Традиция тантры. Источники / Четыре вида йоги

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Караван / Andreyk
Сообщения: 1760
Зарегистрирован: 7 фев 2007, 08:11
Откуда: Омск
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение Караван / Andreyk »

Майкл писал(а):Но, по крайней мере, не надо пытаться сидеть на двух стульях сразу, типа одну руку держать поднятой, а второй - листать книгу.
Согласен. Но к сожалению и сам так поступаю.

Mykola писал(а):Ну а для нашей дискуссии это очередной призыв обозначить своё понимание термина, прежде чем обсуждать такие аморфные понятия.
Можно продолжать обозначать.
А лучше начинать с хатха-йоги. Сразу с практикой ЧВН, с работы с сознанием. Если интересна ЙИК, форум, библиотека, слова Виктора.
Если нет, то сюда лучше не приходить. Какой смысл?
И многое встанет на свои места. Тогда и углубиться можно в ЛЮБУЮ тему, когда основа одинакова у многих участников дискуссии.
ИМХО.
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

Andreyk писал(а): Если нет, то сюда лучше не приходить. Какой смысл?
Смысл? Посмотреть на заблуждающихся, на авидью, викальпу и т.п.
Для практикующего это очень полезно. Так как у другого видно лучше чем у себя. Но это типовые явления.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Andreyk писал(а):Можно продолжать обозначать.
А лучше начинать с хатха-йоги. Сразу с практикой ЧВН, с работы с сознанием. Если интересна ЙИК, форум, библиотека, слова Виктора.
Если нет, то сюда лучше не приходить. Какой смысл?
И многое встанет на свои места. Тогда и углубиться можно в ЛЮБУЮ тему, когда основа одинакова у многих участников дискуссии.
ИМХО.
Хотите поговорить об ЭТОМ? (С) Ладно.

Нужно продолжать говорить.
Об этом.
В этом смысл.
Форума.
Этот форум единственный.
В своём роде.
Как и йога одна.
Йога непридумана.
Никем.
А форум придуман.
Виктором.
И это замечательно.
Поскольку до тех пор.
Пока.
Никто не заставляет выражать.
Чётко.
СВОЁ мнение.
Здесь можно спорить.
Со всеми.
И со всеми.
Соглашаться.
И это ещё замечательней.
Это значит что.
На дворе Демократия.
И Нью-Эйдж!
ИМХО.
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

ND писал(а):Но ведь есть и такие, которые не развешают ярлыки и не давят цитатами авторитетов на 3 страницы, а просто делятся собственным пониманием.
ND, разве что Вы делитесь собственным пониманием исходя из опыта.
Другие к сожелению делятся собственными фантазиями исходя из прочитанных сутр. Происходит явное загрязнение семантического пространства. Впрочем это нормально и неизбежно :)
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

/

Сообщение Olexandr »

Думаю, если бы Джозеф Пилатес в детстве попалась книга по йоге, оседлал бы он эту тему и раскручивал лечебную и укрепляющую физкультуру в этом ключе. Но этого не произошло. Популяризация хатха йоги пришлась на конец 50 х, и 60 –е. Не было йогического импринта в мозгу этого великого человека. Ну, не знал он сутр Патанджали. Во всяком случае, тогда, когда создавал свою систему. Тем не менее его подход, точнее выход на использование релаксации и ментального контроля за ощущениями во время упражнений и расслабления весьма сходен с «классической йогой» уважаемого Виктора Бойко.
Во время Первой Мировой войны его система реабилитационных тренировок помогала солдатам, получившим ранения и проходивших лечение в госпитале. Эта гимнастика способствовала компенсации при посттравматических ограничениях опорно-двигательного аппарата.
Система эволюционирует и сегодня. Ее эффективность статистически достоверна у больных и заметьте без «йогических» профанаций.
vab
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 30 июл 2005, 20:35
Поблагодарили: 1 раз

Re: /

Сообщение vab »

Olexandr писал(а):Эта гимнастика способствовала компенсации при посттравматических ограничениях опорно-двигательного аппарата.
Система эволюционирует и сегодня. Ее эффективность статистически достоверна у больных и заметьте без «йогических» профанаций.
Последние несколько месяцев как раз "заигрываю" с Пилатесом в варианте Линн Робинсон и Гордон Томсон. Подход Пилатеса к работе исключительно от Центра и их подход с первых шагов не допускать включения в работу неправильных мышц ИМХО очень интересен. В Крыму в этом году скакал по горам только так, и дыхание почти не сбивалось (бедная моя жена). Вот что значит, малозадействованная при подъемах прямая мышца пресса.

