Классическая ли Йога?
-
- Сообщения: 327
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 15:54
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 7 раз
- Контактная информация:
Видится продолжение этого диалога в виде драматической постановки любительского театра.
Виктор:
- Ах, Александра, вы наконец открыли мне глаза. Все, чем я занимался всю свою жизнь - это оказывается не классическая йога. Я вел людей по ложному пути... Жизнь больше не имеет смысла, пойду окончу ее самоубийством...
Александра:
-Ах, право же не стоит, Виктор Сергеевич, вы просто должны добавить динамические упражнения и медитативную практику.
Виктор: Ура, я спасен! Неужели все так просто?
Александра: Почти. Еще надо заставить учеников называть вас гуру и мыть вам ноги.
Виктор: И вы гарантируете мне, что это точно будет классическая традиция?
Алксандра щелкает ногтем большого пальца по верхнему правому переднему зубу. Из этого жеста зрителям ясно, что за базар она отвечает.
Занавес.
Виктор:
- Ах, Александра, вы наконец открыли мне глаза. Все, чем я занимался всю свою жизнь - это оказывается не классическая йога. Я вел людей по ложному пути... Жизнь больше не имеет смысла, пойду окончу ее самоубийством...
Александра:
-Ах, право же не стоит, Виктор Сергеевич, вы просто должны добавить динамические упражнения и медитативную практику.
Виктор: Ура, я спасен! Неужели все так просто?
Александра: Почти. Еще надо заставить учеников называть вас гуру и мыть вам ноги.
Виктор: И вы гарантируете мне, что это точно будет классическая традиция?
Алксандра щелкает ногтем большого пальца по верхнему правому переднему зубу. Из этого жеста зрителям ясно, что за базар она отвечает.
Занавес.
Последний раз редактировалось Вредитель 26 июл 2002, 17:01, всего редактировалось 1 раз.
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:24
- Откуда: Рязань
- Поблагодарили: 8 раз
-
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 2 окт 2003, 16:56
- Откуда: Украина
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Классическая ли Йога?
Терминология
Сразу оговорюсь что я не являюсь последователем так называемых реформаторских направлений и впринципе согласен со всглядами ВСБ. Но у меня вопрос: почему этот подход именуется классическим? Потому что он основывается на первоисточниках? Но если следовать единственному первоисточнику по йоге Йога Сутрам то йог должен, к примеру, выполнять всего несколько асан. Откуда же в классике взялись остальные несколько десятков или сотен да еще столько медитативных практик не описаных ни в одном первоисточнике? Если Патанджали описывал уже законченную систему, значит он о многом умолчал. И возможно за бортом осталась и энергетическая сторона практики и многое другое, что сейчас всплывае в неклассических школах.
Что касается пранаямы, то в Сутрах она описывается как процес контроля вдоха и выдоха а также задержка дыхания. И ели под предлогом того, что задержка не соответствует духу Сутр мы отменяем ее классичность, то под такой отмазкой можно выбросить из Сутр любое утверждение. Я уже не говорю о классичности Йога Нидры, здесь у меня сразу возникает вопрос почему Сатьянанде можно выдумывать новые техники, а тому же Сидеру нельзя?
Сразу оговорюсь что я не являюсь последователем так называемых реформаторских направлений и впринципе согласен со всглядами ВСБ. Но у меня вопрос: почему этот подход именуется классическим? Потому что он основывается на первоисточниках? Но если следовать единственному первоисточнику по йоге Йога Сутрам то йог должен, к примеру, выполнять всего несколько асан. Откуда же в классике взялись остальные несколько десятков или сотен да еще столько медитативных практик не описаных ни в одном первоисточнике? Если Патанджали описывал уже законченную систему, значит он о многом умолчал. И возможно за бортом осталась и энергетическая сторона практики и многое другое, что сейчас всплывае в неклассических школах.
Что касается пранаямы, то в Сутрах она описывается как процес контроля вдоха и выдоха а также задержка дыхания. И ели под предлогом того, что задержка не соответствует духу Сутр мы отменяем ее классичность, то под такой отмазкой можно выбросить из Сутр любое утверждение. Я уже не говорю о классичности Йога Нидры, здесь у меня сразу возникает вопрос почему Сатьянанде можно выдумывать новые техники, а тому же Сидеру нельзя?
