То яма, то канава. :-)

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
gina
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 10:54
Откуда: Ekaterinburg

[яма -нияма]

Сообщение gina »

Виктору Сергеевичу


Классическая йога(по Вашему определению) основывается исключительно на Сутре Махариши Патанджали. Это Аштанга йога-восьмиступечатая. Ваше отношение к перым двум ступеням -Яма,Нияма. Во всех основных источниках они рассматриваются как основополагающие без которых не следует двигаться дальше. В Ваших книгах пока не обнаружено коментариев по этому поводу?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Re: Виктору Сергеевичу

Сообщение Виктор »

Посмотрите мою последнюю работу "Йога: искусство коммуникации", там есть главы: "Этика йоги" и "О духовности". Если Вы ознакомились с данной книгой и не обнаружили там моих комментарив по яме-няме, значит либо не то читали, либо не так, либо не тем:)
Ruslan
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 май 2003, 13:51

Яма-Нияма ''

Сообщение Ruslan »

Видимо, мой вопрос классический и чтобы найти ответ, нужно просто посидеть часок-другой в Нете, или порыться в книгах. К сожалению, нет времени ни для первого, ни для второго. Да и хочется увидеть живое человеческое слово :oops: Собственно вопрос: можно ли начинать практику хатха-йоги без строгого соблюдения правил Ямы и Ниямы? Другие вопросы. Обязательно ли сразу же становиться вегетарианцем? Допустимо ли одновременное и неторопливое вхождение в практику асан и в регламентацию жизни по принципам Ямы и Ниямы? :roll:
С уважением ко всем, кто прочитает и ответит :)
alenaV
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 май 2003, 09:16
Откуда: Новосибирск

Сообщение alenaV »

Добрый день!

По-моему, никогда не нужно делать резких поворотов в образе жизни.
Типа: с понедельника - вегетарианец, со вторника строго соблюдаю нияму.
Все это происходит естественным путем.
По себе заметила, что спустя какое-то время перешла на практически вегетарианское питание. Просто однажды поймала себя на мысли - давно не ела ничего мясного, и не хочется.
С другой стороны, при употреблении в пищу мясных продуктов, сложно сделать полноценную чистку организма.
А без чистки вы отднажды придете к ограниченим по гибкости, которые преодолеваются хорошо именно чисткой.
Яма и нияма. В инете достаточно высказываний уважаемых йогинов, которые демонстрируют свое игнорирование этих принципов.
С другой стороны для совершенствование медитации и переходу на высшие ступени йоги невозможно без соблюдения ямы и ниямы.
У кого какая цель. Совершенство тела, наверное, можно достичь и без этих ям. Совершенства сознания - вряд ли.
На начальном этапе, мне кажется, нужно отбросить всякие интеллектуальные экзерсисы и просто начать делать хотя бы что-нибудь.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Судя по тому, что с мая никто не высказывался, всем все ясно. Однако, тема не так проста как кажется. А по тому, что и как пишут опытные йогины, кажется, что эта тема вообще не заслуживает обсуждения, разве что для новичков, где она собственно и была обозначена. Но и это радует.

Йама-Нийама – это средства обретения сознания, которое способно правильно воспринимать реальность. Без такого «очищения» сознания наше восприятие ошибочно и мы – слепые котята. В конечном счете правильное осознание (или знание) и является той силой, которая дает освобождение – достижение конечной цели йоги. А точнее говоря, это знание и есть освобождение.

Если предписывается поступать определенным образом, то подразумевается, что человек склонен к противоположному поведению. В противном случае правила теряют смысл. Если вас не тянет поступать наоборот, значит вы уже прошли эту школу в прошлом. Но дело в том, что поведение, предписываемое правилами, многоуровневое. Если сейчас вас не тянет, то практикуя йогу, через какое-то время вы переосмыслите содержание правил и у вас появится возможность работать в этом направлении, но на более тонком уровне. И так, пока вы не достигните конечной точки. Поэтому заблуждаются те, кто считает, что сначала нужно освоить первые две ступени восмиричной йоги, т.е. йаму-нийаму, а затем переходить к следующим. Все ступени, а точнее говоря, вовсе не ступени, а скорее аспекты единого метода практикуются одновременно и как бы по спирали. Это справедливо и к остальным «ступеням». Бытует ошибочное мнение, что, например, к пранайаме нужно переходить, добившись совершенства в асане и т.д. Здесь все просто.

