Все о Патанджали + обсуждение гуру и парампары .'

Теория и психофизические аспекты йоги. Для участия требуется опыт практики не менее двух лет.
Гиви Магарджунашвили
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 24 авг 2006, 12:18

Патанджали

Сообщение Гиви Магарджунашвили »

Шиве надоела его толстая жена и он пошел медитировать.
Так он придумал йогу. Позвал жену и сел с ней на бережку.
Начал ей рассказывать, как похудеть. А заодним и характер исправить.

И хотя он рассказывал это шепотом, под величайшим секретом, он не заметил что в корнях притаилась рыбка (патанджали - рыбка, на санскрите).

Рыбка подслушала и начала заниматься йогой.
И трансформировала себя из рыбки в человека.

Дальнейший путь трансформации двоякий: можно трансформировать себя из человека в Бога, если перестать парить себе и другим мозги, а можно скатиться обратно к животному, тупо следуя авторитетам и посвящая жизнь лишь чтению ЙС и выяснению того, а был ли на самом деле Патанджали, и если был, то кем!
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

ND, насчёт учителя П. инфа, как раз, есть (традиция 18ти Махасиддхов, к которым П. также относится). А вот насчёт учеников... Не могли бы вы указать автора приведенной вами цитаты?

Гиви, дарагой, "рыбка" будет на самскрипе "матсья". Мож, ты имел в виду "змейка"? :D
И ещё: второй путь, отвергнутый тобой, по своей сути дал гораздо больше людей, достигших мокши или хотя бы просто хорошего здоровья, чем весьма туманный первый. В одном ты прав: кто, когда и зачем Патанджали- в общем-то чисто спортивный интерес.
А ЙС изучать и полезно и интересно. ИМХО.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Про автора цитаты единственное могу сказать точно, что не я.
А вообще было бы интересно почитать указанные в ней пункты текста.

Вообще любители линий преемственности преувеличивают ее важность.
Допускаю, что для некоторых адептов она действительно необходима.
Как воздух.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Вот традиция 18-ти Махасиддхов и есть та самая хитрость к которой прибегают в таких случаях. Этакая "священная корова", которая взялась сама по себе и про происхождение которой неприлично спрашивать.
Насчет путей если быть до конца точным, то утверждать можно только то, что больше не людей достигших чего-то каким-то путем, а свидетельств этого, что не есть одно и то же.
Гиви Магарджунашвили
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 24 авг 2006, 12:18

Сообщение Гиви Магарджунашвили »

Patandjali писал(а):Гиви, дарагой, "рыбка" будет на самскрипе "матсья". Мож, ты имел в виду "змейка"? :D


Мне один Свами из Ришикеша говорил, что "рыбка". Мож, порода какая у них там :P суть то в другом :!:
Patandjali писал(а):В одном ты прав: кто, когда и зачем Патанджали- в общем-то чисто спортивный интерес.
Во-во, суть ты уловил :D
Gol
Сообщения: 292
Зарегистрирован: 18 янв 2006, 13:19
Откуда: St.Petersburg

Сообщение Gol »

Автор цитаты:
http://sankara.narod.ru/subba.html
Мир полон красок! Разных... :)
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение Владимир »

Из ЙП Айенгара:

В "Хатха Йога Прадипике" Матсиендра упоминается как один из основателей Хатха Видьи. Рассказывают, что однажды Бог Шива отправился на пустынный остров и стал объяснять своей супруге Парвати тайны йоги. Одна рыба, оказавшаяся возле берега, слушала все, что он говорил, очень внимательно, не двигаясь с места. Шива заметил, что рыба усвоила йогу, и окропил ее водой; она тотчас же приняла Божественный облик и стала Матсиендрой (Богом рыб), который впоследствии распространял знание йоги.