To Rat. Уважаемый, зачем вы поднимаете эту тему? Просмотрите пару десятков предыдущих тем и вы увидите, что Ваши вопросы абсолютно бесполезны. Даже ввязавшись в жаркую дискуссию Вы будете или посрамлены тем, что не любите и не знаете классиков или будете просто преданы анафеме с отказом более с Вами общаться если Ваши рассуждения будут более-менее убедительны. Не все ли равно как человек называет то, чем он занимается? Это все слова... Не проще ли пытаться найти что-нибудь полезное для себя на этом форуме?
-
- Сообщения: 380
- Зарегистрирован: 2 окт 2003, 16:56
- Откуда: Украина
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
WO_Name, мне все таки кажется, что эти вопросы задавать надо и если меня предадут анафеме это будет весьма ясный ответ. Система, которую предлагает ВС очень логична и я сам боюсь впасть в некритичность и посчитать ее идеальной. Я вовсе не хотел никого критиковать, я просто задаю вопросы. Как человек занимающийся по системе описаной Виктором Сергеевичем я имею на это право.
Re: Насколько классичен подход Виктора Бойко?
Rat, я в йоге новичок, еще неуспокоивший свой ум.
Этот вопрос задавал раз 5 и не разу не получил от В.С.Б. вразумительный ответ, пока не дошел сам, своим тупым пониманием, до трансцендентности понятия "классическая йога".
Есть книга № 1 В.С.Б., там сказано - "классическая йога".
Все! Да будет свет!
Наш гуру сказал, что классическая, значит так оно и есть, ему виднее.
Это абсолют, абсолютное знание - если Вы не принимаете, йогу В.С.Б. как классическую - Вы просто не сможите ею заниматься.
Но у меня есть своя версия, знаете - один сыр отличается от другого, вкусом, цветом, размером, но тем не менее напоминает классический сыр. Причем классический русский сыр будет отличаться от классического швейцарского или индийского.
В йоге В.С.Б. не скачут, не пляшут, не перенапрягаются и т.п.
стало быть это более классическая йога, чем другие йоги представленные в России и в ближнем зарубежье.
ОНА НЕ ИМЕЕТ ПРИВКУСА, ЗАБИВАЮЩЕГО ВКУС!
Как классический российский сыр.
НАША ПРАВИЛЬНАЯ ЙОГА!
УСПЕХОВ ВАМ!
Этот вопрос задавал раз 5 и не разу не получил от В.С.Б. вразумительный ответ, пока не дошел сам, своим тупым пониманием, до трансцендентности понятия "классическая йога".
Есть книга № 1 В.С.Б., там сказано - "классическая йога".
Все! Да будет свет!
Наш гуру сказал, что классическая, значит так оно и есть, ему виднее.
Это абсолют, абсолютное знание - если Вы не принимаете, йогу В.С.Б. как классическую - Вы просто не сможите ею заниматься.
Но у меня есть своя версия, знаете - один сыр отличается от другого, вкусом, цветом, размером, но тем не менее напоминает классический сыр. Причем классический русский сыр будет отличаться от классического швейцарского или индийского.
В йоге В.С.Б. не скачут, не пляшут, не перенапрягаются и т.п.
стало быть это более классическая йога, чем другие йоги представленные в России и в ближнем зарубежье.
ОНА НЕ ИМЕЕТ ПРИВКУСА, ЗАБИВАЮЩЕГО ВКУС!
Как классический российский сыр.
НАША ПРАВИЛЬНАЯ ЙОГА!
УСПЕХОВ ВАМ!
-
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: 2 апр 2002, 07:50
- Откуда: от верблюда
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Терминология
Все таки, прежде чем спорить нужно с терминами разобраться, т.к. каждый термин имеет свою историю и значение.
Во первых, что такое классика. Патанджали в сутрах называет свою систему аштанга или крия. Что может оказаться двумя разными системами. Никто точно не знает.
В средние века тоже самое называлось - раджа йога. Наиболее известно высказывание "нет хатхи без раджи".
В наше время, стараниями Мирчи Элиаде и других появилось слово "классика".
Во вторых, о физкультуре и целях. Со слов одного известного в узких кругах религиоведа Тихонравова, а также гораздо шире известного автора йоги Кувалаянанды йогой занимаются с двумя целями: либо физкультурной, либо религиозной. Т.е. либо здоровье в самом широком смысле слова, либо духовная реализация тоже в самом широком смысле.
Поиск третьей - есть порождение "излишних сущностей". Стоит изначально определиться с кем вы.
В третьих, совсем уж на данном фоне узкий термин "виньяса". Не в понятиях Лаппы, а в историческом значении.