Только одно мне не понятно :-) Как в фитнесцентрах могут его преподавать в группах? Ведь только для того, чтобы активизировать косые мышцы живота изолированно от всех остальных (рук, ног, преса и т.п.) у меня больше месяца ушло.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

.

Сообщение Olexandr »

Не хотелось бы сползти на обсуждение системы не имеющей отношение к тантре и йоге.
Меня давно интересовал вопрос, за счет чего, грубо говоря на какие деньги, жили тантрики. То есть, я так понимаю им и на хлеб хватало и на канцелярские расходы. И вдохновение, опять- таки требует "легкого чувства голода", а не измождения.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

/

Сообщение Olexandr »

Еще вопрос, Кришнамачарья и его ученики не сняли брахманских шнуров. Хотя йога «вне каст». Почему?
И все-таки тантрики. Гонораров за публикации не получали, группы оздоровительные не вели. Да и кто в группы пойдет, крестьяне? Так они заняты. Ремесленники, купцы? То же люди серьезные.
Воины? Они брахманов почитают, не будут они с безродными чудиками общаться. Еще и пенделей выпишут, если поперек брахманского учения чего услышат.
Глядите-ка, йог-тантрик, изгой вне каст, не пропадал.
Может, разбойничали тантрики?
vab
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 30 июл 2005, 20:35
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение vab »

Вот выдержки из книги "Автобиография Духовно Неправильного Мистика". Конечно, единичный случай Ошо не показатель системы, но как один из примеров ИМХО вполне может подойти.

Я очень хорошо запомнил один случай. В стране шла перепись населения, и в наш дом явился какой-то чиновник. У него были анкеты, и он задавал много разных вопросов. Помимо прочего, он спросил, какую религию исповедует мой дедушка, и Нана ответил: "Джайнизм". Затем чиновник спросил о религии моей бабушки, а дед сказал: "Пусть она сама ответит. Религия - это личное дело каждого. Лично я никогда ее об этом не спрашивал". Какой был человек!

А бабушка вот что ответила: "Я вообще не религиозна. Мне все эти религии кажутся ребячеством". Чиновник был потрясен. Это даже меня поразило. Она вообще не относила себя к какой-то религии! В Индии практически невозможно найти нерелигиозную женщину. Но она родилась в Кхаджурахо, скорее всего в семье тантристов, а они никогда не признавали религий. Они медитировали, но оставались нерелигиозными.


...


Это тоже очень примечательно: девяносто лет назад, в Индии, она осмелилась влюбиться. Она вышла замуж только в двадцать четыре года. Это большая редкость. Я однажды спросил ее, как ей удалось так долго не выходить замуж, она ведь была настоящей красавицей... Я в шутку сказал, что в нее мог бы влюбиться даже царь Чхаттерпура - страны, куда входила Кхаджурахо.

А бабушка ответила: "Странно, что ты это сказал, потому что так и было. Но я отказала ему, и не только ему, но и многим другим". В те времена индийских девушек выдавали замуж в девять, даже в семь лет. Это страх любви... если девушка станет старше, она может в кого-то влюбиться. Но отец моей бабушки был поэтом. Его песни до сих пор поют в Кхаджурахо и окрестностях. Он заявил, что выдаст ее замуж только по обоюдному согласию. И судьба устроила так, что она влюбилась в моего деда.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

/

Сообщение Olexandr »

