ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Не совсем понял про скорбь, болезни и про технологическую дисциплинку.
Это то же Санкья?
опыт практики (опыт коммуникации тела и сознания) может быть осмыслен в уже готовых фил.схемах, чтобы не изобретать новые описания, сиречь повторять старые
Согласен. А потому классики, те же
так вот, имеем, значит, на полке священные писания смирнова, ньяиков, патанджали
, достойны не только полки, но и прочтения и обсуждения.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

тут примерно такой стандартный порядок: поначитался, запутался, всё отбросил "в возмущении духа", сваял свое понимание - и тогда благодарно соединился с классиками в полном консенсусе или хотя бы в понимании того, каким возмущением духа велись они...

"запутался" звучит драматично, но степень драмы зависит лишь от темперамента и может выглядеть очень даже мягко, без всяких эмоций
La gente esta muy loca
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Михаил, вашу интроспекцию (или попытку переноса), я понимаю все меньше.
Т.е. лучше доверять вашему мнению относительно Санкхьи?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

нет, доверять лучше своему мнению!!!
Олег, если у Вас не резонирует, просто забейте :)

вряд ли есть смысл допытываться, что я хочу сказать
я просто говорю что-то по обдумываемой теме
это характерно для любого поиска, а за то, что могу пользоваться форумом и мои обдумки здесь терпят, очень благодарен
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Мне интересно. И у меня резонирует. И вам спасибо!
Просто, взять вот так и осмыслить целую систему Санкхья, мне кажется не так уж и просто.

А насчет уже сущестующих фил.систем, что бы не придумывать свое, то течений философских в той же Индии масса, в каждом течении еще свои подтечения.
Вот вы уже свое понимание Санкхьи сформировали - то же течение.
Ценным может быть не сама сложившаяся система представлений и понятий, а МЕТОД. Это как ценность СОСТОЯНИЯ в йоге. :)
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

конечно, это не просто, надо иметь определенную наглость в хорошем смысле - а вернее, движение духа за спиной, движение чего-то большего, чем "я, меня, моё"

мне кажется, важно понимать, что (занятой) человек не просто так начинает влезать в философию, что-то (выразимся абстрактно: жизнь) должно очень крепко взять его за... одно место

точно так же (настоящие) поэты не просто так пишут стихи, они их не могут не писать, они ими больны

система-человек в целом живет по принципу экономии и не делает ничего лишнего... и это глубоко правильно и законно... но всеобщая связь вещей рано или поздно берет его за это самое место и выталкивает за пределы эго в сторону всеобщей связи вещей (статика) и понимания направления ее движения (эволюция, динамика)

санкхью сочиняли люди, которых достало а) собственное (или мировое) страдание и б) упование на веды и прочие священные писания

(надо сказать, что есть другая группа людей (ведантисты), которых вполне устраивает то, что уже есть в писаниях - и это тоже метод, который для НИХ работает, слава богу... мир описаний избыточен, не в этом ли счастье? на любой вкус и склонность)

без мощного мотива (переживания) никакая ньяя или санкхья (равно как и свящ.писания) у человека не срезонирует, а просто в ухо влетит-вылетит

повторю: базовый мотив всех инд.систем - избавление от страдания, и это не просто слова "избавление" и "страдание"

и надо сказать разобрались они в этом капитально
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

пгодолжим :D

санкхья имеет мотивом к занятиям собой (сосчитыванием элементов бытия-ситуации) 1) повсеместное страдание 2) опыт риши (мудрецов) в отношении пуруши (неподвижного духа)

прежде чем считать элементы (струны, тянущиеся к пуруше) санкхьяик проникается пониманием матери-материи (пракрити и даже мулапракрити (корневой пракрити, доматерии, некоторого исходного уровня роста для всего бытия))

в отличие от пуруши, пракрити познается по ее проявлениям в движении (движение мысли, чувств, физ.объектов)
то есть пракрити домысливается

духовный же опыт может "пропереть" кого-угодно на манер клинической смерти
а может и не пропереть, тогда временно приходится жить в авидье = недоумении

струны-элементы натянутые между двумя П (ПП=пракрити-пуруша), вроде как направляют "отсюда-туда"

но прикол заключается в том, что струны без конца цепляются, взаимодействуют друг с другом
и по этим взаимодействиям можно прыгать бесконечно

это называется колесо сансары, ловушка, майя, возможность собрать своего атмана-внимания в этой непростой ситуации (опыт-бхога)