Где тут Патанджали? :roll:

И странно, что Сватмарама в своем перечислении Великих Сиддхов не упоминает Патанджали ведь жил он гораздо позже, ориентировочно в 15 веке
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

А Патанджали в это время возил Вишну по океану, в который та речка
вподала.
В общем, тоже водоплавающий был.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Владимир, сравните даты жизни Патанджали (пусть она неизвестна точно, но хотя бы по столетиям) и Сватмарамы Сури - и Вы все поймете.
oldnick
Сообщения: 49
Зарегистрирован: 30 апр 2005, 20:35
Откуда: Ярославль

Сообщение oldnick »

Шива заметил, что рыба усвоила йогу, и окропил ее водой
Шива крут...
Владимир
Сообщения: 238
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 23:40
Откуда: Киев
Благодарил (а): 10 раз
Поблагодарили: 12 раз

Сообщение Владимир »

Виктор Сергеевич, по идее Патанджали жил не позднее 2 века, а Сватмарама где-то в 15. Честно говоря, ни о чем не говорит... если он Шиву упомянул (т.е. начал перечисление с начала времен), то не мог же такой систематизатор (как П.) остаться незамеченнным в йогическом поле зрения. Т.е. эти линии шли параллельно, нигде не пересекаясь. Или я что-то не понимаю?
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Из того, что слышал и читал по данной теме я, следует именно такой вывод: эти линии НЕ пересекались. Более того, линия махасиддхов - это Тантра со своей достаточно сильно модифицированной и упрощенной для народа йогой. Со всеми народными суевериями. Если философы обещали просветление и достижение недвойственности, то в традиции махасиддхов все нацелено на достижение сверхспособностей, которые в Сутрах вообще считаются побочным продуктом практики и помехой на пути к самадхи.
Pontodjali
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 26 авг 2004, 09:21
Откуда: отовсюда
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Pontodjali »

У П. был Гуру. Это сейчас на Западе считается, что можно и самому всё постичь - западная такая ёга,- а в Индии до сих пор без Гуру - никуда. И не только в йоге. И если это не бакшиш-гуру, то результат наличествует.
А того Гуру, о котором я пишу, звали Нанди Девар и он, естественно, тоже принадлежал к традиции Махасиддхов. Кроме П. в учениках у него значился другой светоч йоги- Тирумулар.
И у Нанди, якобы, Гуру был сам Шива.
Такая вот теистическая теория.
ava
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 сен 2006, 08:27
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение ava »

Вот еще с сайта последователей Айенгара:
http://www.kofibusia.com/level_2_patanj ... njali.html

Биография Патанджали.

Родители и рождение.
О Патанджали почти ничего неизвестно. Даже основные детали его биографии являются спорными. А то немногое, что известно, покрыто тайной.

Предполагаемые даты рождения Патанджали варьируются в пределах тысячи лет. Некоторые авторитеты предполагают, что период его жизни и расцвета творчества приходится на 4 тысячелетие до н. э., в то время, как другие утверждают, что это было 6 тыс. н. э. Отчасти такое расхождение датировок появилось благодаря распространенной в то время традиции (которая также наблюдалась в Греческом обществе и до сих пор является причиной бесконечных проблем для историков) приписывать что-то значимое важной персоне. Чтобы описать их вклад в более выгодном свете и выделить их авторитетность, более поздние мыслители были склонны приписывать им авторство работ тех или иных прославленных предшественников. В результате предшественники приобретали качества невероятных долгожителей. Ввиду противоречивых свидетельств, лучшее, что можно сделать – определить приблизительные даты его рождения и смерти. Учитывая, что широко признанной работой Патанджали являются Йога Сутры, краткие афоризмы, наиболее вероятным периодом его жизни считается 4 – 2 столетие до н. э. В то время стиль изложения в виде афоризмов не только активно вошел в применение, но и находился на пике своего развития. Работа Патанджали признается блестящим образцом, сохранившим сутру как метод представления мысли. Плюс или минус столетие, дата 250 до н.э. кажется наиболее приемлемой.