Сложность начинается, когда встает вопрос: «А что же конкретно нужно делать, если тянет поступать наоборот?» Продолжим, если найдется хотя бы один, кого интересует ответ.
Сергей
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 19 мар 2002, 22:37
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Сергей »

Уважаемый Руслан, однозначного ответа на Ваш вопрос нет. Одни уважаемые и именитые авторы пишут, что без первых двух ступеней (ямы-ниямы) никак нельзя приступать к асанам и это будет физкультура, а другие говорят наоборот. В частности, ХЙП говорит, что начинать необходимо именно с асан, потому как если ученик будет строго следить за соблюдением им самим принципов ямы-ниямы, отслеживать каждое свое действие, то поток сознания раздваивается, и может поехать крыша. Но истина, наверное, где-то в центре.
Рисую ситуацию. Вы обычный рассейский (украинский) гражданин. О йоге знаете, что есть такие, едят гвозди, ходят по углям, не едят мяса и т.д. О яме-нияме не знаете ничего, но знакомы с библейскими заповедями, но, ессно, их не всегда выполняете, а вообще и не вспоминаете о них.
И вот Вы утром, в мае, едете на своем авто на работе. Май, тепло, все драндулеты на просторах СНГ завелись и все едут. И, как обычно, пробка. И вот Вы стоите, и методом самовозбуждения накручиваете себя, нервничаете - ведь опаздываете - и обзываете всех виновных в пробке козлами, придурками, и т.д. Тем самым нарушаете и принципы ямы-ниямы и библейсие заповеди, желая человекам гадости.
Проходит год. За этот год вы ежедневно (или 6 раз в неделю) расстилали коврик и практиковали йогу по БВС. Асаны корявые, спина не гнется, под коленками тянет, болтун не умолкает, но Вы стараетесь расслабиться, услышать тело, отпустить лишнее напряжение ... Опять май, Вы на авто едете на работу. Опять пробка. Но!!! Чудо!!! Вы абсолютно не нервничаете!!! Более того, Вы мысленно желаете дядьке на 30-летнем драндулете, который сломался и создал пробку, быстрейшего выздоровления... Вы автоматически начали следовать и библейским заповедям, и яме-нияме. Как это происходит, почему - никто не ответит точно. Но практика асан меняет человека, и меняет к лучшему.
Все вышесказанное - про реального человека.
Удачи и успехов всем.
Ruslan
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 май 2003, 13:51

Сообщение Ruslan »

ND писал(а): Йама-Нийама – это средства обретения сознания, которое способно правильно воспринимать реальность. Без такого «очищения» сознания наше восприятие ошибочно и мы – слепые котята. В конечном счете правильное осознание (или знание) и является той силой, которая дает освобождение – достижение конечной цели йоги. А точнее говоря, это знание и есть освобождение.
Благодарю всех, кто ответил на мой вопрос. :)
Выше цитата из ND, потянувшая за собой ещё один вопрос:
Как вы определяете знание, сознание, осознание? Как определяет их классическая йога? Как научиться их различать, где границы, каковы их проявления в повседневной жизни? :oops:
С уважением :)
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Руслан!
Очень приятно удивлен. Признаться, не ожидал на этом форуме, да еще в разделе «для новичков», получить такой сложный и исключительно важный, именно с точки зрения практики вопрос. К сожалению, ответ не очевиден. Слишком сильны стереотипы бытового сознания.
Сознание в широком смысле (читту) YS определяет как пять типов функционирования психики: от восприятия с помощью органов чувств, через построение ментальных конструкций, эмоциональные состояния, работы различных пластов и т.п., до поведенческих реакций, т.е. стимулов к определенным действиям. Это правильное познание, заблуждение, фантазия, глубокий сон и память.
В философском смысле сознание – это отношение или процесс взаимодействия того, кто видит (субъекта), и того, что видимо (объекта). Разумеется, имеется в виду видение в широком смысле как отражение материального мира вообще.
Кроме того, тот, кто видит, поскольку видеть или осознавать – это его существенная и единственная функция, также называется сознанием. Иногда это, чтобы как-то отличить, называется энергией (шакти) сознания, чистым сознанием и т.п. В йоге это пуруша. Он
за пределами материального мира.

