Традиционная йога - проблемы адаптации
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
За пределами йоги
Сразу хочу оговориться, что все сказанное есть только мое личное ИМХО, мои личные выводы и суждения. Хотя я и предполагаю, что есть место чудесам в йоге (сиддхам), но их в обсуждение не вношу, потому как лично сам их проявления редко видел, а если они и имели место, то их вмешательство всегда незначительным нося сугубо прикладной характер (например когда ты находишь, как бы случайно, книгу, которая вроде бы по названию не интересна и вовсе, а по содержанию оказаться тем самым золотым ключиком, который помогает найти ответ на давно интересующий вопрос) или касалось как правило тех вещей, которые меня не слишком заботили и беспокоили (пример с книгой). Меня лично больше заботят дурные наклонности собственного характера или состояние моей нынешней жизни (проблемы, интересы, здоровье и т.д.), поэтому хотелось бы по возможности на них и остановиться в рамках созданной темы. Я предполагаю, что йога как таковая не решает проблем человека, как например это делает мифический джин из лампы, однако она поднимает на поверхность сознания те вещи, которые являются не осознаваемыми, после чего каждый начнет искать способы коррекции всего того, порою безобразия, которое находится внутри.
Как ни крути занятия йогой, а тем более самокоррекция сопряжены с проблемой распределением некоторых волевых усилий (ну и личных возможностей, ресурсов), за рамки, которых выйти не получается, а если и получается, то подобные усилия всегда чреваты перенапряжением, что вредно само по себе (как любой форсаж).
Если с телом все несколько проще, в плане практики, то когда дело доходит до вмешательства в свое душевное состояние, например избавления от какой-то конкретной привычки, возникают проблемы, причем их сила и сложность не идет ни в какое сравнение с тем с чем приходится работать практикуя хатха-йогу (здоровье, конкретные заболевания и пр.).
Исходя из предположения, что принцип у-вэй работает и на уровне психики человека возникает вопрос о правильности его применения.
Даже полностью осознанная свой личный недостаток или наклонность (я исхожу из предположения, что события формируют мое личное пространство в соответствии с той информацией, которую я транслирую во вне - совершаю поступки, произношу слова, думаю и фантазирую), порою оказывается совершенно невозможным как-то повлиять на них, при этом не обратившись к крайне напряженным усилиям воли. Отчего у меня возник вопрос, а существуют ли рамки в пределах, которых йога вполне применима и в каких случаях ее действия лучше заменить другими методами и средствами, более действенными и более эффективными? Иногда возникают сомнения, что принцип у-вэй уж настолько универсален, что его использование разумно всегда и в любых обстоятельствах, особенно на этапе разборки с жизнью. Очень не хочется оказаться тем калекой, который пришел лечить коленную чашечку у ампутированной ноги.
Вопрос получился большим, но надеюсь он вполне понятен.
С уважением.
Как ни крути занятия йогой, а тем более самокоррекция сопряжены с проблемой распределением некоторых волевых усилий (ну и личных возможностей, ресурсов), за рамки, которых выйти не получается, а если и получается, то подобные усилия всегда чреваты перенапряжением, что вредно само по себе (как любой форсаж).
Если с телом все несколько проще, в плане практики, то когда дело доходит до вмешательства в свое душевное состояние, например избавления от какой-то конкретной привычки, возникают проблемы, причем их сила и сложность не идет ни в какое сравнение с тем с чем приходится работать практикуя хатха-йогу (здоровье, конкретные заболевания и пр.).
Исходя из предположения, что принцип у-вэй работает и на уровне психики человека возникает вопрос о правильности его применения.
Даже полностью осознанная свой личный недостаток или наклонность (я исхожу из предположения, что события формируют мое личное пространство в соответствии с той информацией, которую я транслирую во вне - совершаю поступки, произношу слова, думаю и фантазирую), порою оказывается совершенно невозможным как-то повлиять на них, при этом не обратившись к крайне напряженным усилиям воли. Отчего у меня возник вопрос, а существуют ли рамки в пределах, которых йога вполне применима и в каких случаях ее действия лучше заменить другими методами и средствами, более действенными и более эффективными? Иногда возникают сомнения, что принцип у-вэй уж настолько универсален, что его использование разумно всегда и в любых обстоятельствах, особенно на этапе разборки с жизнью. Очень не хочется оказаться тем калекой, который пришел лечить коленную чашечку у ампутированной ноги.
Вопрос получился большим, но надеюсь он вполне понятен.
С уважением.
