Йога по Патанджали. Конструктивное понимание самадхи.

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Йога по Патанджали. Конструктивное понимание самадхи.

Сообщение А.Смит »

Слово «самадхи» чрезвычайно мистифицировано и указывает на журавля в небе. А между тем, если мы желаем как-то руководствоваться Сутрами, то нужна синица в руках, в принципе доступная каждому нормальному среднему человеку.

Рассмотрим понятие покоя. Стопроцентный покой – это очевидно смерть. Полное отсутствие покоя – тотальное возбуждение – скорее всего предсмертное состояние (агония). Между ними лежит рабочий диапазон жизни и – рабочий диапазон практики. Чтобы начать практику, необходим начальный уровень покоя, который, углубившись, перейдет в измененное состояние сознания с присущей ему сепарацией на Наблюдателя (неизменный духовный уровень) и пракрити (смутный бульон мыслей, образов и ощущений). Если вас слишком колбасит, то нужно либо подождать, либо сбросить напряжение простой физической нагрузкой.

Допустим, что начальный необходимый порог покоя равен 20 процентам (от вечного покоя 8) ), начало «измененки» (возможно, после серии «отъездов» в тамасическое бессознательное состояние) - 40 процентов, а устойчивое появление Наблюдателя – 50 процентов.

Качественному покою присуще полное отсутствие спешки и каких-либо стремлений (целеполаганий и целедостижений). Собственно это ментальная релаксация.

Теперь поставим знак равенства между понятием самадхи и понятием покоя. Почему бы нет? Это и есть конструктивный подход вместо фактически отбрасывания (как недостижимого) непременного компонента аштанга-йоги (восьмичастной йоги) Патанджали.

Обычно яма-нияма-асана-пранаяма-пратьяхара-дхарана-дхьяна-самадхи (шлока 2-29) почему-то трактуются как последовательные ступени. Решительно заявляю, что в практике такого нет, там все эти «анги» вместе и сразу, только в разной степени проявленности и акцентирования. Заметим, что Патанджали по сути подтверждает это единство, объединив в третьей главе Вибхути-пада (Проявления силы) внутренние анги – дхарану, дхьяну и самадхи – в некую самьяму (шлока 3-4), устойчивое внутреннее состояние (аттрактор), характеризуемое дхараной (однонаправленностью), дхьяной (качественным мягким непрерывным, не прыгающим вниманием) и самадхи – собственно покоем, который в практике всему голова.
А до того (шлока 2-47) Патанджали скрестил ни много ни мало асану и созерцание (самапатти), созерцание бесконечности (ананта самапатти). То есть медитативное выполнение асан, которое вытекает из практики ослабления напряжений в асане (все более искусного обращения с телом и дружбы с ним).

Экстазы и интазы – это на мой взгляд не самадхи, не нечто рабочее и полезное, а скорее побочные выбросы-протуберанцы в процессе очищения и выравнивания системы. Хотя, конечно, интересно и незабываемо. Разница в том, что регулярное пребывание в покое (самадхи) дает в итоге «прочное основание» (шлока 1-14), ультрастабильность, а регулярные экстазы (и охота за незабываемыми переживаниями) эту стабильность съедают (Рамакришна, Вивекананда).

Собственно, Патанджали предостерегает от охоты за яркими незабываемыми ощущениями почти в самом начале Сутр. Шлока 1-12 (перефраз): качественный покой достигается регулярной практикой и отстраненностью. А отстраненность - это свобода от когда-то слышанного и виденного, причем свобода при ясном сознании (шлока 1-15). Последнее есть по сути определение ментального расслабления.

