ЙИК vs ЙВ: подход к практике асан в контексте 3х гун
Добавлено: 27 окт 2004, 00:26
В настоящий момент я перечитываю ЙИК и одновременно впервые читаю Йога Врикша Айенгара. В разделе, описывающем дхьяну, Айенгар пишет на тему состояния сознания в асане приводя пример из Рамаяны (в контексте 3 гун). Основная идея отрывка ЙВ, который я ниже с сокращениями процитирую, заключается в том, что при практике нельзя допускать преобладания ни раджаса ( буквально у Айенгар ‘динамики’), ни тамаса (буквально у Айенгара ‘нидры’, ‘пассивности’) . Цель практики саттва. В моем понимании мысль очень похожа на концепцию Виктора о расслаблении в асанах. Но есть и отличие.
В ЙИК сделан акцент на расслабление и нидру, много и справедливо написано об опасностях динамики. Но ни слова нет о вреде пассивности, тамаса. Угроза, этого, конечно меньше, так как в худшем случае результатом пассивности будет просто отсутствие результата, а не травма, как в случае с динамикой. Но это тоже большой вред, когда человек тратит часы своей жизни ежедневно, не получая оптимального эффекта. На подобные размышления меня натолкнул в числе прочего следующий пост ( http://www.livejournal.com/community/ru ... 004/06/17/ ) в котором автор говорит, что в практике на занятиях Виктора акцент на расслабление в его случае фактически нейтрализует воздействия асан.
Как по вашему, где грань между уходом в раджас и скатыванием в тамас? И правильна ли вообще такая постановка вопроса?
Цитата из Йога Врикша:
В эпосе “Рамаяна” рассказывается о десятиглавом короле демонов Раване на острове Шри Ланка. . У короля Раваны было два брата — Кумбха-карна и Вибхишана. Эти три царя демонов Шри Ланки представляют собой три гуны, или качества бытия: саттва, раджас и тамас. Саттва есть свет. Раджас — динамика, или гиперактивность. Тамас — инерция, или пассивность.
Все три брата занимались медитацией и с ее помощью добились огромной власти и силы. Перед Кумбха-карной, средним братом, предстал бог Брахма и предложил ему исполнение любого желания[…]поэтому он выбрал нидру, сон. Бог Брахма исполнил его просьбу, и тот спал 365 дней в году. Брахма сказал ему: “Если ты проснешься сам, ты будешь бессмертен, но если кто-то потревожит твой сон, ты умрешь”.
Старший брат, Равана, похитил Ситу, жену царя Рамы. Посредством своей могущественной медитации он обрел настолько мощную физическую силу, что перенес на Землю Кайласу, гору-обитель Шивы. Когда бог Шива спросил, каково его желание, Равана ответил: “Я хочу владеть тобой”, именно поэтому он смог перенести его на Землю. Но даже когда в его руках был сам бог Шива, он не мог выбросить из головы прекрасную Ситу. […] Он выкрал Ситу и забрал ее в свое царство.
[…]
Два старших брата погибли в этой войне, а Вибхишана, младший брат, сдался царю Раме со словами:
“Ты добродетелен. Благослови нас, чтобы добродетель вновь вернулась и в мое царство”. Рама исполнил просьбу Вибхишаны. Таким образом, только медитация Вибхишаны была чистой, саттвической медитацией. Хотя все три брата достигли высочайших вершин медитации, один из них остался в состоянии тамаса, второй — в состоянии раджаса, и только один пребывал в чистейшем состоянии саттвы.
Я рассказал вам эту историю, чтобы вы смогли определить, на каком уровне работает ваш рассудок после медитации. На уровне тамаса, раджаса или саттвы? […]. Я медитирую не сидя в углу, а каждый момент моей жизни, в любом положении, в каждой аса-не.
