Йога по Патанджали. Последствия регулярной практики
Добавлено: 12 июл 2009, 22:44
Ничего нового я тут не скажу, но как обзор и зацепка важных шлок представляется полезным.
Общая схема последствий регулярной практики, навеянная Сутрами:
1. Налаживается коммуникация сознание-тело (а попросту их дружба и понимание). За счет не вредящей телу практики асан убираются мучительные двойственности «верховодит либо тело, либо сознание, третьего не дано». (Шлока 2-48: «тогда / двойственности/перестают причинять страдания»). В этой же практике асан утончается восприятие и непроизвольное внимание, возникает управление своими возможностями, которое носит не эгоцентрический, а системный характер (Шлока 1-40: от самого малого / до самого большого/простирается/его / контроль).
2. Возникает уровень расслабления (как физического, так и ментального), чтобы более глубокие слои психики начали разгружаться от накопленных впечатлений-напряжений (самскар). Шлока 4-27 «в/[возникающих] прорехах / содержание ума/новое / самскар/посредством [порождается]». Идет так называемый процесс сброса. Причем совершенно непредсказуемо и индивидуально: шлока 3-15: последовательности/различных / перемен/отличаются / причинами, а также шлока 3-14: прошлого/подъем/непредсказуем/[возникающее] содержание/следует / форме [накопленных впечатлений]
3. Попутно за счет регулярности в практике (подобной возделыванию сада) организуется приток пракрити (силы). Шлока 4-3: инструментами / не приводится в действие / пракрити / помехи/устранять / тем не менее [надо] / это [делается] / земледельцу подобно Организм и эмоционально-психическая сфера (насколько возможно) восстанавливают свой тонус и происходит переход к другому качеству жизни (по мере завершения процессов сброса). Шлока 4-2: [к] жизни/другой/переход / [через] пракрити/наполнение. Это нередко быстро становится заметным (шлока 3-13) этим / элементов/органов / [их] свойств/циклов/состояний/перемены / объясняются.
4. Обретается сила, которая может разнообразно себя проявлять в зависимости от склонностей и характера человека: «Плоды действий йогина не окрашены страстями и соответствуют лишь его природному характеру (васанам)» (шлока 4-8). Перечень необычных проявлений силы занимает большую часть третьей главы Сутр. Среди которых например такая: (шлока 3-49) отсюда / ума/быстрота / без/помощи чувств/восприятие / на уровне первопричин (прадханы)/управление/также (Сравните с вышеприведенной шлокой 1-40). Любопытные синхронизмы (необычные совпадения обстоятельств) нередко можно увидеть и в отчетах практикующих.
5. Дальнейшая шлифовка граней практики требует по-видимому полного удаления из социума с его заботами. Шлока 3-56: саттва/с пурушей / по чистоте/равная / кайвалья/это. Но вряд ли такое возможно в условиях социума. Приходит время, и стадия домохозяина завершается. Но – как правило – горе тому, кто покинет ее раньше времени, оставив заботы о своих близких. Все должно созреть на системном, а не эгоцентрическом уровне. Шлока 4-36: пуруши/цель/пустеет / гуны / возвращаются в свою изначальность / свобода [пуруши] / в своей форме/утверждается / также / сознания/силой/венчаясь Собственно это описание смерти для социума, отшельничество.
Пункты 1-3 проходятся всеми серьезными практиками без исключения, Пункт 4 - в той или иной мере.
Пункт 5 – на большого любителя… Известные нам уважаемые йоги потому и на слуху, что все же живут в социуме (хоть и в ашраме) и несут его нагрузки. Их так называемая реализация по-видимому предполагает разгруженные структуры психики (долговременной памяти) (все они расслаблены и как дети непосредственны в проявлениях), регулярную чистку сознания (как оперативной части психики) от притекающих влияний социума путем временного погружения в состояния, близкие к описываемым в шлоках 3-56 и 4-36 (см. выше), наполненность силой (пракрити) и как следствие проявляющиеся сиддхи (необычные способности).
Пункты 1-3 и даже 4 могут идти непоследовательно, а в параллель.