Век самадхи не видать! 8)

============================

Все темы о Сутрах:
Об Ишваре и ОМ
Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
Восприятие в обычном и измененном сознании
Практика йоги по Патанджали. Помехи
О насущности покоя
Последствия регулярной практики
Самадхи "облако дхарм"
Конструктивное понимание самадхи
Подстрочный перевод сутр с санскрита
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Критика конструктивизма

Сообщение Скагс »

Ну что...смело, самобытно. Я бы даже сказал: с огоньком! Мне - теоретику и старому брюзге понравилось. Ловко Вы это!
Вот только, гхм...зачем Вы, коллега А.Смит, стали объяснять понятие Самадхи понятием покоя? Не поспешили ли?
И потом, Ваша попытка определить понятие “Покой” через аллегории “смерть” и “агония” указывает ровно на того же журавля, коего Вы поминали в начале своего эссе. Потому как в окружающем нас Мире покоя не существует. Увы, это так. Ближайшее определение, которое я могу Вам предложить это: динамическое равновесие системы относительно наблюдателя (прошу не путать с Наблюдателем). Заметьте: динамическое. Если мы с Вами примем это определение как “промежуточно рабочий вариант”, тогда Ваше определение, что смерть это - очевидно стопроцентный покой; - совсем не очевидно. Смерть, тогда, как-раз наоборот - разрушение динамического равновесия, сиречь - покоя. Сами посудите как оно с телом: был, скажем депутат али архимаг какой, а теперь все - пожалте бриться - органика в пищу, минералы - в землю.

Позволю себе цитату: “Чтобы начать практику, необходим начальный уровень покоя, который, углубившись, перейдет в измененное состояние сознания с присущей ему сепарацией на Наблюдателя (неизменный духовный уровень) и пракрити (смутный бульон мыслей, образов и ощущений). Если вас слишком колбасит, то нужно либо подождать, либо сбросить напряжение простой физической нагрузкой.”

Коллега! При всем моем уважении к Вам, данный пассаж выглядит весьма и весьма гм.., скажем так, посредственно. Почему Вы определяете Наблюдателя как некий неизменный духовный уровень? Это открывает целое поле вопросов. Что есть духовность? Сколько уровней у ней есть? Есть неизменные уровни? И почему покой должен сепарировать на Наблюдателя и пракрити? Даже Патанджали, если мне не изменяет память, давал лишь косвенные определения Наблюдателя (он же - Зритель). В какое-такое измененное состояние сознания переходит углубившись покой? Упомянутое Вами словечко “колбасит” лежит где-то вне плоскости покоя, но покой провоцирует “колбасит”.....

Ставить знак равенства между самадхи и покоем? По-моему дилетантскому мнению, это не корректно. Как же тогда, уважаемый софорумник (софорумчанин?), Вы объясняете разделение видов Самадхи, к примеру: Самадхи с семенем, и Самадхи без оного? Хотелось бы услышать Ваш комментарий.

Про “анги” скорее склонен согласиться с Вами.
Конечно асану Патанджали ни с чем не скрещивал. Асану только так и можно выполнить, ибо известно, что гибкость есть функция ЦНС.

И да, к чему это я? Коллега, Вам не кажется, что наш с Вами велосипед, передвигающийся в покое и посредством оного, постоянно буксует и падает, нуждается в подпорках и поддержках?

Где-то читал я, что просветленные на все вопросы о самадхи говорили, что-то типа: “нети нети”. Обозначало это, в контексте: “неа, нифига, не так”. Еще читал, что Р.Минвалеев (не поручусь за правильность фамилии) утверждал, что самадхи может испытать даже школьник решая математическую задачу. Ну мы-то с Вами понимаем, что он путал самадхи с йогой.

Уважаемый, А.Смит, может все-таки не будем ставить знак равенства между самадхи и покоем? Это методологически не верно.

С уважением, Скагс - старый брюзга.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Гм....
Я не против, можете не ставить знак равенства.
Пусть у Вас будет нети, нети - это тоже будет правильный вариант

Но знак равенства не я придумал, по меньшей мере три его упоминания видел:
1) не зафиксированный, к сожалению, мною сайт, где какой-то индийский гуру говорит о самадхи как о покое - и мне это понравилось
2) книжка "О внимательности простыми словами" буддийского монаха Хенепола Гунаратана
3) энциклопедия Йога-коша, где самадхи определяется как ЧВН

Но если бы даже их не было, мне все равно было важно приземлить мистифицированное до предела самадхи. Иначе какой смысл вообще читать ЙС, если сразу видишь непреодолимый забор в виде Самадхи-пады, то есть главы не пойми о чем?