из колеса сансары чел выводится а) пониманием схемы бытия (ПП плюс струны-танматры) б) однонаправленностью (экагратой) -- это я опять в патанджали залез
причем однонаправленность не на кончике носа, а на однажды испытанном-пережитом принципе пуруши

to be continued
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Если позволите, все таки буду иногда цитировать Смирнова, так некоторые его читать все таки не будут, но что бы хоть представление имели о предмете разговора.
Словарные значения слова sankhya: 1) – счет, исчисление; 2) – рассуждение, обдумывание, борьба, битва в интеллектуальном и физическом смысле. Лишь единичные исследователи понимают название системы в первом смысле. Гарбе (Философия Санкхья, с.8 ) справедливо считает "странным" мнение Гау (Gough), что название "Санкхья" возникло просто оттого, что перечислялись принципы Упанишад, но сам не менее странно производит это название от parisamkhyāna – "изнурительное перечисление".

Винтерниц сближает название "Санкхья" с мистикой чисел Пифагора (ср. Радхакришнан, II, 219), но такое сближение рационалистической индийской, системы с мистическим учением Пифагора о символике чисел ничем, кроме названия, не оправдано.

Радхакришнан приводит ряд убедительных цитат из санскритских памятников в доказательство того, что традиционное название системы "Санкхья" понималось во втором смысле слова, то есть как углубленное обдумывание, исчисление "за" и "против", рассуждение. Таким образом, значение слова близко русскому – "любомудрие" и греческому – "философия", "диалектика".
Смирнов Б. Санкхья и Йога.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

спасибо, Олег, выкладывайте, конечно!
а то мне это академическое словомудрие тяжко дается
это для первоисточников (был огонь) вроде литературной критики (уже нет огня, хотя есть конечно бахтин, но я его правда не читал, только наслышан :oops: )
засыпаю... :wink: но может что-то выудим дополнительно
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

А.Смит писал(а):...
а то мне это академическое словомудрие тяжко дается
...
Созвучно вашему настроению:
По создавшейся традиции последующие мыслители, даже самые крупные, выступали не как творцы новых систем, а лишь как толкователи древней традиции. Конечно, в криптограмму сутр каждый толкователь мог вкладывать свой смысл, а последующие толкователи, объясняя взгляды более раннего, а потому и более авторитетного толкователя, вносили в учение свои взгляды, так что сама сутра терялась среди этого нагромождения, и первоначальный её смысл совсем
стушёвывался. Так рождалась бесконечная схоластическая полемика, оттачивающая мысль в различных её логических тонкостях, но истощившая её по существу.
Volod_ya
Сообщения: 1419
Зарегистрирован: 7 сен 2010, 20:31
Откуда: Нижний Новгород
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 40 раз

Сообщение Volod_ya »

А.Смит писал(а):...а на однажды испытанном-пережитом принципе пуруши.
Здесь по подробней, пожалуйста.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

пожалуйста, поподробнее:
татпарам пуруша-кхйатир-гуна-вайтришнйам (йога-сутры, 1-16)
тогда (в результате практики йоги) наивысшее знание - знание пуруши - и отвержение гун (отказ от тризны-пиршества-господства гун)
отвержение гун временно, конечно

система замирает, "облака" гона-движения рассеиваются, и может проступить "духовный материк", пуруша, ворота в иное (а может и не проступить)

собственно, нет нужды к этому стремиться, достаточно разок-другой соприкоснуться восприятием с чем-то абсолютно неподвижным, не перепутаешь, как и ЧВН

потом имеешь это в виду как непосредственный опыт, а торчать там у врат бессмыслено

лучше собирать атмана, или прочную "дорогу из желтого кирпича", сиречь извлекать в единый массив простого внимания осколки своего внимания, рассеянного по объектам мира (в бхоге), то есть подступаться к вивека-кхйатир-авиплава (непрерывное различающее осознание), оно же самапатти, оно же аклишта...
Последний раз редактировалось А.Смит 18 ноя 2010, 20:04, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Oleg L писал(а):
По создавшейся традиции последующие мыслители, даже самые крупные, выступали не как творцы новых систем, а лишь как толкователи древней традиции. Конечно, в криптограмму сутр каждый толкователь мог вкладывать свой смысл, а последующие толкователи, объясняя взгляды более раннего, а потому и более авторитетного толкователя, вносили в учение свои взгляды, так что сама сутра терялась среди этого нагромождения, и первоначальный её смысл совсем
стушёвывался. Так рождалась бесконечная схоластическая полемика, оттачивающая мысль в различных её логических тонкостях, но истощившая её по существу.
толково сказано - невбровьавглаз
La gente esta muy loca
Lobster
Сообщения: 508
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 23:22
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Lobster »