[…]
Направлены ли мои рассудок и сознание параллельно в моем теле, не затрагивая при этом берегов реки моего тела — его кожи? Способен ли я распространить осознание своей внутренней сути и направить его на каждую мельчайшую часть моего тела без каких-либо различий? Вот что я имею в виду, когда говорю о наполненности в медитации. Мое тело наполнено. Мой мозг бдителен. Я позволяю своему уму расширяться, проникать, охватывать различные части тела. Таким образом, я учусь, как достичь единения тела, мозга, ума, рассудка и сознания со своей душой, не проводя ни малейших различий между ними. Вот в чем заключается моя практика. Вот почему для меня нет никакого различия между асаной и дхьяной. Где есть дхьяна, там должна быть и асана. Где выполняется асана, должна быть и дхьяна.
В ЙИК сделан акцент на расслабление и нидру, много и справедливо написано об опасностях динамики. Но ни слова нет о вреде пассивности, тамаса. Угроза, этого, конечно меньше, так как в худшем случае результатом пассивности будет просто отсутствие результата, а не травма, как в случае с динамикой. Но это тоже большой вред, когда человек тратит часы своей жизни ежедневно, не получая оптимального эффекта. На подобные размышления меня натолкнул в числе прочего следующий пост ( http://www.livejournal.com/community/ru ... 004/06/17/ ) в котором автор говорит, что в практике на занятиях Виктора акцент на расслабление в его случае фактически нейтрализует воздействия асан.
Как по вашему, где грань между уходом в раджас и скатыванием в тамас? И правильна ли вообще такая постановка вопроса?
Цитата из Йога Врикша:
В эпосе “Рамаяна” рассказывается о десятиглавом короле демонов Раване на острове Шри Ланка. . У короля Раваны было два брата — Кумбха-карна и Вибхишана. Эти три царя демонов Шри Ланки представляют собой три гуны, или качества бытия: саттва, раджас и тамас. Саттва есть свет. Раджас — динамика, или гиперактивность. Тамас — инерция, или пассивность.
Все три брата занимались медитацией и с ее помощью добились огромной власти и силы. Перед Кумбха-карной, средним братом, предстал бог Брахма и предложил ему исполнение любого желания[…]поэтому он выбрал нидру, сон. Бог Брахма исполнил его просьбу, и тот спал 365 дней в году. Брахма сказал ему: “Если ты проснешься сам, ты будешь бессмертен, но если кто-то потревожит твой сон, ты умрешь”.
Старший брат, Равана, похитил Ситу, жену царя Рамы. Посредством своей могущественной медитации он обрел настолько мощную физическую силу, что перенес на Землю Кайласу, гору-обитель Шивы. Когда бог Шива спросил, каково его желание, Равана ответил: “Я хочу владеть тобой”, именно поэтому он смог перенести его на Землю. Но даже когда в его руках был сам бог Шива, он не мог выбросить из головы прекрасную Ситу. […] Он выкрал Ситу и забрал ее в свое царство.
[…]
Два старших брата погибли в этой войне, а Вибхишана, младший брат, сдался царю Раме со словами:
“Ты добродетелен. Благослови нас, чтобы добродетель вновь вернулась и в мое царство”. Рама исполнил просьбу Вибхишаны. Таким образом, только медитация Вибхишаны была чистой, саттвической медитацией. Хотя все три брата достигли высочайших вершин медитации, один из них остался в состоянии тамаса, второй — в состоянии раджаса, и только один пребывал в чистейшем состоянии саттвы.
Я рассказал вам эту историю, чтобы вы смогли определить, на каком уровне работает ваш рассудок после медитации. На уровне тамаса, раджаса или саттвы? […]. Я медитирую не сидя в углу, а каждый момент моей жизни, в любом положении, в каждой аса-не.
[…]
Направлены ли мои рассудок и сознание параллельно в моем теле, не затрагивая при этом берегов реки моего тела — его кожи? Способен ли я распространить осознание своей внутренней сути и направить его на каждую мельчайшую часть моего тела без каких-либо различий? Вот что я имею в виду, когда говорю о наполненности в медитации. Мое тело наполнено. Мой мозг бдителен. Я позволяю своему уму расширяться, проникать, охватывать различные части тела. Таким образом, я учусь, как достичь единения тела, мозга, ума, рассудка и сознания со своей душой, не проводя ни малейших различий между ними. Вот в чем заключается моя практика. Вот почему для меня нет никакого различия между асаной и дхьяной. Где есть дхьяна, там должна быть и асана. Где выполняется асана, должна быть и дхьяна.