Йога по Патанджали. О насущности покоя.
Йога по Патанджали. О насущности покоя.
Вряд ли Патанджали интересовали академические определения. Заявив, что Сутры - это "анушасана" (шлока 1-1), то есть практическое руководство, он сразу берет быка за рога. Знаменитая шлока 1-2 "йогашчиттавритти ниродхах" является скорее не определением йоги, а базовой установкой (биджей) всей практики, показывающей, что именно следует "делать" прежде всего остального.
Для успокоения сознания на время практики логично предполагать неподвижность тела. И в этом смысле люди, влюбленные в акробатику или толкующие о "движении энергий", скорее всего руководствуются какой-то другой биджей, например: "максимальная гибкость", "почувствовать что-то необычное", "поднять кундалини"... Поэтому по факту базовой установки (а не красивым словам) всегда легко понять, занимается та или иная группа йогой, или чем-то другим.
Вникая в сущность базовой установки, понимаешь, что йога - технологически весьма узкая область (с весьма широкими последствиями). И если возникает тенденция соединить йогу с другими аспектами и технологиями жизни (например, расхожий рекламный лозунг "йога - это жизнь"), можно всегда охолодить себя и других, вспомнив исходную биджу: "Йога - это непорождение колебаний сознания".
Смешивание столь специфичной и точно очерченной "деятельности" с другими видами жизненной активности как раз в частности и создает относительно йоги в головах ту путаницу и дурную бесконечность, о которой говорится в шлоке 4-21. (С одной стороны, йога - это асаны, с другой стороны - это философия, с третьей стороны йога - это просто круто! Да, и правильное питание сюда же, а еще и регулярную чистку носа...) Добавление к базовой установке (биджи) работы с телом (асаны), дыханием, восприятием и вниманием происходит для того, чтобы обеспечить условия для выполнения основной биджи, основного требования, создать условия для спонтанного притока пракрити (силы) (шлока 4-3). Как только новый или старый компонент обеспечения (подбираемый всегда индивидуально) делает невозможным поддержание режима ЧВН (читтавритти ниродхах), практика автоматически прекращается и становится чем-то другим.
Забавно, что набор асан и крий в чем-то является уловкой, временно потакающей наивным представлениям неофита. Уловкой и переходным мостиком, застревать на котором, впрочем, становится уделом многих...
Йога в противовес и в дополнение к жизненной активности представляет собой прежде всего регулярную жизненную пассивность на строго определенный отрезок времени (диктуемый состоянием системы психосоматики). Это временная максимально возможная изоляция от внешних воздействий, создающая условия для проявления процессов, остающихся незаметными для обыденного и суетного сознания.
Патанджали опять-таки сразу указывает на главный признак и эффект успешности практики: Тогда естественным образом проявляется Наблюдатель (шлока 1-3). Если (или пока) этого нет, происходит отождествление с привычной деятельностью сознания-ума. Отождествление чего?
Нетривиальный вопрос: наше обычно ощущаемое (и любимое) Я и Наблюдатель - одно и то же (в разных режимах) или разные сущности (типа личность и душа)? В принципе это вопрос описания, а на деле всегда есть что-то одно: либо Я, либо Наблюдатель. Можно представить Наблюдателя как широкое поле (или классную доску, если угодно), а Я - как точку, как базовую контрактуру (точку сжатия и напряжения) ткани сознания. Поле может сжаться в точку, а может (в условиях расслабленности тела и сознания) вновь расправиться.
Вот еще простейшие аргументы и аналогии за единство Я и Наблюдателя: человек напряженный и человек расслабленный - все же один и тот же человек. Или по-другому: человек, ведущий машину по непростой трассе, слившийся с ней воедино, и тот же человек, вышедший из машины в чисто поле, опять таки один и тот же. В связи с последним примером глянем на шлоку 2-4: Когда Зрящий как бы уравнивает себе силу зрения (способность восприятия) - в этом асмита (эгоизм, чувство Я). (Здесь вместо слова Наблюдатель использовано для разнообразия :) слово Зрящий, созвучное санскритскому термину Драштух = Наблюдатель.)
