Анапанасати - кто практикует

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Валерий Абаншин
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 27 сен 2008, 21:45
Откуда: Каменск-Шахтинский

Апанасати перед практикой

Сообщение Валерий Абаншин »

Не полезно было бы перед выполнением асан немного последить за дыханием (10-20 минут), чтобы достичь ментального и физического расслабления?
Аватара пользователя
Боря Ч
Сообщения: 492
Зарегистрирован: 10 май 2007, 17:44
Благодарил (а): 6 раз
Поблагодарили: 54 раза

Сообщение Боря Ч »

Так если Вы почувствуете пользу от этого, наблюдая за дыханием, переведете организм в режим релаксации, стоит ли разумывать?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Тому, кто владеет полным осознаванием дыхания - можно, тому кто НЕ владеет - категорически нельзя!
С Анапанасати суттой шутить не надо, технология, в ней описанная, отнюдь не так проста, как кажется. И если применять не очень хорошо освоенное одно при совоении вообще неизвестного второго - мало не покажется.
Валерий Абаншин
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 27 сен 2008, 21:45
Откуда: Каменск-Шахтинский

Сообщение Валерий Абаншин »

Спасибо за ответы, а то у меня пашимоттанасана (которая впоследствии должна настраивать на практику) вообще не получается. Вишу головой вниз стоя, как советует Виктор Бойко в своей книге. Не знаю, насколько полно я осознаю дыхание, но если несколько дней по немногу (не более 20 минут) я отслеживаю дыхание, то сознание во время апанасати довольно сильно расфокусируется.
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Анапанасати - кто практикует

Сообщение dergty »

Кто на форуме практикует давно анапанасати.
Хотелось бы пообщаться.
Dr. Zabivalkin
Сообщения: 985
Зарегистрирован: 15 июн 2007, 16:53
Благодарил (а): 45 раз
Поблагодарили: 103 раза

Сообщение Dr. Zabivalkin »

Что это такое?
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Дословный перевод - памятование дыхания. Медитация осознанности дыхания. Сам я йогой 5 лет серьезно занимаюсь + анапанасати. Есть разные нюансы анапанасати хотел обсудить с тем, кто давно практикует.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Анапанасати-сутта...
Собственно говоря, это випассана на дыхании.
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Виктор Сергеевичь, тут скорее не випассана (медитация различения) - а медитация сосредоточения (самадхи). Випассана в тхераваде начинается много позже (большинство учителей склоняются к этому). Потому что знания различения возникновения в 6 дверях чувств (глазах, ушах, уме, прикосновении ..... и т.д. )и исчезновения начинается только с развитием коллосальной сосредоточенности. Без которой не видно ничего по авторитетному мнению большинства мастеров медитации линии тхеравады. Человек со слабой сосредоточенностью не видит каждый кадр пленки (как в кино), а только сплошной поток фильма. Даже не догадываясь, что это просто очень быстро сменяющие друг друга картинки.

Под самим словом випассана (в буддиской линии тхеравады) подразумевается не то как называется курс Гоенки, а именно само различение возникновения внутренних процессов, которые протекают в уме со скоростью молнии. Оно не фиксируется на дыхании, а произвольно наблюдает абсолютно весь спектр восприятия человеком через все каналы чувств, равно как и мышления. И если сосредоточение развито хорошо то каждый процесс раскрывает себя (как отдельный кадр киноленты, а не сплошной поток кино) как "временное явление", "приносящее страдание из за своей мимолетности" и "безличное - т.е. не имеющее внутри постоянной души". Аничча, дукха, анатта.

На буддиском форуме столько копий сломали. Большинство склоняется что без колоссальной сосредоточенности различающего видения не достичь.