Интересная история. Даже в забитой предрассудками Индии были добрые отцы, которые не хотели, чтоб со смертью престарелого мужа девушка подвергалась самосожжению. А то еще так бывало, - детки маму на папин погребальный костер заталкивали.
Понятно, - люди не желающие выполнять дурацкие предписания назывались тантриками.
Но тут же сами себе сочиняли не менее «мудрые» руководства, насыщенные ужасающими метфорами и обещаниями всего.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Где уж им до современных мудрецов, которые всё знают, про то как там было раньше и что было дурацким а что нет.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Не знаю, как там влияет Тантра на сегодняшнюю действительность, но есть жуткая статистика, которую они сами очень не любят вспоминать и показывать. На сегодняшний день в Индии более сорока миллионов вдов, которые НЕ пошли на погребальный костер своих мужей и стали неприкасаемыми, то есть - выброшенными из жизни и влачат самое жалкое существование.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Виктор, насколько я помню в Индии, ещё при англичанах в 19-веке эта практика прекратила своё существование. Были случаи самосожжения и в 20-м веке, но не как массовое общественное явление. То же самое, что в Японии с харакири. Откуда эта статистика про 40 миллионов? Бедственное положение в Индии влачит подавляющее большинство населения и вовсе не по причине того, что оно нарушило кастовые предписания а по причине нищеты и бедности.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Это статистика из TV-передачи об Индии, которая была недели две назад, причем сделали ее не наши, а "Нэшинел джеографик". Там и показали нескольких этих вдов. Отношение индуистского общества к тем из них, кто отказался от обряда сати просто нечеловеческое, это худший вид мракобесия. А статистика именно такая, я просто челюсть уронил, когда услышал ее...
vab
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 30 июл 2005, 20:35
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение vab »

Численность населения Индии 1.2 млрд. Из них женщин приблизительно 600 млн. Из них 20% (по возрасту - дети). Осталось 400 млн. Если 40 млн из них вдовы, то это составляет где-то около 10%. Итого. Если за 2 века в культуре ничего не изменилось, то каждая десятая женщина должна быть гонима. То есть явление носит повальный характер. Интересно, а сколько тогда женщин сейчас соглашаются идти на костер? Ой, что-то не так с этой статистикой. Я давно знал, что ВВС - гонщики отвязные. Может быть нейшнл джиорафик тоже взяли моду пургу гнать?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Женщины в огне

До наших дней в Индии сохранился древний обычай самосожжения вдов


Парери - такое же сонное царство, как и сотни тысяч других разбросанных по всей стране индийских деревень, где у жителей нет другого повода посудачить, кроме как о предстоящей свадьбе или только что состоявшихся похоронах. Но в тот памятный всем сентябрьский день на берег реки вышло практически все население поселка: предстояло необычно и жуткое зрелище - самосожжение вдовы, чей муж две недели назад погиб в результате несчастного случая.
Под чтение священных мантр молодая 19-летняя женщина в красочном свадебном наряде забралась на груду дров, молча села на пропитанные смолой поленья и стала терпеливо дожидаться конца молитвы. Люди, пришедшие проводить ее в последний путь и принесшие с собой по этому случаю курящиеся благовонные прутики и кокосовые орехи, плотным кольцом окружили место события. Скорбные лица, переполненные ужасом глаза. Но никто не пытался остановить то, ради чего все здесь собрались. Уже зажгли факел, от которого должен был вспыхнуть погребальный костер, когда из-за пригорка выбежали полицейские. Среди 800 сельчан нашелся-таки один, кто позвал стражей порядка, и те вовремя подоспели к месту драмы. Публичное самосожжение вдовы, или как его называют в Индии, "сати" удалось предотвратить. Несчастную женщину на время поместили под присмотр врачей и полиции, а родственников ее бывшего мужа арестовали. Если удастся доказать, что это они принудили невестку пойти на костер, то их ждет суровое наказание.

Попытка самосожжения в Парери - четвертый подобный случай в штате Уттар-Прадеш за последние несколько лет. Не отстают в этом отношении от него и другие районы индийской сельской глубинки, где все еще сильны пережитки давно минувших лет и древние традиции.

Вряд ли какое-либо другое явление в жизни индийцев вызывает такой всплеск эмоций в обществе, как "сати". Каждый случай восхождения женщины на погребальный костер умершего мужа будоражит людей, становится предметом жарких споров на страницах газет и журналов, служит поводом для организации многолюдных публичных выступлений и демонстраций, как осуждающих жестокую традицию, так и защищающих ее. Равнодушным не остается никто: кого-то случившееся приводит в ужас, другие, наоборот, одобряют, казалось бы, безрассудный поступок.
Попытка разобраться в причинах живучести жестокого обычая, уходящего своими корнями в седую древность, привела меня к обозревателю индийской газеты "Пайонир" Адитья Бхагату, уже много лет занимающемуся проблемой "сати". Не так давно он побывал в гостях у отшельника-садху, живущего в одиночестве на берегу священного для индусов высокогорного озера Манимахеш в северном штате Химачал-Прадеш.