А покой имеет множество оттенков и степеней глубины, разве нет?

Что касается нирбиджа и сабиджа, то нирбиджа "зацеплено" за пурушу и только (дела в этом мире завершены), а сабиджа зацеплено и за пурушу и за пракрити.
То есть объекты мира сего свободно плавают на "деконцентрированном" фоне самапатти, как... рыбы в аквариуме. И эти "рыбы" воспринимаются под разными углами вплоть до полной их разобъективированности до алинги, до пракрити.
Сабиджа самадхи нужна ведь не красоты, а для эффективного впитывания бхоги, мирского опыта (заключенного в этих объектах), равно как и сиддхи для этого нужны - для ускорения, так сказать, эволюции.

Определение духовного уровня как полной неподвижности относительно любых телодвижений пракрити (материи) я тоже где-то встречал, не сам придумал.

В общем-то, это мое прочтение Патанджали, и я даже не надеюсь тут найти абсолютную истину в словах и описаниях, скорее пробудить движение мысли в направлении своего собственного понимания всех этих непростых вещей.

За жаргонные словечки вроде "колбасит" прошу извинить, это подчищу.
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Коллега А.Смит, благодарю Вас за столь скорый ответ. К сожалению не смог оказать Вам ответной любезности, так как был вынужден исследовать значения некоторых аббревиатур и терминов употребленных Вами в своем последнем сообщении.
В искомом предмете я новичок, поэтому, наверное, кое-где несу околесицу. Однако, продолжим..
Что бы не распылять фокус нашего диалога, первую часть Вашего последнего сообщения предлагаю не обсуждать.
Далее Вы пишете, что покой имеет множество оттенков и различную глубину. И призываете меня согласиться с этим. Увы, коллега, как мне согласиться с тем, чего я не понимаю? Ведь Вы так и не удосужились дать определение "покоя". А на мою просьбу прокомментировать в терминах покоя варианты самадхи написали фразу весьма неудобную к пониманию. Вынужден обратиться к тексту Вашего сообщения:
Что касается нирбиджа и сабиджа, то нирбиджа "зацеплено" за пурушу и только (дела в этом мире завершены), а сабиджа зацеплено и за пурушу и за пракрити.
То есть объекты мира сего свободно плавают на "деконцентрированном" фоне самапатти, как... рыбы в аквариуме. И эти "рыбы" воспринимаются под разными углами вплоть до полной их разобъективированности до алинги, до пракрити.
Сабиджа самадхи нужна ведь не красоты, а для эффективного впитывания бхоги, мирского опыта (заключенного в этих объектах), равно как и сиддхи для этого нужны - для ускорения, так сказать, эволюции.
Надеюсь Вы не сочтете фразу вырванной из контекста?
Приведенная цитата ставит меня в тупик. Если следовать Вашему предписанию, что самадхи = покой, то что же получается? Покой, "зацепленный" за пурушу это самадхи без опоры, а покой "зацепленный" за пурушу и пракрити это самадхи с опорой. Я - старый любитель побрюзжать, но предыдущая фраза с "зацеплениями"...Она не только не проясняет понятие самадхи, но и вносить еще большую сумятицу и сулит расстройство моего скудного разума.
Уважаемый соконференсник, ну почему Вы решили что сабиджа самадхи нужна? Да еще и для "эффективного впитывания...мирского опыта"? Тот же вопрос о "нужности" относиться и к сиддхам. Эволюция чего/кого?
Коллега, Вы правы: абсолютной истины не существует. И Вам действительно удалось побудить движение мысли. И не только в Вас самих но и в нас - скромных начинающих теоретиках наследия Патанджали.
Я отчетливо понимаю, что разрушать чужие построения это просто: достаточно минимально разбираться в предмете. А хотите я покажу Вам свою велосипедную конструкцию со схожим названием: "Конструктивное понимание самадхи"? И Вы сможете, взглянув опытным оком Эксперта, указать мне на квадратные колеса и отсутствие педалей.

