Бхакти тема

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Бхакти тема

Сообщение vovka »

Хотелось бы обсудить тему связанную с Бхакти. Что такое бхакти? И каким должен быть бхакта в оригинале?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Свами Вивекананда.
Божественная любовь.
Любовь может быть символизирована треугольником. Первый угол — Любовь; Любовь, которая ничего не просит. Это не нищенство... Любовь ничего не просит, она все отдает. Это истинное духовное поклонение, поклонение через Любовь. Если Бог — милосердие, о чем можно говорить? Он — Бог, Он — моя Любовь. Если Бог — Всемогущество и Вездесущее,— какие могут быть вопросы? Если Он распространяет добро — прекрасно; если Он приносит разрушение, какое это имеет значение? Все атрибуты исчезают, кроме одного — Бесконечная Любовь.
Жил однажды в древней Индии царь, который во время охоты в лесу повстречал великого Святого. Он был так очарован Святым, что попросил его сопровождать себя в столицу, ибо хотел одарить Святого. Сначала Святой человек отказался. Но царь настаивал, и, наконец, Святой дал согласие. Когда они прибыли во дворец, царь сказал: «Подожди минутку, я окончу свою молитву». Царь молился: «Господи, дай мне больше богатства, больше земель, больше здоровья, больше детей...» Святой поднялся и направился к двери. «Куда же ты,— забеспокоился царь.— Ты же еще не получил моих даров». Святой ответил: «Я не могу ничего брать у нищего. Все это время ты умолял дать тебе земли, денег, и то, и это. Что можешь ты дать мне? Прежде удовлетвори свои собственные желания!»
Любовь никогда не просит, она всегда дает... Когда молодой человек идет к своей возлюбленной, он идет к ней не для того, чтобы делать бизнес; он идет к ней с даром любви. Любовь — не нищенка. Таким образом, мы понимаем, что начало истинного духовного поклонения означает прекращение попрошайничества. Когда в душе иссякает поток просьб: «Господи, дай мне то, дай это»,— вот тогда и начинается религия.
Второй угол треугольника Любви — Любовь, не знающая страха. Ты можешь разрезать меня на куски, но я все равно буду любить тебя. Представьте, одна из вас — матерей, слабая женщина, увидит на улице тигра, бросившегося на ее ребенка. Я знаю, что вы будете делать. Вы броситесь навстречу тигру. А в другое время собака появится на улице, и вы побежите от нее. Но в первом случае вы прыгнете в пасть тигра и вырвете из нее своего ребенка. Любовь не знает страха. Она побеждает все зло. Страх перед Богом есть начало религии, но Любовь к Богу — это конец религии. Весь страх умирает, когда религия осуществляется.
Третий угол треугольника Любви — Любовь, не имеющая причины. Она никогда не может быть аргументирована. Человек, который говорит: «Я люблю тебя за то-то и то-то»,— не любит. Любовь никогда не может быть объяснена. Она имеет в себе самой причину. Какая может быть причина для Любви? — Никакой. Никто не знает, почему он любит, ибо любовь нельзя объяснить. Если кто-то смог полюбить — это спасение, это совершенство, это — рай. Чего же больше? Какие еще причины нужны? Что можете вы иметь большее, чем Любовь?
Я не имею в виду, конечно, то, что каждый из нас подразумевает под словом «любовь». Немножечко жеманного сентиментализма, немножечко красивенького зверства! Мужчина страстно влюбляется в женщину, и женщина умирает от любви к мужчине. Бывает и такое при этом, что через пять минут Джон отшвырнет Джейн, а Джейн даст от ворот поворот Джону. Это — материализм, это не имеет ничего общего с любовью. Если бы Джон смог воистину полюбить Джейн, то он стал бы совершенным в тот же миг. Ибо его истинная природа — Любовь, он совершенен в своей природе. Джон получил бы все силы йоги просто путем любви к Джейн, несмотря на то, что он может не знать ни одного слова о религии, психологии или теологии. Я глубоко верю, если мужчина и женщина могут истинно любить, они смогут овладеть всей мощью, которой обладают йоги, потому что сама Любовь и есть Бог. Бог — Всемогущ, и вы, имея эту любовь, через нее соединенные с Богом, вы сами становитесь всемогущи. Знаете ли вы об этом?
Однажды я наблюдал парня, ожидающего свою девушку. Я подумал: вот прекрасный эксперимент, достойный изучения. Этот юноша развил ясновидение и яснослышание через интенсивность своей любви. Шестьдесят или семьдесят раз он не сделал ни одной ошибки, хотя его девушка находилась за сотни миль от него. Он говорил: «Она одета так-то», или: «Там-то она сейчас проходит». Я видел это своими собственными глазами.
Вопрос заключается вот в чем. Разве ваш супруг — не Господь? Разве ваш ребенок — не Бог? Если вы можете любить вашу жену, как Бога, вы уже являетесь обладателем всех религий мира, вы уже знаете секрет всех религий, и йога — уже ваше достижение. Но можете ли вы любить так? Вот в чем дело. Вы говорите: «Я люблю... О, Мэри, я готов умереть для тебя!» Но если вы видите Мэри, целующуюся с другим мужчиной, вам сразу же хочется перерезать ему глотку. Или, если Мэри видит Джона, беседующего с другой девушкой, она уже не может спать ночью и превращает жизнь Джона в сущий ад. Это — не любовь. Это — купля и продажа секса. Кощунство — говорить об этом, как о любви. Вы делаете грубые подделки. Мир болтает день и ночь о Боге, о религии. Все говорят о любви, а, между тем, на страницах газет каждый день мы находим целые колонки с именами разводящихся. Когда вы любите Джона, вы любите Джона для его блага или для себя самой? Если вы любите его для своего блага, вы предъявляете ему свои требования; вы хотите получить от него то-то и то-то. Если вы любите для его собственного блага, вы ничего не будете требовать от него. Джон может делать все, что захочет, и вы все равно будете любить его так же преданно.
Вот три отправных пункта, три угла, которые образуют треугольник Любви. При отсутствии любви философия становится сухой костью, психология становится разновидностью теории, а труд — тяжкой работой. Когда приходит любовь, философия превращается в поэзию, психология становится мистикой, а труд — самым благословенным творчеством и созиданием. При неумеренном чтении книг человек становится бесплодным. Кто достигает знания? Тот, на кого может пролиться хотя бы одна капля любви. Бог есть Любовь и Любовь есть Бог. А Бог повсюду. После того, как увидишь, что Бог есть Любовь, и что Бог — повсюду, ты уже теряешь ощущение различия, подобно тому, как человек, выпивший бутылку, не знает, где он находится. Если мы истинно возжаждем Бога, в течение хотя бы десяти минут, мы уже не будем знать, где мы находимся следующие два месяца. Мы не вспомним часа еды, не будем знать вообще, ели ли мы что-нибудь. Как же вы можете любить Бога и в то же время быть такими важными, такими деловыми, такими озабоченными? Всесокрушающая, вездесущая власть Любви — как может она придти к вам?
Но не судите людей. Все они сумасшедшие. Дети сходят с ума из-за игрушек, молодые — по молодости, старики — утопая в грезах прошедших дней юности, многие — из-за денег. Почему не сойти с ума по Богу? Сойдите с ума из-за Бога, так же как вы можете сходить с ума из-за Джона или Джейн. Кто они? Люди говорят: «Должен ли я отказаться от того или от другого? Или от женитьбы?» Да не отказывайтесь вы ни от чего! Любите, и все придет к вам, все преобразится, и вы забудете о суете, и небеса откроются вам.
Повернуться и встать лицом к лицу с Любовью — это и есть истинное поклонение! У вас есть примеры и в вашей романской католической церкви. Те удивительные монахи и монахини, которые были объяты этой безумной любовью к Богу. Вот какую любовь нужно иметь! Такой должна быть любовь к Богу, не требующей ничего взамен!
Спрашивают, как поклоняться Ему? Поклоняйтесь Ему как самому дорогому, что есть у вас, дороже ваших родных, дороже даже ваших детей. Поклоняйтесь Ему, как самой Любви. Он — единственный, чье имя — Бесконечная Любовь, и это — единственное определение Бога. Не беспокойтесь, если даже Вселенная разрушится. Что нам беспокоиться, если Он есть Бесконечная Любовь? Знаете, что значит поклонение? Это значит — все мысли должны уйти, все должно исчезнуть, кроме Бога. Любовь, которую отец и мать имеют к своему ребенку, жена — к своему мужу, муж — к своей жене, друг — к своему другу,— вся эта любовь, сконцентрированная в одну единственную любовь, должна быть отдана Богу. Ведь, если женщина любит мужчину, она не может любить другого. Если мужчина любит женщину, он не может любить больше никого. Такова природа любви. Мой старый Учитель имел обыкновение говорить: «Представьте себе, что в этой комнате стоит сундук с золотом, а в той комнате, рядом,— разбойник. Он хорошо знает о сундуке с золотом. Разве разбойник сможет уснуть? Конечно, нет. Все время он будет сходить с ума, думая, как ему добраться до золота». Так же и человек, если он любит Бога, как может он любить что-либо иное? Как может что-то постороннее встать, заслоняя его любовь к Богу? Все остальное меркнет перед этой любовью. Как может разум, нашедший такую любовь, сойдя с ума от любви, не пребывать постоянно в ней?