Виньяса - это движение тела согласованное с дыханием.
С одной стороны это, скажем, подъем и опускание грудной клетки при дыхании, или изгиб поясницы. С другой стороны, это выполнение наклона при выдохе, подъема на вдохе. Или подъем тяжести на вдохе. Чистая физиология.
Отсюда понятна фраза. Нет асаны без виньясы. Даже неподвижное тело дышит.
И в четвертых. Статика против динамики. Не надо смешивать - динамика это не виньяса! Есть большое подозрение, что на этом форуме никто не видит различия.
Отличие динамики от статики во времени выдержки, т.е. экспозиции. Непрерывное выполнение асан практически без или с небольшими задержками - динамика. Длительная экспозиция одной асаны - статика.
Сурья намаскар, сукшма-вьяямы - динамика.
Мне кажется, любой разговор возможен только при понимании этой терминологии.
Во первых, что такое классика. Патанджали в сутрах называет свою систему аштанга или крия. Что может оказаться двумя разными системами. Никто точно не знает.
В средние века тоже самое называлось - раджа йога. Наиболее известно высказывание "нет хатхи без раджи".
В наше время, стараниями Мирчи Элиаде и других появилось слово "классика".
Во вторых, о физкультуре и целях. Со слов одного известного в узких кругах религиоведа Тихонравова, а также гораздо шире известного автора йоги Кувалаянанды йогой занимаются с двумя целями: либо физкультурной, либо религиозной. Т.е. либо здоровье в самом широком смысле слова, либо духовная реализация тоже в самом широком смысле.
Поиск третьей - есть порождение "излишних сущностей". Стоит изначально определиться с кем вы.
В третьих, совсем уж на данном фоне узкий термин "виньяса". Не в понятиях Лаппы, а в историческом значении.
Виньяса - это движение тела согласованное с дыханием.
С одной стороны это, скажем, подъем и опускание грудной клетки при дыхании, или изгиб поясницы. С другой стороны, это выполнение наклона при выдохе, подъема на вдохе. Или подъем тяжести на вдохе. Чистая физиология.
Отсюда понятна фраза. Нет асаны без виньясы. Даже неподвижное тело дышит.
И в четвертых. Статика против динамики. Не надо смешивать - динамика это не виньяса! Есть большое подозрение, что на этом форуме никто не видит различия.
Отличие динамики от статики во времени выдержки, т.е. экспозиции. Непрерывное выполнение асан практически без или с небольшими задержками - динамика. Длительная экспозиция одной асаны - статика.
Сурья намаскар, сукшма-вьяямы - динамика.
Мне кажется, любой разговор возможен только при понимании этой терминологии.
Всегда ваши, Пети и Паши.
-
- Сообщения: 61
- Зарегистрирован: 22 ноя 2004, 21:27
Мне кажется,что термин "классика" подходит вообще к чему угодно,а термин "хатха йога" стоит выделить из общего понятийного ряда.А выделить можно по исключительности методики и дело не в статике и не в динамике...Думаю,главный ключ к пониманию методики это полная расслабленность,которая достигается в полной неподвижности(по моему это не требует доказательств)Можно как угодно выполнять асаны,но по логике,если нет расслабления ,то это действительно не йога...Хотя исключать движение совсем, конечно нельзя,это просто не физиологично,но это не йога,потому как при движении исчезает "исключительность методики",движение может быть гимнастикой и чем угодно.Наверное,не корректно называть йогой абсолютно все прогибы и изгибы человеческого тела...Но,это именно вопрос термина,а не правильности или не правильности...Кстати,ведь не зря же существует термин сукшма-вьяяма,значит люди как то хотели разграничить статическое и динамическое выполнение упражнений...Мне думается,что аштанга-виньяса это бесконечная сукшма-вьяяма,но еще не йога....
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11336
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Петру с Павлом - ответы и вопросы.
1. Я лично от и до проштудировал перевод Сутр, выполненный Островской и Рудым, но слов "крия" и "виньяса" не нашел. Их там нет, невзирая на то, что кроме текста самих Сутр там помещено еще два слоя комментариев - Вьясы и Вачаспати Мишры. На каком соновании Вы, уважаемые Петя и Паша, ставите знак равенства между Аштанга (восьмиступенной) йогой и крия-йогой, возникшей в несравненно более позднюю историческую эпоху?