П.С. Что касается жаргонных словечек, то я сам грешен - нет-нет да и вставлю термин из арсенала моего внука.

С ув. Скагс.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Скагс писал(а):А хотите я покажу Вам свою велосипедную конструкцию со схожим названием: "Конструктивное понимание самадхи"?
Нет, не хочу.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Скагс, а не логичнее сначала хорошенько самостоятельно врубиться в тему, а потом уже затевать диспут? Потому что без этого уж больно демагогией попахивает... :wink:
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Уважаемый Виктор, конечно, прежде чем включиться в диспут, я постарался самостоятельно "врубиться" в тему. Не знаю, где я дал Вам повод усомниться в этом. Мои выводы изучения темы отличались от выводов нашего коллеги, А.Смита. Мне стало любопытно, почему Эксперт думает именно так. Так как уважаемый А.Смит больше не хочет обсуждать со мной эту тему, а Вы мне намекаете на то, что мне не интересно понять, а интересно пообщаться, то я сворачиваю свое участие в обсуждении данной темы.

С ув. Скагс.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Уважаемый Скагс, а вам что интересно общаться только с А.Смитом?
Напишите, может еще кому будет интересно...
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Извините, Скагс, видимо мы с Вам и находимся в ОЧЕНЬ не совпадающих плоскостях мышления.
Либо - что вероятнее - мой практический опыт йоги и понимание на его основе не коррелирует с продуктами теоретического свойства...
джонс
Сообщения: 1188
Зарегистрирован: 8 ноя 2005, 09:27
Откуда: из Комодо
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение джонс »

Но знак равенства не я придумал, по меньшей мере три его упоминания видел:
1) не зафиксированный, к сожалению, мною сайт, где какой-то индийский гуру говорит о самадхи как о покое - и мне это понравилось
2) книжка "О внимательности простыми словами" буддийского монаха Хенепола Гунаратана
3) энциклопедия Йога-коша, где самадхи определяется как ЧВН
имхо, Смит, всё-таки в данном случае очень желательно каждый пункт подкреплять конкретными цитатами, либо вовсе не упоминать....
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Йога по Патанджали. Конструктивное понимание самадхи. Скагс.

Сообщение Скагс »

Уважаемые участники данной конференции, наш коллега А.Смит открыл очень интересную, на мой взгляд, тему: “Конструктивное понимание самадхи” http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7474. Целью его эссе было нивелировать излишне мистифицированное отношение к такому явлению как самадхи. При здравом размышлении я решил изложить свое понимание искомого предмета.

Итак, цель: простыми словами дать определение понятию самадхи.
База исследования: книга “Классическая йога (“Йога-сутры” Патанджали и “Вьяса-бхашья”). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.

Ремарка: любое определение - суть ограничение, а следовательно не может описывать явление во всеобъемлющей полноте.
Ремарка: о применимости использования комментариев Вьясы. Полностью согласен с заявлением Е.П. Островской и В.И. Рудого: “Система приобретает оформленность только в трактате Вьясы” (стр. 13)

1. Йога.
Прикладное значение слова “самадхи” лежит в понятийной области йоги. Поэтому для начала необходимо дать определение самой йоги. В большинстве источников, с которыми мне довелось ознакомиться, определением йоги принято считать определение данное Патанджали в Сутре 2. Главы 1 (далее по тексту: П.1.2.).
Однако, я предлагаю воспользоваться определением данным Вьясой (В.1.1.):

“Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях”

Превосходное определение! Итак, нам становиться понятным, что:
- йога работает с сознанием,
- инструментом для этой работы служит сосредоточение.

Здесь стоит задаться логичным вопросом: сосредоточение чего? Что в сознании мы можем сосредоточить? Ответ: внимание. Именно свойством внимания является сосредоточение.

