Об Ишваре и ОМ
Добавлено: 4 июл 2009, 21:43
По мотивам своих размышлений над Йога-сутрами хочу поделиться созревшими ответами на два давно волновавших меня вопроса:
1) зачем нужен в йоге и Йога-сутрах Ишвара и особенно Ишвара-пранидхана?
2) к чему повторять ОМ и мантры вообще?
Об Ишваре и ОМ
Практика йоги имеет подчас дело с состояниями пограничными. Эти явления и состояния плохо объяснимы и плохо описываются. А от загадочного недалеко и до идеи Бога. Так что появление в ЙС такого персонажа как Ишвара не удивительно. Процитируем шлоку 1-24: Проблем совокупностью незатронутый - таков пуруша особый - Ишвара. Ничего не напоминает? Предел мечтаний, наверное, любого - это не иметь проблем. Поэтому мы подойдем к Ишваре не с позиции религии, а как к идеалу любого человека. Вернее, любого практикующего, поскольку мы говорим о практике йоги, а далеко не все люди ею занимаются.
Итак, человек приходит и остается в йоге каждый со своим идеалом. По мере практики этот идеал уточняется или возможно сходит на нет (но это вряд ли). Идеал как правило недостижим, да это и не нужно. Идеал необходим не для достижения, а для ориентации в пути и корректировки собственного курса. Так было всегда, и потому Ишвара самых первых людей был учитель, ибо временем он не ограничен (шлока 1-26). В него подсознательно заложены ответы на все экзистенциальные вопросы, мучающие человека, так что в нем непревзойденном зародыш всякого знания (шлока 1-25).
Любопытно, что совершенно (для западного читателя) неожиданно в Сутрах затем заявляется (шлока 1-27): Его символ - пранава (ОМ). Как говорится, нет слов. И чтобы пристегнуть этот неожиданный ход к делу, нужно немного отойти в сторону. В сторону, как всегда, практики.
Дело в том, что в сознании существует базовая контрактура (напряжение), с которой постоянно перекликаются и соотносят себя все колебания сознания (читта вритти). Эта контрактура в ощущении является точечной и называется на санскрите ахам-вритти (чувство Я). Чувство себя любимого. Спору нет, такая "точка сборки" совершенно необходима для выживания. Но в практике - для саморегуляции системы - такое Я не нужно и временно становится помехой. Так вот повторение мантры призвано притупить, вырубить остроту чувства Я, замыкая его этим простым процессом само на себя. Поэтому читаем далее: ОМ повторяя, цель Ишвары постигаешь (шлока 1-28). И что же это за цель? Черным по белому шлока 1-29: Сделать сознание внутренним, и устранить препятствия.
Опять немного из практики: рассеянные по десяткам житейских задач мысли собираются вокруг одного факта-мысли: я сейчас занимаюсь практикой. Затем "я" становится неважным, оно, будучи изначально почти геометрической точкой, расплывается в некоем внутреннем пространстве. В объем или в плоскость... Остается нечто свидетельствующее, наблюдающее - с одной стороны. И некий первородный бульон неясных мыслей и ощущений с другой. Одна сторона называется Пуруша, другая - Пракрити. Такое разделение и есть "цель Ишвары", это и есть "внутреннее сознание". И йога на самом деле есть не соединение, а именно вот такое временное разделение. Разделение на два полюса (Пракрити и Пурушу) в целях самовосстановления и саморегуляции нашей системы.
Два слова об отношении к Ишваре. Его не достигают, ему поклоняются (Ишвара пранидхана). И что самое интересное, это один из трех столпов практики вообще (два других - регулярность (тапас) и здравый смысл (свадхьяя, или самоизучение)). См. шлоку 2-1. Чтобы понять это, нужно вспомнить главное свойство религиозного человека: смирение. То, как практик "отъезжает" от своего Я к чему-то просто свидетельствующему (Пуруше), вещь описуемая (см. например выше), но совершенно непостижимая, и скомандовать ей нельзя, это либо идет, либо не идет, если не нужно системе. Поэтому - тут нужно смирение, так что после всех необходимых приготовлений к "отъезду" (отрабатываемых регулярно с помощью здравого смысла и самоизучения) остается "просто" смириться. Поэтому самадхи (качественный покой) достигается именно "поклонением Ишваре" (Ишвара пранидханой) (шлоки 1-23 и 2-45). А свадхьяя (самоизучение) "всего лишь" дает союз с силами и законами природы (шлока 2-44)
Спасибо за внимание.