Из-за раскрученного курса Гоенки под названием "випассана" как то прижилось у всех на устах что наблюдение за дыханием - это випассана. Сам Гоенка дает первые три дная анапанасати (самадхи -концентрацию), а когда ум замолчал уже тогда випассану. При которой ум не удерживается на одном объекте, а просто находится здесь и сейчас просто так отслеживая что происходит во всех дверях чувств + ум.
Последний раз редактировалось dergty 20 май 2009, 21:40, всего редактировалось 8 раз.
Аватара пользователя
Calceteiro
Опытный практик
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: 12 май 2007, 01:51
Благодарил (а): 141 раз
Поблагодарили: 160 раз
Контактная информация:

Сообщение Calceteiro »

Я не занимаюсь медитацией, пока мне это не нужно в чистом виде. Заметил, что чаще ей начинают заниматься "из-за любопытства".
Вспомнил возможные негативные явления у неподготовленных: 4. Утратить (обычно временно) ментальную, а иногда и физическую стабильность в результате резкого сброса материала в сознание. Чаще всего в виде депрессии или страха.
У Виктора есть лекция " Высшие (следующие) ступени йоги" в Политехническом Институте. Там затронут и вопрос медитации.
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Спасибо. Прочту обязательно. Я давно практикую анапанасати - страшного для меня в принцыпе ничего не было, т.к. у меня опыт йоги.
Аватара пользователя
Матсья
Опытный практик
Сообщения: 2125
Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
Благодарил (а): 9 раз
Поблагодарили: 207 раз

Сообщение Матсья »

dergty писал(а):... тут скорее не випассана (медитация различения) - а медитация сосредоточения (самадхи)...
Вот почему вы очень часто могли слышать... на разных буддийских семинарах... что медитация на дыхании - это шамадха...
А на самом деле Будда описывал её в своих собственных учениях, сутрах, как Випашьяну.
(с)Лама Сонам Дордже (Лама Олег) "Ключевые пункты медитации". MP3
http://rangjungyeshe.ru/LamaSonamDorje/ ... points.mp3

В общем рекомендую послушать, если интересно.
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Матсья писал(а):...
Спасибо. То что вы привели относится к махаянской традиции. Здесь я говорил о традиции в русле тхэравады.

Тоже неплохо - посмотрите
http://www.what-buddha-taught.net/Russi ... ing_Go.htm

А вот классическая випассана в линии тхэравады.
http://dhamma.ru/lib/mahasi.htm#_Toc61357787

Практика випассаны
Поэтому всегда рекомендуется заниматься практикой медитации випассана. Сюда с целью практики медитации випассана приехали йогины, которые смогут пройти курс обучения и вскоре достичь благородного пути. Тогда иллюзия "я" будет полностью устранена, и наконец-то будет получена гарантия от опасности перерождения в мирах адов, животных и пета (духов).

Упражнение состоит просто в том, чтобы отслеживать или наблюдать элементы каждого акта видения. При каждом акте видения нужно отслеживать "вижу, вижу". Под терминами "отслеживать", "наблюдать" или "созерцать" имеется в виду прочное удерживание ума на объекте с тем, чтобы ясно его узнать.

Когда это происходит, и акт видения отслеживается как "вижу, вижу", иногда отслеживается зрительный объект, иногда отслеживается сознание видения, иногда отслеживается глаз как основа видения, место, из которого видно. Цель будет достигнута, если будет отслежен любой из этих трех элементов. Если нет, то на основе этого акта видения возникает "саккая-диттхи" (иллюзия "я"), при которой видение будет рассмотрено в форме личности или как принадлежащее личности, как постоянное (ничча), приятное (сукха), и "свое" (атта). Это вызовет килесы (загрязнения) пристрастия и привязанности, что в свою очередь вызовет поступки, а поступки вызовут перерождение в новом существовании. Так действует закон обусловленного происхождения, и непрерывно вращается порочный круг самсары. Чтобы предотвратить круговорот самсары, исходящий из этого источника видения, нужно отслеживать "вижу, вижу" при каждом акте видения.

Аналогично в случае слышания, есть только два отдельных элемента, материя (рупа) и психика (нама). Чувство слуха возникает на основе уха. Хотя ухо и звук – два элемента материи, чувство слуха – это элемент психики. Чтобы ясно осознавать каждый из этих двух видов, материю и психику, каждый акт слышания нужно отслеживать как "слышание, слышание". Аналогично при каждом акте обоняния нужно отслеживать "обоняние, обоняние", и при каждом акте различения вкуса "различение вкуса, различение вкуса".