Определение родословной Патанджали представляет дальнейшие проблемы. Согласно одной легенде, он был сыном Ангиры, одного из десяти сыновей Брахмы-создателя, и Сати, супруги Шивы. В таком случае он являлся бы не только внуком Создателя вселенной, но и братом Брихаспати, бога мудрости и красноречия, совершавшим жертвоприношения.

По другой легенде, незадолго до рождения Патанджали, Господь Вишну возлежал на своем змее Адишеше (на самом деле Адишеша является одним из многочисленных воплощений Вишну). Сидя на своем змеином ложе, Вишну был восхищен танцем господа Шивы. Вишну был так впечатлен, что его тело начало вибрировать и сильно бить Адишешу, соответственно начавшему испытывать сильнейший дискомфорт. Когда танец закончился и все прекратилось, Адишеша спросил Вишну о том, что происходило. Услышав о танце, Адишеша возжелал также выучить его, чтобы исполнять лично для удовольствия Вишну, своего Господа. Вишну это порадовало, и он предсказал Адишеше, что однажды Господь Шива благословит его на понимание и преданность, что тот воплотится так, что проявит сострадание и благодетельность и исполнит свое желание искусно танцевать.

Адишеша сразу начал решать вопрос, кем быть его матери. В то же время, искусная женщина по имени Гоника, абсолютно преданная йоге, молилась и искала достойного сына. Она хотела передать ему знание и понимание, обретенное через йогу. Так и не найдя подходящего кандидата, она распростерлась перед Солнцем, земным проявления света и присутствия Бога. Она зачерпнула горсть воды – единственное, что она могла преподнести в дар, - и попросила его послать ей сына. Так она медитировала на Солнце и собиралась поднести свой простой, но искренний дар. Увидев это, Адишеша, носящий Вишну, понял, что нашел мать, которая ему нужна. Как раз, когда Гоника собиралась предложить горсть воды Солнцу, она взглянула на руки и увидела ползущую по ним маленькую змейку. Она была еще больше удивлена, когда через несколько мгновений змея приняла человеческую форму. Адишеша, а это был он, в свою очередь распростерся перед Гоникой и попросил принять его в качестве сына.

Место его рождения.
Что касается места рождения Патанджали – оно также далеко не определенно. Также не точно ясно, где он жил. Гора Меру, стоящая в центре вселенной, обычно служит аллегорией позвоночника человека. Она окружена семя континентами. Центральный континент, окружающий Гору Меру, называется Джамбудвипа, от дерева джамбу (красная яблоня), распространенного на континенте. Одно особенное дерево джамбу растет прямо на вершине Горы Меру. Его плоды и цветы видно со всего континента, и все жители мечтают добраться до них. Джамбудвипа разделена на девять (хотя кто-то говорит семь) Варшей, то есть долин, изолированных друг от друга горными цепями. Эти девять Варшей – Бхарата, Илаврита, Хари, Куру, Хиранмайа, Рамйака, Кетумала, Бхадрашва и Кимнара.

Иногда считается, что Индия располагается на самой Джамбудвипе, но чаще место ее расположения относят к Бхаратаварше. Бхаратаварша - это страна, населенная потомками Бхараты, бхаратами. Бхарата же считается Богом огня Агни, и автором Ригведы. А его наследники – жрецами, совершавшими жертвоприношения. Только в Бхаратаварше существуют четыре йуги, временных периода (Крита, Трета, Двапара и Кали). Только в Бхаратаварше возможно «должное» течение времени и соответствующая отработка кармы. Но хотя Бхарата может показаться нам «обычной» в плане течения времени, действий и их последствий, она тем не менее полна преданных, должным образом совершающих религиозные и духовные аскезы. Это дает надежд на спасение всем обитателям. И хотя Бхарата (или Бхаратаварша) может казаться «обычным» местом, она на самом деле «самая лучшая». Другие восемь Варшей населены разными существами, на которые не влияет время и карма, и которые заняты только тем, что наслаждаются плодами своих текущих и предшествующих воплощений.