Вот, как мы должны любить Бога: «Я не хочу ни богатства, ни здоровья, ни друзей, ни красоты, ни власти, ни образования, ни даже спасения. Если будет на то воля Твоя, пошли на меня тысячи смертей, но даруй мне любовь к Тебе во имя самой Любви! Та любовь, которую материалистические люди имеют в своей собственности,— сила этой любви пусть войдет в мое сердце, но пусть она будет направлена только на прекрасное. Призовем Господа, призовем Господа, Возлюбленного моего!» Вот, каким должен быть Бог. Он не заботится о чудесах и феноменах, которыми обладают многие йоги. Магия создает мелких фокусников... Бог — Великий Маг. Он творит Великое Чудо Мира. И кто знает, сколько, вообще, существует миров?
Есть иной путь. Завоевать все, подчинить все, подавить тело и ум. «Но что за польза подавлять все? Мое дело — быть с Богом»,— говорит истинный поклонник.
Был один Великий Йог, Великий Бхакта. Он умирал от рака горла. Его навестил другой йог, который был философом. И он сказал: «Послушай, друг мой, почему бы тебе не сконцентрировать свой ум на болезни и не излечить себя?» После того, как вопрос был задан трижды, последовал ответ: «Ты думаешь, это возможно, после того, как я отдал мой разум Господу, взять его назад и сосредоточить на этом куске плоти и крови? Христос отказался призвать легион ангелов себе на помощь. Или это тело так значимо, что я должен призвать тысячи ангелов, чтобы сохранить его на два-три дня дольше на земле?»
С мирской точки зрения все, что я есть — это тело. Весь мир вокруг меня — это мое тело. Мой Бог — мое тело. Я — тело. Если вы ущемите меня, я буду ущемлен. Я забываю Бога из-за головной боли! Я — тело! Бог и все остальные могут быть упразднены из-за высочайшей цели — моего тела. С такой точки зрения, когда Христос умирал на кресте и не позвал ангелов к себе на помощь, Он просто был глуп! Он мог так просто бросить в бой ангелов и освободиться от креста! Но с точки зрения любви, для которой тело — ничто, кто будет заботиться о такой безделице? Зачем беспокоиться об этом теле, которое приходит и уходит? Оно не больше, чем тот кусок полотна, который римские солдаты делили между собой.
Целая пропасть отделяет позицию мира от взгляда любящего Бхакты. Люби, несмотря ни на что. Если человек во гневе, нет при-чины и для тебя впадать в гнев; если он опустошает себя, это не значит, что ты тоже должен деградировать. «Неужели я должен приходить в ярость только потому, что другой человек сделал себя идиотом? Разве зло побеждается злом?» — вот что скажет любящий Бога. Что бы мир ни делал, куда бы он ни шел, он не имеет влияния на истинного поклонника Господа.
Один йог достиг сверхъестественной власти. Он сказал: «Смотри, какой я сильный! Видишь — небо, сейчас я закрою его облаками». И пошел дождь. Некто заметил: «Мой господин, вы удивительны! Не могли бы вы дать мне такое Учение, обладая которым, я бы уже ничего не просил?» Отказаться даже от силы, не иметь ничего, не желать никакой власти. То, что это означает, невозможно постичь только при помощи интеллекта. Вы никогда не поймете этого, даже если вы прочитаете тысячи книг. Когда же вы приблизитесь к пониманию, целый мир откроется перед вами. Девочка играет со своими куклами, наделяя их все время новыми мужьями; когда настоящий муж приходит к ней, все куклы забрасываются навсегда. Так и здесь. Когда восходит солнце Любви, все эти игрушечные светильники «чудес» и «сил», и прочих подобных стремлений уходят прочь. Что нам делать с нашими «силами» и нашей «властью»? Благодарите Господа, если вы можете отказаться от сил и власти, которыми обладаете. Начните просто любить. Сила и власть должны уйти. Ничто не должно стоять между мной и Богом, кроме любви. Бог — только Любовь, и ничего больше. В начале — Любовь, Любовь в середине и Любовь в конце. Бог начинается Любовью, пребывает в Любви и Любовью завершается.
Есть одна история о царевне, призывающей имя Господа повсюду. Безумный супруг изгнал ее, и она стала бродить по стране. Она пела песню, раскрывающую ее любовь; эта песня пелась повсюду. «Со слезами на глазах я прохожу пустыней, призывая мою любовь и питаясь моей печалью». Это начало и конец, и это — великая цель. Любовь — цель сама в себе. Что нужно еще? Люди хотят то и это. Они хотят все иметь, всем обладать. Вот почему так редки те, кто понимает истинную любовь, кто приходит к ней. Пробуждайте их! Они сами сделают все остальное, поняв вас с полуслова.
Любовь есть всесодержащая бесконечная жертва. Для нее вы откажетесь от всего, для нее вы отдадите себя, ибо она отдает все. Вы не сможете быть собственником. «Только быть, Твоим, моя Любовь, навсегда, навсегда...» Вот то единственное, чего хочет Любовь. «Любовь моя! О, этот смертельный восторг объятия! Тот кто знает вкус твоих губ — жизнь и смерть ощущает он в поцелуе, даруемом Тобой! Однажды благословенный Твоим прикосновением, он погибает в ослепительном сиянии счастья и забывает весь мир. Он призывает только Тебя одну и видит только Тебя одну, повсюду, повсюду!» Даже в природе человеческой любви содержится этот божественный элемент. В первое мгновение интенсивной любви весь мир кажется только мелодией нашего собственного сердца. Каждая птица в природе поет только о нашей любви, цветы отдают аромат только нам. Ибо из резервуара бесконечной Божественной Любви приходит к нам человеческая любовь.
Как же может любящий Бога бояться чего-то: бояться воров, бояться болезней, бояться даже потерять жизнь свою? Любящий человек может попасть даже в преисподнюю, но, если я люблю, будет ли преисподняя для меня адом? Мы должны отбросить эти идеи о рае и аде и отдать себя любви. Через сотни ошибок и сумасшедших глупостей пройдем мы, прежде чем все очистится и исчезнет, и останется одна Лучезарная Любовь.
И тогда, наконец, Любовь, любящий и объект любви станут едины. И это есть цель. Почему существует разделение между душой и человеком, между душой и Богом? Это — божественная игра Господа. Он хочет объять Себя в Любви, и для этого Он разъединяет Себя во множество. «В этой полноте — причина творения»,— говорит любящий бхакта. «Мы все — едины». «Я и Отец — Одно». Но вот я отделяюсь, чтобы познать любовь к Богу. Что лучше — превратиться в сахар или съесть сахар? Превратиться в сахар, ну и что? Съесть сахар — вот бесконечная радость любви.
Все идеалы любви, воплощенной в отце, матери, друге, ребенке,— служат для того, чтобы усилить в нас нашу преданность и подвигать нас все ближе и ближе к Богу. Но самая интенсивная любовь — любовь между мужчиной и женщиной. Бог должен быть любим именно такой любовью. Женщина любит своего отца, она любит свою мать, она любит своего ребенка, она любит своих Друзей. Но она не может выразить себя целиком ни через отца, ни через мать, ни через детей, ни через друзей. Есть только одно лицо, которым она может быть поглощена целиком,— это мужчина. Отношения любви между мужчиной и женщиной — это совершенные, завершенные, целостные отношения. Отношения полов включают в себя все виды любви и концентрируют их в невероятное напряжение. В мужчине женщина приобретает отца, друга, ребенка. В женщине мужчина приобретает мать, дочь, природу, звезды, всю Вселенную и весь мир. И весь этот невероятный экстракт полноценной, жизнеутверждающей любви, доведенной до самой последней точки сверхчеловеческого напряжения, должно обратить к Богу,— только эту последнюю степень, граничащую со смертью, когда женщина и мужчина умирают друг в друге, обретая данной потерей Вселенную — эту интенсивную соединенную любовь, совершенную, бесстрашную и не имеющую стыда и смущения,— вот такую любовь обращают они прямо к Богу и, не оставляя себе ничего, умирают, чтобы воскреснуть в свете Божественной Любви! Никакой темноты! Никакого разделения! Растворившись в Боге, они обретают друг друга, но уже для Бога. Только такую любовь можно назвать истинной Любовью, когда всякая идея секса будет отброшена. Благословенны познавшие ее, ибо нет пути блаженнее! Эти вещи очень, очень трудны для понимания. Но когда кто-нибудь из вас ценой жизни своей прорвется к такой любви, он поймет, во что может быть преобразована человеческая сексуальная любовь! «Как капля воды исчезает в океане, так я растворяюсь в Тебе, Любовь моя!»
Все идеи, такие как «Бог — Творец», все они годятся для младенцев. Он — моя Любовь, Он — Сама Любовь,— вот песня моего сердца!
«У меня только одна надежда. Они называют Тебя Господом Мира — и в добре или во зле, в великом или в малом, я есть часть этого мира, а Ты — Ты навсегда Любовь моя! Мое тело, мой разум, мою душу, сердце мое я кладу на алтарь моей любви к Тебе. О Любовь, не отринь моих даров!»
vovka
Сообщения: 1898
Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
Откуда: Москва
Благодарил (а): 150 раз
Поблагодарили: 192 раза

