Страница 4 из 4

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 11:26
Wood
Извините за оффтопик. Никак не могу найти толкового обьяснения - "буддхи".
Знаю, что это важно из фразы "Обычно наше сознание функционирует через чувства(индрии), ум и буддхи".

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 12:12
М.Свечников
Буддхи - это бодрствующая читта. ) впрочем, не знаю, живу себе как-то без буддхи )) могу предположить, что в контексте данной фразы буддхи - это волевой центр, центр принятия решений.
А тут чем плохо? http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1% ... 1%85%D0%B8" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 13:44
Wood
М.Свечников писал(а):Буддхи - это бодрствующая читта.
Спасибо.Просто и понятно.

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 17:16
Voyager
Мифолог писал(а):Когда говорится, что Пуруша что-то делает, стоит иметь в виду оговорку, что он делает это не сам, а посредством чего-то отличного от него: двигается посредством тела, думает посредством ума и т.д. Сам он только наблюдает...
Вообще ИМХО Наблюдатель наблюдаемое осознает сам, но в начале своего появления он практически не ощущает реальности, и от момента появления до ухода может реальность и не заметить/ощутить. Именно из за того, что он сам все понимает, и есть слабое ощущение окружающей реальности, в период своего жития может всплыть осознанное намерение (оставшееся от наших бесед тут) отвлечься от наблюдаемого, и тогда Наблюдатель может перебросить наблюдение с наблюдаемого на окружающее. После этого он может двигаться посредством тела, съесть завтрак посредством рта и пойти на работу посредством ног.

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 17:28
М.Свечников
Не забывайте, дорогие наблюдатели, что Наблюдатель - это лишь способ описывать ситуацию. Один из способов. Вот буддисты без Наблюдателя живут, и ничего. Только ясность в той или иной степени.

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 19:37
Мифолог
Уж больно красивое сравнение из Катха-упанишады, где кибитка с возничим едет все таки не пустая, а везет пассажира. Буддистам пассажир не нужен, но это их проблема. Хотя, если слегка перефразировать праджняпарамитскую Алмазную Сутру: "Будда говорил об Атмане как об Анатмане. Именно поэтому это и называется Атманом...))
Или по народному: назови Атман хоть ясностью - только в печь не ложи...)

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 26 сен 2013, 20:01
Мифолог
Voyager писал(а): Вообще ИМХО Наблюдатель наблюдаемое осознает сам, но в начале своего появления он практически не ощущает реальности, и от момента появления до ухода может реальность и не заметить/ощутить.
Здесь легко попасть в ловушку из слов. Ведь что такое человек? Это одушевленный кусок пракрити. Никакого Пуруши-наблюдателя самого по себе там нет - он полностью отождествлен с содержаниями ума, т.е. вритти (сутра 1.4). Сам по себе он появляется только когда наступает ЧВН (сутра 1.3). Пусть даже если это длится несколько секунд или минут, а на большее вряд ли кто-то способен. Вот тогда только и можно говорить, что он за всем наблюдает и без его ведома ничего не происходит. А пока этого нет, человек чаще всего находится в роботоподобном состоянии, переходя от выполнения одной программы к другой. Ну или, если романтичней, как лист на ветру, кружащийся в водовороте мыслей и чувств...)

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 27 сен 2013, 09:20
Wood
Мифолог писал(а):Когда говорится, что Пуруша что-то делает, стоит иметь в виду оговорку, что он делает это не сам, а посредством чего-то отличного от него: двигается посредством тела, думает посредством ума и т.д. Сам он только наблюдает.
Получается когда средсва неисправны, например из-за клешей,Пуруша получает искаженную информацию об окружающем мире, о теле, что влечет за собой множество последствий в социальном и физическом плане усиливаясь замыканием порочного круга,от чего Пуруша начинает страдать еще больше.

Re: почему сон не ЧВН?

Добавлено: 27 сен 2013, 11:02
Мифолог
Можно наверное и так сказать. Если следовать Патанджали, то речь идет как бы о двух Пурушах, точнее о двух способах его бытия - это условно, конечно. В обыденном состоянии он неотличим от содержаний ума (метафора о прозрачном кристале на цветном фоне), что придает им силу и смысл. Одно из значений Пуруши - энергия сознания (чити шактирити ). Поэтому мысли и чувства кажутся нам подлинными, в том числе и страдание. Собственно причиной страдания (по аналогии с буддизмом) и есть отождествленность чистого сознания (чити) со своими содержаниями...
Когда же случается ЧВН, то Пуруша оказывается лишь наблюдателем этих содержаний, совершенно ими не затронутый - тогда они теряют силу и рассеиваются. Тут что-то вроде обратной связи: ЧВН ведет к появлению чистого наблюдателя, который в свою очередь обеспечивает ЧВН...)
Клеши же не только закрепляют отождествленность Пуруши с содержаниями ума (клеЩи у Михаила Свечникова)), но и заставляют нас действовать в таком состоянии, т.е. являются мотиваторами действия...