И, наконец, инструмент, с помощью которого этот видящий видит, тоже называется сознанием. В йоге это буддхи. Здесь можно говорить об определенном содержании сознания.
Заметим, что путаница возникает не только и не столько из-за скудности языка. Смешивается содержание. С одной стороны, это препятствие. Но, с другой, - именно благодаря этой «каше» человек духовно растет.

Осознание – это постижение, понимание, (англ. realization) сущности объекта ( да и субъекта тоже, поскольку за этим следует определенное действие его (субъекта) носителя).

Знание – это определенное содержание сознания и в этом смысле можно говорить о нем как об информации. Существенной же характеристикой знания как информации является то, что она определяет поведение. Это некие стимулы к действиям. Не относится к категории знания информация, которая никак не отражается на поведении ее обладателя. В указанном смысле знание невозможно почерпнуть из книг или проповедей учителей. Оно возникает только из практики. Хотя, йога допускает некую прямую личную передачу опыта учителя.

Знание того, что видящий (пуруша) не есть инструмент видения (буддхи) неминуемо ведет (и это последний поведенческий стимул йогина) к определенному действию, если это еще можно так назвать, которое заставляет буддхи «свернуться» в свое материально не проявленное состояние. Этот акт и называется освобождением. Это и есть смысл йоги. В этом смысле знание и освобождение – это синонимы. Таким образом, йога вообще и классическая в частности, (а по сути и вообще все духовные пути) – это в конечном итоге путь знания (джнана-марга или джнана-йога).

Различать знание, сознание и осознание в повседневной жизни собственно и учит йога. Главное и определяющее качество йогина так и называется – постоянное устремление к различающему знанию.
Вся практика нацелена именно на это: на собственном опыте переживать отличие (внутри себя) того, кто видит, от того, что является только инструментом видения, искать этого видящего и полностью быть им. Повседневная жизнь для этого подходит как нельзя лучше. Но в начале лучше потренироваться с помощью особых упражнений, что и предлагает классическая йога.
Ruslan
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 май 2003, 13:51

Сообщение Ruslan »

ND :)
Благодарю за столь высокую оценку интеллектуальных способностей начинающего практика. :oops: Но понимание ответа, видимо, придёт в ходе практики.
В продолжение темы возник ещё один зозвучный вопрос :) . Недавно беседуя с женщиной-инструктором йоги услышал от неё, что, оценивая практикующих, она использует два критерия: способность побеждать свою лень и уровень сознательности. К сожалению, не догадался спросить у неё, что она называет сознательностью (как и её координаты). Я лишь понял, что важно, оценивать себя в каждый конкретный момент - сознательно я действую, или автоматически. Может быть это звучит смешно, но в течение нескольких дней наблюдения за самим собой с вопросом: "сознателен ли я сейчас?" привели к тому, что у меня нет собственных критериев сознательности, то есть всякий раз я как бы был другим человеком. Извините, что неконкретно формулирую (всё-таки начинающий). Собственно вопрос: Что такое сознательность? Если возможно, поясните на примерах.
С уважением :)
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Интуитивно вы понимаете правильно. Сознательность – это непогруженность в то, что вы делаете. Абсолютно сознательных людей нет. Они вышли из круга рождений и смертей. Весь вопрос в том, где находится суть вас, которая собственно и живет, используя тело, органы чувств, ум, эмоции, устремления и т.д. как средства, чтобы жить.