Таким же образом нужно отслеживать ощущение осязания тела. Во всем теле есть разновидность материального элемента, которая называется чувствительностью тела (кая-пасада), она получает все восприятия осязания. Каждое прикосновение, приятное или неприятное, обычно контактирует с чувствительностью тела, и отсюда возникает сознание тела (кая-винняна), которое чувствует или знает прикосновение при каждом акте касания. В таком случае ясно, что в каждый момент осязания есть два элемента материи, – чувствительность тела и осязаемый предмет, – и один элемент психики, – знание осязания.

Чтобы ясно осознавать эти вещи в каждый момент осязания, нужно отслеживать "осязание, осязание". Это относится только к обычной форме ощущения осязания. Есть особые формы, которые сопровождают болезненные или неприятные ощущения, например чувство напряжения или усталости в теле или конечностях, чувство жары, боли, онемения, покалывания и т. д. В связи с тем, что в этих случаях преобладает чувство (ведана), их нужно отслеживать как "чувство жары", "чувство усталости", "чувство боли", соответственно.

Еще можно сказать о том, что в руках, ногах, и других частях тела, при каждом акте сгибания, вытягивания, или движения, возникает много ощущений осязания. В связи с желанием психики двигать, вытягивать или сгибать, возникают последовательные материальные акты движения, вытягивания, сгибания и т. д. (Сначала может быть трудно отслеживать эти акты. Возможность их отслеживать появится через некоторое время, после определенной практики. Здесь это упоминается как общая информация). Все акты движения, перемещения и т. д. осуществляет психика. Когда психика намеревается согнуть, возникает последовательность направленных внутрь движений руки или ноги. Когда психика намеревается вытянуть или подвинуть, возникает последовательность направленных движений наружу, или из одной стороны в другую. В дальнейшем можно будет отслеживать, как они исчезают вскоре после возникновения и в сам момент возникновения.

При каждом акте сгибания, вытягивания, или другой деятельности, сначала возникает последовательность намерений, моментов психики, вызывающих в руках и ногах последовательность материальных процессов, например напряжение, сгибание, вытягивание, или движение из одной стороны в другую. Эти процессы контактируют с другими материальными элементами, в том числе с чувствительностью тела, и при каждом акте контакта между материальными процессами и чувствительными качествами, возникает сознание тела, которое чувствует или знает ощущение осязания. Таким образом ясно, что при этих актах преобладают факторы материальных процессов. Необходимо отслеживать эти преобладающие факторы, иначе обязательно возникнет иллюзия, при которой эти процессы считаются действиями "самого себя" – "я сгибаю", "я вытягиваю", "мои руки", или "мои ноги". Эта практика по отслеживанию "сгибаю", "вытягиваю", "двигаю", проводится для устранения этой иллюзии.

На основе интеллекта возникает последовательность психических процессов, таких как мышление, воображение и т. п., или, если обобщить, на основе тела последовательность психических процессов. В действительности каждое из действий – это сочетание психики и материи, где интеллект как основа – это материя, а мышление, воображение и так далее – это психика. Чтобы научиться отчетливо отслеживать материю и психику, нужно каждый раз отслеживать "думаю", "воображаю", и т. д.

Когда вы будете таким образом выполнять эту практику, через некоторое время сосредоточение улучшится. Вы заметите, что ум уже не блуждает, а неподвижно устанавливается на объекте созерцания. В то же время заметно разовьется способность отслеживать. Каждый раз, когда вы отслеживаете, отслеживайте только два возникающих одновременно процесса материи и психики, сдвоенную пару, – объект и психическое состояние, отслеживающее объект.