Сообщение vovka »

Спасибо за текст. 8)
Собственно создал я тему вот по какому поводу. Как известно теже Кришнаиты проповедуют бхакти. Постоянно молятся, поклоняются своему гуру либо божеству, помогают своим собратьям п общине. Короче типичное ограждение своей веры от мира, от близких ну и конечно от себя самого. Я вот среди этого духовного народаначеления ни разу не видел трудоголиков помогающим приютам, старым людям, своим семья, нищим. Среди них встречаются красноречивые проповедники, но нет ни одного самоотверженного работяги, который РЕАЛЬНО не щадя себя и живота своего помогал миру сему и людям. Вообще подобная тенденция у большинства бхакти-течений и в христианстве и в далекой Индии. Вопрос вот в чем - так какому же они всетаки Богу поклоняются, карманному или тому который Всевышний и Всеобщий?!
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

vovka, я бы сказал, что они поклоняются своему УДОБНОМУ богу. Хорошо любить и жалеть на расстоянии. И говорить красивые слова, петь мантры, молиться... Но я, ей-Богу больше уважаю баптистов, хоть это и секта, и очень жесткая, но они, по крайней мере, ухаживают в богадельнях и приютах за тяжело больными, а кришнаитов тех же и близко не найти.
Ёршъ
Сообщения: 1191
Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
Благодарил (а): 49 раз
Поблагодарили: 156 раз