Когда-то давно избрав для себя нелегкую долю аскета, уже в течение нескольких десятков лет даже с наступлением зимы отшельник не покидает своей каменной хижины, со всех сторон открытой пронизывающим ветрам. Среди паломников и жителей близлежащих деревень он известен под именем Баба. Так в Индии называют аскетов и "святых": это имя уже само по себе свидетельствует о принадлежности человека к кругу "избранных", "приближенных" к Богу.

Адитья Бхагат рассказывает:

- Доступ к озеру Манимахеш полностью закрыт в течение девяти месяцев в году. Со всех сторон его окружают вечно заснеженные горы с проплешинами каменистых пустошей, на которых растут лишь мох да лишайники. Величие гималайских пиков и оглушающая белая тишина подавляют. Нужно быть очень сильным духом человеком, чтобы не сойти с ума в этой безмолвной пустыне, где нет никаких других звуков, кроме завывания ветра в непогоду. Лишь в летние месяцы, когда снежный покров на короткое время отступает к скалистым вершинам и на проталинах проступают едва заметные тропы, наиболее отважные паломники рискуют отправиться в дальнюю дорогу, чтобы за несколько дней тяжелого пути добраться до мест, где, как считается, живут боги. Пилигримы совершают ритуал омовения в ледяной воде Манимахеша, в кристально чистой глубине которого, словно в зеркале, отражается возвышающаяся неподалеку гора Кайлаш. Она - предмет особого поклонения верующих: согласно поверью, на ее вершине живет один из наиболее могущественных и грозных богов индуистского пантеона - Шива.

Наверное, только одному Шиве и ведомо, как может выжить в этом суровом краю отшельник Баба. После многих месяцев полного одиночества среди снега и скал аскет с нескрываемой радостью встречает гостей, каждому предлагает по чашке ароматного чая, заваренного на целебных высокогорных травах. Во время почти что ритуального чаепития у "дома Шивы" садху, едва заметно раскачиваясь в такт словам, ведет свой неторопливый рассказ:

- Озеро Манимахеш образовалось на месте падения кусочка тела богини Деви. В воплощении Сати она была верной и преданной женой Шивы. Ее отец Дакш Праджапати, сын бога Брахмы, не одобрял этого брака и относился к зятю с нескрываемым пренебрежением. Однажды он устроил пир, на который созвал всех богов, и только Шива не был приглашен. Любящая мужа Сати восприняла это как оскорбление своего супруга. В знак протеста она взошла на жертвенный костер и сгорела в огне. Узнав о самосожжении жены и его причине, разгневанный Шива отсек тестю голову. Затем он собрал останки Сати и в безутешном горе долго бродил с ними по горам. Там, где горстки пепла падали на землю, вырастали храмы и образовывались озера. Манимахеш - одно из них.

- К словам Бабы, - говорит Адитья Бхагат, - можно добавить, что, согласно легенде, самосожжение Сати произошло в местечке Канкхал неподалеку от Харидвара - ныне одного из семи священных индуистских городов. Чтобы поклониться богине, в знак преданности супругу добровольно взошедшей на костер, к месту легендарной драмы, где еще в незапамятные времена был возведен храм, ежегодно со всех концов страны устремляются сотни тысяч паломников. Индуисты почитают Сати как символ супружеской верности и самопожертвования.

В некоторых литературных источниках, впрочем, как и в большинстве случаев на обыденном уровне, именно с поступком супруги Шивы связывается возникновение обычая "сати". Однако в научных кругах единого мнения на этот счет пока нет. По одной из версий, изначально самосожжение вдов практиковалось среди кочевников Центральной Азии, а затем оттуда распространилось и на территорию нынешней Индии. В те давние времена бесконечных войн и завоевательных походов женщины, потерявшие мужей и лишившиеся в их лице защиты, нередко прибегали к самоубийствам из-за нежелания становиться добычей чужеземных захватчиков.

В самой Индии в средние века довольно распространенным был обычай "джаухар": когда осажденная противником крепость уже не могла обороняться, женщины, собравшись вместе в каком-либо помещении, сжигали себя, чтобы защитники крепости могли идти в последний бой, не думая о женах и дочерях, которые уже не станут добычей врага.

