Страница 2 из 2

В чем физический смысл и результат Дхараны и Дхьяны?

Добавлено: 21 май 2007, 23:51
DaKre
Всем здравствуйте.
Объясните, пожалуйста, какие результаты практики Дхараны, а потом и Дхьяны. Просто предыдущие ступени расслабляют и приводят организм в порядок, а здесь идет уже какая-то "работа", целенаправленное развитие.
Виктор, а Вы практикуете вышеназваные ступени, включены они в Вашу ежедневную практику йоги?

Добавлено: 22 май 2007, 08:36
Виктор
Нет дхараны и/или дхьяны отдельно, самих по себе. И концентрация внимания, и созерцание нарабатываются (происходят) в практике асан, и только потом могут быть продолжены АВТОНОМНО, развиты и углублены в процессе какой-либо психотехники.

Добавлено: 22 май 2007, 16:49
DaKre
Я прошу прощения, если я безграмотен в этом вопросе, но разве после качественного освоения предыдущих ступеней не следует переходит к дхаране, как я понимаю, отдельно концентрации на каком-либо предмете, символе и т.п. ?

Добавлено: 22 май 2007, 16:53
Атри
но разве после качественного освоения предыдущих ступеней не следует переходит к дхаране, как я понимаю, отдельно концентрации на каком-либо предмете, символе и т.п. ?
И концентрация внимания, и созерцание нарабатываются (происходят) в практике асан, и только потом могут быть продолжены АВТОНОМНО, развиты и углублены в процессе какой-либо психотехники.
Ну чего, вы делаете-то? Это не торможение даже, а как по пословице "смотрим в книгу видим фигу". Виктор сказал что нарабатывается вначале а потом развивается и углубляется в процессе какой-либо психотехники и тут же вы спрашиваете, но разве после освоения начальных ступеней не следует переходить к развитию и углублению в процессе психотехники. А где написано , что не следует или следует? От таких дискуссий можно утерять остатки логики. Отдельно их и вправду нет. Если у вас в асанах не проявились навыки концентрации или деконцентрации, то и говорить об их качественном освоении не приходится.

Добавлено: 22 май 2007, 17:40
Виктор
Нет, DaKre, в йоге нет такого, чтобы одну ступень завершил, другую - начал. В асанах задействованы одновременно мышцы, опорно-двигательный аппарат и прочие органы и системы жизнеобеспечения, а ТАКЖЕ внимание (оперативная часть сознания). Кроме того, параллельно с физической протекает работа ментальная, как произвольная, так и спонтанная. И как раз в асанах нужно разбираться со вниманием и сознанием, поскольку кроме выполненных доступных асан результатом практики является достижение первичного молчания ума - "читта вритти ниродхо".
А в Антаранга-йоге уже деятельность тела прекращается, но продолжается и развивается углубление освоенной в асанах однонаправленности сознания и степени его сосредоточения. А потом приходит "чистое" созерцание со всеми его последствиями - углуюляющимися стадиями ЧВН, вплоть до самадхи.
Потому и говорится, что Раджа-йога (Антаранга-йога) НЕ может быть без Хатха-йоги (Бахиранга-йоги) и наоборот.

Добавлено: 22 май 2007, 17:40
DaKre
Возможно, я не правильно выразился. Виктор, да и Вы, сказали, что отдельно их нет. Но разве концентрация на предмете не является дхараной, отдельно? Потом Ваши дисскусии мне не нужно. Я спрашивал какие вообще последствия после
развиты и углублены в процессе какой-либо психотехники
??

Добавлено: 22 май 2007, 17:46
Виктор
DaKre, я сказал то, что мог. Если Вы не можете понять сказанное - тогда вникните САМОСТОЯТЕЛЬНО в информацию по йоге настолько, чтобы смысл моих высказываний стал для Вас доступен. Мне тоже не нужны вопросы простые и незатейливые, как грабли, типа :"А вот расскажите мне в двух словах как работает синхрофазотрон?" Не получится. Чтобы задавать нормальные вопросы и ПОНИМАТЬ ответы нужно хотя бы минимально САМОМУ въехать в тему.
Удачи!

Добавлено: 22 май 2007, 19:42
DaKre
Виктор, свой предыдущий пост я отправил до прочтения Вашего второго ответа. Я понял, что Вы хотели сказать. Спасибо за ответы.

Добавлено: 22 май 2007, 23:16
Виктор
Пожалуйста! :D
Извините, если я был излишне резок.

Добавлено: 25 май 2007, 11:31
vab
Если отвечать просто без особых филосовских углублений то:

- дхарана - сознательное возвращение внимания на объект, всякий раз, когда оно уходит в сторону;

- дхьяна - спонтанное и естественное устремление внимания к объекту;

- самадхи - объект растворяется и человек воспринимает только его невыразимую в формах суть;

- самьяма - динамическое взаимодействие этих трех, когда дхарана пораждает дхьяну, та развивается до самадхи, и все три происходят одновременно. То есть метафорически: дахарана3 пораждает дхьяну3, дхьяна2 пораждает самадхи2 и самадхи1 существует сама по себе.