Сообщение Ёршъ »

vovka писал(а):Спасибо за текст. 8)
Среди них встречаются красноречивые проповедники, но нет ни одного самоотверженного работяги, который РЕАЛЬНО не щадя себя и живота своего помогал миру сему и людям. Вообще подобная тенденция у большинства бхакти-течений и в христианстве и в далекой Индии. Вопрос вот в чем - так какому же они всетаки Богу поклоняются, карманному или тому который Всевышний и Всеобщий?!
Не спешите делать выводы и выносить приговор. Я таких людей знаю и имею честь и удовольствие общаться с ними, время от времени. Их мало, и более того, я не уверен, что явилось изначальной мотивацией: то-ли эти люди пришли к Богу в результате уже сложившегося духовного устроения, нацеленного на помощь ближнему "не щадя живота своего", то-ли, что-то произошло с ними уже после их прихода к вере, но факт остается фактом - такие светильники есть, просто они не стремятся действовать напоказ. При этом, они не производят впечатление святых и безгрешных... Но именно они, ИМХО, есть "свет миру".
А про кришнаитов ничего не знаю.
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

"...Короче типичное ограждение своей веры от мира, от близких ну и конечно от себя самого..." - это, когда несовершенный еще бхакта практикует бхакти-йогу на ступени гауни. Здесь любовь еще недостаточно развитой души проявляется в виде "собачьей преданности" Гуру, тому, что говорит Гуру - это все фанатизм. На более высокой ступени бхакти-йоги - пара - когда душа становится истинно любящей, все подобные грубые проявления веры исчезают полностью. Собственно, только об этой ступени и говорят все великие учителя бхакти-йоги. Но у всего есть стадии. Все пара-бхакты когда-то в этой или прошлых жизнях проходили ступень гауни...
vab
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 30 июл 2005, 20:35
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение vab »

ctay писал(а):"...Короче типичное ограждение своей веры от мира, от близких ну и конечно от себя самого..." - это, когда несовершенный еще бхакта практикует бхакти-йогу на ступени гауни. Здесь любовь еще недостаточно развитой души проявляется в виде "собачьей преданности" Гуру, тому, что говорит Гуру - это все фанатиз...
Именно. Как говорится: "не показывай ... пол работы". Однако ничего не поделаешь, современного человека из общества не выкинешь, и поэтому окружающим приходится лицезреть его в процессе становления. Только опытный или мудрый глаз сможет увидеть в куколке будущую бабочку, большинство же гусениц будет считать, что эта глупая гусеница просто убила себя.
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

Да, vab, так и есть. Современный человек хочет обычно всего и сразу. И обычно самые "умные" не развиваются сами и негативно относятся к тем, кто еще как-то пытается это делать. Но пройти через это (процесс очищения собственной кармы) должен каждый, кто практикует бхакти-йогу. Собственная плохая карма должна быть сброшена. То есть то, что на вас нападают в процессе становления - это только потому, что есть ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ недостатки. Понять это помогает карма-йога. Необходимо не относиться с ненавистью к атакующим, а взращивать любовь и относится к ним как к учителям, дающим возможность осознать собственную плохую карму. Таким образом, настоящему бхакте обязательно нужно приобрести сильный интеллект, который затем на ступени пара-бхакти превращается в мудрость. Вот поэтому настоящую йогу и называют наукой души.
Bhakta
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 13 июн 2007, 20:16
Откуда: Москва

Сообщение Bhakta »

Очень приятно, что на сайте последователей раджа-йоги заинтересовались бхакти. Я сам когда то занимался раджей 4 года и потом понял, что это не мой путь. И прочитал книги Свами Вивеканады про 4 вида йоги понял, что мой путь это бхакти. Сейчас практикую бхакти-йогу в традициях великого святого Шри Рамакришны, Учителя Вивекананды.
Вот его определения божественной Любви
Безумие Божественной любви.
У каждого человека есть некоторые долги, которые он должен заплатить: долг Божественному Духу, долг мудрецам, долг матери, долг отцу, долг жене. Ни один человек не может отказаться от земной жизни, не заплатив этих долгов. Но, если его душа опьянена Божественной любовью, если человек сходит с ума по Богу, тогда он свободен от всех обязанностей и долгов. Тогда кто его отец, кто его мать и кто его жена? Он ведёт себя, как сумасшедший, свободный от всяких оков и пут и не имеющий никаких обязанностей. Знаете ли вы, что такое это безумие Божественной любви? В этом состоянии человек забывает мир и перестаёт сознавать своё тело, которое так дорого обыкновенному человеку. Чайтаньядева обладал этим безумием экстаза. Он не чувствовал ни голода, ни жажды, ни сна и не сознавал своей физической формы. Значение слова Чайтанья - это «неделимое и абсолютное Сознание». Вайшнавчаран 3 часто говорил, что Чайтаньядева, воплощение Божественной любви, был похож на пузырь пены в океане этого абсолютного Сознания.
Божественная любовь - самая редкая вещь в мире. Человек, который может любить Бога, как преданная жена любит мужа, достигает Божественной любви. Чистую любовь трудно приобрести. В чистой любви всё сердце и душа должны быть поглощены в Боге. Тогда приходит экстаз. В экстазе человек остаётся немым от удивления. Внешнее дыхание совершенно останавливается, но внутреннее дыхание продолжается; человек весь замирает, как замирает охотник, целясь из ружья, не дыша и не произнося ни звука. В Божественной любви человек совершенно забывает внешний мир со всеми его очарованиями и приманками; даже своё тело, которое было ему так дорого, человек легко забывает. В экстазе, когда останавливается дыхание, весь ум остаётся абсолютно утверждённым на Высшем. Все нервные токи со страшной силой бегут вверх, и в результате наступает самадхи или Божественное сознание. Но люди, которые сами только простые учёные (пандиты) и не достигли Божественной любви, лишь спутывают умы других людей.
Рамакришна
Рамакришна ни в коем случае не противоставлял раджу и бхакти. Будучи священнослужителем Божественной Матери Кали, он за свою жизнь принял много религий.
Когда у человека есть истинная преданность и любовь, он может достигнуть Бога путём любой из отдельных религий или сект. Вишнуиты, поклонники Кришны, достигают Бога так же, как шакты поклонники Божественной Матери или последователи веданты. Принадлежащие к обществу Брахмо самадж, мусульмане и христиане также могут достигнуть Бога путём своих религий. И если вы будете следовать любому из этих путей с горячей преданностью, вы достигнете Бога. Если есть какая-нибудь неправильность в избранном пути, она исправится с течением времени. Человек, который хочет видеть Джаганнатх , может идти к югу, вместо того чтобы идти к северу, но рано или поздно кто-нибудь направит его на настоящий путь, и, в конце концов, он непременно увидит Джаганнатх. Единственное, что необходимо для достижения, это полная преданность Богу всем сердцем и всей душой.
Вишнуиты, мусульмане, христиане и индусы все жаждут одного и того же Бога; но они не знают, что Тот, кто есть Кришна, в то же время и Шива, и Божественная Мать, и Христос, и Аллах. Бог один, но он имеет много имён. То, чему поклоняются, одно, но его называют разными именами, согласно времени, месту и национальности поклоняющихся. Все Священные Писания мира говорят об одном и том же Боге. Тот, кого называют в Ведах абсолютным Бытием, Сознанием и Блаженством или Брахманом, в тантрах 6 называется Шивой, в пуранах Кришной, в Коране Аллахом и в Новом Завете Христом.
Рамакришна
Очень будет обменяться мнениями, если кого заинтересует эта тема.
Желаю всем Любви.