Аналогичная ситуация. Есть у меня сильные и слабые качества. Только качества характера я уже не отделяю от остального организма, типа конституции тела, гормонального состава. Тело и характер связаны довольно сильно.
Причем сильных качеств не хватает для того, чтобы сделать жизнь (в моих условиях) такой, какой хочется. Раньше я пытался вытянуть слабые стороны методами сознательных усилий в психологии. И убедился, что изменить что-то можно лишь из малого диапазона. Навести косметический ремонт, так сказать. А поменять что-то капитально - не выходит. А если выходит, то кажется, что оно и было заложено от рождения, только не проявлялось ярко.
Поэтому и обратился к йоге в надежде, что изменения произойдут посредством той сферы, что вне и больше обычного сознания, повседневного "я".
Причем сильных качеств не хватает для того, чтобы сделать жизнь (в моих условиях) такой, какой хочется. Раньше я пытался вытянуть слабые стороны методами сознательных усилий в психологии. И убедился, что изменить что-то можно лишь из малого диапазона. Навести косметический ремонт, так сказать. А поменять что-то капитально - не выходит. А если выходит, то кажется, что оно и было заложено от рождения, только не проявлялось ярко.
Поэтому и обратился к йоге в надежде, что изменения произойдут посредством той сферы, что вне и больше обычного сознания, повседневного "я".
И все же, каким может быть человек, "если бы не…"?
Есть в Махабхарате поучительнейшая история. Одна дама просила у Господа Шивы такого мужа, чтобы был и отражением истины, и самым сильным, и лучшим стрелком из лука, и самым красивым, и самым терпеливым. Шива ей пытался объяснить, что один человек не может сочетать в себе все эти качества, но дама не отступала. Шива ниспослал таки исполнение ее желания, и ей пришлось выйти замуж одновременно за пятерых мужей, один из которых был отражением истины, второй самым сильным, и т.д.
В буддизме же выделяют 5 семейств божеств. Каждое семейство обладает определенным качеством. И человека можно отнести к какому-либо семейству по своим качествам. Причем, убрать напрочь "дурные наклонности" не стремятся. Стремятся их преобразить в чистые проявления, качества Будд, которыми они в потенциале и являются. Красиво пишут…
Есть в Махабхарате поучительнейшая история. Одна дама просила у Господа Шивы такого мужа, чтобы был и отражением истины, и самым сильным, и лучшим стрелком из лука, и самым красивым, и самым терпеливым. Шива ей пытался объяснить, что один человек не может сочетать в себе все эти качества, но дама не отступала. Шива ниспослал таки исполнение ее желания, и ей пришлось выйти замуж одновременно за пятерых мужей, один из которых был отражением истины, второй самым сильным, и т.д.
В буддизме же выделяют 5 семейств божеств. Каждое семейство обладает определенным качеством. И человека можно отнести к какому-либо семейству по своим качествам. Причем, убрать напрочь "дурные наклонности" не стремятся. Стремятся их преобразить в чистые проявления, качества Будд, которыми они в потенциале и являются. Красиво пишут…
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Просто у меня лично возникает растерянность и навязчивый вопрос, - ЧТО делать?! когда сталкиваешься одновременно и с проблемами в повседневной жизни, и в проблемами личного характера, и тем и этим, когда область сознания буквально затоплено вопросами требующих решений и ответов. Одно дело когда есть какае-то значительная отдушина, ну скажем нечно такое в жизни, что может придать сил, поднять тонус, помогающее как-то компенсировать усилия
и совсем другое когда таких вещей почти нет, а если их наличие и очевидно, то по закону подлости недоступно из-за тех или иных причин и обстоятельств. Йога и хобби помогают, но не во всем и не всегда. Короче возникает замкнутый круг, по которому ходишь то взад, то вперед.
и совсем другое когда таких вещей почти нет, а если их наличие и очевидно, то по закону подлости недоступно из-за тех или иных причин и обстоятельств. Йога и хобби помогают, но не во всем и не всегда. Короче возникает замкнутый круг, по которому ходишь то взад, то вперед.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Речь не идет о том чтобы привносить в свой характер те качества, которые тебе по природе не свойственны. Скорее вопрос в том как в рамках складывающихся обстоятельств (весьма неблагоприятных) и личного эмоционального состояния (которое тоже оставляет желать лучшего) можно добавить те качества (укрепить сильные стороны), которые могут помочь в решении насущных задач и проблем? Волевые возможности они ведь не безграничны, очень сложно распределить собственные усилия так чтобы по возможности больше учесть тех или иных нюансов (проблемы) и при этом свести к минимуму потери среди личного состава :? И вроде бы понятно, что нужно правильно распределить ударения, но не понятно как среди всего многообразия компонентов и всей наполненности жизни и самого себя выделить наиболее значимые и важные. Так сказать найти конец клубка. :roll:
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11335
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Ваш вопрос имеет некий скрытый подтекст, суть которого, как я понимаю, в том, что - когда жизнь припекла - хочется чтобы нужные изменения произошли БЫСТРО. Здесь вынужден Вас разочаровать. Да, йога решает практически ВСЕ вопросы, которые касаются Вашего внутреннего состояния (здоровья и души), но НЕ быстро. А когда Вы станете таким, каким были бы , если бы не... - тогда нужно будет разбираться с социальным аспектом. И ТОГЖА будут силы и понимание ЧТО нужно в себе менять, и КАК.
