atry писал(а):под душеспасительными услугами подразумевается посмертное существование? Психотерапия тоже в некотором роде предоставление душеспасительных услуг.
И то и другое, конечно. Психотерапия, сиречь успокоение разных вритти, обещание вечных благ где-то там, за горизонтом...
Впрочем, можно определять слова через слова бесконечно, до полной потери всякого смысла. Тут важно вовремя остановиться и решить практически: идти в церковь? взывать к Ишваре? или что-то более приземленное задействовать вроде ежедневной практики?
Акцент в моем посте лежал на словах "со стороны".
Если задействовать в рассуждениях "истинную пару" тональ-нагваль и связанный с ней корпус текстов, будет пожалуй точнее и практичнее, чем с Ишварой.
Религия - та или иная форма представлений о возможности получения душеспасительных услуг со стороны.
Церковь - совокупность организаций, оказывающих душеспасительные и (связанные с ними) ритуальные услуги.
Вы еще скажите - религия опиум для народа... :lol:
С таким уровнем определений в данной теме можно говорить, что йоги атеисты и не заморачиваться.
Майкл!
Настоящий атеизм был только в раннем буддизме. Бог, душа и поклонение просто исключались из картины мира. Даже слова эти исключались из лексикона как у нас мат в приличном обществе.
Позиция «бога нет» - скрытая форма религии.
Но скажи мне как ёг ёгу. Ишвара-пранидхана – общепринятая ёжная практика. Вопрос на засыпку: к каким из перечисленных в ЙС врити и типов знания она сводится? И как она гасит эти врити?
Где наука - там бога нет. Где романтика - там бог. Как совместить практичность с романтикой?
Говорят, древние риши обладали исключительно свежим и ярким восприятием, романтическим, судя по их текстам. И в то же время их бог был для них практическим примером, гуру:
Богу, который в огне и который в воде; Богу, который рассеял себя по всему миру; Богу, который в растениях и лесных владыках – Этому богу – благодарение, благодарение! (Шветашватара упанишада)
С чего это благодарение? Наверно, учились у этого Бога...
Ходили по земле, и учились, наверно, у нее терпению и неподвижности. Купались в воде и учились у нее... и т.д. Так что можно, к примеру, выбрать личного ишвару, который был до всех йогов: Землю. Он не книжный и не абстрактный.
В Сказках о Силе Кастанеды в конце есть красочная сцена:
=====================================
...Он обернулся в особенности ко мне и сказал, что я когда-то им говорил, что жизнь воина холодна и одинока и лишена чувств. Он даже закончил, что как раз в этот момент я убежден, что это так.
- Жизнь воина ни в коем случае не может быть холодной, одинокой или лишенной чувств, - сказал он, - потому что она основывается на его привязанности, его стремлении, на том, что он посвятил себя тому, кого он любит. И вы можете спросить, кто это тот, кого он любит. Я покажу вам сейчас.
Дон Хенаро поднялся и медленно отошел на совершенно плоский участок как раз перед нами, в 3-4 метрах в стороне. Там он сделал странное движение. Он двигал своими руками, как бы очищая пыль с своей груди и живота. Затем произошла странная вещь. Поток почти неощутимого света прошел сквозь него. Он исходил из земли и, казалось обнял все его тело. Он сделал что-то вроде
заднего пируэта, нырок назад, точнее говоря, и приземлился на грудь и на руки. Его движение было выполнено с такой точностью и легкостью, что он казался невесомым существом, червеобразным существом, которое перевернулось.
Когда он оказался на земле, он исполнил ряд неземных движений. Он скользил всего в нескольких дюймах над землей, или катался на ней, как если бы он лежал на шарикоподшипниках, или же плавал, описывая круги и поворачиваясь с быстротой и ловкостью угря, плывущего в океане.
Мои глаза начали успокаиваться в какой-то момент и затем без всякого перехода я уже следил за шаром света, скользящим взад и вперед по чему-то, что, казалось, было поверхностью катка с тысячами лучей света, сияющими на ней.
Картина была ясной. Затем шар огня остановился и остался неподвижным.
Голос встряхнул меня и рассеял мое внимание. Это заговорил дон Хуан. Сначала я не мог понять, что он говорит. Я опять взглянул на шар огня. Я мог различить только дона Хенаро, лежащего на земле с разбросанными руками и ногами. Голос дона Хуана был очень ясным. Он, казалось, нажал на какой-то курок во мне, и я начал писать.
- Любовь Хенаро - это этот мир, сказал он. - он только что обнимал эту огромную землю, но поскольку он такой маленький, все, что он может делать, только плавать в ней. Но земля знает, что он любит ее, и заботится о нем. Именно поэтому жизнь Хенаро наполнена до краев, и его состояние, где бы он ни был, будет изобильным. Хенаро бродит по тропам своей любви, и где бы он
ни находился, он цельный.
Хенаро сел перед нами на корточки. Он мягко погладил землю.
Это предрасположение двух воинов, - сказал он. - эта земля, этот мир. Для воина не может быть большей любви.
Дон Хенаро поднялся и минуту сидел на корточках рядом с доном Хуаном, пока они оба пристально смотрели на нас. Затем они оба сели, скрестив ноги.
- Только если любишь эту землю с несгибаемой страстью, можно освободиться от печали, - сказал дон Хуан. - воин всегда весел, потому что его любовь неизменна и предмет его любви - земля - обнимает его и осыпает его невообразимыми дарами. Печаль принадлежит только тем, кто ненавидит ту самую вещь, которая дает укрытие всем своим существам.