Последний абзац поясняет суть отождествления, создающего из непривычного нам Наблюдателя вполне привычное Я.
Вернемся к термину "ниродхах", или "ниродха" (кстати, все эти многочисленные "х" в санскрите, это просто падежное окончание единственного числа именительного падежа и (вроде бы) мужского рода; ну, не суть). Я предпочитаю перевод "непорождение", хотя в словаре вы его не найдете. Там есть прекращение, подавление, ограничение (кстати, тоже вариант, но хуже). Но практика выглядит не как борьба с мыслями (которая уже давно доказана как бесполезная (не думать о белой обезьяне)), не как ковровая бомбардировка содержимого сознания, а именно как непорождение новых содержаний, неподдержание логических цепочек и привычных реакций и ассоциаций. Поэтому - (пусть несколько неуклюжее слово) непорождение. Можно добавить сюда термин "ментальное расслабление", хотя поначалу он совсем ни о чем нам не говорит.
Вы начинаете практику с тем содержанием сознания (мысли, чувства), которое имеется на данный момент. И "всего лишь" не порождаете новые содержания. Тогда старые содержания постепенно (без вашей живой поддержки) угасают, а Я расширяется в Наблюдателя. Тогда вместо тела-сознания возникает разделение Пуруша-Пракрити, дух-материя (и прочие умные слова).
Поначалу тело и сознание жестко связаны далеко не дружескими отношениями, вместо коммуникации имеем диктат то одного, то другого. Общая контрактура тела и сознания настолько велика, что вышеописанные тонкости при всей их простоте совершенно недоступны начинающему. Приходится регулярно и дозированно (!) отлеживаться во время практики (фактически отсыпаться, чтобы остановить привычный "бег по жизни"), учиться подолгу держать внимание в теле. Пройдя через тамасическую (ленивую) стадию (чистилище :)), сознание и тело становятся готовы ко встрече с Наблюдателем. Вас "отпускает", и на время практики нарабатывается свое рабочее состояние, не похожее ни на какое другое в обычной жизни. На время забываются проблемы, болячки, собственное ФИО, возраст, пол и должность...
Пока всё.
Для успокоения сознания на время практики логично предполагать неподвижность тела. И в этом смысле люди, влюбленные в акробатику или толкующие о "движении энергий", скорее всего руководствуются какой-то другой биджей, например: "максимальная гибкость", "почувствовать что-то необычное", "поднять кундалини"... Поэтому по факту базовой установки (а не красивым словам) всегда легко понять, занимается та или иная группа йогой, или чем-то другим.
Вникая в сущность базовой установки, понимаешь, что йога - технологически весьма узкая область (с весьма широкими последствиями). И если возникает тенденция соединить йогу с другими аспектами и технологиями жизни (например, расхожий рекламный лозунг "йога - это жизнь"), можно всегда охолодить себя и других, вспомнив исходную биджу: "Йога - это непорождение колебаний сознания".
Смешивание столь специфичной и точно очерченной "деятельности" с другими видами жизненной активности как раз в частности и создает относительно йоги в головах ту путаницу и дурную бесконечность, о которой говорится в шлоке 4-21. (С одной стороны, йога - это асаны, с другой стороны - это философия, с третьей стороны йога - это просто круто! Да, и правильное питание сюда же, а еще и регулярную чистку носа...) Добавление к базовой установке (биджи) работы с телом (асаны), дыханием, восприятием и вниманием происходит для того, чтобы обеспечить условия для выполнения основной биджи, основного требования, создать условия для спонтанного притока пракрити (силы) (шлока 4-3). Как только новый или старый компонент обеспечения (подбираемый всегда индивидуально) делает невозможным поддержание режима ЧВН (читтавритти ниродхах), практика автоматически прекращается и становится чем-то другим.
