Кобра ( Бхуджангасана ) .

Устранение функциональных расстройств посредством практики классической йоги.
Сталкер
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 12 мар 2003, 21:53
Поблагодарили: 2 раза

Спонтанное капалабхати в асанах

Сообщение Сталкер »

Леша, а вы не пробовали выполнять бхуджангасану не сразу, а подготовив позвоночник через промежуточные асаны: макарасана, ардха бхуджангасана (сфинкс), провис в упоре на прямых руках, сарпасана и только после этого кобра?
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

ув. г. Сталкер!

ессно, я не выполняю бхуджангасану первой.
ессно, сначала идет много чего, в том числе и с прогибами назад.
НО - я все одно чувствую себя неуютно, ощущая как мой расслабленный позвоночник заламывается назад в пояснице.

Поэтому я предпочитаю делать вариант, когда прогиб с одновременным вытягиванием осуществляется за счет мышц спины.

А вообще я перепробовал самые разные варинаты б-ны. И остановился на этом.

Если кому то по каким то причинам подходит другой - то и хорошо.
на то и разнообразие жизни.
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Лёша, всегда приятно поражает основательность (я бы даже сказал- фундаментализм! :) ) Ваших ответов.
Насчёт кобр- таки да, каждому своё. Но общие принципы Вами показаны верно. Каким бы гибким не был грудной отдел (всё равно поясничному он в гибкости уступает) - а ведь именно его надобно раскрывать в бхуджангасане?- я всем рекомендую прогибаться попозвоночно, начиная с 1-го шейного позвонка. "В трубочку", как Вы заметили, исключительно за счёт мышц спины. Это уже потом, при n-ном повторе (и после разминки) имеет (больший) смысл опереться на руки и ими придать корпусу "ускорение" ( 8) ) "вперёд-и-вверх". Причём на этой стадии бхуджанг (или сарп?)-асаны голову не запрокидывать, а тянуть вверх. Таким образом ликвидируется избыточное давление на щитовидку, излишнее в случаях отсутствия её гипофункции.
В итоге имеем тело, равномерно вытянутое по более-мение "ровной" дуге, причём позвоночник растягивается весьма конкретно и без перегибов. Ну, и далее возможны вариации сарп (?)-асаны с поворотом головы назад. Наряду с последующими компенсирующими позами - аккуратное и безопасное вправление позвонков, "отделившихся от коллектива".
Еле
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 16 мар 2003, 13:21
Откуда: Иркутск

Сообщение Еле »

Леша, а мы делаем так. Сгибание спины в Бхуджангасане - пассивное, только за счет работы рук, но руки не разгибаются "на всю катушку", а только до тех пор, пока нижние ребра не начнут отрываться от пола. Наш инструктор так и говорит прямым текстом: "Нижние ребра в сантиметре от пола". Живот остается на полу, поясница почти не прогибается, основное воздействие именно на грудной отдел позвоночника - у меня он тоже почти не гнется, так тем более полезен такой вариант! Для нас, юных дам, главная трудность здесь - слабость рук, остановиться в таком положении труднее, чем "провиснув" за счет перегиба в пояснице. И трудно, конечно, отслеживать ощущения в расслебленной спине, когда руки напряжены максимально. Но пытаемся.
"Силовой" вариант тоже выполняю, но ведь это совсем другая асана с другими эффектами. По моему впечатлению, разогнуть грудной отдел мышцами спины труднее, чем пассивно, руками. Ощущение "расправленности" возникает скорее где-то в плечевом поясе. Хотя это, наверное, индивидуально.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Тут, Г-жа Еле, такая сложность.

Да, если очень хочется, то прогибайте спину за счет упора рук. Точнее вытягивайте и прогибайте. Вообще принцип вытягивания спины перед, во время и после любых сгибов и скручиваний – для меня доминирующий.
Хочется – делайте на руках. Руки потренируете…
НО такой нюанс – руки, они, как известно, прилеплены к плечам : -), И если на этих самый плечах провиснуть, то «упор» (т.е. места прикрепления связок), будут как раз по середине грудного отдела, причем в том месте, в каком лично у меня как раз и надо разгибать. В общем чистая геометрия. При такой точке приложения силы в этом месте может только не разгибаться, а сгибаться.
А вот когда включишь мышцы самого позвоночника – то можно разогнуть чего угодно.
И опять же – я негативно отношусь к ЛЮБОМУ изгибу спины при ее расслаблении за счет внешнего воздействия.
Я такой изгиб называю «ВЫЛАМЫВАНИЕМ».
Как правило это приводит к перерастяжению связок позвоночника без сопутствующего укрепления позвоночного «мышечного корсета», что может привести просто к болтанию позвонков в широком «сухожильном мешке».
Любой изгиб или скручивание я выполняю только при включении мышц спины на вытягивание как минимум. Чего и всем советую.
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

И еще: если пойти дальше, то если можно прогибать спину за счет силы рук (т.е. внешнего по отношению к спине воздействия), а руки слабые, то почему бы руки не заменить на что-то более сильное? Я таки видел такой как бы парный вариант – чел делает змею, а на спине сидит товарищ, коленкой упирается в спину на середине груди, а руками тянет назад за плечи. Чтобы процесс ускорить, верхнего товарища надо взять посильнее. Он же быстрее чего надо разогнет, а? или вообще сконструировать Разгибатель Спины. Я готов навскидку предложить пару конструкций: -)
Одна из них исторически известна - Дыба называется : -)
lenka
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 13 май 2003, 00:41
Откуда: Москва

Сообщение lenka »

Леша!

