созерцание, само-путь, «пусть все идет как идет, своим путем»). («Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения действия с плодом, однако самосущая природа (свабхава) развивается», БхагавадГита, 5-14) (Образ: уходящая вдаль дорога.)
Самапатти-созерцание (шлоки 1-41 – 1-44) проходит 4 естественные стадии плюс одна.
Во-первых, созерцается (слышится, ощущается) окружающая обстановка. Это стадия с витаркой (савитарка) (Образ – полный сундук или орех, тара, внешняя упаковка внутренних содержаний). (шлока 1-42) Во второй главе Сутр (шлока 2-19) тоже самое состояние называется вишеша (специфическое).
Во-вторых, есть стадия потери различения значимости воспринимаемого (звуки и пр. становятся просто звуками и пр. без привычной фиксации их значения). Это стадия без витарки - нирвитарка. (шлока 1-43) (Образ – пустой ящик, разбитая ореховая скорлупа). Во второй главе Сутр тоже самое состояние называется авишеша (неспецифическое).
Далее – если все происходит линейным образом, без скачков – Наблюдателю предстают содержания ума, его чары, как правило, не относящиеся к имеющейся вокруг таре. То есть третья и четвертая стадии называются савичара и нирвичара самапатти. (шлока 1-44) Что означает созерцание содержаний ума с привычным их различением (савичара) и без оного (нирвичара). Савичара во второй главе называется линга-матра = «болтовня ума и только». (шлока 2-19) (Образы: горящая и потухшая свеча.)
Наконец, восприятие по максимуму теряет тонус и преобразуется в смутный бульон мыслей и ощущений, созерцаемый Наблюдателем с полным равнодушием. В тексте Санкхья-карика, хронологически предшествующем Сутрам Патанджали, говорится о Пракрити, танцующей перед Пурушей, а он равнодушно отворачивается: я все это уже сто раз видел. (Внимание! Просьба не быть дураками и не транслировать эти странные вещи в «опасность стать от йоги равнодушными».) Это состояние именуется алинга (= «без всяких различимых признаков», просто нечто, первородный бульон; шлока 1-45). (Образ: кипящий бульон.)
Порог созерцательности, когда реактивность на раздражители понижается до возможности практиковать качественно (не из-под палки), называется пратьяхара (шлока 2-54). (Образ: ладони, сложенные на животе.)
Собственно, состояние созерцания алинги и квалифицируется Патанджали как самадхи (шлока 1-46).
Сначала достижение этого состояния требует времени и отличается нерегулярностью, поэтому называется сабиджа (с биджей – «зерном», с опорой на технологию). Но по мере нарабатывания внутреннего ресурса (ритамбхары) (шлока 1-48), время достижения становится пренебрежимо малым, а само достижение почти гарантировано. Самадхи становится нирбиджа (шлока 1-51) (без биджи, зерна, технологии, так как следование технологии преобразовалось в ресурс, ритамбхару).
Вся эта гладкая схема может нарушаться подъемом самскар (накопленных и спресованных впечатлений прошлого, травм как физических, так и эмоциональных), но, как правило, эти подъемы (сбросы) не происходят во время самой практики. Видно, Богу Богово, а кесарю кесарево.
Сампраджнята (или савикальпа, с размышлением, она же сантоша = довольство) и асампраджнята (или нирвикальпа, без размышлений) самадхи относятся не к практике, а ее последствиям, просачиванию йоги в жизнь... об этом в другой раз. Остаются также для разбора самьяма (внимание), кайвалья (свобода) и грани ресурса (стабильности): дридха бхуми (прочное основание), вивека кхьятех (различающее осознание), ну и еще раз ритамбхара (высшая мудрость).
Если тема интересна, постараюсь продолжить. 8)
Шлоки не привожу, чтобы не утяжелять и так сложный текст. Они легко доступны по ссылке в самом низу сообщения.
Если кто-то подберет интересные образы, просьба сообщать. Желательно некое созвучие с термином.
Спасибо за внимание и поддержку проекта.
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Итак, йога согласно Патанджали начинается с практики ниродхи (помните, ЧВН = читта вритти ниродхах?, шлока 1-2) – непорождения суеты вдобавок к имеющейся и неподдержание суеты имеющейся. (Образ: дом, заколоченный досками.) Такая практика, носящая регулярный характер в условиях окружающего покоя и неподвижности (покоя тела), называется абхьяса. (шлока 1-12) (Образ: человек, обхвативший себя руками и уткнувшийся в колени.) В процессе абхъясы возникает отстраненность: вайрагья. (шлока 1-15) (Образ: мостик через овраг.) Отстраненность в практике (абхьясе) характеризуется, в частности, отсутствием гонки за яркими ощущениями, когда-то пережитыми в практике лично вами или другими. А также гонки за объяснениями, «почему это так». Забегая вперед, отметим это свойство (нелюбопытность в практике) нарабатываемого ресурса (внутренней силы) как ритамбхару (высшую мудрость) (шлока 1-48). (Образ: тамтам.)