Традиционно считается, что Патанджали не был рожден в Бхаратаварше, т. е. в обычном месте. Он скорее родился в Илавритаварше. Некоторые настаивают на том, что Илаврита не является частью Джамбудвипы, но изолирована и находится вне ее пределов. Она населена только богами и теми, кто немногими живыми существами, воплощающими высшую духовность. В строгом смысле Илаврита не является частью Индии или любой другой страны. Это - неземная божественная обитель.

Чтобы успокоить тех, кто любит точность, и кого устраивают только проверенные факты, будет разумным предположить, что все эти сказки о рождении Патанджали и вероятном месте его рождения, скорее всего, являются аллегориями. Они подразумевают, что Патанджали явился на земле в эти времена из совершенно иных сфер, подобно другим великим риши и пророкам ради блага человечества. Он явился, чтобы пролить свет знания на обитателей Бхараты, подверженных влиянию времени и законов причины и следствия существования, но все же готовых принять и усвоить его идеи.

Его Жизнь.
Итак, где бы и как бы он не родился, Патанджали благополучно появился на земле, чтобы исполнить свое предназначение. Учитывая его родословную, неудивительно, что его детство было необычным. Он мог спокойно общаться с окружающими с самого момента рождения. Более того, проявляя невероятный интеллект и силу, он говорил о том, что обычно доступно только риши и пророкам. Он проницательно и точно анализировал и обсуждал проблемы настоящего, открывал древнее прошлое, а так же зорко проникал в события ближайшего и отдаленного будущего. Точность и верность его взора, ума и речи были настолько велики, что однажды, когда обитатели Бхотабхандры задумали побеспокоить его во время соблюдения религиозных аскез, и посмеяться над ним, он испепелил их огнем, исходящим из его уст и речи.

Его женитьба также рождает легенды. Однажды он нашел изысканную и очаровательно прекрасную девушку, по имени Лолупа, она жила в дупле дерева на склоне Горы Сумеру, пике горы просвещения. Он тут же женился на ней, и так, непрерывно наслаждаясь плодами своего духовного поиска, дожил до глубокой счастливой старости.

Изображение и иконография.
Господь Патанджали считается воплощением змея Ананты, чье имя означает «бесконечный», и который является одной из форм Адишеши. Господь Вишну восседает на Адишеше перед тем, как начать процесс творения. Патанджали часто изображают как получеловека полу-змея, с человеческим торсом, возвышающимся над сложенным кольцами телом змея, который пробуждается в момент творения. Змей воплощает созидательную энергию. Руки Патанджали сложены в традиционное индийское приветствие «намасте», что иногда называют «анджали», то есть подношение, пожертвование. Так как «пата» означает упавший, «Патанджали» можно приблизительно перевести как «милость (или милостивый), упавшая с неба». Господь обычно изображается в медитативном трансе. Его сложенные руки одновременно приветствуют и благословляют тех, кто приближается к нему в поисках йоги и ее истины. Его приветствие облегчает их усилия проявлением милости. Оно так же дает им уверенность, что их усилия принесут плоды. На самом деле у Патанджали не две, а четыре руки. Две из них образуют благословляющее анджали, а две другие подняты. Одна из приподнятых рук держит шанкху, раковину, символ силы звука. Она созывает учеников и возвещает им о приближении конца света. Другая поднятая рука держит чакру, или диск, символизирующую вращающееся колесо времени и связанный с ним закон причины и следствия.