Упрощая исходное определение: йога есть сосредоточение внимания.

2. Внимание.
Дадим определение понятию внимание:
“Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.” (Википедия).
Перечислим некоторые основные свойства внимания:
- сосредоточение;
- внешняя направленность;
- произвольная направленность;
- обладает фокусом и периферией;
- длительность во времени.

Еще немного о сосредоточении внимания. Чем выше сосредоточенность внимания на объекте, тем яснее и четче он представлен в сознании. Таким образом мы можем говорить о степени сосредоточения внимания.

3. Самадхи.
Принято считать, что самадхи есть цель (вершина) практики йоги. А йога, как мы выяснили, есть сосредоточение внимания. Тогда можно дать промежуточное определение самадхи:

Самадхи есть максимальная степень сосредоточения внимания.

Однако, это определение не учитывает инертности нашего сознания (и тела) во времени. Поэтому, следующее определение будет более правильным:

Самадхи есть длящееся во времени сосредоточение внимания с максимальной степенью.

Теперь следует задастся вопросом: насколько максимальной должна быть степень сосредоточения, чтобы можно было назвать ее самадхи? Или: каковы признаки такого сосредоточения?

Патанджали (П.1.2.): “Йога есть прекращение деятельности сознания”.

Таким образом еще уточняя:
Самадхи есть длящееся во времени сосредоточение внимания с максимальной степенью, при котором деятельность сознания прекращена.

Чем же отличаются самадхи с опорой, и саматхи без опоры?
Самадхи с опорой - сосредоточение внимания на объекте (сознательное сосредоточение).
Самадхи без опоры - просто сосредоточение внимания - работает “колея” максимально развитого навыка. “Медитация есть простое внимание”

4. Выводы (немного под другим углом).
Практика йоги тренирует навык в сосредоточении внимания.
Доведенный до наивысшей точки навык сосредоточения внимания есть самадхи.

С уважением, Скагс.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Согласно ЙС последние ступени йоги: пратьяхара-дхарана-дхьяна-самадхи.
То что вы описали довольно неплохо описывает дхарану, которая по определению и есть "однонарпавленное длящяеся во времени состояние сознания".
Но в той же ЙС постулируется что самадхи является принципиально другим по отношению к предыдущим ступеням состоянием.
Поэтому ИМХО редукционными методами дать удовлетворительное описание самадхи - крайне затруднительно. Что собственно вами и продемонстрировано.
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Уважаемый maxxxx, спасибо за Ваш ценный комментарий. Я еще раз пересмотрю свои записи. Возможно понадобятся коррективы.

Со своей стороны мне бы хотелось попросить у Вас ссылку на сутру, в которой говориться о принципиально ином характере состояния самадхи.

П.С. Прошу прощения за свое невежество, что есть редукционные методы?
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Скагс

Ваш подход сугубо теоретический.
Если вы решили объяснить феномен самадхи через внимание, то ваша ссылка на Википедию, мягко говоря, носит студенческий характер (рефератного плана).
Объясняйте внимание в терминах йоги, используя соотвествующие источники.
Еще неплохо разобраться с сосредоточением.
Какое бывает сосредоточение?
Как вы думаете будут соотносится европейские источники по сосредоточению (из той же психологии) с йоговской традицией?
Отвечая на этот вопрос вы упретесь в покой в любом случае.
А дальше - практикуйтесь в йоге.
Ибо для понимания Патанджали, Михаила и ВСБ ваших теоретических выкладок не то что бы недостаточно... без собственного опыта эти ваши выкладки избыточны... т.е. далеки от предмета обсуждения.
via negativa
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Ув. Скагс!

Я рад, что Вы излагаете свое видение Сутр. Это отвечает и моему изначальному желанию, чтобы было больше разных точек зрения, так как - теоретически - Сутры можно читать многозначно. Это весьма абстрактная и очень живая карта йогического пути.

Мне нравится дополнительность, а не эксклюзивность. И если Вьяса резонирует с Вашим пониманием, Вам безусловно необходимо на него опираться.