Рано или поздно (когда практик «отлежится» и тамасическая, ленивая фаза практики закончится) начинает замечаться присутствие неподвижного Наблюдателя (Драштух = Зрящий, Пуруша). Возникают две фракции единой системы психосоматики: некий бульон смутного движения мыслей и ощущений (Пракрити) и неподвижный Пуруша, смотрящий на это. В этом месте нужно особенно тщательно помнить, что все это лишь некий способ говорить о состоянии, напрочь отсутствующем в обычной жизни, которая суть безостановочное движение. Сам процесс смотрения называется самапатти (созерцание, само-путь, «пусть все идет как идет, своим путем»). («Ни деятельности, ни дел не создает Владыка мира, ни соединения действия с плодом, однако самосущая природа (свабхава) развивается», БхагавадГита, 5-14) (Образ: уходящая вдаль дорога.)
Самапатти-созерцание (шлоки 1-41 – 1-44) проходит 4 естественные стадии плюс одна.
Во-первых, созерцается (слышится, ощущается) окружающая обстановка. Это стадия с витаркой (савитарка) (Образ – полный сундук или орех, тара, внешняя упаковка внутренних содержаний). (шлока 1-42) Во второй главе Сутр (шлока 2-19) тоже самое состояние называется вишеша (специфическое).
Во-вторых, есть стадия потери различения значимости воспринимаемого (звуки и пр. становятся просто звуками и пр. без привычной фиксации их значения). Это стадия без витарки - нирвитарка. (шлока 1-43) (Образ – пустой ящик, разбитая ореховая скорлупа). Во второй главе Сутр тоже самое состояние называется авишеша (неспецифическое).
Далее – если все происходит линейным образом, без скачков – Наблюдателю предстают содержания ума, его чары, как правило, не относящиеся к имеющейся вокруг таре. То есть третья и четвертая стадии называются савичара и нирвичара самапатти. (шлока 1-44) Что означает созерцание содержаний ума с привычным их различением (савичара) и без оного (нирвичара). Савичара во второй главе называется линга-матра = «болтовня ума и только». (шлока 2-19) (Образы: горящая и потухшая свеча.)
Наконец, восприятие по максимуму теряет тонус и преобразуется в смутный бульон мыслей и ощущений, созерцаемый Наблюдателем с полным равнодушием. В тексте Санкхья-карика, хронологически предшествующем Сутрам Патанджали, говорится о Пракрити, танцующей перед Пурушей, а он равнодушно отворачивается: я все это уже сто раз видел. (Внимание! Просьба не быть дураками и не транслировать эти странные вещи в «опасность стать от йоги равнодушными».) Это состояние именуется алинга (= «без всяких различимых признаков», просто нечто, первородный бульон; шлока 1-45). (Образ: кипящий бульон.)
Порог созерцательности, когда реактивность на раздражители понижается до возможности практиковать качественно (не из-под палки), называется пратьяхара (шлока 2-54). (Образ: ладони, сложенные на животе.)
Собственно, состояние созерцания алинги и квалифицируется Патанджали как самадхи (шлока 1-46).
Сначала достижение этого состояния требует времени и отличается нерегулярностью, поэтому называется сабиджа (с биджей – «зерном», с опорой на технологию). Но по мере нарабатывания внутреннего ресурса (ритамбхары) (шлока 1-48), время достижения становится пренебрежимо малым, а само достижение почти гарантировано. Самадхи становится нирбиджа (шлока 1-51) (без биджи, зерна, технологии, так как следование технологии преобразовалось в ресурс, ритамбхару).
Вся эта гладкая схема может нарушаться подъемом самскар (накопленных и спресованных впечатлений прошлого, травм как физических, так и эмоциональных), но, как правило, эти подъемы (сбросы) не происходят во время самой практики. Видно, Богу Богово, а кесарю кесарево.
Сампраджнята (или савикальпа, с размышлением, она же сантоша = довольство) и асампраджнята (или нирвикальпа, без размышлений) самадхи относятся не к практике, а ее последствиям, просачиванию йоги в жизнь... об этом в другой раз. Остаются также для разбора самьяма (внимание), кайвалья (свобода) и грани ресурса (стабильности): дридха бхуми (прочное основание), вивека кхьятех (различающее осознание), ну и еще раз ритамбхара (высшая мудрость).
Если тема интересна, постараюсь продолжить. 8)
Шлоки не привожу, чтобы не утяжелять и так сложный текст. Они легко доступны по ссылке в самом низу сообщения.
Если кто-то подберет интересные образы, просьба сообщать. Желательно некое созвучие с термином.
Спасибо за внимание и поддержку проекта.
============================
Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Оттенки покоя
Подстрочный перевод сутр с санскрита