Восприятие в обычном и измененном сознании
Добавлено: 7 июл 2009, 23:18
Нередко приходится слышать об озарениях и идеях, приходящих во время практики. Порой это даже мешает заниматься и в этом случае рекомендуют класть рядом с ковриком тетрадь и ручку для записи озарений. Йога-сутры говорят об этом следующее (шлока 3-55): интуицией все вещи и все детали вещей схватываются одновременно (непоследовательно, сразу) - таково озаренностью порожденное знание.
Почему это происходит? Объясняется ли этот феномен в Сутрах? Да, причем исчерпывающе. Таков эффект Наблюдателя, видящего все сразу.
Начнем с того, что зрящий, чистой способностью видения хотя и обладает, вынужден смотреть сквозь содержание ума (шлока 2-20). То есть сознание-ум является посредником между способностью человека созерцать и внешним миром. Созерцается содержание сознание, в котором в свою очередь отражаются объекты мира. Понятна цепочка от объектов к наблюдателю? Наблюдатель - сознание - объекты. Без всяких прыжков, строго через посредника-сознание.
Обычное сознание обладает способностью познавать объекты, но как? во-первых, в зависимости от степени ясности самого сознания (шлока 4-15): объект, будучи тем же самым, по-разному воспринимается сознанием, когда оно находится в различных состояниях, то есть различная взбаламученность сознания несомненно отражается на успешности процесса познания объекта. К тому же все для обычного сознания происходит последовательно: объект, оставаясь без внимания к нему, как бы исчезает для сознания (шлоки 4-16 и 4-17, перефраз). Далее, сознание-читта имеет склонность делиться и создавать то, что называют внутренним диалогом: читта, разделившаяся в самой себе, образует дурную бесконечность отражающих друг друга мыслей, что создает путаницу (шлока 4-21, перефраз).
Объекты же имеют определенное устройство, самая суть которого определяется Сутрами так: всё изменяется. Точнее, прошлое и будущее объекта присутствуют в настоящем моменте в виде состояний элементов объекта (дхарм) (шлока 4-12). Эти же элементы (дхармы) проявляются как вечно изменяющиеся гуны(шлока 4-13). Гун (созвучно слову "гон" - "движение") всего три: равновесие (саттва=свет, ясность), активность (раджас=раж) и инерция (тамас=томность). Легко видеть, что в таком объекте, как человек, этими состояниями все можно объяснить. Пусть в нулевом приближении, но это будет верно. Объект, будучи целостным единством, меняется именно сочетанием и перевесом той или иной гуны в каждый данный момент: перемена происходит в силу единства сущности объекта (шлока 4-14). Сущность же объекта - клубок последовательно сменяющих друг друга гун. По крайней мере, данным подходом вполне удовлетворялась вся индийская философия. Самое важное для нас в этой скучной материи то, что изменяющийся для обычного сознания объект всегда содержит в себе и всё прошлое и всё будущее. (Ну или почти все. :)) И только свойство обычного сознания воспринимать последовательно создает прошлое, настоящее и будущее объекта. Уф.
Итак, для обычного сознания, имеем поток сигналов от объектов извне, которыми сознание (читта, ум) постоянно наполняется, сбрасывая накопленные впечатления в подсознание (в самскары). Но вот наступает время практики, Я-центр сознания исчезает, система расслабляется, "звучат фанфары" и проступает созерцательный аспект системы, Наблюдатель-Пуруша. И вот - всегда известны колебания сознания его господину - Пуруше Неизменному (шлока 4-18 ). Причем для Пуруши читта познаваема вполне (шлока 4-19), попросту видна "от и до", сразу одномоментно. Таково свойство созерцания, деконцентрации в отличие от последовательных движений внимания. Напомним, что Наблюдатель, Пуруша, видит не сами объекты, а только содержание сознания, хотя и обладает прекраснейшим "зрением" (вспомним шлоку 2-20).
Присутствие Пуруши, созерцания "окрашивает" сознание-читту, успокаивает ее (шлока 4-22: читта неподвижная принимает свою естественную форму (буддхи)), ведь в ней на время практики нет Я-центра, базовой контрактуры сознания (вспомним, что Пуруша и Я-эго не существуют одновременно - шлока 4-20). И тогда отраженные в сознании объекты видны системе во всей полноте их элементов, во всей полноте их прошлого и будущего. С другой стороны сознание окрашено своим содержанием, образами воспринятых ранее объектов, но эта окраска - не содержит наворотов самого сознания. Возникает более-менее правильное зеркало. Так вот, тогда зрящим и зримым окрашенная читта всё познает (шлока 4-23).
А познает она все нити накопленных в сознании ситуаций, планов, вопросов, вполне логично выдавая на гора готовые и подчас неожиданные ответы.
Вся наука полна свидетельств такой работы сознания. Этап накопления фактов, а потом - момент отхода от всей тематики в сущности в ничто, и как следствие - озарение. Масштаб озарения зависит, понятное дело, от грандиозности наших проектов. Но механизм этого озарения везде один и тот же.