Забавно, что набор асан и крий в чем-то является уловкой, временно потакающей наивным представлениям неофита. Уловкой и переходным мостиком, застревать на котором, впрочем, становится уделом многих...
Йога в противовес и в дополнение к жизненной активности представляет собой прежде всего регулярную жизненную пассивность на строго определенный отрезок времени (диктуемый состоянием системы психосоматики). Это временная максимально возможная изоляция от внешних воздействий, создающая условия для проявления процессов, остающихся незаметными для обыденного и суетного сознания.
Патанджали опять-таки сразу указывает на главный признак и эффект успешности практики: Тогда естественным образом проявляется Наблюдатель (шлока 1-3). Если (или пока) этого нет, происходит отождествление с привычной деятельностью сознания-ума. Отождествление чего?
Нетривиальный вопрос: наше обычно ощущаемое (и любимое) Я и Наблюдатель - одно и то же (в разных режимах) или разные сущности (типа личность и душа)? В принципе это вопрос описания, а на деле всегда есть что-то одно: либо Я, либо Наблюдатель. Можно представить Наблюдателя как широкое поле (или классную доску, если угодно), а Я - как точку, как базовую контрактуру (точку сжатия и напряжения) ткани сознания. Поле может сжаться в точку, а может (в условиях расслабленности тела и сознания) вновь расправиться.
Вот еще простейшие аргументы и аналогии за единство Я и Наблюдателя: человек напряженный и человек расслабленный - все же один и тот же человек. Или по-другому: человек, ведущий машину по непростой трассе, слившийся с ней воедино, и тот же человек, вышедший из машины в чисто поле, опять таки один и тот же. В связи с последним примером глянем на шлоку 2-4: Когда Зрящий как бы уравнивает себе силу зрения (способность восприятия) - в этом асмита (эгоизм, чувство Я). (Здесь вместо слова Наблюдатель использовано для разнообразия :) слово Зрящий, созвучное санскритскому термину Драштух = Наблюдатель.)
Последний абзац поясняет суть отождествления, создающего из непривычного нам Наблюдателя вполне привычное Я.
Вернемся к термину "ниродхах", или "ниродха" (кстати, все эти многочисленные "х" в санскрите, это просто падежное окончание единственного числа именительного падежа и (вроде бы) мужского рода; ну, не суть). Я предпочитаю перевод "непорождение", хотя в словаре вы его не найдете. Там есть прекращение, подавление, ограничение (кстати, тоже вариант, но хуже). Но практика выглядит не как борьба с мыслями (которая уже давно доказана как бесполезная (не думать о белой обезьяне)), не как ковровая бомбардировка содержимого сознания, а именно как непорождение новых содержаний, неподдержание логических цепочек и привычных реакций и ассоциаций. Поэтому - (пусть несколько неуклюжее слово) непорождение. Можно добавить сюда термин "ментальное расслабление", хотя поначалу он совсем ни о чем нам не говорит.
Вы начинаете практику с тем содержанием сознания (мысли, чувства), которое имеется на данный момент. И "всего лишь" не порождаете новые содержания. Тогда старые содержания постепенно (без вашей живой поддержки) угасают, а Я расширяется в Наблюдателя. Тогда вместо тела-сознания возникает разделение Пуруша-Пракрити, дух-материя (и прочие умные слова).
Поначалу тело и сознание жестко связаны далеко не дружескими отношениями, вместо коммуникации имеем диктат то одного, то другого. Общая контрактура тела и сознания настолько велика, что вышеописанные тонкости при всей их простоте совершенно недоступны начинающему. Приходится регулярно и дозированно (!) отлеживаться во время практики (фактически отсыпаться, чтобы остановить привычный "бег по жизни"), учиться подолгу держать внимание в теле. Пройдя через тамасическую (ленивую) стадию (чистилище :)), сознание и тело становятся готовы ко встрече с Наблюдателем. Вас "отпускает", и на время практики нарабатывается свое рабочее состояние, не похожее ни на какое другое в обычной жизни. На время забываются проблемы, болячки, собственное ФИО, возраст, пол и должность...