2. Логика "или - или", с которой Вы подходите к формулировке целей йоги сегодня - черно-белая и весьма напоминает широко известную в СССР сентенцию: "кто не с нами - тот против нас". Честнее было не заявлять столь безапеляционно о том, что третьего не дано, а что третьего (четвертого, пятого и т.д.) НЕ ВИДИТЕ лично Вы. Но это еще не значит, что его нет. Мне удалось - при строгом соблюдении постулатов Патанджали - нащупать такую технологию работы с телом и сознанием, которая впоне оправдывает мнение о йоге, сохраненное в веках, а именно: это - чудо, которое дает КАЖОМУ человеку именно то, что ему нужно и разрешает ВСЕ проблемы души и тела, которые еще поддаются коррекции на данный момент времени. Вот Вам и третья точка зрения, она за всехЮ а не против всех.
3. Каким макаром откровение Кришнамачарьи (либо кого-то до него) о том, что такое виньяса пристегнулось к йоге? А не, скажем, к землепашеству либо быту скороходов, воинов или борцов? Захотели и пристегнули? Поскольку в Сутрах и комментариях ближайших пятисот лет об этом нет НИ слова, то я не считаю виньясу как таковую органичным элементом йоги. Это позднейший имплантант, который полностью изменил суть и первооснову системы Патанджали, и потому НЕ ИМЕЕТ к ЕГО йоге НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. И непонятно почему вообще это называется йогой, похоже, как писал Радхакришнан о статусе Ишвары у Патанджали, виньяса был была изобретена только затем, чтобы привлечь умы людей к НОВОЙ йоге, к СВОЕЙ. Ну что же, удалось это, и прекрасно. Пусть те, кто хочет, практикуют ее, только ЧВН Раджа-йоги тоже не имеет к Аштанга-виньясе НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Поскольку там слишком много движения, мало покоя и сознание НЕ очищается от содержимого.
4. "Динамика" есть безостановочное спотивно-физкультурное движение по имтитации форм асан, посему о ней тут и говорить нечего. Не в тему.
Вот такие пироги.
Удачи!
1. Я лично от и до проштудировал перевод Сутр, выполненный Островской и Рудым, но слов "крия" и "виньяса" не нашел. Их там нет, невзирая на то, что кроме текста самих Сутр там помещено еще два слоя комментариев - Вьясы и Вачаспати Мишры. На каком соновании Вы, уважаемые Петя и Паша, ставите знак равенства между Аштанга (восьмиступенной) йогой и крия-йогой, возникшей в несравненно более позднюю историческую эпоху?
2. Логика "или - или", с которой Вы подходите к формулировке целей йоги сегодня - черно-белая и весьма напоминает широко известную в СССР сентенцию: "кто не с нами - тот против нас". Честнее было не заявлять столь безапеляционно о том, что третьего не дано, а что третьего (четвертого, пятого и т.д.) НЕ ВИДИТЕ лично Вы. Но это еще не значит, что его нет. Мне удалось - при строгом соблюдении постулатов Патанджали - нащупать такую технологию работы с телом и сознанием, которая впоне оправдывает мнение о йоге, сохраненное в веках, а именно: это - чудо, которое дает КАЖОМУ человеку именно то, что ему нужно и разрешает ВСЕ проблемы души и тела, которые еще поддаются коррекции на данный момент времени. Вот Вам и третья точка зрения, она за всехЮ а не против всех.
3. Каким макаром откровение Кришнамачарьи (либо кого-то до него) о том, что такое виньяса пристегнулось к йоге? А не, скажем, к землепашеству либо быту скороходов, воинов или борцов? Захотели и пристегнули? Поскольку в Сутрах и комментариях ближайших пятисот лет об этом нет НИ слова, то я не считаю виньясу как таковую органичным элементом йоги. Это позднейший имплантант, который полностью изменил суть и первооснову системы Патанджали, и потому НЕ ИМЕЕТ к ЕГО йоге НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. И непонятно почему вообще это называется йогой, похоже, как писал Радхакришнан о статусе Ишвары у Патанджали, виньяса был была изобретена только затем, чтобы привлечь умы людей к НОВОЙ йоге, к СВОЕЙ. Ну что же, удалось это, и прекрасно. Пусть те, кто хочет, практикуют ее, только ЧВН Раджа-йоги тоже не имеет к Аштанга-виньясе НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ. Поскольку там слишком много движения, мало покоя и сознание НЕ очищается от содержимого.
4. "Динамика" есть безостановочное спотивно-физкультурное движение по имтитации форм асан, посему о ней тут и говорить нечего. Не в тему.
Вот такие пироги.
Удачи!
