Мне интересно услышать обратную связь на написанное ИМХО и ваши мысли о Гурджиеве, если таковые имеются.
Какое это имеет отношение к йоге? Гурджиев провалил свой «четвёртый путь», а путь йоги ИМХО делает
в том числе и тоже самое(что хотел Гурджиев) но делает это реально, т.е. на самом деле: выделяет человеческое Я, сознание, позволяет разлепиться с собственными автоматизмами.
Некоторое время я считал этого человека шарлатаном вроде Блаватской, но с недавнего времени, как мне кажется, разглядел за его историей большее, чем мистификация и формирование сектёнки в угоду себе. Мне привиделась жажда передать людям понимание, каково это: разлепить собственные автоматизмы и своё сознание, не покидая социум обрести в нём свободу и стать эффективнее. Просто вот в стиле преподавания его ждал полный провал.
Итак, появляется харизматическая личность лет 40 и начинает в эзотерической среде организовывать группу, он хочет создать институт развития человека, он не молод, где-то имел какой-то бизнес, где-то чему-то у кого-то учился – всё это потом переплелось с легендами в которых не разобрать, где ложь, а где правда.
Его основная идея, что люди механистичны, их Я спит, не пробуждено, не осознанно и они являются рабами этой не осознанности.
Худо-бедно, проповедуя свободу духа, он создаёт подобие комунны, где хочет пробуждать людей. Делать он это решил провокациями, «учебными ситуациями», созданием трудностей, телесными упражнениями на рассогласованные движения и некоторые манипуляции у вниманием.
И вот он начинает разучивать «движения», писать «Балет магов» и прочие свои танцы, даёт так же изнуряющую бессмысленную работу. Он желает осознания, постоянного «самовоспоминания», желает чтобы люди научились сознавать себя в самых неудобных ситуациях.
И вот человек, который плохо изъясняется на всех языках (на которых общается его окружение) видит, что люди вместо осознанности, становятся роботами, люди разучили просто новые автоматизмы, они адаптировались даже к этим бестолковым упражнениям. (Он неоднократно говорил, что освоенное упражнение бесполезно, он продолжает придумывать новые и новые всё более трудные) Он больше оскорбляет, он даёт более бестолковые задания, его жестокость растёт… Он недоумевает, какую же степень порабощения они вытерпят? Что ещё нужно придумать, чтобы разбудить этих сомнамбул, показать им абсурдность уже теперь ещё и их новой жизни?
И Гурджиев не может придумать. Всё какое-то непонимание... Он видит, что его задумка пока не работает, он перебирает учеников, отбирает людей в надежде найти того, кто «не засыпает» адаптируясь под новые искусственные условия. Тщетно. Кончаются деньги, они едут в Америку демонстрировать танцы(школе нужен пиар, да и дениги тоже). Что хочет сказать Гурджиев своими танцами? Что такое – эти танцы? Это гротескное изображение обычной жизни, он показывает людям, смотрите – это же вы, просто у вас заучены другие «движения», вы такие же роботы.
Но большинство зрителей не видят смысла, не видят идеи свободы и пробуждения, зато видят гурджиевских рабов, бестелесных сомнамбул, заорганизованных и затерроризированных им. Зрители считают спящими гурджиевских зомби, «танцоры» убеждены, что «спят» зрители, и только, вероятно, Гурджиев видит, что спят и те и другие, а он только что проснулся из иллюзий передать свою мысль. «Это вы!» - кричит Гурджиев своими танцевальными программами.
Увы, в очередной раз облом коммуникации… Как трудно бывает понять друг друга на одном-то языке, представьте, что вы в совершенстве не знаете ни одного языка из тех, которыми вы хотите донести что-то сокровенное…
Деньги кончаются, Гурджиев в очередной раз не понят, его терпение лопается, он говорит всем – идите работайте, финита ля комедия… Всё достало. Идите. К чёрту!
Тут, однако, находится спонсор, организуется ещё несколько выступлений и вся группа возвращается в Европу…
Гурджиев не знает, как отделаться от секты рабом которой он стал сам, он хотел их учить свободе и осознанности, а получилась классическая тоталитарная секта… где свободой и осознанностью и не пахнет. И они терпят всё… всё терпят, любой бред, любые издевательства…
И вот Гурджиев попадает в аварию(запросто могла быть и попытка самоубийства(перед отъездом он отправил женщину(которая ездила с ним всегда в этот день) ехать поездом(на что та сильно обиделась))). Но будем считать катастрофой… вот она грань жизни и смерти… Что он переживает, что переживает человек переживший смерть… он оглядывается на свою жизнь и видит, что сделал противоположное, тому, что хотел создать. Гурджиев одинок, никем не понят, озлоблен, и его каждодневная «радость» общаться с созданной по оплошности им же самим толпой тоталитарных бездумных сектантов.
Итак, Гурджиев, еле выжил, испорчено зрение, проблемы с памятью… он сидит в любимом кресле и смотрит на костры – он приказал рубить парк поместья и жечь огромные костры. Он смотрит на всю эту дичь и молчит, это горит его жизнь, это горит его иллюзия о том, как пробудить людей, он понимает, что нового уже не осилит, а вот ЭТО, этот срам надо заканчивать… его всё достало… он решается в очередной раз попытаться избавиться от созданной им же самим секты… решено! Аккурат выжгли половину леса…
Он собирает всех и говорит, что организация расформирована, идите все домой…
Гурджиев словно лишил их всех будущего; многие настолько привыкли к жизни в Институте, настолько привыкли к тому, что сильная личность руководит всеми их действиями, что боялись другой жизни. Они отдали свою волю, их воля, их я почти отмерло. Тем не менее о роспуске было сказано так жёстко и чётко, что народ начал таки расходится и разъезжаться. Но дальше самое интересное…
Гурджиев сам того не ведая провёл один из самых жестоких, но очень показательных психологических экспериментов: несмотря на все гадости которые он причинил этим людям, около ТРЕТИ(!!!) учеников, найдя самые невероятные поводы и уловки, вернулись в поместье.
Община продолжила существование. Роспуск этой дикости в очередной раз не удался. Гурджиев не владеет ситуацией… он стал рабом своих рабов… на какое-то время он смиряется… «живёт для себя»… Однажды он зовёт к себе госпожу Гартман и начинает ей диктовать несусветнейшую чушь – свои книги, графоманский дичайший опус, бред сумасшедшего. Гартман признаётся, что не понимает ни слова, но всё пишет…
Очередная попытка «избавиться от…» не удаётся. Гурджиев в очередной раз убеждается, что люди этой закалки вытерпят от него всё.
В конце концов не меряно нахамив самым преданным: супругам Гартман(Гартман-композитор, который делал аранжировки бесконечным танцам, был от этого на грани нервного срыва), он избавляется и от них(жёстко рассорившись) и шлёт лесом всех остальных, а сам едет от этой дичи в Париж в одинокую квартирку.
И что бы вы думали?
Ему всё равно не удалось избавиться от всех, несколько человек остается… Это уже им он перед смертью скажет: «Ну и вляпались же вы».
В урезанном составе сектёнка продолжает жить. Гурджиев сознаёт своё поражение, его любое слово, любой поступок воспринимаются как урок, упражнение или испытание, он ничего не может сделать с этими людьми. Они выбрали его своим Богом.
Его планы не сбылись, те, кто ушли ничего не поняли, а те, кто остались, поняли ещё меньше. Вот такой облом.
Просчитался с методом преподавания, ошибка коммуникации вышла…
http://www.youtube.com/watch?v=LFfa8Ae1Qog