Бросившие практику на полпути (не в начале, а на полпути) обманывают свою психосоматику и создают в ней "плохую карму" (зарубку неудачи). А потом, ясно дело, начинают снова и снова...
Общая схема последствий регулярной практики, навеянная Сутрами:
1. Налаживается коммуникация сознание-тело (а попросту их дружба и понимание). За счет не вредящей телу практики асан убираются мучительные двойственности «верховодит либо тело, либо сознание, третьего не дано». (Шлока 2-48: «тогда / двойственности/перестают причинять страдания»). В этой же практике асан утончается восприятие и непроизвольное внимание, возникает управление своими возможностями, которое носит не эгоцентрический, а системный характер (Шлока 1-40: от самого малого / до самого большого/простирается/его / контроль).
2. Возникает уровень расслабления (как физического, так и ментального), чтобы более глубокие слои психики начали разгружаться от накопленных впечатлений-напряжений (самскар). Шлока 4-27 «в/[возникающих] прорехах / содержание ума/новое / самскар/посредством [порождается]». Идет так называемый процесс сброса. Причем совершенно непредсказуемо и индивидуально: шлока 3-15: последовательности/различных / перемен/отличаются / причинами, а также шлока 3-14: прошлого/подъем/непредсказуем/[возникающее] содержание/следует / форме [накопленных впечатлений]
3. Попутно за счет регулярности в практике (подобной возделыванию сада) организуется приток пракрити (силы). Шлока 4-3: инструментами / не приводится в действие / пракрити / помехи/устранять / тем не менее [надо] / это [делается] / земледельцу подобно Организм и эмоционально-психическая сфера (насколько возможно) восстанавливают свой тонус и происходит переход к другому качеству жизни (по мере завершения процессов сброса). Шлока 4-2: [к] жизни/другой/переход / [через] пракрити/наполнение. Это нередко быстро становится заметным (шлока 3-13) этим / элементов/органов / [их] свойств/циклов/состояний/перемены / объясняются.
4. Обретается сила, которая может разнообразно себя проявлять в зависимости от склонностей и характера человека: «Плоды действий йогина не окрашены страстями и соответствуют лишь его природному характеру (васанам)» (шлока 4-8). Перечень необычных проявлений силы занимает большую часть третьей главы Сутр. Среди которых например такая: (шлока 3-49) отсюда / ума/быстрота / без/помощи чувств/восприятие / на уровне первопричин (прадханы)/управление/также (Сравните с вышеприведенной шлокой 1-40). Любопытные синхронизмы (необычные совпадения обстоятельств) нередко можно увидеть и в отчетах практикующих.
5. Дальнейшая шлифовка граней практики требует по-видимому полного удаления из социума с его заботами. Шлока 3-56: саттва/с пурушей / по чистоте/равная / кайвалья/это. Но вряд ли такое возможно в условиях социума. Приходит время, и стадия домохозяина завершается. Но – как правило – горе тому, кто покинет ее раньше времени, оставив заботы о своих близких. Все должно созреть на системном, а не эгоцентрическом уровне. Шлока 4-36: пуруши/цель/пустеет / гуны / возвращаются в свою изначальность / свобода [пуруши] / в своей форме/утверждается / также / сознания/силой/венчаясь Собственно это описание смерти для социума, отшельничество.
Пункты 1-3 проходятся всеми серьезными практиками без исключения, Пункт 4 - в той или иной мере.
Пункт 5 – на большого любителя… Известные нам уважаемые йоги потому и на слуху, что все же живут в социуме (хоть и в ашраме) и несут его нагрузки. Их так называемая реализация по-видимому предполагает разгруженные структуры психики (долговременной памяти) (все они расслаблены и как дети непосредственны в проявлениях), регулярную чистку сознания (как оперативной части психики) от притекающих влияний социума путем временного погружения в состояния, близкие к описываемым в шлоках 3-56 и 4-36 (см. выше), наполненность силой (пракрити) и как следствие проявляющиеся сиддхи (необычные способности).
Пункты 1-3 и даже 4 могут идти непоследовательно, а в параллель.
Бросившие практику на полпути (не в начале, а на полпути) обманывают свою психосоматику и создают в ней "плохую карму" (зарубку неудачи). А потом, ясно дело, начинают снова и снова...