Достижения.
Когда речь заходит о том, что сделал Патанджали, продолжается неопределенность. Во-первых, и это неудивительно, принимая во внимание его происхождение, что он признан поистине великим танцором. По сей день танцоры в Индии, работающие в классической традиции, обращаются к нему и выражают свое почтение. Поэтому Патанджали является покровительствующим божеством танца.
Некоторые считают, что Патанджали написал трактат по медицине аюрведы. Конечно, тексты, касающиеся этого вопроса, могли представлять интерес для Патанджали: диагностика болезней; строение и функции человеческого тела; проблема сохранения здоровья, хорошего самочувствия и привлекательности тела; а так же лечебные свойства растений и техник, необходимых для поддержания тела. Обо всем этом упоминается в Йога Сутрах. И хотя традиционно считается, что Патанджали, написавший аюрведический текст это тот же Патанджали, который написал Йога Сутры, ученые не принимают это безоговорочно. Но против их мнения может быть приведен один упущенный факт. Сваямбху - это такие божественные сущности, которые распоряжаются своим необусловленным существованием, свободные от кармы, они являются в виде высокоразвитых духовных существ ради блага человечества, и они не обязаны проявлять уважение к историческим фактам.

Еще более мутная ситуация наблюдается, говоря о другом великом трактате, приписываемом Патанджали. Практически не обсуждается факт, что существовал известные человек по имени Патанджали, родившиеся в Гонарде и, по крайней мере какое-то время, живший в Кашмире. Этот Патанджали жил и творил около 140 до н. э. Он был великим грамматиком и создал Махабхашью авторитетный комментарий грамматики Панини (первая работа по грамматики для какого-либо языка). Этот комментарий до сих пор читается и признается. Но Махабхашья это гораздо больше, чем просто комментарий. Патанджали усовершенствовал правила грамматики и значительно расширил словарь. Он придал санскриту силу, сделав его более ясным, тонким, действенным и искусным инструментом, способным выразить любые аспекты человеческого мышления и бытия. Патанджали не разрабатывал теорию, он показал возможности санскрита через свое умение и искусное применение языка. Актуальным вопросом является, был ли этот Патанджали:
А) тем же Патанджали, написавшим аюрведу;
Б) тем же Патанджали, писавшим о йоге;
В) тем же Патанджали, основателем танца.
Приняв во внимание достижения в йоге и грамматике, возникает неразрешимый вопрос датировки и локализации событий. Хотя оно не является окончательным, следует принять отрицательное заключение, основываясь на следующем. Патанджали, создавший Йога Сутры, несомненно, жил несколькими веками раньше Патанджали Махабхашьи. Разброс времени слишком велик. Есть и другое убедительное доказательство того, что работы принадлежат разным авторам, а именно – философские противоречия. С другой стороны, можно с легкостью найти авторов, противоречащих себе же в пределах одной страницы, тем более в двух своих книгах, тем более при столь непересекающихся предметах их обсуждения, особенно написанных в разные периоды своей жизни. Далее, работа на тему грамматики сильно отличается от работы по йоге. Случается, что некоторые идеи, являясь преимуществом в одной области, могут оказаться неэффективными или даже вызвать сложности при переносе в другую. Дело в том, что обе работы превосходные и законченные, с безупречной логической структурой и аргументацией, каждая в своей области. Такими они и должны быть. Неясно, почему они должны соотноситься друг с другом или как-то друг друга дополнять. Даже учитывая все сказанное, традиции, которая объединяет этих троих Патанджали (четверых, если добавить к ним основателя танцев), уже два тысячелетия и она не собирается вымирать.

Его вклад.
К несчастью, неопределенная ситуация с сведениями о жизни Патанджали распространяется на самою известную его работу, Йога Сутры. Есть разногласия, касающиеся, по крайней мере, трех моментов.
Действительно ли Патанджали написал Йога Сутры? Если это сделал он, внес ли он свой вклад или был «в основном» систематизатором, собравшим информацию из разных источников? И даже в случае положительного ответа на этот вопрос, возникает следующий: действительно ли тот текст, которые мы имеем сейчас таков, каким его создал Патанджали?