Но чтобы все вышеперечисленное случилось, нужно просто заниматься йогой КАЖДЫЙ ДЕНЬ, с ЖЕЛЕЗНОЙ, ТУПОЙ систематичностью!
И ничего больше. От года до двух. Не менее. И остается решить только одну задачу - грамотно ВСТРОИТЬ практику в свою жизнь - невзирая на все ее проблемы. Удастся это сделать - Вы обречены на успех!
Удачи!
Но чтобы все вышеперечисленное случилось, нужно просто заниматься йогой КАЖДЫЙ ДЕНЬ, с ЖЕЛЕЗНОЙ, ТУПОЙ систематичностью!
И ничего больше. От года до двух. Не менее. И остается решить только одну задачу - грамотно ВСТРОИТЬ практику в свою жизнь - невзирая на все ее проблемы. Удастся это сделать - Вы обречены на успех!
Удачи!
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
Виктор, в социуме такой человек рождается один на тысячу. (Утрировано).Виктор писал(а):И ничего больше. От года до двух. Не менее. И остается решить только одну задачу - грамотно ВСТРОИТЬ практику в свою жизнь - невзирая на все ее проблемы. Удастся это сделать - Вы обречены на успех!
На сайте, в данный момент (18.04.2007г. 9:25 a.m. Москвы) зарегистрировано 5404 пользователя. Значит потенциально таких людей - 5. Остальным подобный подход трудно осуществить.
Что делать?
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
Re: За пределами йоги
Вовка, это понятно. :Dvovka писал(а):Сразу хочу оговориться, что все сказанное есть только мое личное ИМХО, мои личные выводы и суждения.
Среди суждений есть выводы из ЛИЧНОГО опыта. И есть не из личного. Именно это Йога и пытается с человеком сотворить - осуществить осознание разницы между личным и заимствованным опытом. В любых проблемах решение - приобретение личного опыта. Только так и не иначе. Всё остальное - детали.
Конец клубка НИКОГДА не виден. Видна только нить. Опыт - способ её разматывания.
Грубо говоря конец клубка для человека - это способ разматывания, а не конкретный, вещественный конец клубка. Событийный.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11335
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
vovka, если жизнь стала такой, как в песне у Высоцкого "Обложили меня, обложили..." и Вы хотите выйти из всего этого посредством йоги - это ситуация сложная. Проблематично лечить сломанную ногу на бегу. Если хотите все же пробовать йогу, то нужно:
- максимально упростить режим, отодвинуть все дела, которые отодвинуть можно месяца на три;
- по возможности убрать нестерпимые моменты бытия и на такое же время (три месяца) обособиться (снять, например, комнату, чтобы никто не парил);
- либо договориться на работе, с родными и близкими, чтобы на какое-то время Вас оставили в покое и не дергали;
- и тогда - с минимумом помех - Вы можете начать освоение йоги. Каждый день практика и Йога-нидра.
Если же стрессовые либо перегрузочные факторы, которые уже довели до визга, из Вашего ежедневного бытия НЕ исключаемы, то в ТАКОЙ ситуации освоение йоги рискует стать еще одним фактором перегрузки.
- максимально упростить режим, отодвинуть все дела, которые отодвинуть можно месяца на три;
- по возможности убрать нестерпимые моменты бытия и на такое же время (три месяца) обособиться (снять, например, комнату, чтобы никто не парил);
- либо договориться на работе, с родными и близкими, чтобы на какое-то время Вас оставили в покое и не дергали;
- и тогда - с минимумом помех - Вы можете начать освоение йоги. Каждый день практика и Йога-нидра.