Пока всё.
Последний раз редактировалось А.Смит 10 июл 2009, 22:52, всего редактировалось 2 раза.
- За это сообщение автора А.Смит поблагодарил:
- igor.moroz
- Рейтинг: 6.25%
В продолжениях будут рассмотрены следующие шлоки Первой главы Сутр, называемой, кстати, Глава о Самадхи, или - "о насущности Покоя". Они кратко трактуют следующие вопросы:
— основные типы содержаний сознания (знание, заблуждение, воображение, сон и память)
— как практиковать (временный!) уход от этих содержаний
— что получается в результате с точки зрения а) Пракрити (материи и силы) б) Пуруши (Наблюдателя)
— что такое счастливый человек (сампраджнята = "сам себе мудрец", или сантоша)
— основные типы "подвизающихся" (по выражению Б.Л.Смирнова)
Спасибо за внимание.
------------------------------------------
Темы о Сутрах, рассмотренные ранее:
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7450 -- Об Ишваре и ОМ
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... ght=#85567 -- Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... ght=#85677 -- Восприятие в обычном и измененном сознании
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 5701#85701 -- Практика йоги по Патанджали. Помехи.
Коллеги, подскажите, как точно выставить ссылку на пост? а то падает, понимаешь, в конец темы... :(
— основные типы содержаний сознания (знание, заблуждение, воображение, сон и память)
— как практиковать (временный!) уход от этих содержаний
— что получается в результате с точки зрения а) Пракрити (материи и силы) б) Пуруши (Наблюдателя)
— что такое счастливый человек (сампраджнята = "сам себе мудрец", или сантоша)
— основные типы "подвизающихся" (по выражению Б.Л.Смирнова)
Спасибо за внимание.
------------------------------------------
Темы о Сутрах, рассмотренные ранее:
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7450 -- Об Ишваре и ОМ
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... ght=#85567 -- Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... ght=#85677 -- Восприятие в обычном и измененном сознании
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic ... 5701#85701 -- Практика йоги по Патанджали. Помехи.
Коллеги, подскажите, как точно выставить ссылку на пост? а то падает, понимаешь, в конец темы... :(
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
1. Заходим в тему. Браузер( IE ) выдаёт адрес:А.Смит писал(а):Коллеги, подскажите, как точно выставить ссылку на пост? а то падает, понимаешь, в конец темы... :(
http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7463
2. На нужном нам сообщении наводим мышкой на кнопку "цитата"
3. Внизу, слева смотрим на информационную строчку. Там в конце
цифра указана. Например: 85721.
4. Добавляем к адресу символ"#" и эту цифру 85721.
5. Получается http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7463#85721
Или http://realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=7463#85724
Поисковик выдает именно в таком виде. С "#".
Если искать "сообщения".
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Йога по Патанджали. О насущности покоя.
Не за что Михаил. Работаем, ищем, открываем, делимся. Кто чем может.
II-39 При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
:P
В русском переводе это можно прочитать двояко. Как конечную цель и как процесс.
Конечная цель – полное прекращение деятельности. Но до этого далеко.
А вот если процесс, то это выглядит, как постепенное прекращение, свёртывание, успокоение, затухание и т.п.
О результате:
I-51 При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
Для новичка всё это сложно понять. Ну да, лучше знать сразу, что есть сутра. Что:
II-1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
II-2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
При чем не вера, а упование.. Так перевели Островская и Рудой.
Когда встречаются учитель и ученик лучше бы им не врать. Не красть чужих идей, не давить друг на друга. Таков идеал…
Учитель-то знает, что:
II-16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
II-54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
II-55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
IV-34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая в самой себе.
И не важно, зачем пришел ученик, за здоровьем, силой, умом, знанием…
Начинать нужно с РЕАЛЬНОСТИ.
С сознания ученика. Постепенно очистив его, опустошив, успокоив.