Противники "сати" утверждают, что в период, когда формировались основы индийской культуры, уклады общественной жизни и поведенческие стандарты людей, этого обряда на территории нынешней Индии не было. В подтверждение своей правоты они указывают на отсутствие упоминаний о нем в начавших складываться еще в третьем тысячелетии до нашей эры древнеиндийских сборниках религиозных гимнов - Ведах. В них, в частности в Ригведе, помимо песен и гимнов, посвященным силам природы, содержатся различные предписания и правила поведения людей. О самосожжении вдов там речи не ведется. А коль так, то можно предположить, что в более поздние времена храмовая иерархия индусов, преднамеренно извратив тексты священных Вед, стала воспевать самопожертвование богини Сати во имя своего мужа и проповедовать самосожжение вдов в качестве высшего проявления супружеской верности, как акт слияния с Богом. Брахманы, в частности, утверждали, что жена может очистить мужа от земных грехов, если заживо сгорит вместе с его трупом. Только после этого им обоим суждено счастливо прожить на небесах еще 35 миллионов лет - ровно столько, сколько, по представлениям индийцев, имеется волосков на теле человека.

Известно, что в 5 веке до н.э. обряд "сати" в Индии был запрещен. Однако в 5-7 веках н.э. он вновь возродился. И хотя жуткий обряд совершали не более двух процентов вдов, память о нем глубоко врезалась в народное сознание. Есть мнение, что воспевание "сати" имело и корыстный умысел: сгоревших живьем женщин канонизировали, в их честь объявляли праздники, а на местах погребальных костров сооружали храмы и святилища, становившиеся местами поклонения для индусов и даже для последователей других религий. К ним шли верующие близлежащих селений и паломники издалека, пожертвования которых традиционно в Индии составляют основу материального благополучия духовенства и разного рода дельцов, в изобилии вьющихся вокруг священных обителей.

В мысли о том, что за пропагандированием "сати" в наши дни могут скрываться тривиальные коммерческие интересы отдельных личностей, укрепляет и такой факт: несмотря на запрет, официально наложенный на "сати", открытки с изображениями добровольно сгоревших вдов с нимбами вокруг головы издаются сотнями тысяч экземпляров и распродаются за вполне реальные деньги. Количество храмов и святых мест, посвященных жертвам "сати", в Индии исчисляется сотнями. Среди них - "Мариману" ("Большое дерево") на юго-западе штата Андхра-Прадеш. Там растет уникальный 600-летний баньян, считающийся самым большим деревом в мире и по этой причине занесенный в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. Его крону образуют полторы тысячи ответвлений, отходящих от основного ствола и одновременно имеющих собственную корневую систему. Священное дерево образовало целую рощу площадью более двух гектаров. В ее тени на религиозные праздники собираются до 30 тысяч человек. Собрания верующих под гигантским деревом проводятся во славу объявленной "святой" местной царицы Тхиммамма. Потеряв мужа, она добровольно рассталась с жизнью, взойдя на его погребальный костер. Это произошло в 16 веке под кроной тогда еще юного баньяна, и с тех пор местные жители свято берегут память об этом событии. Они запрещают рвать со священного дерева листья или причинять ему какой-либо другой вред. Вокруг шедевра природы, ставшего еще и религиозной святыней, возведен забор и образована охранная зона.

Известен на всю страну и находящийся в Раджастхане храм "Махавир Ватика", сооруженный в честь Сати Дади, 400 лет назад сгоревшей по собственной воле на погребальном костре мужа. Как и у знаменитого баньяна, в этом храме ежегодно в день смерти мученицы проводится двухдневная "пуджа" (религиозный праздник), на который собирается до 50 тысяч человек. Правда, из-за опасений привлечь к себе внимание местных властей, феминистских организаций и прессы, следящими за соблюдением закона о запрете "сати" и случаями прославления совершивших этот обряд, в последние годы священнослужители "Махавир Ватика" вынуждены маскировать молебны в честь Сати Дади поклонением богине Дурге. И, как ни странно, несмотря на то, что такая маскировка оказывается шитой белыми нитками, никто не преследует устроителей праздника. А ведь при желании можно было бы уличить священнослужителей в лукавстве и прямом нарушении закона: в этой местности Дурга не относится к числу наиболее популярных богинь, как скажем, в Западной Бенгалии, да и бесхитростные простые верующие не скрывают своих намерений поклониться именно Сати Дади. На вопрос о том, известно ли ему о запрете на прославление "сати", один из прихожан храма простодушно ответил: "Самосожжение вдовы произошло сотни лет назад, и мы каждый год приходим сюда помолиться в ее честь. Так поступали многие поколения наших предков. И мы тоже всегда будем приходить в этот храм с той же целью".

