Рассуждения о занятиях йогой . (Йога что это???)

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
atomic
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 3 сен 2003, 15:16
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение atomic »

Рустам, привет! :)
УДЖАИ - концентрация внимания на непрерывающемся звуке в горле, вдох плавно перетекает в выдох - это помогает мне погасить мыслительный поток. Попробуй тратаку с уджаи.
Потерял уджаи в процессе занятия - потерял осознанность - я так себя настраиваю. Ещё в начале тренировки я раскачиваю себя бандхами и интенсивно делаю динамическое наули, по многу. Как результат - "просоночное" состояние, мыслей уже почти нет :).
Всё это IMHO, мой личный опыт.
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

Я понял. Спасибо! Буду пробовать.

Просто я имел в виду какие-то дополнительные упражнения. Конечно, во время практики, тренировки можно и так и сяк...

Хочется вообще его, мыслительный процесс выключить.
Но ведь не ходить же постоянно сосредоточившись на ощущениях или тратаку исполнять...

Ну, не все же с "кашей" в голове, надо полагать. Вот и спрашивал, кто как выходит из положения
atomic
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 3 сен 2003, 15:16
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение atomic »

я так понял, что ты хочешь тренировку не ограничивать двумя часами :). Тогда IMHO наблюдение за дыханием. Если научишься устойчиво удерживать на нём внимание (пусть во время ходьбы, бега, чего угодно) - погасишь "кашу" в голове.
Но на весь период бодрствования эту практику не растянуть :), слишком много раздражителей, которые требуют максимального присутствия - вот я тебе сейчас отвечаю и о дыхании уже позабыл :).
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

Особенно, когда на pinnacle философский форум читаешь :wink:

Я вот чтО пробовал.

Как у КК. Идти куда-то и обозревать пространство на 180 градусов. Мыслей как бы и нет.
Сосредотачиваться на ощущениях в теле...
"Присутствовать во всём" - типа здесь и сейчас быть, наблюдать за собой...

Но... как бы это сказать... "Тишина" это или нет?

Если я "думаю" - вот текст, монитор, мышка, клавиатура, щелкает...
Это "тишина"?
"Гонок" про то что будет или уже было точно нет!
Можно ли это назвать ментальной релаксацией, а если нет, то что она из себя представляет?

ЗЫ. А то ведь пишут о какой-то "звенящей" пустоте и тыры-пыры.
Откуда ж он знает, что она "звенящая", да еще и "пустота". Стало быть - думает!
atomic
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 3 сен 2003, 15:16
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение atomic »

quote: "Если я "думаю" - вот текст, монитор, мышка, клавиатура, щелкает...
Это "тишина"? "
IMHO - нет, это не то. Не совместить подобные стремления с социальной активностью. Ты говоришь о ступенях Раджа Йоги. Это Пратьяхара и Дхарана.
Мой первый опыт был таким - лёжа в шавасане я вдруг осознал, что только что я не чувствовал своего тела и ни о чём не думал. И понял я, что продолжалось это неопределённое время, но крайне не большое. Чувство какое-то, не объяснить мне, осталось, я его запомнил и дальше использовал, что-бы войти в это состояние уже в сидхасане. Это очень долгий процесс, особенно если вести активную жизнь в обществе (IMHO).
Прочти Вивекананду "Четыре йоги". Мне понравилось его наставление:
"Но как же трудно управлять умом! Правильно сравнивают это занятие с ловлей разбушевавшейся обезьяны. "
"Поэтому прежде всего нужно спокойно сесть и позволить уму нестись в любом направлении, пусть ведет себя как обезьяна, прыгающая с ветки на ветку. Пускай себе скачет, а вы просто сидите и наблюдайте. “Знание — сила”, — гласит пословица, и это действительно так. Пока вы не поймете, что происходит с умом, вам не овладеть им."
" Управление умом, способность отделить его от чувственных восприятий и есть пратьяхара. Как научиться ей? Это огромный труд, в котором можно преуспеть только в течение многолетней терпеливой, непрерывной борьбы."
"После того как в течение некоторого времени вы занимались пратьяхарой, вы можете сделать следующий шаг, перейти к дхаране, способности удерживать ум в определенной точке."
"Йог должен постоянно упражняться, поэтому предпочтительно, чтобы он жил в одиночестве: общение с людьми разного рода отвлекает его от мыслей; он не должен много говорить, потому что речь тоже отвлекает, он не должен много работать, потому что работа также отвлекает от мыслей, а после целого дня тяжелого труда невозможно контролировать ум. Йогом и называется человек, соблюдающий эти правила. Но столь велика сила йоги, что даже частичное соблюдение ее правил приносит большую пользу. Йога никому не вредна, но полезна всем." :)
Я для себя решил так: занимаюсь по мере сил, не парюсь на этот счёт и не напрягаюсь. Успокаивается ум - хорошо. Не успокаивается - то же не плохо. :)
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Re: Знание. Понимание.