Наверное, больше всего противоречий вызывает четвертая пада, или глава, Йога Сутр. Некоторые комментаторы спорят по поводу того, что она отличается от первых трех по стилю и содержанию. Во-первых, она самая короткая. Эта краткость не бросалась бы в глаза, если бы не оригинальный способ подачи доказательств. Создается впечатление, что в первых трех главах вопросы раскрываются спокойно и некатегорично. По контрасту, четвертая глава кажется значительно более напористой. Она словно прикладывает усилия, подчеркивая свою идею. Сутра 16, вероятно, самая противоречивая из всех, и, похоже, появилась как комментарий Вьясы на седьмую. С одной стороны кажется, что Вьяса разъясняет Патанджали, парируя аргументы Буддизма. Но в следующий момент он как бы утверждает, что это особенное предложение, на которое он проливает свет, это в любом случае именно то, что говорил Патанджали. Третья глава, оканчиваясь на «ити», в отличие от первых двух, является еще одним предметом споров. Слово «ити» носит жесткий оттенок, означая «все обстоит так, как это объяснено» (это примерно тоже, что QED, quod erat demonstrandum «что и следовало доказать», используемое в геометрии средневековья и Ренессанса). Так традиционно заканчиваются санскритские тексты, то есть в книге «The End» дважды. Критики утверждают, что очень странно для книги содержать два «ити», два «The End». Но это неубедительно для предпочитающих настаивать на цельности Йога Сутр. Они указывают на физическую и метафизическую последовательность связи четвертой главы с предыдущими тремя. Взятые вместе, они представляют превосходную степень однородности и тематической последовательности. Вся четвертая глава посвящена описанию одной темы, но это так с точки зрения достигшего успеха, но не ищущего. Об этом говорят скептики, считая, что сложности возникают у любого, пытающегося избежать восприятия более поздних добавлений в текст под видом части оригинала. Ясно, что важно определить, являются ли первые три главы бесспорными оригиналами текста Патанджали, служа в любом случае эталоном. Определить хотя бы это оказывается сложным, поскольку статус некоторых сутр (сутра 22 главы 3, вероятно, самый известный пример) также под вопросом. Критики говорят, что они также были добавлены позднее, так как нарушают общее направление течения мысли. Эти добавления отвечают запросам более позднего времени. Таким образом, вопрос о подлинности остается открытым.