Дон Хуан опять с нежностью погладил землю. - Это милое существо, которое является живым до последней крупицы и понимает каждое чувство, успокоило меня. Оно вылечило мои боли и, наконец, когда я полностью понял мою любовь к нему, оно научило меня свободе.
=======================================
В Бхагавадгите также потрясающее место (думаю, про Ишвару):
...8. Я вкус в воде, Каунтея. Я блеск луны и солнца,
Я во всех Ведах живоносное слово, звук в эфире, человечность в людях.
9. Я чистый запах в земле, в огне - сиянье,
Жизнь во всех существах, Я подвижников подвиг;
10. Я вечное семя существ, постигни, Партха;
Я мудрость мудрых, Я великолепие великолепных;
11. Я сила сильных, свободных от вожделенья и страсти;
В существах Я закономерное влечение, мощный Бхарата...
(Глава VII.ЙОГА ЗНАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЕГО)
Все это так осязаемо и совсем не книжно... В общем, Ишвара Пранидхана - вещь!
Для тех, кто верит - вещь.
Как сказал Тертуллиан: "И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно".
Именно поэтому жизнь Хенаро наполнена до краев, и его состояние, где бы он ни был, будет изобильным. Хенаро бродит по тропам своей любви, и где бы он
ни находился, он цельный.
Блин я аж обзавидовался... :D
Все это так осязаемо и совсем не книжно... В общем, Ишвара Пранидхана - вещь!
Поддерживаю всеми фибрами своей души! В контексте учения Дона Хуана нареченное ни как иначе как - Путь Сердца.
Вы еще скажите - религия опиум для народа... :lol:
С таким уровнем определений в данной теме можно говорить, что йоги атеисты и не заморачиваться.
Начальнику хора. По краткости определений.
Религия - опиум для народа. Затаскано, конечно, но ведь гениально!
Все штампы живучи, ибо гениальны и широко применимы. :) Кубики.
То, что кратко, живет, а что длинно - не запоминается... Как быть?
ИМХО, определение должно быть рабочим, конкретным, ситуативным, а не вообще, не абстрактным.
А мировоззрение - мгновенным. :)
Сорри за оффтопик.
Виктор писал(а):Для тех, кто верит - вещь.
Как сказал Тертуллиан: "И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно".
...Верую ибо абсурдно.
А можно ли верить не веря???
Вера прагматична. Запускает механизмы, ведущие к цели.
В частности, вера в обреченность на успех. :)
Увы, процент подверженных авидье среди верующих и неверующих есть величина постоянная.
А ничё, УВЫ снимается. Тему авидьи по некоторому размышлению полагаю бесперспективной.
Знаете, иногда так увлекаюсь этими увлекательными словесами и оборотами, что потом думаю: чё написал-то? Но пусть дурость будет видна, это не страшно. Вон Арджуна столько дурости проявил на поле курукшетра, и ничего, зато это вызвало массу полезных пояснений.
Всем спокойной ночи и хорошей практики с утреца!
Бог йогинов - безусловно сегодняшний Шива, божество к сожалению уже арийского толка, доарийскому верованию соответствует Рудра - точно не помню или у хараппов или у дравидов. Так же существовало лунорогое божество - наверняка принадлежащее протодравидам - безусловно имевшее отношение к покровительству над йогинами - это где-то 3-4 т.л.до н.э. - !!!!! Улавливаете какая древность!!!! И заметьте нигде культура столь глубокой релаксации и интроспекции не была развита - что-то там случилось в этой древности..... что-то не от мира сего.......
А.Смит писал(а):А можно ли верить не веря???
Вера прагматична. Запускает механизмы, ведущие к цели.
Многие йогические\тантрические источники именно так о вере и говорят--как об инструменте достижения целей йоги, и не более того. При этом религиозная принадлежность не имеет абсолютно никакого значения--всё равно кто будет объектом вашей "бхактической" концентрации--Шива или аллах, или Христос с дон Хуаном.
Бессмертник писал(а):И заметьте нигде культура столь глубокой релаксации и интроспекции не была развита - что-то там случилось в этой древности..... что-то не от мира сего.......
Если честно, то древность улавливается, а то, о чем говорится практически нет. Что случилось? По какому поводу?
Mykola писал(а):не имеет абсолютно никакого значения--всё равно кто будет объектом вашей "бхактической" концентрации--Шива или аллах, или Христос с дон Хуаном.
Пока образ "Бога" не впечатается в сознание, чувства и мировоззрение.... И кстати, я где-то читал что подобная техника предполагает его дальнейшее разрушение (данного образа) и освобождение от годами наработанных представлений..... ничего не слышали об этом?
Andreyk
что-то там случилось в этой древности..... что-то не от мира сего.......
Если честно, то древность улавливается, а то, о чем говорится практически нет. Что случилось? По какому поводу?
Бог йогинов - безусловно сегодняшний Шива, божество к сожалению уже арийского толка, доарийскому верованию соответствует Рудра - точно не помню или у хараппов или у дравидов.
Только наоборот. Рудра, как раз арийский бог а Шива судя по-всему был представлен в доарийском пантеоне. Потом один вытеснил другого взяв от него многие черты.
Бессмертник писал(а):И кстати, я где-то читал что подобная техника предполагает его дальнейшее разрушение (данного образа) и освобождение от годами наработанных представлений..... ничего не слышали об этом?
У буддистов есть ритуальное действие "убить Будду". А что с образом Бога делают йоги других конфессий--того не ведаю.