Дальше, продолжая практику созерцания, вы заметите, что ничто не остается постоянным, и все находится в состоянии непрерывного изменения. Каждый раз возникает что-то новое. Вы отслеживаете каждый объект, когда он возникает. Тогда то, что возникло, сразу же исчезает, и сразу же возникает что-то другое, которое вы опять отслеживаете. Таким образом продолжается процесс возникновения и исчезновения, который ясно показывает, что ничто не остается постоянным. Следовательно, вы осознаете, что "объекты непостоянны", потому что вы видите, как они возникают и сразу же исчезают. Это видение-как-есть непостоянства (аниччанупассана-ньяна).

И вместе с тем вы осознаете, что "возникновение и исчезновение нежелательны". Это видение-как-есть страдания (дуккханупассана-ньяна). Кроме того, вы скорее всего испытываете много болезненных ощущений в теле, например усталость, сильное тепло, боли, и отслеживая эти ощущения, вы скорее всего осознаете, что тело – это скопление страданий. Это видение-как-есть страдания.

Тогда, каждый раз отслеживая происходящее, вы обнаруживаете, что элементы материи и психики появляются в соответствии со своей природой и обусловленностью, а не в соответствии с пожеланиями. Следовательно, вы осознаете, что "это природные элементы; они неуправляемы; они не являются личностью или живой сущностью". Это видение-как-есть безличности (анаттанупассана-ньяна).

Когда вы приобретаете это видение-как-есть непостоянства (аничча), страдания (дуккха) и безличности (анатта), достигает зрелости знание пути (магга-ньяна) и знание плода (пхала-ньяна), и вы достигаете осознания Ниббаны. Добившись осознания Ниббаны на первом этапе, вы освобождаетесь от циклов перерождений в мирах мучительного существования. Поэтому каждый должен приложить все усилия, чтобы достичь первого этапа, пути и плода вхождения в поток, как минимальной меры защиты от неблагоприятного рождения.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Тогда иллюзия "я" будет полностью устранена, и наконец-то будет получена гарантия от опасности перерождения в мирах адов, животных и пета (духов).
Наконец-то разумный ответ на вопрос "для чего нужна випассана".
Теперь все ясно. Защищает от опасности перерождения и дезинтегрирует личность.

P.s. страшноватая идеология по сути. Стремление к небытию.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

В которое человек попадает автоматически и без этих диких наворотов... :wink:
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Атри писал(а):...
Да, тут вы точно сказали, потому что с позиции буддизма тхэравады само сознание личности и есть страдание.

Я тут перечитывал Сутры патанджали с комментариями Островского и Рудого. Стр. 87 пункт 2. Йога - есть прекращение деятельности сознания. (Если правильно помню - читта вритти ниродха - подавление флуктуаций сознания).

Поправьте меня если я не прав - но помоему это тоже дезинтеграция личности в кульминации самьямы.

Сутры (там же.)

Стр. 177 51 Сутра. В случае приглашения от существ, находящихся на более высоких ступенях бытия йогин не должен испытывать ни тщеславия ни радости так как нежелательная привязанность может появиться вновь.

(Комментарии к сутре 51) Когда боги приглашают йогина утвердившегося в самадхи жить у них в мирах. Он отвечает:
"Поджариваемый на ужасных углях сансары, блуждающий во тьме рождений и смертей я каким-то образом приблизился к светильнику йоги рассеивающий мрак аффектов. В эти вихри чувственных объектов, порожденные страстным влечением, выступают припятствием к свету. Почему же я тот, уто поистине обрел свет, должен обманываться этой жаждой погони за чувственными объектами и преврщать себя в топливо для огня сансары, разгорающегося вновь?" (тут имеет ввиду продолжение существования в мирах со всеми присущими жизни желаниями)

Я думаю вы понимаете, что если личность остановит свои желания что с ней будет. Кстати Будда говорил, что ему открылось, что именно желания приковывают к колесу перерождений.

Виктор писал(а):В которое человек попадает автоматически и без этих диких наворотов... :wink:
Все верно. Сам я так же считаю.
Но поновой (верю в реинкарнацию) в мясорубку нехочу.
В другой раз не попадутся отличные книги с методами по стабилизации сознания (ПД и йога нидры) В.С. Бойко. А выскочишь где - нибудь в диком тибете на яках среди каменистой почвы пшеницу выращивать и зубную боль у шамана заговаривать.