Практикой совершения обряда "сати" предписывается вдове взойти на погребальный костер мужа (индусы, как известно, умерших не предают земле, а сжигают их на специальных погребальных кострах, устраиваемых, как правило, у воды - на берегу реки или озера) и сгореть на нем живьем. Допускается самосожжение женщины и отдельно, через какое-то время после кремации тела супруга. Каждый такой случай торжественно обставляется. Женщина, добровольно решившая предать себя самосожжению, надевает красочные одежды, нередко - свой свадебный наряд. Подготовка к зажжению костра сопровождается чтением священных мантр. Проводить жертву в последний путь приходит все население поселка или деревни.

В прошлом наиболее ревностными сторонниками совершения обряда "сати" были раджпутские династии Раджастхана. И в наши дни этот западный штат лидирует: на него приходится до двух третей от общего числа случаев самосожжения женщин по всей стране. Девяносто процентов раджастханских "сати" происходит в районе Шекхавати. Время от времени скорбные сообщения приходят и из других концов страны, где в сельской глубинке все еще сильны пережитки давно минувших лет и древние традиции.

Немало эмоций вызвал в Индии недавно вынесенный судом оправдательный приговор в отношении группы жителей раджастханского поселка Деорала, обвинявшихся в подготовке и участии в церемонии "сати". Четвертого сентября 1987 года там взошла на погребальный костер погибшего мужа 18-летняя Руп Канвар, которая заживо сгорела в огне в присутствии многотысячной толпы. Возмущенные попустительством сельчан и администрации, допустивших самосожжение вдовы, женские организации и группы по защите прав человека развернули тогда широкую кампанию против жестокого обычая. Под давлением общественного мнения в конце того же года парламентом страны был принят специальный закон, запрещающий "сати". В отношении лиц, подстрекающих женщин к совершению средневекового обряда, а также его участников установлено суровое наказание: им грозит смертная казнь или пожизненное тюремное заключение. Виновные в прославлении случаев и практики "сати" тоже должны привлекаться к уголовной ответственности и наказываться лишением свободы сроком до семи лет и крупными штрафами, лишаться права баллотироваться в представительные органы власти. Индуистские храмы, в которых проводятся церемонии в память совершивших "сати", подлежат закрытию.

Но одно дело принять закон и совсем другое - его исполнять на практике. Попытки противостоять "сати" предпринимались и раньше: в начале 19 века в Индии развернулось широкое общественное движение против бесчеловечного обычая, которое привело к принятию в 1829 году закона, запретившего самосожжение вдов. Тогда, правда, не устанавливалось столь жестких карательных санкций в отношении вдохновителей и организаторов "сати", как в новом законе. Теперь, казалось бы, у индийского правосудия появилась необходимая юридическая база для искоренения "сати". Однако в том же случае с Руп Канвар продолжавшееся более девяти лет судебное разбирательство закончилось безрезультатно: женщина сгорела в огне, а виновных в случившемся так и не оказалось. И это при том, что место кремации охранялось молодыми вооруженными раджпутами, не позволявшими очевидцам трагедии подойти поближе к костру.

Вынесенный судом вердикт дал повод активистке Национальной федерации индийских женщин Вимле Фаруки заявить о том, что правосудие в Раджастхане по-прежнему "нацелено против женщин и реакционно по отношению к ним". По мнению другой активистки феминистского движения Кумкум Сангари, "в деле о совершенном в Деорале обряда "сати" налицо заговор местной администрации, полиции и жителей поселка, сделавших все возможное для того, чтобы виновные в организации варварского обряда ушли от ответственности".