Сообщение Леня »

Ершъ писал(а):В связи с этим вопрос. Какой природы это Знание? Я заметил, что с практикой начинаешь понимать что к чему, что-то, на что раньше глазы были закрыты. Так вот есть ли это понимание аналог тому самому знанию? Или это нечто совсем другое, что ему напр.предшествует?
Подразумеваеться различающее знание. Его отсутствие есть неведение - причина всех страданий. Смысл различающего знания, различать Я от не-я, т.е. Пурушу от Пракрити. Например человек проецирует свой страх на окружающий мир. В лесу под каждым кустом ему мерещиться волк. По мере приобретения различающего знания, человек перестает смешивать я с не-я и понимает, что волк не более чем его воображение, проекция своего загрезненного я на окружающий мир.
Различающее знание приходит от всех техник йоги, но конкретно им занимаетья саньяма на три трансформации. Рассматривая взамосвязь прошлого, настоящего и будущего йог приобретает интуитивное различающее знание позволяющее ему осознать причинно-следственные связи.
Аватара пользователя
Илья
Сообщения: 132
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 17:29
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Илья »

В Буддизме говорят, что есть Три Драгоценности - три основы практики. Это Будда - полностью просветленный, Дхарма - учение, ведущее к просветлению и данное Буддой и Сангха - община единомышленников, идущих по пути Дхармы.
Дхарма - и есть то самое Знание, о котором вы спрашиваете.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Знание и понимание – слова очень сходные по смыслу и их конкретное содержание
часто зависит от контекста. Как ими пользоваться, каждый решает для себя сам.

В йоге знание - это не только некий практический результат, который достигается лично.
Йога вкладывает в это понятие смысл, который принципиально отличается от обыденного. Знание – это первоначальный стимул, причина, которая лежит в основе действия. Этот стимул не всегда может быть оформлен в словесную форму, т.е. интеллектуально. Здесь можно говорить о некоем интуитивном знании и т.п.

В обыденном же смысле знание – это некая информация, которая хранится на каких-то носителях в том числе человеческой памяти и может быть воспроизведена. Пока что
принято оценивать знание не по тому что и как человек делает, а что он может сказать.

Понимание – это укладывание в определенную систему понятий, связанных между собой
в общей системе мировоззрения.
Говорят: умом я ЭТО понимаю (т.е. ЭТО укладывается в некую логическую картину), но делать ЭТО не могу. Так вот, это «не могу» говорит как раз об отсутствии знания ЭТОГО.

О неведении - отдельный разговор. Вкратце неведение - это не отсутствие знания вообще. Это искаженное знание, т.е. вызывающее неверные действия. Это главная
причина нашего рождения, и всего того, что мы совершаем в жизни. Но не все так трагично. Именно оно рано или поздно приведет каждого к ведению т.е. истинному знанию. Что по своей сути эквивалентно освобождению, т.е. отсутствию каких-либо
действий вообще.

Так что, если отбросить фактор времени как некую конечную величину по сравнению с вечностью, то все мы – освобожденные!!