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 13 мар 2002, 21:24
- Откуда: Рязань
- Поблагодарили: 8 раз
tapahsvadhyayesvarapranidhanani kriyayogah - Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия ЙС 2-1.Я лично от и до проштудировал перевод Сутр, выполненный Островской и Рудым, но слов "крия" и "виньяса" не нашел
А насчёт виньяс действительно ничего нет Правда и о вирабхадрасане ни слова.
Реклама удалена
-
- Сообщения: 190
- Зарегистрирован: 2 апр 2002, 07:50
- Откуда: от верблюда
- Поблагодарили: 3 раза
- Контактная информация:
Как тут у вас интересно.
1
2.
Также и средневековые учителя говорили - "нет хатхи без раджи", что в переводе на современный язык значит - "при строгом соблюдении постулатов Патанджали".
Только почему вы думаете, что это третья точка зрения?
3.
Но в данном случае я привел термин "виньяса" не для того, чтобы спорить на тему его важности или не важности, а чтобы донести до тех, кому интересно, его значение, т.к. слушать безграмотную критику очень неприятно.
4.
Поэтому разговор очень в тему, хотя от вас никто и не требует их выполнения. Достаточно понимать о чем речь. Именно поэтому я открыл новую тему - Терминология.
Мне лично интересно читать и говорить на темы которые себя не исчерпали.
1
Патанджали два (2) раза называет свою систему крия йога. Что он там имел в виду, я не берусь судить, но это медицинский факт.Я лично от и до проштудировал перевод Сутр, выполненный Островской и Рудым, но слов "крия" и "виньяса" не нашел.
2.
И это очень хороший и традиционный подход, где ключевые слова "при строгом соблюдении постулатов Патанджали".Мне удалось - при строгом соблюдении постулатов Патанджали - нащупать технологию работы с телом и сознанием
Также и средневековые учителя говорили - "нет хатхи без раджи", что в переводе на современный язык значит - "при строгом соблюдении постулатов Патанджали".
Только почему вы думаете, что это третья точка зрения?
3.
А каким, следуя вашему термину "макаром" к ней присоединилось все, чего не упомянуто в сутрах?Каким макаром откровение Кришнамачарьи (либо кого-то до него) о том, что такое виньяса пристегнулось к йоге?
Но в данном случае я привел термин "виньяса" не для того, чтобы спорить на тему его важности или не важности, а чтобы донести до тех, кому интересно, его значение, т.к. слушать безграмотную критику очень неприятно.
4.
Динамика есть "Непрерывное выполнение асан практически без или с небольшими задержками". Например сурья намаскар, которая встречается практически везде. "Спотивно-физкультурным" его делает ваше отношение."Динамика" есть безостановочное спотивно-физкультурное движение по имтитации форм асан, посему о ней тут и говорить нечего. Не в тему.
Поэтому разговор очень в тему, хотя от вас никто и не требует их выполнения. Достаточно понимать о чем речь. Именно поэтому я открыл новую тему - Терминология.
Доктор Лектер, если тема себя исчерпала, то зачем вы в ней постоянно участвуете и засоряете форум?тема эта сама себя исчерпала
Мне лично интересно читать и говорить на темы которые себя не исчерпали.
Всегда ваши, Пети и Паши.
- WL
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 19:56
- Откуда: SW9
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 7 раз
Терминология
Maximum respect, Peter & Paul!!! 8)
Если кто-то достигает ЧВН любыми действиями, то все что он делает - йога, согласно постулатам старика Патанджали. 8)
Если кто-то достигает ЧВН любыми действиями, то все что он делает - йога, согласно постулатам старика Патанджали. 8)
Петр и Павел, Ваше понимание виньясы отличается от того, которому учит П.Джойс, где под виньясой понимается конкретная последовательность движений, связанных, естественно, с дыханием, как между асанами, так и между правой и левой сторонами их выполнения. Виньяса является формой асаны: в такой-то асане столько-то виньяс, при этом такая-то и такая-то виньяса являются формами асаны.Отсюда понятна фраза. Нет асаны без виньясы. Даже неподвижное тело дышит.
Опять же непонятно откуда Вы это взяли, если в Йога-Мале рекомендуется выдерживать асаны как можно больше дыханий. Если для Вас классические 5-ть дыханий уджайи это небольшая задержка - это проблема Вашего дыхания.Отличие динамики от статики во времени выдержки, т.е. экспозиции. Непрерывное выполнение асан практически без или с небольшими задержками - динамика.