Что касается ценности самого вклада Патанджали, ее так же сложно определить. Сама йога или что-то подобное йоге определенно существовало до него. В поздние Упанишадах есть четкие ссылки, к примеру, на пранаяму, науку о дыхании. Поздняя Катха Упанишад, наряду с полдюжины произведений того же периода, указывает на процветание в то время нескольких систем йоги. Расхождение между системами йоги имеет долгую предысторию. Более ориентированные на йогу Упанишады, такие как Хамса, Йогататтва, Йогакундали и полдюжины других, дают указания, хотя не очень внятные, по выполнению асан и другим йогическим дисциплинам. Хотя йога в целиком построена на практике, это так же философия и метафизика. Из всех Упанишад, возможно, только Майтраяна явно излагает философию санкхьи, иногда это важно для получения более полного представления о йоге как системы мировоззрения. Йога дополняет философию санкхьи. Ее целью является реализация духовной составляющей, заключенной в природной, что рассматривается в санкхье. Ко времени написания Махабхараты – великого эпического произведения, ярко отражающего историю древней Индии, - как санкхья, так и йога, уже установились и долго просуществовали как древние системы. Поэтому логично, что у каждой из них были свои основатели. Капила считается изначальным основателем санкхьи, а Хираньягарбха играет ту же роль в йоге. Как утверждается в Ахирбудхнье, Хираньягарбха раскрыл всю йогу в Ниродха Самхите и Карма Самхите. Вне сомнений, что вторая сутра Йога Сутр дает определение йоги, пользуясь терминологией ниродхи. Кроме того, Ниродха Самхиту часто называют «Йоганушасанам», как раз с этого слова Патанджали начинает свои Йога Сутры. Если Патанджали действительно внес свой вклад, он все же существенную часть заимствовал из предшествовавших тенденций в йоге и санкхье. К вопросу оригинальности, хотя Патанджали (о чем он свидетельствует в Йога Сутрах) безусловно придерживается линии Хираньягарбхи и Капилы, его взгляды в действительности отличаются от них в важных моментах. Причиной этому могло быть наличие у него собственных идей. Йога устойчиво ассоциировалась с традицией шрамана, адепты которой были ищущими и лекарями, бродившими по лесу, что вдохновляло на свободомыслие. Возможно, Патанджали всего лишь делал попытки привести в порядок систему сильно расходящихся методов. Некоторые настаивают, что «все», что он сделал – это свел воедино и суммировал содержание большого количества текстов, большая часть которых сейчас утеряна. Но, что бы его не вдохновило, Патанджали не предложил значительного количества идей, расходящихся с основным течением санкхьи или йоги. К примеру, он признавал существование эго, но не считал его самостоятельной единицей. Он признавал тонкое тело, но не считал его неизменным. Он также отрицал, что тонкое тело может напрямую взаимодействовать с внешними вещами. Эти идеи отличаются от основных идей санкхьи и йоги.
Таким образом, сложно определиться с вопросом происхождения идей, излагаемых Патанджали. Йога Сутра может являться его собственным изложением идей санкхьи и йоги. С другой стороны, он мог пересказывать и прояснять ранее сказанное, устраняя противоречия. Остается сказать, что он свел воедино многие тенденции, уходящие корнями в Веды и Упанишады, и сделал это, как сказали бы современные психологи, гениально. То, что было до этого пространным и неразборчивым было сконцентрировано в самородке сутр. То, что было абстрактным, стало практичным и обрело силу, подтвердившись жизнью и опытом протяженной линии учителей и практикующих. Хотя Йога Сутры вначале напоминают сухой теоретический текст, они объясняют человеческую природу и психологию, являясь в то же время верным практическим руководством для духовного развития.

В конечном счете, исторические разногласия, касающиеся Патанджали, не представляют большого интереса для тех, кто желает в какой-либо мере достичь успеха в том, о чем он писал: обретение внутреннего покоя и достижение духовной реализации. Авторство и происхождение Йога Сутр могут быть спорными, но это последовательное единое целое, поддерживающее ищущего в теоретическом и практическом аспектах. Часть причины ее долгожительства и высокой ценности в том, что Патанджали предоставил основу, способную поддерживать широкий спектр моделей восприятия и понимания того, что происходит с человеком в течение жизни; того, что объединяет разные культурные традиции; и того, что человеческое сознание, о котором так выразительно говорит Патанджали, проносит сквозь века.

© 1999 Kofi Busia
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

"В конечном счете исторические разногласия, касающиеся Патанджали, НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ большого интереса для тех, кто желает в какой-либо мере достичь успеха в том, о чем он писал: обретение внутреннего покоя и достижение духовной реализации"

Абсолютно согласен! Нужно вникнуть в практическую часть Сутр и практиковать, согласно своему пониманию. А результаты покажут, то ты делаешь или не то. Либо следует опираться на опыт тех, кто такие результаты СЕГОДНЯ получил. Для понимания (постижения истины, которая во все времена в ДАННОМ контексте всегда одна и та же) ни страна, ни нация, ни цвет кожи значения не имеют.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

Мне остается только добавить некоторые рассуждения насчет тезиса о гурупарампаре.
После того, как было наконец-то произнесено имя Бога, все становится наконец-то на свои места.

Итак, как мы уже убедились при достаточном упорстве в случае каждой линии передачи традиции прорвавшись через всех священных коров расставленных по пути с тем чтобы сдержать наше движение вперед мы рано или поздно упремся в Бога как основоположника традиции. Один пример этого у нас уже есть, несмотря на явное сходство с легендой и сказанием, примем его за данность. Но в этом случае мы получаем ПРЕЦЕДЕНТ и если в случае каждой жизнеспособной традиции (а их за всю историю можно насчитать наверное не одну) мы проявим то же самое упроство то получим столько же случаев получения посвящения от Бога.
Тем самым тезис о том, что посвящение в йоге может быть получено только от гуру разрушается как карточный домик.