Очень
Bhakta
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 13 июн 2007, 20:16
Откуда: Москва

Сообщение Bhakta »

Да и еще по поводу помощи.

Сначала познайте Бога, а затем помогайте миру.
Вы красиво говорите о том, чтобы делать добро миру. Но разве мир заключён в ореховой скорлупе? И затем, кто такие вы, чтобы делать добро миру? Сначала практикуйте религиозные упражнения и познайте Бога, достигайте Его. Если Он милостиво даст вам свою силу и власть (Шакти), тогда вы можете помогать другим, но не раньше.
Брахмоист: - Уважаемый господин! Значит ли это, что мы должны прекратить всякую деятельность до тех пор, пока мы увидим Бога?
Шри Рамакришна: - Нет, зачем вы должны прекращать всякую деятельность? Медитация на Боге, повторение Его святого имени и другие религиозные упражнения должны быть вашей ежедневной деятельностью, которую вы должны исполнять.
Шри Рамакришна
Очень часто просят помощи люди, которым дано кармическое испытание и они его должны пройти до конца, чтобы получить жизненный опыт. Поэтому неподготовленному духовно человеку не всегда бывает лешко различить, когда человек просит помощи, чтобы переложить свои проблемы на других, а когда он действительно в ней нуждается.
Но это не значит, что не надо делать добрые дела
Добрые дела и сочувствие ко всем.
Бхагаван: - Ваша карма исходит из элемента природы, называемого саттвой. Из этого элемента возникает сочувствие. Дело, которое делается для блага других, абсолютно свободно от недостатков. Его можно назвать раджасичным, но это есть деятельность саттвы . В таком деле не может быть ничего вредного. Шукадева и другие, подобные ему, имели сочувствие ко всем. Они работали для человечества и помогали человечеству по пути Божественности. Вы даёте бесплатное воспитание и обучение детям и делаете добрые дела, это хорошо. Тот, кто делает добрые дела из любви, не ища результатов, достигает Бога. Но тот, кто работает ради имени, славы или ради какой-нибудь другой эгоистической цели, остаётся связанным. Дальше я могу сказать, что вы уже стали сиддхой - приблизившимся к совершенству.
Рамакришна
Добрые дела можно делать и в своей кармической жизни. Относись к людям с Любовью и без привязок к плодам своего труда.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Бхакта, одна маленькая просьба: при написании своих постов употребляйте какие-нибудь вводные фразы типа "как мне кажется" либо "по моему мнению" и т.д., ладно?
А то создается впечатление что либо Вы говорите от имени господа Бога, либо он говорит Вашими устами...
Bhakta
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 13 июн 2007, 20:16
Откуда: Москва

Сообщение Bhakta »

Вообще все что я написал это не мои слова, а Рамакришны.
Текст взят с сайта
http://www.orlov-yoga.com/Ramakrishna/Gospel01.htm
Извините, что непонятно написал кому принадлежат эти тексты.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну вот, теперь понятно... :)
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

Когда вещаешь от имени Бога можно начинать постинги скромно "Аз есмь.." :D
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

Здесь высказываются не только последователи раджа-йоги (хотя сами они здесь, видимо, считают, что Патанджали был не раджа, а хатха-йогом :D )
Те практикующие, которые лишь недавно начали заниматься бхакти-йогой на уровне гауни-бхакти, очень часто попадают в яму ВЫСОКОМЕРИЯ. К сожалению, на этом вся практика обычно заканчивается и вместо того, чтобы превратиться в прекрасную "бабочку" , "личинка" погибает, если не было того, кто смог бы помочь.
Произойти это может из-за непонимания того, что существуют религиозные ТЕОРИИ и религиозная ПРАКТИКА - истины АБСОЛЮТНЫЕ и истины ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ.
Например, есть Абсолютная истина о том, что насилие ведет в ад. Поэтому надо вести практику ахимсы. Но представим себе очень трусливого практикующего, который, будучи таковым, уступает ЗЛУ всегда, когда зло прибегпет к насилию. Уступая, он деградирует как практикующий, превращается в животное. Наоборот, если этот человек поднимет голову и впервые востанет против зла, руководствуясь благородными мотивами, даже если он прибегнет к насилию, он совершит рывок в практике. ЭТО ОТНОСИТЕЛЬНАЯ истина. То есть практическая истина для КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА.
"Сначала познайте Бога, а затем помогайте миру" - это лишь принцип и Рамакришна так к этому и относился. На самом деле, если какой-либо практикующий бхакти-йогу осознает смысл заповеди "не убий"и полностью прекратит убивать живые существа. Если он при этом начнет понимать, что любить - это приносить другим и себе самому пользу и ЕСЛИ НАЧНЕТ УЧИТЬ других этой заповеди, даже не достигнув совершенного Просветления - эта его проповедь будет кармой, которая приведет бхакта к еще более великим просветлениям и в один прекрасный день он постигнет все и станет всем. Тогда и станет проповедовать и спасать в истинном смысле. Одно другому НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ (есть причины и есть следствия, есть закон кармы)