Условно в человеке можно выделить два начала: деятельное и свидетельствующее.
Первое – действует в соответствии с жесткими правилами (кармой). Второе – бесстрастно при этом присутствует, не вовлекаясь в происходящее. Смысл наших всех воплощений в том, чтобы остепенно из первого начала плавно перейти во второе. Т.е. из того, кто действует, превратиться в того, кто является свидетелем этих действий.

Заметьте, что действия по сути не меняются. Человек в своих поступках как стремился к удовольствию, так и стремится, как старался избежать страдания, так и продолжает.
Но!! Поскольку деятельность у сознательных людей все больше и больше «окрашивается» этим свидетелем, средства достижения желанного состояния (удовольствия, блаженства и т.п.) становятся все тоньше, т.е. все менее материальными.
Если быть до конца последовательным, то свидетельствование по существу тоже есть действие, но более тонкого плана (бездействует только наша духовная сущность, о которой мы можем только догадываться).

Пример из жизни.

Вы сидите на диване и смотрите телевизор. Фильм настолько вас захватывает, что вы прыгаете от радости, когда у героев все хорошо, и у вас наворачиваются слезы, когда все плохо. Это 1-й уровень сознательности, а точнее – практическое ее отсутствие.

Вы сидите на диване и смотрите телевизор. Вас занимает сюжет фильма, прекрасная (отвратительная) режиссура, хорошая (плохая) работа актеров, музыка и т.п. Вы эмоционально реагируете именно на эти моменты. Это следующий уровень сознательности.

Вы сидите на диване и смотрите телевизор. Вас интересуют свои собственные эмоции, возникающие при просмотре фильма. Вам доставляет удовольствие наблюдать за тем, как примитивно реагирует ваш аппарат восприятия элементарных цветных точек на экране и звуков определенной частоты из динамика. Это 3-й уровень.

Вы сидите на диване и смотрите телевизор. Но вы заняты тем, что как бы наблюдаете себя, смотрящего телевизор, со стороны. Вы в спокойном, безмятежном состоянии. Все остальное – только средство для достижения этого состояния. Вы понимаете, что именно это состояние вам наиболее приятно, наиболее соответствует вашей сущности, именно это состояние соответствует вашему понятию истинного удовольствия и полноты бытия. Это высший уровень, на который вы пока способны.

Уровни сознательности – не самоцель. Вы стремитесь не достичь более престижного уровня, а банально пытаетесь получить более притягательное для вас удовольствие. Вы просто их «пробуете на вкус» и, если они действительно для вас более притягательны, стараетесь по возможности пребывать в них.

Большую роль здесь, как и вообще в йоге, играет постепенность и осторожность. Важно не перейти ту грань, за которой появляются неприятные ощущения. В погоне за еще большим удовольствием можно надолго потерять всякий интерес к увлекательным
путешествиям по своему сознанию.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Мнений и вопросов больше нет, да и обсуждение немного отклонилось от первоначальной темы. Хотя сознательность – это суть всех практик йоги и в первую очередь йамы-нийамы.

Предлагаю все же вернуться и обсудить вопросы, касающиеся основополагающего принципа йамы – ахимсы:
- что такое насилие;
- возможно ли насилие по отношению к самому себе;
- что такое противоположность насилия (именно ее практика
предписывается йогой).
Инвалид
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 7 авг 2003, 11:11
Откуда: Красноярск
Поблагодарили: 1 раз

Яма-Нияма

Сообщение Инвалид »

Насилие, когда требуют от человека, того чего он не хочет.
Пример: «Пойдем в кино»-
«Что-то не хочется»-
1. «Ну пойдем, очень тебя прошу» - насилие.
2 «Ну и правельно, кино смотреть- только время зря тратить" -насилия нет.
Гость

Сообщение Гость »