С чем вас и поздравляю!!
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Что особенно радует - так это количество людей, достоверно об этом Знании знающих (пардон за тавтологию :oops: ). И это ничего, что их мнения различаются...
Преклоняюсь перед вами, господа! Я-то - чем больше практикую, тем, кажется, меньше понимаю... А тут такие столпы... Все как один... Радует! :lol: :lol: :lol: :twisted:
Ёршъ
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 156 раз

Сообщение Ёршъ »

Привет :D
С удивлением прочитал свой вопрос и неПониманием ответы.
Ах, как давно это было.
А ведь когда я его задавал - что то ведь было, блестело! Это был даже не вопрос, а попытка что-то удержать.
Сейчас этого нет и мне откровенно плевать. Сытый голодного не уразумеет. :wink:
И я даже не знаю как лучше.
Это сходно с тем, почему не хочется отвечать на нижележащий вопрос о том, что происходит во время просветления. Что тут скажешь?
Меньше всего хочется ДУМАТЬ о том, какое оно просветление, самадхи... Пока думаешь, строишь в себе его образ, ПЫТАЕШЬСЯ к нему подойти - ты мертв для него. И вообще по-большому счету мертв.
yin
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 17 мар 2004, 23:45

Как у вас в практике проявляется принцип ха-тха? .

Сообщение yin »

Здравствуйте, я недавно занимаюсь йогой.
Расскажите, как в упражнениях у вас проявляется принцип ха-тха. Мне очень интересны личные ощущения. Ощущения, которые пришли с опытом. Мне не хватает осознания данного взаимодействия во время выполнения асан (и пранаямы также интересно). Имея данную инфу, я смогла бы напрявлять себя яснее :)
спасибо
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Вы сколько занимаетесь? Ну, год. И до сих пор не чувствуете ха и тха? И Кундалини, наверное, тоже пока не поднимается? И не левитируете? Безобразие какое.
Я это к чему? Чтобы реально такие вещи чувствовать, надо заниматься не год, не два и даже не пять. А выстраивать практику в соответствии с тем, что не чувствуешь - бред. Так что не озадачивайтесь такими вещами. Проще надо быть.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

на самом простом уровне

ха-тха - чередования напряжения и расслабления.

Выполнили там какой широкий шаг, потом в шавасану...

Далее - расслабление одни частей тела и напряжение в других
скажем поднялиноги в навасане - и расслабились...

Далее - полное расслабление ума дажа в самых сложных асанах...

далее....
а там уже таких вопросов не будет...
Рустам
Сообщения: 267
Зарегистрирован: 15 май 2003, 12:44
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Рустам »

Леша писал(а): ха-тха - чередования напряжения и расслабления.
Разве только так?
В любом действии, в асане тоже, всё, что должно быть расслабленно, должно быть расслаблено, а всё, что напряжено, то - напряжено. И эта состояние ха-тха.

Постоянное сочетание того и другого... Причем, когда одно содержит в себе начало другого, является его продолжением... Тогда это и возникает целое :roll:
koschey
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 21 мар 2002, 20:06
Откуда: Владимир
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение koschey »

Насколько я понимаю, ха-тха то же что и инь-ян - имеет смысл только когда вы что нибудь рассматриваете и делите одно на две части. Рассматриваем одно упражнение, начинаем делить то, что в ней напряжено, а что расслаблено. Рассматриваем определенный комплекс уже делим какие из них силовые, какие полумедитативные на растяжку и т. д. Что бы мы ни стали раскладывать на ха и тха все будет к месту. Где-то Виктор Сергеевич уже говорил, что силовые асаны повышают давление, а хм.., растяжечные что ли - снижают. Можно этим руководствоваться, особенно если давление шалит. У всякого объекта рассмотрения есть свое ха и есть свое тха, имхо.
Nick Knell
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 16 июн 2004, 15:24
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Порядок Асан и переходы между ними; Как начинается практика;

Сообщение Nick Knell »

Когда мы встали утром и приступаем к практике, какова подготовка тела к выполнению асан?

С какой асаны начинаем?

Перед тем как мы еще не начали накакой асаны, следует ли делать что-либо с телом или с сознанием?!!

Как асаны связывать между собой и надо ли это делать?
Как переходить с одной асаны в другую?

Буду признателен за ответы :wink:
Nick Knell
Archaka
Опытный практик
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 4 апр 2003, 19:55
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 43 раза
Контактная информация:

Сообщение Archaka »

Тут все индивидуально. ;) Расскажу собственный рецепт.