Таким образом, практика йоги дает шанс не только поправить здоровье, но и понять нетривиальным образом (самому, без социумной кальки) жизненно важные вещи.
Спасибо за внимание.
PS Прошу прощения за длинный пост, но этот кусок короче не сделаешь.
Почему это происходит? Объясняется ли этот феномен в Сутрах? Да, причем исчерпывающе. Таков эффект Наблюдателя, видящего все сразу.
Начнем с того, что зрящий, чистой способностью видения хотя и обладает, вынужден смотреть сквозь содержание ума (шлока 2-20). То есть сознание-ум является посредником между способностью человека созерцать и внешним миром. Созерцается содержание сознание, в котором в свою очередь отражаются объекты мира. Понятна цепочка от объектов к наблюдателю? Наблюдатель - сознание - объекты. Без всяких прыжков, строго через посредника-сознание.
Обычное сознание обладает способностью познавать объекты, но как? во-первых, в зависимости от степени ясности самого сознания (шлока 4-15): объект, будучи тем же самым, по-разному воспринимается сознанием, когда оно находится в различных состояниях, то есть различная взбаламученность сознания несомненно отражается на успешности процесса познания объекта. К тому же все для обычного сознания происходит последовательно: объект, оставаясь без внимания к нему, как бы исчезает для сознания (шлоки 4-16 и 4-17, перефраз). Далее, сознание-читта имеет склонность делиться и создавать то, что называют внутренним диалогом: читта, разделившаяся в самой себе, образует дурную бесконечность отражающих друг друга мыслей, что создает путаницу (шлока 4-21, перефраз).
Объекты же имеют определенное устройство, самая суть которого определяется Сутрами так: всё изменяется. Точнее, прошлое и будущее объекта присутствуют в настоящем моменте в виде состояний элементов объекта (дхарм) (шлока 4-12). Эти же элементы (дхармы) проявляются как вечно изменяющиеся гуны(шлока 4-13). Гун (созвучно слову "гон" - "движение") всего три: равновесие (саттва=свет, ясность), активность (раджас=раж) и инерция (тамас=томность). Легко видеть, что в таком объекте, как человек, этими состояниями все можно объяснить. Пусть в нулевом приближении, но это будет верно. Объект, будучи целостным единством, меняется именно сочетанием и перевесом той или иной гуны в каждый данный момент: перемена происходит в силу единства сущности объекта (шлока 4-14). Сущность же объекта - клубок последовательно сменяющих друг друга гун. По крайней мере, данным подходом вполне удовлетворялась вся индийская философия. Самое важное для нас в этой скучной материи то, что изменяющийся для обычного сознания объект всегда содержит в себе и всё прошлое и всё будущее. (Ну или почти все. :)) И только свойство обычного сознания воспринимать последовательно создает прошлое, настоящее и будущее объекта. Уф.
Итак, для обычного сознания, имеем поток сигналов от объектов извне, которыми сознание (читта, ум) постоянно наполняется, сбрасывая накопленные впечатления в подсознание (в самскары). Но вот наступает время практики, Я-центр сознания исчезает, система расслабляется, "звучат фанфары" и проступает созерцательный аспект системы, Наблюдатель-Пуруша. И вот - всегда известны колебания сознания его господину - Пуруше Неизменному (шлока 4-18 ). Причем для Пуруши читта познаваема вполне (шлока 4-19), попросту видна "от и до", сразу одномоментно. Таково свойство созерцания, деконцентрации в отличие от последовательных движений внимания. Напомним, что Наблюдатель, Пуруша, видит не сами объекты, а только содержание сознания, хотя и обладает прекраснейшим "зрением" (вспомним шлоку 2-20).
Присутствие Пуруши, созерцания "окрашивает" сознание-читту, успокаивает ее (шлока 4-22: читта неподвижная принимает свою естественную форму (буддхи)), ведь в ней на время практики нет Я-центра, базовой контрактуры сознания (вспомним, что Пуруша и Я-эго не существуют одновременно - шлока 4-20). И тогда отраженные в сознании объекты видны системе во всей полноте их элементов, во всей полноте их прошлого и будущего. С другой стороны сознание окрашено своим содержанием, образами воспринятых ранее объектов, но эта окраска - не содержит наворотов самого сознания. Возникает более-менее правильное зеркало. Так вот, тогда зрящим и зримым окрашенная читта всё познает (шлока 4-23).
А познает она все нити накопленных в сознании ситуаций, планов, вопросов, вполне логично выдавая на гора готовые и подчас неожиданные ответы.
Вся наука полна свидетельств такой работы сознания. Этап накопления фактов, а потом - момент отхода от всей тематики в сущности в ничто, и как следствие - озарение. Масштаб озарения зависит, понятное дело, от грандиозности наших проектов. Но механизм этого озарения везде один и тот же.
Таким образом, практика йоги дает шанс не только поправить здоровье, но и понять нетривиальным образом (самому, без социумной кальки) жизненно важные вещи.
Спасибо за внимание.
PS Прошу прощения за длинный пост, но этот кусок короче не сделаешь.