Если же стрессовые либо перегрузочные факторы, которые уже довели до визга, из Вашего ежедневного бытия НЕ исключаемы, то в ТАКОЙ ситуации освоение йоги рискует стать еще одним фактором перегрузки.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Насчет упрощения режима я и сам несколько недель назад пришел к таким же выводам, сейчас практикую только нидру и асаны. На прочее нет сил, терпения и спокойствия. Большая часть проблем она ведь от собственных мыслей, собственного нетерпения и личной дурости, больше гложет и жмет не окружающая действительность, а собственная неспособность противостоять внутренним импульсам, они чаще всего уводят от умеренной прктики. Спасибо за рекомендации, Бог даст разберусь со всей этой канителью, - ровно, спокойно и ритмично или по другому с толком, с чувством, с расстановкой :)
А не вариант ли это тапаса?Виктор писал(а): Но чтобы все вышеперечисленное случилось, нужно просто заниматься йогой КАЖДЫЙ ДЕНЬ, с ЖЕЛЕЗНОЙ, ТУПОЙ систематичностью!
И ничего больше. От года до двух. Не менее. И остается решить только одну задачу - грамотно ВСТРОИТЬ практику в свою жизнь - невзирая на все ее проблемы. Удастся это сделать - Вы обречены на успех!
Удачи!
http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5234
А вот со встраиванием у меня был и отрицительный опыт. Серьезно подпортил личные отношения из-за железных каждодневных занятий. Выстраиваешь свой график так, чтобы занятия обеспечить во что бы то ни стало, ну, и задеваешь ближних. Как в источниках описано про тапасьев, чье поведение доставляет проблемы окружающим :( Теперь меня как минимум странным считают...
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11335
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Бориз, в данном случае, когда йога нужна Вам, следует ТАК встраивать ее в свою жизнь, чтобы этот процесс задевал ТОЛЬКО Вас, и никого больше. Скажем. чтобы не трогать окружающих по утрам, нужно заниматься йогой с 5.00 до 7.00. Или с 4.00 до 6.00 утра, и все. И - никаких проблем. Вы скажете: - А когда ложиться, чтоб высыпаться? А когда хотите, но чтобы это, опять-таки, не мешало окружающим. Тогда нужно просто спать часов пять, а днем слушать Нидру. Вы снова спросите: - А когда ее слушать днем? А я отвечу: - Это уже Ваша проблема, чтобы найти время и место, это функция ума. Но будет желание - найдется все.
-
- Сообщения: 1897
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Когда делал первые шаги в йоге занимался по вечерам - тогда это было время самое удобное для меня. Когда начали возникать неудобства, перебои в занятиях, и конфликты с окружающими, пришлось перенести занятия на утро, 5-6 утра. С окружающими упорствовать вредно, особенно если от них каким-то образом зависишь. Чтобы не казаться странным нужно меньше навязывать своих тараканов другим, да и вообще меньше болтать на тему йоги и прочей философской мишуры, тем более с людьми далекими от всего этого. Свое имя и свои нервы дороже.
Удачи!
Удачи!
Последний раз редактировалось vovka 18 апр 2007, 12:15, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 1760
- Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
- Откуда: Омск
- Поблагодарили: 4 раза
ИМХО. Бориз, а изменить ничего и не получиться. Йога относиться к отрицательным техникам. Отрицательные техники убирают омрачения.Бориз писал(а): И убедился, что изменить что-то можно лишь из малого диапазона. Навести косметический ремонт, так сказать. А поменять что-то капитально - не выходит. А если выходит, то кажется, что оно и было заложено от рождения, только не проявлялось ярко.
Тогда постепенно начинают формироваться условия, в которых может проявиться то, что заложено от рождения и ничего больше.
Чаще это больше чем человек может получить целенаправленными умственными усилиями. Принцип у-вэй (действие не действием), работает потому, что человек находиться в таком плохом состоянии, когда усиленные или иногда любые активные действия приводят не к улучшению ситуации, а к ее ухудшению. Поэтому если этот принцип работает, это говорит о том что человек, находиться в глубоком состоянии неведения, когда "хотели как лучше, а получается как всегда". Более ценны сознательные действия, приводящие к достижению цели, которым сопутствуют автоматически выполняемые ямы, вследствие очистки ума. Т.е. на первой стадии очистки ума у-вэй, это не совершение разрушительных действий, на следующем этапе не препятствование позитивным процессам, на следующей стадии принятие любых изменений, с пониманием их причинно-следственных связей, далее понимание своей дхармы и выполнение своих кастовых обязанностей действием.
У-вэй в отношении тела, восхваляется лишь потому, что мы не знаем, как оно работает и способны скорее навредить прикладавая целенаправленные усилия, чем добиться позитивных результатов.
Тот кто знает способен, творить в нашем понимании чудеса ...