1) зачем нужен в йоге и Йога-сутрах Ишвара и особенно Ишвара-пранидхана?
2) к чему повторять ОМ и мантры вообще?
Об Ишваре и ОМ
Практика йоги имеет подчас дело с состояниями пограничными. Эти явления и состояния плохо объяснимы и плохо описываются. А от загадочного недалеко и до идеи Бога. Так что появление в ЙС такого персонажа как Ишвара не удивительно. Процитируем шлоку 1-24: Проблем совокупностью незатронутый - таков пуруша особый - Ишвара. Ничего не напоминает? Предел мечтаний, наверное, любого - это не иметь проблем. Поэтому мы подойдем к Ишваре не с позиции религии, а как к идеалу любого человека. Вернее, любого практикующего, поскольку мы говорим о практике йоги, а далеко не все люди ею занимаются.
Итак, человек приходит и остается в йоге каждый со своим идеалом. По мере практики этот идеал уточняется или возможно сходит на нет (но это вряд ли). Идеал как правило недостижим, да это и не нужно. Идеал необходим не для достижения, а для ориентации в пути и корректировки собственного курса. Так было всегда, и потому Ишвара самых первых людей был учитель, ибо временем он не ограничен (шлока 1-26). В него подсознательно заложены ответы на все экзистенциальные вопросы, мучающие человека, так что в нем непревзойденном зародыш всякого знания (шлока 1-25).
Любопытно, что совершенно (для западного читателя) неожиданно в Сутрах затем заявляется (шлока 1-27): Его символ - пранава (ОМ). Как говорится, нет слов. И чтобы пристегнуть этот неожиданный ход к делу, нужно немного отойти в сторону. В сторону, как всегда, практики.
Дело в том, что в сознании существует базовая контрактура (напряжение), с которой постоянно перекликаются и соотносят себя все колебания сознания (читта вритти). Эта контрактура в ощущении является точечной и называется на санскрите ахам-вритти (чувство Я). Чувство себя любимого. Спору нет, такая "точка сборки" совершенно необходима для выживания. Но в практике - для саморегуляции системы - такое Я не нужно и временно становится помехой. Так вот повторение мантры призвано притупить, вырубить остроту чувства Я, замыкая его этим простым процессом само на себя. Поэтому читаем далее: ОМ повторяя, цель Ишвары постигаешь (шлока 1-28). И что же это за цель? Черным по белому шлока 1-29: Сделать сознание внутренним, и устранить препятствия.
Опять немного из практики: рассеянные по десяткам житейских задач мысли собираются вокруг одного факта-мысли: я сейчас занимаюсь практикой. Затем "я" становится неважным, оно, будучи изначально почти геометрической точкой, расплывается в некоем внутреннем пространстве. В объем или в плоскость... Остается нечто свидетельствующее, наблюдающее - с одной стороны. И некий первородный бульон неясных мыслей и ощущений с другой. Одна сторона называется Пуруша, другая - Пракрити. Такое разделение и есть "цель Ишвары", это и есть "внутреннее сознание". И йога на самом деле есть не соединение, а именно вот такое временное разделение. Разделение на два полюса (Пракрити и Пурушу) в целях самовосстановления и саморегуляции нашей системы.
Два слова об отношении к Ишваре. Его не достигают, ему поклоняются (Ишвара пранидхана). И что самое интересное, это один из трех столпов практики вообще (два других - регулярность (тапас) и здравый смысл (свадхьяя, или самоизучение)). См. шлоку 2-1. Чтобы понять это, нужно вспомнить главное свойство религиозного человека: смирение. То, как практик "отъезжает" от своего Я к чему-то просто свидетельствующему (Пуруше), вещь описуемая (см. например выше), но совершенно непостижимая, и скомандовать ей нельзя, это либо идет, либо не идет, если не нужно системе. Поэтому - тут нужно смирение, так что после всех необходимых приготовлений к "отъезду" (отрабатываемых регулярно с помощью здравого смысла и самоизучения) остается "просто" смириться. Поэтому самадхи (качественный покой) достигается именно "поклонением Ишваре" (Ишвара пранидханой) (шлоки 1-23 и 2-45). А свадхьяя (самоизучение) "всего лишь" дает союз с силами и законами природы (шлока 2-44)
Спасибо за внимание.