Утром - встать с постели (это самая сложная часть подготовки :lol: ), умыться (или принять душ), почистить зубы, выполнить джала нети (или другие простые очистительные процедуры на выбор), выпить полстакана-стакан воды/сока/молока/чая, расстелить коврик. Все. :D

Начинать практику традиционно принято с мантры. ИМХО, это помогает подготовить сознание к практике. Можно выбрать Гаятри, или просто Ом, или любую другую. Если индийские мантры не сочетаются с Вашим мировоззрением, можете найти для себя подходящее русское изречение (скажем, "Я приступаю к практике йоги, мой ум успокаивается и обращается внутрь моего тела", или что-нибудь более поэтичное, например: "Я управляю своим телом, я управляю своим дыханием, я управляю своим вниманием, я - ясное сознание")
Впрочем, эту стадию многие опускают. :mrgreen:

Начинать следует с той асаны, которая помогает Вам настроиться на практику. Это может быть пащимоттанасана, баддха конасана (или любая другая сидячая асана), ширшасана, шавасана.

Насчет связок - мнений существует множество. Лично я никаких связок не использую. Занимаюсь примерно по такой схеме: после выполнения асаны минуту постоять/посидеть/полежать, прислушиваясь к своим ощущениям, затем лечь в шавасану и успокоить ум, добиваясь ментальной релаксации. Впрочем, некоторые асаны (не силовые) можно выполнять и в связке, скажем, сарвангасана-халасана.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

существует невероятное количество вариантов.
что вам толку от чужих, когда вам нужен свой?

чтобы сделать нормальный свой нужно три года отходить хотя бы по три раза в неделю к хорошему инструктору, а лучше к нескольким.

Иначе - полный БЕСПОЛЕЗНЯК.

такое мое мнение. поверьте, не вчера возникшее и не умозрительное.
Nick Knell
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 16 июн 2004, 15:24
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Сообщение Nick Knell »

У меня такой вопрос возник только через 1,5 года регулярной практики. Я в йоге еще новичок, и что приятно, прошел через многие трудности и множество травм о которых здесь пишут. Есть хорошая пословица: "заставь дурака Богу молится, так он лоб разобьет". Так вот это про меня :wink: Что приятно, так это то, что все восстанавливается и практику можно продолжать :D

Упершись в полный тупик, стал искать альтернативные варианты преодоления своего "потолка"...
Можно сказать, что все таки я их нашел. По крайней мере понял кой какие азы работы с телом. Истерзаное тело заставило научить тупые мозги слушать его. Просто со временем интуитивно начал чувствовать многие тонкие вещи происходящие в теле и практика начала улучшаться. Хотя последствия бывших травм дают о себе знать, но даже несмотря на это-ИДЕТ ПРОГРЕСС!

И что вы думаете??

Почувствовав, что меньшими усилиями можно взять "ту же крепость", которую я брал штурмом занимаясь ежедневно, теперь я "разленился" и стал уделять практике меньше времени. Если раньше, каждый божий день и утром и вечером и даже ночью, преодолевая боль травм, голод, недосыпая и терзая тело, то теперь можно сказать я "расслабился" :lol:

В общем мой бывший энтузиазм с моим уже более-менее нормальным подходом к практике и дествительно тогда можно чего то реального достичь в йоге...

Вот так вот и возник мой вопрос о порядке асан и связках между ними, так как я почуствовал, что это немаловажно.
дело в том, что эксперементируя опытным путем я иногда нащупывал нечто немаловажное в этом и практика может дать еще более хорошие результаты...

Чувствуется это по потокам праны, которые бегут по телу. Причем иногда бывает так, что "мурашки" (это я и называю праной), бегут по телу так сильно и так часто, что тело просто сотрясается. Иногда чувствительность тела бывает очень сильной...

И самому эмпирическим путем в этом разобраться довольно таки трудно, вот я и вышел на этот форум...