из колеса сансары чел выводится а) пониманием схемы бытия (ПП плюс струны-танматры) б) однонаправленностью (экагратой) -- это я опять в патанджали залез
причем однонаправленность не на кончике носа, а на однажды испытанном-пережитом принципе пуруши
Смит. А какие, по-вашему, воспоминания остаются у человека после того как он выпал из колеса, а потом опять вернулся?
I know ... yoga?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

думаю, никаких - умерла так умерла
или очень смутные
и потом, как же он вернется?
это все равно что обратно обезьяной стать, или медузой
другой какой-то принцип начинается, допустим, с преобладанием волново-полевой компоненты взамен структурно-волновой
но это ж все гадание на кофейной гуще, шизотерика, понимаешь, или ненаучная фантастика :wink:

ясно одно, что есть некое неумолимое поступательное движение - ведь не может, к примеру, чел поглупеть, мастерство ведь не пропьешь
и это движение тащит чела по ряду знаковых событий, а потом он и сам начинает включаться
по крайней мере, есть такое ощущение, что эволюция существует
видимый же деграданс планеты связан скорее с неаккуратным, неэкологичным движением вперед, и получается "вперед на мины"
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

оказывается, 18 ноября - всемирный день философии!
http://pogoda.mail.ru/history.html?id=300
етитская сила! а я думаю, чего это нас тут на остренькое потянуло???
Последний раз редактировалось А.Смит 18 ноя 2010, 21:04, всего редактировалось 1 раз.
Атри
Опытный практик
Сообщения: 4884
Зарегистрирован: 17 дек 2002, 18:59
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 39 раз

Сообщение Атри »

1) повсеместное страдание 2) опыт риши (мудрецов) в отношении пуруши (неподвижного духа)
Вот первый постулат у них какой-то .... индийский. Кстати, кто исторически раньше появился буддизм или санкхья?
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

понятия не имею, кто раньше :cry:
википедия, наверное, знает, да что толку? страдание оно и в африке страдание
Oleg L
Сообщения: 5261
Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
Откуда: Алтай
Благодарил (а): 580 раз
Поблагодарили: 675 раз

Сообщение Oleg L »

Смирнов утверждает с многочисленными ссылками и авторитетами (типа Радхакришнана), что Санкхья древнее Буддизма.
А.Смит
Сообщения: 3162
Зарегистрирован: 19 июл 2007, 19:39
Поблагодарили: 34 раза

Сообщение А.Смит »

Давайте же мы пощупаем, наконец, эту мощь возмущенного духа вживую (всего там вроде 72 или 73 сутры, это первые 8 ):

Итак, Санкхья-карика Ишваракришны

с-01 в силу тройного натиска страдания необходимо исследование как его устранить в самой причине; в уже известном искать бесполезно, поскольку там нет завершенности

с-02 из известного есть писания, но там сплетение неточностей, пропусков и преувеличений; этому в противовес лучше исследовать явное, неявное и самого познающего

(далее перечисляются элементы бытия)

с-03 мулапракрити нерожденная, а с махата (принципа разумности) начинаются производные-производящие, их семь; потом группа 16-ти производных, а также не производный и не производящий пуруша

с-04 (методы исследования суть) воспринятое, (логически) выверенное, точное свидетельство – все это правильно доказанное тройное знание; искомое точно доказывается на основе правильного знания

с-05 каждый замеченный объект – это восприятие; троично выверение, как говорят – оно от знака и его носителя происходит; достоверное же от откровения и (авторитетно) сказанного

с-06 однако по сравнению с воспринимаемым доказательство сверхчувственного от вывода, но если оно не доказывается (логически) и не является воспринимаемым, то доказывается устной традицией

с-07 (сверхчувственное не воспринимается) от чрезмерной удаленности или близости, чувств дефекта, ума нестойкости, тонкости, блокировок, подавления, с подобным смешения

с-08 из-за тонкости ее (пракрити) невосприятие, не из-за несуществования; по следствиям ее восприятие, а также махата и др; и эти производные с пракрити не схожи и схожи (одновременно)
Последний раз редактировалось А.Смит 18 ноя 2010, 22:51, всего редактировалось 1 раз.
La gente esta muy loca
Ответить