Сама суть йоги не заключается в том чтобы соблюдать Яму -Нияму, Асана,
Пранаяма, Дхияна -Дхарана, а это лиш адин из методов достижения цели йоги, тоесть Самадхи. А то что относится к Яма - Нияма или к Библейским заповедям соблюдая их не понимая суть можно усилить желания от которых хочешь избавится ибо борьба приводит к борьбе, а еще конкретнее с эмоциями не победить эмоции.
И нет такого понимания хорошо или плохо, а это лишь ступень, чтоб подняться выше и вообще выше говорилась, что стоит оценивать свои действия для осознания себя. ....скажу иначе если оценивать значит проводить информацию через эмоциональный план, а это приводит к искажению информации, что и является причиной раздражительности и агрессии желательно воспринимать так чашка она не хорошая и не плохая она для того чтобы пить.....
Да будет свами истина.....................
neol

Сообщение neol »

На мой взгляд практика йога без этических принципов - просто физкультура. Также как практика только ямы - ниямы - посредстведдная религия, ведущая только к самоистязанию. Практика - это то что не длиться 2 часа в день, во время выполнения асан. Это образ жизни. Сон, питание, мышление, восприятие, физические нагрузки и пр.
Более интересен вопрос о том как практиковать правильно принципы ямы - ниямы. Например если человек молчит то он не будет нарушать принцип "правдивость", но является ли это практикой? Если человек солдат и выполняет приказ то как ему практиковать ненасилие? Что есть практика ненасилия? Абсолютное соблюдение данного принципа вообще невозможно...
Мне понравлся отрывок из Бхагаватгиты когда Арджуна не хотел убивать своих врагов. Ответ Кришны вы знаете...
brandenburg
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 25 ноя 2004, 17:49

Сообщение brandenburg »

Идёт передача "Что? Где? Когда?". Ведущий говорит: - Уважаемые знатоки, сейчас будет задавать вопрос новый русский Вован. Вован: - Уважаемые знатоки, меня зовут Вован. Два месяца назад, мой кореш Колян занял у меня 1000$ и не отдал; месяц назад Колян занял у меня 2500$ и не отдал; неделю назад он занял уже 5000$ и опять не отдал. Внимание, вопрос: кто лежит в чёрном ящике? (c) http://www.nemarov.com
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Кстати, для воинствующих последователей ахимсы. 8) Яйца, которые продаются в магазине, неоплодотворенные. Их можно есть, не опасаясь загубить живую душу. :P Их даже Махатма Ганди ел... :roll:
D.Powidloff
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 11 мар 2002, 11:42
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение D.Powidloff »

Их можно есть, не опасаясь загубить живую душу.
Имеется в виду душа едока? Эххх, если бы только она яйцами губилась... 8)
Робот-Людоед
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 19 янв 2006, 14:00

Сообщение Робот-Людоед »

Йожик писал(а):Кстати, для воинствующих последователей ахимсы. 8) Яйца, которые продаются в магазине, неоплодотворенные. Их можно есть, не опасаясь загубить живую душу. :P Их даже Махатма Ганди ел... :roll:
Да что яйца!
Я вот людей ем - и ничего: карма моя мощная, крепкая и блестящая - титановый сплав, как никак! :mrgreen:
СЛАВА РОБОТАМ!
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Ёжик!
Для ёгов нет запретов типа перепелиные можно, а куриные нельзя. Или нельзя только оплодотворенные (как будто на них написано).

Есть 1-я ступень ахимсы – не делать того, что не хотел бы, чтобы другие делали тебе. Лично мне легко представить себя птичкой, отложившей яички. Так вот, я не хочу, чтобы мои яички кто-нибудь поедал. Пусть даже из них никто не вылупится!
По той же причине я, например, не ем молочные продукты. Не хотел бы, чтобы меня доили.


Ёжик!
Махатма поэтому и ел, что знал, что душу невозможно загубить даже
яйцами. Она вообще незагубляемая ни у едока, ни у жертвы.
Важно кушать не только с аппетитом, но и с радостью. Если птичку не жалко, то можно.

Я, например, не дарю срезанных цветов. Радости не доставляет. Только в горшочке.
Alexandеr
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Alexandеr »

Я, например, вообще не люблю дарить цветы. Радости не доставляет. (бо надо тратить денюжки).
По ахимсе Радхакришнан всё чётко обьяснил (и анализ санскрита) -
не есть яйца, а кидаться ими - будет не гут!
(тема старая давно разжёвана)
Ответить