На самом деле нужно просто понимать, что писал Рамакришна. Понимать, и делать поправки на век и страну, в которой он проповедовал (нельзя слепо копировать формы проповеди)
Успехов!
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Ну, на мой взгляд на то она и истина, чтобы быть абсолютной. Только приближение к ней каждого из нас - относительно. ИМХО.
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

ctay писал(а):Например, есть Абсолютная истина о том, что насилие ведет в ад. Поэтому надо вести практику ахимсы.
ctay, Вы привели очень хороший пример, двойственного восприятия человека. Действительно проблема в том, что как насилие, так и ненасилие если предпринимать их неосознанно "ведут в ад". Точнее пока есть неосознанность - "есть ад". Весь вопрос в том, что есть "ЗЛО".
ИМХО, "ЗЛО" есть выбор ума человека, оценка происходящего, когда человек принимает решение применить насилие или ненасилие. До той поры пока "ЗЛО" неискоренено, очень полезна практика принятия окружающего мира, но очень сложно принять происходящее интеллектуально. Бхакти йога как раз помогает принять окружающий мир с любовью. Когда "ЗЛО" внутри человека искоренено, нет "ЗЛА" снаружи, есть принятие всего и собственная карма человека, которая должна быть отработана. Поэтому, когда на великих бхакт, нападали люди они (бхакты) принимали это с любовью, как неизбежную отработку кармы.
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

Да, ваша реакция показывает, что тема интересна и сложна (а это так и есть) и требует пояснений.
Во-первых, Абсолютная истина - абсолютна на самом деле :D :D :D .
В данном примере, про бхакта, который отрекся от себя, от своих страхов, безопасности и применил насилие- он ведь накопил две кармы: одна, плохая карма ада, все-таки была накоплена (насилие). Ад вошел в его каузал и ее придется отработать. Другая карма очень хорошая, и заключается в том, что он пожертвовал собой ради других в очень сложной ситуации для себя. Он был слабым и мог очень сильно пострадать физически (причина его страхов - привязанность к своему телу, то есть он действовал ПРОТИВ СВОЕГО ИНСТИНКТА САМОСОХРАНЕНИЯ). То, что он сделал - это великая карма, которая станет одной из основ великого в будущем бхакта.
Итак, насилие - это ад в любом случае для насильника, какие бы ни были мотивы. Другое дело, что В ДАННОМ СЛУЧАЕ, хорошая карма многократно перевесила на чаше весов ад и отработать этот ад будет легко (будет хорошая душевная поддержка).

Чтобы меня не обвинили в проповеди насилия :wink: я приведу и другой случай, противоположный. Кстати, он для большинства бхакт в нашей стране применим в большей степени, чем первый.
Представим себе другого человека. Это сильный человек. Он и до практики привык защищать себя, в том числе и применяя физическое насилие. Если в той же ситуации, что и с трусливым бхакта, он, зная, чувствуя, что МОЖЕТ нанести удар и физически отразить нападение, НЕ СДЕЛАЕТ ЭТОГО - он ведь этим отречется от себя самого, своего инстинкта самозащиты, и так сможет ПОБЕДИТЬ ЗЛО. Кстати, так индийцы стали независимыми - без оружия победив Британскую империю.