Олег безусловно прав насчет непосредственного опыта в йоге, опыта в глубинах покоя. Теоретические выкладки как и в науке могут быть различными, но опыт в общем-то единообразен. В точке опыта релятивизм кончается, но описания самого опыта опять-таки могут быть многообразны.

Мне интересно Вас читать, желаю Вам продолжать в том же академическом духе, такой подход ИМХО полезен, это еще одна грань мышления и видения. Главное, чтобы теория не затмевала практику, которой в йоге 90 процентов.
La gente esta muy loca
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Уважаемый коллега, Oleg1976. Спасибо за Ваш отзыв. Вы абсолютно правы: мое сообщение ни в коей мере не носит характер научной работы. Посмотрите еще раз цель моего сообщения (выделено жирным шрифтом): "простыми словами..". Я сознательно избегал терминологии йоги.
Дорогой коллега, я с удовольствием соглашусь, что при ответе на Ваш вопрос я упрусь в "покой", если Вы объясните, что Вы имеете ввиду под данным термином.
Вы с легкостью уравняли Патанджали, Михаила (А.Смит?), и ВСБ. Преклоняюсь перед Вашей смелостью.
Кстати, почему Вы решили, что у меня нет собственного опыта в практике? Он у меня есть, хоть и небольшой: практиковать я начал где то за год до выхода неплохой книги "Йога: скрытые аспекты практики" автор: Виктор Бойко. Пожалуйста, не употребляйте фраз типа: "практика практике рознь" и т.п.
Итак, после того как Вы дадите определение понятию покой (не стесняйтесь пользоваться Википедией - я приемлю) и объясните его применимость в технологии, мы продолжим нашу беседу.

С ув. Скагс.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Покой есть отсутствие непокоя. )))

Покой тема весьма обширная.
На форуме много тем, так или иначе относящихся к покою.

У Михаила есть интересное описание:
Йога по Патанджали. О насущности покоя.
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 5861#85720
via negativa
Скагс
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 20:17
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение Скагс »

Сама по себе теория не слишком интересна если, конечно, не "светит" Нобелевка. Кроме того, касательно йоги и других систем самопознания, бытует мнение, что система всегда не то, что от нее ожидаешь. Тем не менее, коллега, чего я так "прикипел" к этому "покою"? Вы описываете то, что ощущаешь в практике, но эти ощущения никак не представляется возможным встроить в технологию практики. Через некоторое время я планирую показать: как соотноситься определение самадхи, полученное ранее и практика.

Уважаемый Oleg1976, спасибо за ссылку на работу Михаила. Я обязательно ознакомлюсь с ней: мне нравятся люди, которые не бояться мыслить самостоятельно.
Что касается данного Вами определения понятия "покой". Оно, конечно, забавное и выдает в Вас человека с хорошим чувством юмора, однако, это определение весьма трудно поставить в основу какого-либо вразумительного логического построения. Не оставляю надежды, что Вы, взяв паузу "на подумать", сообщите Ваше определение понятию "покой" и сможете с его помощью объяснить, что Вы понимаете под самадхи. А так же чем отличаются самадхи с опорой и без оной.

С ув. Скагс
Likos
Сообщения: 290
Зарегистрирован: 14 фев 2005, 17:09
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 6 раз

Сообщение Likos »

Уж, через чур все так вежливо... что не приятно даже... по мне, за этой вежливостью, читается явная агрессия... Но это форум, это писанина, а не реальное общение. кто знает что на другом конце провода.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Скагс

Вы только завязав обсуждение, уже указываете, кто и на что вам должен отвечать.
Развею ваши иллюзии.
Никто вам здесь отвечать не должен.
Одним из самых ценных эффектов йоги считаю именно покой.
Логические построения меня интересуют только в русле реального опыта практики.
К сожалению ваши тексты не коррелируют с моим опытом.
Выкладки ваши поверхностны.

Про сосредоточение от вас ответа нет.
via negativa
Ответить