Это впрочем ни в коей мере не преуменьшает роли наставника как в йоге так и в любой другой сфере, просто эта роль не должна абсолютизироваться. А именно в этом и состоит смысл этого самого тезиса что создает почву для всяческих злоупотреблений в которых никакой нормальный человек я думаю не заинтересован.

Несмотря на всю метафизичность этих размышлений в любом случае даже Ишвара согласно сутрам и комментариям Вьясы не дарует освобождение непосредственно. Поэтому я всячески присоединяюсь к словам Виктора о том, что ключом к успеху является ежедневная личная практика, а верна она или нет - со временем скажут сутры.
Гиви Магарджунашвили
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 24 авг 2006, 12:18

Сообщение Гиви Магарджунашвили »

Павел писал(а):Тем самым тезис о том, что посвящение в йоге может быть получено только от гуру разрушается как карточный домик.
Да что Вы! Вы опять всё неправильно поняли (не Вы опять, а люди, как и всегда)!

Где Вы - ученик - найдете Бога? Если Вы можете найти Бога, который даст Вам посвящение, то Вы - Гуру.

А не являясь Гуру, будучи обычным человеком, Вы как раз можете начать Путь к Богу с Гуру. Гуру даст Вам посвящение, а через него - сам Бог. Такова теория. Философия парампары. Иными словами, в начале был Бог. И некий гениальный адепт, сумевший взять Истину от Бога. Например, Патанджали. Или Моисей. А потом этот некто, обладая гениальным даром преподавания, нашел себе преемника, возможно менее одаренного, но тем не менее. И вот этот Гуру№1 "передал" Гуру№2 некое изменение, некий "ген Бога", котрый давеча сам получил. Ген, который будет дремать теперь в Вашей крови, трансформируя Ваше Существо. А Гуру №2 нашел Гуру №3 и так далее. И вот теперь ученик приходит за "геном" к очередному, сотому Гуру. Это называется прямая передача.

Насколько можно обойтись без этого, другой вопрос.
Но никакого противоречия в теоии гурупарампары нет. Наоборот, прослеживая родословную и обнаруживая на "том конце" Бога, - становится ясным для чего это нужно - именно для сохранения традиции и непротиворечивости философии: ты через Гуру берешь от Бога.
Sum Proxy
Сообщения: 259
Зарегистрирован: 13 мар 2002, 18:04

Сообщение Sum Proxy »

То что здесь написано - всего навсего объяснение теории парампары - того как она работает, что однако не является подтверждением ее истинности и не опровергает приведенных мною аргументов, по сути это просто попытка подмести мусор под ковер. Точка зрения понятна - оспаривать не собираюсь.
Гиви Магарджунашвили
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 24 авг 2006, 12:18

Сообщение Гиви Магарджунашвили »

Вы полностью правы! Я всего лишь привел объяснение, теорию того, что это за сволочь такая - парампара и почему нет никакого противоречия в том, что если "на том конце был некогда Бог", то нынче нужно идти всё-таки к Гуру. Ведь Вы увидели в этом противоречие? А я - нет. О чем и сказал.

А спорить Вы не хотите? Так и не надо! Ведь и я не спорю. Более того, о чем тут спорить? Ни у Вас, ни у меня нет реального знания как эта сволочь всё-таки работает. И работает ли. Вы хотите верить в свои силы и возможность хапнуть без Гуру? Ради Бога, верьте. Я честно говоря, тоже хочу в это верить, что многое зависит от личного труда. Но как оно на самом деле, фиг его знает!
sai-hamara
Сообщения: 476
Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение sai-hamara »

Если так, зачем трудится и писать Сутры?
Ответить