КАК?
Реальным. Самым понятным. Телом.
Научить СПОНТАННОМУ расслаблению. Не рефлексивному:
I-47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
II-39 При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
:P
Ну вроде так. Получается. :roll:А.Смит писал(а):Вряд ли Патанджали интересовали академические определения. Заявив, что Сутры - это "анушасана" (шлока 1-1), то есть практическое руководство, он сразу берет быка за рога. Знаменитая шлока 1-2 "йогашчиттавритти ниродхах" является скорее не определением йоги, а базовой установкой (биджей) всей практики, показывающей, что именно следует "делать" прежде всего остального.
В русском переводе это можно прочитать двояко. Как конечную цель и как процесс.
Конечная цель – полное прекращение деятельности. Но до этого далеко.
А вот если процесс, то это выглядит, как постепенное прекращение, свёртывание, успокоение, затухание и т.п.
О результате:
I-51 При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
Для новичка всё это сложно понять. Ну да, лучше знать сразу, что есть сутра. Что:
II-1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
II-2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
При чем не вера, а упование.. Так перевели Островская и Рудой.
Когда встречаются учитель и ученик лучше бы им не врать. Не красть чужих идей, не давить друг на друга. Таков идеал…
Учитель-то знает, что:
II-16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
II-54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
II-55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
IV-34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая в самой себе.
И не важно, зачем пришел ученик, за здоровьем, силой, умом, знанием…
Начинать нужно с РЕАЛЬНОСТИ.
С сознания ученика. Постепенно очистив его, опустошив, успокоив.
КАК?
Реальным. Самым понятным. Телом.
Научить СПОНТАННОМУ расслаблению. Не рефлексивному:
I-47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
Выложил на предмет посмотреть свой перевод Сутр с массой прибамбасов, в общем вся кухня:
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.html
Можно скачать этот файл здесь:
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.zip
Наверное, что-то буду еще менять, но в основном по переводу всё.
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.html
Можно скачать этот файл здесь:
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.zip
Наверное, что-то буду еще менять, но в основном по переводу всё.
-
- Сообщения: 54
- Зарегистрирован: 1 апр 2004, 21:46
- Откуда: Московская обл.
- Контактная информация:
Скачал ... , sutrani.zip, открывается стр., слева вверху (c) М.С.СвечниковА.Смит писал(а):Можно скачать этот файл здесь:
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.zip
2007-2009 в столбик идут: глава/шлоки, курсор наводишь, вроде "живые", пытаюсь открыть - вылезают надписи Type the text for 'глава 4 / шлоки 31-34' и все. С ZIPом проблем нет, все открывает. Пробовал разные браузеры - результат тот же :(
- narasius
- Сообщения: 735
- Зарегистрирован: 5 ноя 2008, 10:05
- Откуда: Украина, Николаев
- Благодарил (а): 67 раз
- Поблагодарили: 50 раз
opera действительно не работает, может и другие (глюки скриптов народа.ру). Попробуйте FireFox v.3.x -- должно быть всё хорошо под ним.Maximus писал(а):Скачал ... , sutrani.zip, открывается стр., слева вверху (c) М.С.СвечниковА.Смит писал(а):Можно скачать этот файл здесь:
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.zip
2007-2009 в столбик идут: глава/шлоки, курсор наводишь, вроде "живые", пытаюсь открыть - вылезают надписи Type the text for 'глава 4 / шлоки 31-34' и все. С ZIPом проблем нет, все открывает. Пробовал разные браузеры - результат тот же :(
Вот это видите нормально?:Maximus писал(а):Извиняюсь ... запутался что-то :oops: . В интернете - на форуме realyoga.ru ?А.Смит писал(а):Нет, под Windows-ХР работает. А без скачивания видите материал в Интернете?
Все, что Вы пишете здесь читается. Проблема по данной Вами ссылке. Попробую Mozilla F.
http://alignment.narod.ru/sutrani/Sutrani.html