Леня - бы меня не поняли, опять все напутали. Никакой "двойственности" в истинах нет. Скажем так, Относительные истины - это проекция Мира Недвойственного в наш двойственный мир. Проекция, опущеная сюда великими Гуру, чтобы мы могли подняться до их уровня.
"Бхакти йога как раз помогает принять окружающий мир с любовью" - нет Леня, это не так. НЕ ПРИНЯТЬ, А ИЗМЕНЯТЬ С ЛЮБОВЬЮ !!! В этом мире слишком много "фекалий" плохой кармы живых существ, и великие бхакты - они изо всех сил очищают этот наш мир, впитывая плохую карму, отдают взамен свой Великий Свет - впитывают, а затем изо всех сил отрабатывают различными способами. Но делать так могут только те (и здесь я соглашусь с Бхактой), кто достиг Мира Недвойственного, мира Истинного "Я", "Атмана", "Пуруши" - те, кто всей своей предыдущей практикой Любви накопил склонность помогать другим, страдающим душам. Такими были и великий Рамакришна Парамахамсаи его ученик Свами Вивекананда.
Полностью принимают окружающий мир как данность такой, какая оня есть - ТОЛЬКО ЖИВОТНЫЕ. Людям, асурам и богам - неважно, практикующие они или нет, свойственно стремление изменять мир в соответствии со своими желаниями. Разница только в том, что практикующие бхакти-йогу в истинном смысле - они все альтруисты и ведут других практикующих в Истинный мир с Великой Святой Любовью (Каруна).
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Еще определеие :
БХАКТИ (причастность, преданность, служение [богу]) — одно из центральных понятий в индуизме. В качестве концептуального термина встречается впервые в "Бхагавадгите", где означает служение Бхагавану (Кришне), а в более широком и общем смысле — предпочтит. служение одному богу. Поскольку Бхагаван предстает в "Гите" персонификацией Абсолюта, поклонение ему (в отличие от поклонения др. богам) сулит не только и не столько жизненное благополучие, сколько освобождение от уз сансары, признаваемое высшей целью человеч. существования. Поэтому оно не сводится к обычным формам богопочитания (приношения, славословия, ритуальные приветствия), но должно быть сверх того безраздельным (одновременное почитание других богов исключается) и всепоглощающим: бхакту (адепту) вменяются в обязанность ежеминутная память о Бхагаване, постоянные размышления о нем, обсуждение его тайн и природы с др. бхактами. Такая мысленная сосредоточенность на боге рассматривается в кач-ве мощного фактора духовного преображения: бхакт начинает осознавать всякое свое деяние (в пределе — всю свою выраженную вовне жизнь) как нечто совершаемое ради бога, как приносимую ему жертву, что, в свою очередь, способствует развитию привычки к бескорыстному действию, к дистанцированному взгляду на мир и в конечном счете ведет к равноприятию всего сущего, знаменующему собой приобщение к божественному (абсолютному) бытию. Представляя служение Бхагавану делом скорее внутренним, чем внешним, "Гита" вместе с тем тесно связывает его с йогической тренировкой (недаром рядом с термином "Б." здесь появляется словосочетание бхакти-бога). Постоянная мысль о Бхагаване не только облегчает работу, связанную с обузданием чувств, отрешением от целеполагания в практич. деятельности и т. д. (сочетаясь т. обр. с ка/ша-йогой), но и сама требует сознательных усилий (по меньшей мере на первых порах). Тем самым роль веры (и соответственно бога) в спасении адепта крайне сужается. Согласно "Гите", в награду за признание своей единственности Бхагаван дарует бхакту не свободу, а "мыслительную йогу" (буддхи-йогу), т. е. способность к внутренней тренировке; все остальное совершается самим верующим. Ср.-век. теология сохраняет употребление термина "Б." в кач-ве обозначения необычных (хотя и развивающихся в рамках индуизма) форм богопочитания, но отходит от характерного для "Гиты" приравнивания Б. к йоге. В IX—XI вв. южноиндийские теологи и философы, обобщая и систематизируя ре-лиг, практику, сложившуюся на юге в ранний период его индуизации (VI—IX вв.), впервые сближают Б. с понятием любви. Внедрение северных культов в южную религ. традицию с привычным для нее представлением о боге как живущем "здесь и рядом" сообщило им не свойственную ортодоксальному индуизму внутреннюю противоречивость. Сознание запредельности, недостижимости космич. божества парадоксальным образом соединилось в южных вариантах шиваизма и вишнуизма с демонстрирующим неприятие этого положения желанием лицезреть бога, прикоснуться к нему, тем или иным способом пережить его физич. присутствие. Сама устремленность к божественному получила эстетич. мотивировку: по убеждению шиваитов и вишнуитов юга, адепт обращается к богу не столько в надежде освободиться от сансары, достичь надмирного покоя и т. д., сколько покоряясь безграничной и необъяснимой притягательности его прекрасного облика. Тем самым снималась необходимость интеллектуального постижения божества и общение с ним целиком вовлекалось в сферу эмоциональных переживаний, мистич. озарений и т. п. В характеристиках религ. чувства при этом акцентировались его спонтанность и неконтролируемость: оно возникает внезапно, не требуя ни знаний, ни к.-л. умственной, тем более йогической подготовки, и состоит в непреодолимом влечении, сопоставимом с одержимостью, а также, если иметь в виду недоступность предмета влечения, с любовным томлением. Постоянные колебания между восторгом (в моменты воображаемого сближения) и отчаянием (из-за невозможности близости), а в плоскости самосознания — между мыслями о собственной значимости (отмеченности, выделенности) и собственном ничтожестве сообщают духовной жизни адепта неслыханную напряженность и интенсивность, и ради существования на этом уровне концентрации жизненных сил и внутр. энергии он готов пожертвовать всем, даже конечным освобождением (отсюда нередко высказываемое желание продолжить цепь рождений, с тем чтобы вновь и вновь отдаваться служению богу). Трансформации индуистских культов на южноиндийской почве коснулись и внешних форм богопочитания. Возросла роль храмов и храмовых изображений (воспринимавшихся с характерной двойственностью - то как живой бог, то как неподвижный символ живого бога); видимо, большее место в богослужении заняли музыка и пляска (возможно, и экстатическая); на основе древнетамильской и отчасти санскритской поэтич. традиций сформировалась религиозная (шиваитская и вишнуитская) песня, среди жанров к-рой особенно примечательны песня-исповедь (часто с мотивами самоуничижения и сомнений в себе) и сюжетная песня, в к-рой поэтич. ситуация, рисующая разлуку влюбленных и поданная с точки зрения либо страдающей героини, либо героя, либо их близких, используется как образ взаимоотношений адепта и бога (в кришнаитских песнях этого рода анонимные герои нередко замещаются персонажами мифа Кришной и пастушкой, Кришной и Яшодой, подругами Яшоды и т. д.). Исполнение песен причислялось к наиболее значимым культовым актам, а их создатели — как лица, особо близкие богу, — возводились в ранг святых, получая титулы наянаров (у шиваитов) и альваров (у вишнуитов). Опыт т. наз. южного бхакти (к XII в. в значит, мере вытесненного "нормальным" индуизмом) был во многом усвоен религ. движениями, распространившимися на севере Индии (от Махараштры До Бенгалии) в XIII—XVI вв. и условно именуемыми "движениями Б.". От общеиндуистской нормы их отличали: 1) более или менее последовательный монотеизм; 2) выдвижение взаимного доверия и любви в кач-ве основы отношений между человеком и богом; 3) признание равенства верующих перед богом и тем самым отрицание касты как религ. института; 4) новые ритуальные формы, нередко образованные путем трансформации индуистских обрядов и церемоний. Хотя идея личного — милосердного и любящего — бога была свойственна всем течениям Б., конкретное представление о божественном разделяет их на две группы. Варкари, сикхи, кабир-пантх и др. "движения сайтов" (сант — благой; употребимый в этих движениях эквивалент понятия "бхакт") не приемлют образ персонифицированного божества. Бог мыслится ими как чистая - безначальная, непредставимая и неуследимая — духовность, проникающая собой мир и скрытая в глубинах человеч. сердца. Он не имеет ни признаков, ни атрибутов ("качеств"), однако наделен именем. Намеренно варьируемое (чтобы подчеркнуть отсутствие ограничивающей определенности в носителе имени), оно тем не менее открывает доступ к "собеседованию" с богом и через это — к постижению его милосердной, обращенной к человеку сущности. Будучи единственным знаком божества, имя и само получает божественный статус, а повторение имен бога (возможно, восходящее к индуистской джапе) становится у сайтов важнейшей ритуальной процедурой. В противоположность сайтам движения Б. вишнуитского толка (пушти-марг, радха-вал-лабха, бенгальские вишнуиты и т. д.) объявляют своим богом Кришну (в пастушеской ипостаси) или Раму, т. е. бога не только персонифицированного, но и вочеловеченного. Концепция богочеловека надстраивается над древней мифологией аватар, лишь отчасти преобразуя ее установлением иерархич. различий между Кришной (Рамой), с одной стороны, и прочими аватарами — с другой. Вместе с тем вопреки традиционному пониманию аватары как смены облика, предпринимаемой богом для решения очередных мифологич. задач, полнота божественного бытия чудесным образом соединяется в Кришне (Раме) с полнотой человеч. природы. Это придает земной