На нежелание очевидцев подобных трагедий сотрудничать с правоохранительными органами, а также на попустительство местных властей указывают и средства массовой информации. Все это объясняется достаточно просто. Несмотря на то, что страна производит компьютеры, строит самолеты и запускает в космос спутники, значительная часть населения продолжает влачить жалкое существование в сельской глубинке, как и столетия назад, потом и кровью добывая себе средства на существование. Духовные ценности современной цивилизации, не подкрепленные ее материальным наполнением, приживаются там с невероятным трудом. Люди не могут освободиться от пут устаревшего образа жизни и в повседневной жизни продолжают следовать установившимся в древности правилам, даже если они такие жестокие как "сати". Уважительное отношение ко всему, что связано с прошлым, с деяниями и жизнью предков, - одна из наиболее устойчивых черт национального характера индийцев. Еще, наверно, и поэтому во многих случаях верность традициям берет верх над страхом перед карающими новыми законами.

И, конечно, нельзя обойти проблему подчиненного, если не сказать рабского, положения женщин во многих индийских семьях. Отблески погребальных костров вдов, хотя теперь уже не столь частых, но все еще случающихся, лишь в очередной раз высвечивают ее. Так, в ходе расследования последних случаев "сати", несмотря на утверждения священнослужителей о том, что женщины якобы добровольно шли на самосожжение, было достоверно установлено, что их поступки стали результатом по меньшей мере сильного психологического воздействия со стороны родственников их бывших мужей. Есть все основания подозревать, что жертвы бросались в огонь не в каком-то "душевном порыве", а были одурманены наркотиками. Некоторые из них из пламени взывали о помощи.

Следует сказать и о том, что традиционно индийские вдовы не имели права на повторное замужество. С преждевременной утратой мужа резко снижался социальный статус женщины, она практически выбрасывалась за борт жизни, становилась отвергнутым окружающими и презираемым обществом существом, у которого нередко не оставалось иного выбора, кроме как последовать обычаю "сати". И пройдут, наверно, еще многие годы прежде чем индийскому обществу удастся полностью избавиться от таких уродливых явлений средневековья, как "сати", выплата "даури" (обязательного приданного), детские браки.
http://asiapacific.narod.ru/countries/i ... n_fire.htm

Ни англичане, впервые запретившие сати, ни нынешние индийские власти никак не могут извести этот обряд. Слишком у него глубокие корни. Индусы верят, что смертью мужа боги наказывают женщину за ее грехи. И неважно, когда были совершены эти грехи, в ее нынешнем рождении или одном из прежних.

Возможно, сегодня обычай самосожжений остался бы лишь в исторической памяти народа, если бы не усердие индуистских фундаменталистов. Ортодоксы считают сати предписанием дхармы и активно пропагандируют этот обряд. Причем для этого они призвали на помощь вполне современные средства: буклеты, инструкции и видеокассеты, посвященные самосожжениям. Их специальные общества помогают вдовам деньгами. Ведь приобрести дрова и горючие материалы, необходимые на сооружение погребального костра, может далеко не каждый. Пропаганда, конечно, штука мощная, но вряд ли она помогла бы, если бы не одна существенная деталь. Мы имеем в виду чудовищно униженное положение вдов в индийском обществе. После смерти мужа вдова, оставшаяся жить в доме его близких родственников, по закону имеет право только на часть его имущества. Снова вступить в брак — невозможно: если бы она и решилась, никто не взял бы вдову в жены. Образ жизни и поведения вдовы строго регламентированы. Она надевает длинное белое сари и не имеет права находиться в обществе мужчин (в том числе и своих сыновей), смотреться в зеркало, носить украшения и употреблять благовония. Ей предписывается вести уединенный образ жизни, питаться лишь мучной похлебкой и спать на голом полу. В штате Раджастхан вдовам обривают голову. На праздничные церемонии их не допускают. Случайная встреча с вдовой на улице — плохая примета. Даже слуги избегают хозяйку-вдову. Остаток своей жизни каждая вдова обязана проводить в ежедневных молитвах и поминальных обрядах.

Посвящение женщины во вдовство происходит на одиннадцатый день после смерти мужа. Считается, что до этого срока душа умершего витает в доме, поэтому женщина все еще не вдова. Накануне посвящения вдова надевает новое сари самой яркой расцветки, которое ей дарит брат или дядя, украшает себя множеством цветов и разноцветных браслетов. В этот день ее запирают в комнате и тщательно закрывают не только двери, но и окна. Пять или шесть вдов из округи методично разбивают ее стеклянные украшения, снимают с нее цветы и драгоценности, срывают пояс и одежду, а главное — развязывают ее шнур-мангалсутру, принадлежность замужней женщины. Теперь она неприкасаемая, приносящая несчастье.

