Страница 1 из 1

Причины колебаний сознания в практике

Добавлено: 12 янв 2009, 11:25
А.Смит
В самом начале Йога-Сутр Патанджали приводится список колебаний сознания (читта вритти) из пяти пунктов:
Информация, заблуждения, фантазии, сонливость и память.
(Прамана, випарьяя, викальпа, нидра, смрити).

Любопытно, откуда Патанджали взял этот список. Если присмотреться к практике, то - из нее и взял!

Вот я сел в асану. Что не дает установиться равновесному ЧВН?

Во-первых, непосредственное восприятие (пратьякша) окружения: звуки, свет, ощущения, идущие от тела, реакции на них. Можно заторчать в этих реакциях и не уйти от них. Практика не пошла. Кроме того, сюда же может вмешиваться перебирание информации в виде логических цепочек (анумана) и мнений авторитетов (агама).

Во-вторых, сомнения (или ложная уверенность, что все правильно), всяческие предрассудки (а как правильно?), особенно на начальном этапе практики.

В-третьих, могут попереть фантазии, моделирование, прокручивание ситуаций (состоявшихся и возможных), что обычно является следствием перегрева сознания в силу мощной вовлеченности в жизнь социума. (У меня лично лезут соображения как будет проходить ближайшее занятие).

В-четвертых, это элементарная сонливость. Нужно высыпаться, а не делать практику посреди ночи (потому что надо!) или на ночь глядя.

В-пятых, память. И это наиболее интересно для практики, так как может быть связано с подъемом самскар (сплющенных впечатлений прошлого). Фактически это сброс, который надо переждать в режиме выполнения практики "сачкуя".

Пункты 2 и 4 исключаются элементарно.

Пункты 1 и 3 более интересны в плане организации дополнительной самскары (автомата), склевывающей зерна активных мыслей-импульсов. (Можно использовать такой образ: петух, высматривающий и склевывающий зерна.) Потом эта самскара-автомат за неимением пищи тоже отмирает.

Пункт 5 чрезвычайно интересен как свидетельство разгрузки подсознания. Это можно только созерцать (самапатти = пусть оно идет само-путем, своим путем).

Само собой, все эти колебания сознания совершенно необходимы для обычной жизни, вне практики. И отождествление с ними в обычной жизни есть хорошо и правильно.

Добавлено: 12 янв 2009, 11:59
Bhoga
Давно замечено, что состояния обычного сознания (угол зрения) бывают разные "под воздействием гун". Сегодня я вижу так, завтра иначе. Иногда могу сморозить и глупость. Завтра мне это очевидно, сегодня нет. Прежде чем принять скоропалительное решение стоит выждать и через пару дней оно может поменяться...

Добавлено: 12 янв 2009, 11:59
Виктор
Когда я впервые читал нормальный перевод Сутр, возникло четкое ощущение, что это уже знакомо, только описано другими словами. К тому времени практики у меня и размышлений над ее результатами было лет 15...

Добавлено: 12 янв 2009, 12:06
Караван / Andreyk
Bhoga писал(а): оно может поменяться...
А может и не поменяться.
В первом случае нет устойчивости, равновесия.
Во втором, есть.

Добавлено: 10 фев 2009, 21:42
Браславский Александр
Виктор писал(а):Когда я впервые читал нормальный перевод Сутр, возникло четкое ощущение, что это уже знакомо, только описано другими словами. К тому времени практики у меня и размышлений над ее результатами было лет 15...
Если можно, подскажите пожалуйста какой перевод Вы считаете "нормальным"?

Добавлено: 11 фев 2009, 00:30
Виктор
Нормальный - значит выполненный людьми, квалификации и общеизвестному реноме (в данной области знаний) я доверяю. Конечно, при перекрестном сопоставлении со множеством иных вариантов перевода конкретного текста.

Добавлено: 11 фев 2009, 23:56
Браславский Александр
Я просто доверяю Вам и хотел узнать фамилии и инициалы этих переводчиков.... Вобщем, тоже хочу иметь дело с нормальным переводом хотябы Патанджали...

Добавлено: 12 фев 2009, 00:28
Виктор
Смотрите библиотеку сайта...