жизни бога историч. реальность, вызывая характерную деятельность по возрождению якобы забытых святынь: вал-лабхиты "восстанавливают" мифич. топографию Браджа, последователи Чайтаньи
— Вриндавана. Более того, возвращение к этой реальности, ее постоянная актуализация становятся для верующих, кришнаитов в особенности, гл. условием духовной жизни. Кришнаит вступает в контакт с богом через миф, идентифицируя себя с персонажами, составляющими окружение Кришны (с его друзьями, родителями, с влюбленными в него пастушками); это дает ему возможность проникнуться чувствами тех, кто действительно видел бога, и т. обр. ощутить подлинную и не-посредств. близость к нему. Отсюда широкое использование в религ. практике кришнаитов (в меньшей степени рамаи-тов) средств, стимулирующих и поддерживающих экстатич. погружение в прошлое, — музыки, пляски, живописных и театрализованных воссозданий мифа (напр., в храмовой службе валлабхитов, воспроизводящей дневной цикл жизни Кришны, в мистериальных представлениях - раслиле, рамлиле и др.). Несмотря на разное представление о боге, и сайты, и бхакты-вишнуиты видят конечную цель в освобождении от сансары и полагают, что бог дарует спасение, откликаясь не на ритуальный жест, а на зов любящего и преданного сердца. Однако даже у сайтов, с особой горячностью отвергавших значение внешней религиозности, это не ведет к полному отказу от обряда: происходит лишь замена традиционных ритуальных форм новыми. При всем разнообразии религ. практики Б. (это главное, что разграничивает движения внутри осн. групп) ее отличают две общие (не свойственные ортодоксальному индуизму) черты: 1) конгрегационность, тяготение к собраниям верующих, демонстрирующим их единение перед лицом бога (коллективные паломничества в Пандхарпур у варка-ри, совместные трапезы-ланга-ры — у сикхов, торжеств, шествия у вишнуитов Бенгалии, коллективные посещения храма в часы даршан у валлабхитов и др.); 2) признание песни наиб, адекватной и одновременно наиб, внятной богу формой выражения религ. чувств (традиция, явно обязанная своим возникновением влиянию юга). Песня была включена в храмовую службу валлабхитов, широкое распространение в разных движениях получили хоровые песнопения, т. наз. киртаны (киртаны бенгальских вишнуитов, киртаны варкари во время паломничества и общинных собраний и т. д.). Своды песен, составление к-рых началось с конца XVI в., пользовались у приверженцев соответствующих движений авторитетом свящ. писания (таковы "Ади Грантх" у сикхов, "Сурсагар" Сурдаса в Пушти-марг, "Панчвани" и "Сарванги" в дадупантх и др.; ср. аналогичный статус поэтич. собраний альваров и наянаров на юге). Среди др. примечательных особенностей религ. практики бхактов — институт духовных наставников (гуру), вокруг к-рых группировались общины верующих, и культ святых, к каковым причислялись основатели движений (нередко обожествляемые — так, Чайтанья и Валлабха почитались каждый в своем движении аватарой Кришны), их видные сподвижники и последователи, а также поэты (особое значение культ поэтов-святых приобрел у варкари; ср. также "Аштачхап" у валлабхитов). Происхождение северных движений вызывает споры. Одни исследователи видят в них прямое продолжение южного Б., другие полагают, что они появились под воздействием ислама (в част., суфийских орденов). Южные реминисценции в северных движениях неоспоримы, особенно у кришнаитов с их повышенной эмоциональностью, эротизмом, экстатикой, приверженностью к темам красоты бога, разлуки и к сходным песенно-поэтич. жанрам (у вал-лабхитов). Однако различие исходных условий — южное Б. явилось в результате развития и усложнения местных экстатич. культов (культа Муру гона прежде всего), северное же сформировалось в контексте длительной и устойчивой индуистской традиции как своего рода протест против существующей нормы — делает сомнительной прямую преемственную связь между ними. Скорее речь должна идти о заимствованиях, вызванных потребностями религ. обновления. Еще менее убедительна мусульм. гипотеза, хотя и она поддерживается очевидными параллелями (на сей раз с сайтами). В свете южноинд. опыта Б. схождения с суфизмом следует, видимо, отнести к разряду типологических. Что же касается характерных для сайтов представлений о боге и свойственного им негативного отношения к изображению божества, то это могло быть связано с социальным составом этих движений: гл. роль в них играли низкокастовые, для к-рых уход от персонифицированного бога означал уход от культа, к к-рому они не имели доступа (нельзя сбрасывать со счета и связь сайтов с низовыми религ. течениями, в част, с натхами). В любом случае, независимо от характера и масштаба внешних влияний, попытка отказа от многобожия и от равнодушного к человеку космич. божества была вызвана глубинными социальными и общекультурными процессами и знаменовала выход на новый уровень самосознания. Однако реформаторские тенденции, заложенные в движениях Б., не получили развития. Крайняя разобщенность и замкнутость общин, уподобляющая их кастам (свой бог, свой обряд, свои организационные формы) и лишь отчасти объясняемая этническими перегородками (различные кришнаитские общины, напр., существовали в одном и том же районе близ Матхуры), сохранение нек-рых фундаментальных для индуизма структурных черт, в часта, сочетания общины верующих мирян с общиной санньяси (в нек-рых движениях, напр, у бенгальских кришнаитов, санньяси принадлежала ведущая роль), непоследовательность в отношении к касте (хотя общины были открыты для всех, отмена кастовых запретов соблюдалась лишь на время нек-рых ритуальных церемоний - у сикхов, напр., во время лангаров) способствовали постепенной интеграции бхактов в религ. систему, к-рую они поначалу стремились преодолеть. С XVII в. общины вишнуитов и сайтов превращаются в образования, налагающие веру в личного бога на общепринятую норму в качестве дополнения к ней или допустимого в ее рамках варианта. Исполнение церемоний, связанных со "своим" богом, сочетается в них с совершением обычных индуистских обрядов. Применительно к совр. условиям их поэтому часто называют сектами.
ctay
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 15 авг 2004, 03:03
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение ctay »

Эта словарная статья - взгляд ученого(ых) со стороны. Что-то отражает реальность, что-то - нет. В целом, этот взгляд не отражает реальность - очень мутный и к тому же безнадежно устаревший, надо сказать, взгляд.
Скорость изменения нашего мира сейчас настолько велика по сравнению с прежними веками, что все мнения-определения ученых относительно бхакти и многих других терминов - они все безнадежно устарели. Наш двойственный мир быстро меняется, меняется проекция на него из мира недвойственного (то, о чем я написал, когда говорил об истинах - Относительных и Абсолютных). Старые ФОРМЫ практики стремительно хиреют и костенеют - из них уходит жизнь (из-за того, что современные люди не понимают того, ЧТО за ними стоит). Свами Вивекананда ближе многих к реальности сегодняшнего дня - он был хорошо образованным и аналитичным практикующим. На мой (и не только :) ) взгляд - его книги - настоящий клад для современного бхакти-йога.
И последнее. Я думаю, что самые лучшие ТЕОРИИ и умствования на их счет - ничто, по сравнению с ДУХОВНОЙ ПРАКТИКОЙ (духовным опытом)
Ответить