Атри писал(а):
Стремление к небытию.
Ответа на этот вопрос Будда не давал. Говорил что нет слов которыми это можно выразить.

Вот например в махаянской традиции сознание не исчезает, а вечно пребывает в сфере вечного блаженства.
Тхэравардины в это не верят шутя "Ленин всегда с тобой".
Последний раз редактировалось dergty 22 май 2009, 15:24, всего редактировалось 4 раза.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

но помоему это тоже дезинтеграция личности в кульминации самьямы
Сложно сказать. В любом случае акценты будут уже другими.
В случае приглашения от существ, находящихся на более высоких ступенях бытия йогин не должен испытывать ни тщеславия ни радости так как нежелательная привязанность может появиться вновь.
В случае дезинтеграции личности по идее и приглашать уже некого и нечего. Все что было исчезло. А то что осталось не имеет к "я" никакого отношения и следовательно не может быть куда-то и кем-то приглашено.
Но поновой (верю в реинкарнацию) в мясорубку нехочу.
Кстати , а если не секрет почему?
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Секрета нет.

В течении недолгой моей жизни многие отношения, понятия рушились как песочные домики на берегу озера. Как следствие с ними испытывалась вся гамма неприятных ощущений (чтобы было понятно - например смерть родителей, расстование с любимым, единение с нелюбимым, делание того что не хочешь делать в течение многих лет и пр.)

От себя скажу, что тот кто смотрит фото Асвенцема и слушает рассказы о нем никогда не поймет того кто там был. И сколько не объясняй как там плохо - все равно человек не поймет - там надо побывать чтобы понять.

После чего я не вижу ни в чем опоры. Не могу ни на что опереться. Не могу ни на что надеятся. Не хочу ни к кому и ни к чему привязываться.

После этого пересмотрел свое отношение о бытие.

Атри писал(а): В случае дезинтеграции личности по идее и приглашать уже некого и нечего. Все что было исчезло. А то что осталось не имеет к "я" никакого отношения и следовательно не может быть куда-то и кем-то приглашено.
Но вы не будете отрицать что здесь в сутрах написано, что йогин отсекает чувства и даже в мире богов не должен оставаться чтобы не привязываться к гунам. Что тогда по вашему будет из себя представлять человек, который отсек жедания?
Личность без желаний - это уже не чловек похожий на нас с вами.
Последний раз редактировалось dergty 22 май 2009, 16:44, всего редактировалось 2 раза.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Тут написано что "не должен испытывать радости и тщеславия". Это не очень похоже на отсечение всех чувств а тем более дезинтеграцию "я"
Личность без желаний
принцесса из Бременских музыкантов.


Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька, яйцо диетическое.
Или может обратимся к врачу?
Ничего я не хочу!!!

В течении недолгой моей жизни многие отношения, понятия рушились как песочные домики на берегу озера. Как следствие с ними испытывалась вся гамма неприятных ощущений
Не хватает обратной стороны, чтобы все налаживалось, строилось, расцветало а вы бы этим пресытились.
dergty
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 16 май 2009, 15:48
Откуда: Украина (Донецк)
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение dergty »

Атри писал(а): Состоянье у тебя истерическое,
Скушай, доченька, яйцо диетическое.
Или может обратимся к врачу?
Ничего я не хочу!!!
Хорошая, шуточная песня. Видимо девочке нужно сходить к врачу, успокоиться, а потом опять отправляться в Асвенцем. Пускай отправляется. Согласимся с тем, что каждый идет туда куда хочет.

Вот еще пример об устранении личности:
О способах осуществлении йоги:
стр. 113 Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни - суть пять аффетов (которые нужно удалить).

11 сутра стр. 118 их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания. (уничтожение подобно прокаленныым на огне семенам, которые бы не дали всходы)
Не хватает обратной стороны, чтобы все налаживалось, строилось, расцветало а вы бы этим пресытились.
Давайте переключимся на предмет обсуждения.
Ответить