Буду признателен за любые комментарии
Nick Knell
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Привет
Будем разбираться по порядку.
Сразу сделаю оговорку, что по моему глубокому убеждению путь в йоге у каждого свой (а уж жизненный путь тем более абсолютно у каждого уникален), поэтому ни чьи рекомендации не могут быть абсолютными для конкретного человека. Любые рекомендации следует рассматривать лишь как пример, для того, чтобы уловить общие закономерности и их к себе применить. Это как стихи – можно много их прочитать, но писать придется все одно что-то свое, а иначе нет смысла.
Поэтому я говорю лишь о своем опыте и неких общих рекомендациях, которые проверены на начинающих – и лично мной и теми, с кем мне приходится общаться.
Итак, по порядку:
1. полтора года – нормальный срок. Тем более, если это регулярно. Так что особо себя занижать не надо.
2. Для того, чтобы сказать чего-то вразумительное требуется некий анамнез – как начали заниматься, по каким источникам, к каким инструкторам ходили, был ли до этого опыт занятий какой физкультурой и психотехниками, общее состояние здоровья, гибкости и прочего. Т.е. то, что глядя на человека понять можно, но по письму нельзя.
3. Насчет того, что идея брать вершины духа штурмом прошла – это хорошо.
4. Последовательность асан и связки между ними – это вообще фундаментальная вещь. В первую очередь сильно зависит от стиля – т.е. если вы работаете в чистой статике – т.е. сделали асану, потом шавасана, потом другая асана, опять шавасана и т.д., то о переходах говорить не приходится, но сама последовательность весьма важна, а временами кардинально важна. Из общих рекомендаций можно дать только делать друг за другом компенсационные асаны или блок асан. Скажем вы выполнили одну или несколько асан на прогиб назад, за этим идут одна или несколько асан на наклон вперед. НО это не всегда так тоже. Скажем, в первой половите тренировки могут быть асаны на наклоны вперед, а во второй – на прогибы назад. А может быть так, что вы несколько раз чередуете – наклон-прогиб, наклон-прогиб. Это уже надо чувствовать.
5. Что касаемо связок – то есть более-менее стандартные связки в Аштанга-виньяса йоге. Объяснять их тут нет никакой возможности, это надо идти к ним и делать. Ищите в сети, чего найдете. В Аштанге та или иная последовательность считается чуть ли не обязательной и не подлежащей изменению, т.к. как она разработана великими мастерами с учетом всего чего можно. Кроме того важны не только сами асаны, но и правильность переходов между ними.
Однако, я таки считаю, что каждый отдельный чел от великих мастеров сильно отличается, а потому ему может быть нужна вовсе другая последовательность.
Существует масса авторских последовательностей, скажем тов. Сидерского, кои он дает на видео. Есть еще куча авторских последовательностей.
Я бы рекомендовал все их изучить и далее или остановиться на каких-то вам подходящих, или уловить общие принципы построения последовательностей.
НО сделать это самому по книгам или видео очень трудно, да и не зачем тратить на это время, лучше у кого научиться. Даже статическое положение асаны по моему мнению невозможно правильно освоить без хорошего инструктора, у уж переходы между асанами и прочие динамические движения – просто не возможно.
Поэтому может быть только один совет – ищите группу, где дают подходящий для вас стиль йоги. Если такой в вашей округе нет – ездите на семинары. Чем более будут отличаться стили тех, у кого вы приехали поучиться – тем лучше. Получите разнообразный опыт и на его основе выработаете свое. Опять же на семинарах подробно разбираются асаны – научитесь делать их правильно. Два-три раза в год съездить на трех-семи дневные семинары к хорошим мастерам – информации на собственную проработку хватит надолго.
После чего уже вопрос с энергетическими ощущениями должен решиться как бы сам собой – т.е. вы просто поймете что к чему. Если вы чувствуете потоки энергии – это хорошо. Правда в том случае, когда это вы действительно чувствуете, а не себе придумываете. Другое дело, что с ними надо научиться работать, но на то практика йоги и есть.
Ну и пранаяму добавить ессно, ибо как это следует из названия – это и есть искусство управления праной. Но тут уж без инструктора вообще никуда.
Пожалуй это все, что в пространстве письменной речи можно посоветовать.
Ответить