Таково начало долгого пути тяжких мытарств индусской вдовы. Идти по этому пути или уйти из жизни сразу вот и весь ее выбор, как и для многих-многих других женщин Индии.

Учитывая остроту проблемы, в декабре 1987 года индийский парламент принял закон, запрещающий сати. Согласно закону, женщина, пытавшаяся совершить акт самосожжения, несет наказание: тюремное заключение сроком до одного года или штраф, либо то и другое вместе. Тех, кто подстрекал вдову к совершению сати или чинил ей препятствия во время попытки покинуть погребальный костер, привлекают к уголовной ответственности. Им грозит длительное тюремное заключение, крупный штраф и... уважение окружающих, включая начальника тюрьмы и товарищей по заключению. А потому — горят ритуальные костры, восходят на них вдовы, впрочем, подписав заявление в присутствии полицейских чинов, что совершают самосожжение добровольно.

Валерий Кашин, кандидат исторических наук
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Сообщение maxxx »

Несколько раз был в Индии, в том числе в северных штатах Уттар-Прадеш и Уттар-Анчал. Лично знаю несколько семей, где женщины живут без мужей, с детьми и др. родственниками. Думаю, узнай они о своем "бедственном" положении, у них бы тоже челюсть отвалилась. Точно знаю, что разводы и повторные замужества в Индии хоть и не приветствуются, но случаются регулярно.
Кстати, та гора Кайлаш "где обитает Шива" сейчас находится на территории Китая (Тибета).
vab
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 30 июл 2005, 20:35
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение vab »

Есть большая разница между разовыми или редкими случаями и массовыми явлениями. Если бы это явление имело столь массовый характер, как вы описали, то оно обязательно бы попало в фокус внимания правительства. То, что правительство может позволить себе о нем замалчивать, указывает на маргинальный характер этого движения. А разжигание на пустом месте ажиотажа - это все журналистские трюки. У нас вон тоже до сих пор дуэли встречаются. И что? Мало ли кому взбрело в дурную голову того или иного индивида, даже если он сам объясняет это культурными корнями.

Скорее всего 40 млн - это общее число женщин, которые в Индии живут без мужей. Журналисты так поступают. Они сначала рассмотрят какой-нибудь жареный факт, а потом покажут другой, не имеющий отношения к первому, но сделают это так, что они будут выглядеть как бы связаными. При этом, если их попытаться поймать за руку, они играючи скажут: "а с чего вы решили, что я имел ввиду то или это?"

И с другой стороны:
Уважительное отношение ко всему, что связано с прошлым, с деяниями и жизнью предков, - одна из наиболее устойчивых черт национального характера индийцев. Еще, наверно, и поэтому во многих случаях верность традициям берет верх над страхом перед карающими новыми законами.
Вот обратная сторона медали. Если спешить изымать очень древние обряды, то начнет дрожать все здание культуры. Если в одном предки были не правы, то они могут быть неправы и в другом. Пока культура Индии очень устойчива, и было бы неправильно спешить в таких делах. В этом заинтересованы не только индийцы, но и все, уважающие индийскую культуру.
Последний раз редактировалось vab 3 авг 2007, 10:20, всего редактировалось 1 раз.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Попытка самосожжения в Парери - четвертый подобный случай в штате Уттар-Прадеш за последние несколько лет
Это скорее всего чистая правда. Путём несложных подсчётов можно вычислить сколько примерно происходит случаев самосожжения всего и сравнить с количеством разводов, потерей мужа и т.д. и т.п.
Когда правило не выполняется 99-ю процентами населения оно перестаёт работать.
Olexandr
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 18 апр 2007, 07:17

.

Сообщение Olexandr »

В Ведические времена обряда сати не было. Т.е. тогда еще не было легенды о Шиве и Сати?
Или еще не произошло разграничение человеческого бытия и природы? А когда понял, что есть Природа и он-МериЛО Всех Вещей, человек наделил себя Б-жественной сущностью и попытался примерить на себя Б-жественные поступки ?

Vab писал: «Если спешить изымать очень древние обряды, то начнет дрожать все здание культуры.»

Московской школьнице стало обидно то ли за свою бабушку, то ли за все здание культуры, так она на Дарвина в суд подала, мол это его бабушка – обезьяна, а не ее.
Ответить