Может, для вас это очевидно и не стоит упоминания, но я не поняла, что во время бх-ны делают ваши ноги (стопы, пальцы, голени, бедра) и "втягиваете" ли вы копчик? У нас в центре считается, что это лучший способ предохранить поясницу от всяческих неприятностей. Более того, инструктор всегда подчеркивает - ни в коем случае не делать прогиб за счет рук.

Что касается упора на руки - а как же бх-на при положении рук вдоль тела?
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Люди, варианты бхуджангасаны с упором на руки- вещь хорошая, но, мне думается, "второочередная". Ибо даже при правильном вытягивании спины за счёт рук при возвращении в "нормальное" положение позвонки (при слабых мышцах спины) очень быстро снова сместятся в свои привычные неправильные положения. Другое дело- при хорошем мышечном каркасе: и позвонки на месте, и осанка, и взгляд орлиный... 8O Да мало ли ещё чего!
Кстати, всякие "качалки", когда прижимаешь колени ко лбу, спина колесом- и по коврику на спине катаешься взад-вперёд - тоже хорошо позвонки вправляют, НО- тоже при наличии развитых прямых спинных мышц, которые, как валики, оберегают отростки позвонков от травмирования.
"People are strange
When you're a stranger"
Федор
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 18 мар 2002, 13:30
Откуда: Киев
Благодарил (а): 69 раз
Поблагодарили: 30 раз

Сообщение Федор »

Изображение
К вопросу о прогибах и индивидуальном подходе(особенно для людей с третьим вариантом геометрии позвоночника).Стрелки указывают на желательное/нежелательное воздействие на позвоночник для людей с соответствующей геометрией позвоночника.
Имхо.О мышцах спины.
Мышцы спины и так по жизни естественно мощные.И не хватает им не силы(я не имею в виду тяжелоатлетов) а растяжки и расслабления(при том,что я ,как и Леша,не сторонник выламывания).
П.С.Почему-то никто не упомянул дыхание.Для меня на первом месте-не градусы прогиба-а дыхание при прогибе,пусть и в 1-градус.
Еле
Сообщения: 89
Зарегистрирован: 16 мар 2003, 13:21
Откуда: Иркутск

Сообщение Еле »

Леша, про Разгибатель – какой ужас! Неужели я произвела на Вас такое мрачное впечатление ?..
Насчет вытягивания – глубоко согласна. Насчет «выламывания» - таки нет. В любой несиловой асане мы каким-то образом обозначаем направление движения формы, не так ли? Просто создаем условия для того, чтобы тело «поплыло» туда, куда нам желательно, и больше ни на чем ни настаиваем. Выгибая спину за счет рук, совершенно не обязательно ее насиловать. Напряжение в руках большое просто потому, что на них ложится вес половины тела, а не потому, что они пытаются немедленно разогнуть позвоночник в обратную сторону. Перерастяжения позвоночника таким способом я пока (за 8 лет) не зарабатывала, ну а внимание мышечному корсету – это само собой, это святое.
(Могла бы сказать, что сам по себе этот корсет меня не спасает, но это уж точно мое личное. У меня большой и запутанный сколиоз, мышцы асимметрично расположены, асимметрично развиты и асимметрично снабжаются кровью, просто качать их – дело не слишком эффективное, иначе сколиозникам помогала бы классическая ЛФК, которая не помогает. Почему, собственно, я и оказалась в йоге.)
За дыханием, как и в других асанах, наблюдаю, но не регулирую, только слежу, чтобы не было напряжений в области диафрагмы.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Леше по поводу сидящего на спине и разгибающего ее товарища: йога - это традиционная работа с собственным весом тела и его частей. В противном случае можно создать кучу гнущих и скручивающих тело аппаратов, но во что это тогда превратится?
Леша
Сообщения: 504
Зарегистрирован: 25 дек 2002, 18:51
Откуда: Санкт-Петербург
Поблагодарили: 8 раз

Сообщение Леша »

Виктор,
я как раз в своем сообщении не призывал садить себе товарища на спину% -). Зачем нам чужой орел на спине? : -). У нас свои есть: -)
Я просто приводил это как пример утрированного желания форсировать события - типа если оно само не резгибается, то давайте мы это дело побыстрому как нибудь разогнем. Лично я против такого подхода.

2. Насчет напряжения ягодиц - да, при выполнении глубоких прогибов назад в бхуд-асане я напрягаю ягодицы, а иногда и все ноги. Это помогает контролировать мышцы поясницы. С расслабленной поясницей я вообше никуда прогнуться не могу - т.е. могу, но она потом будет болеть.

3. Насчет дыхания - иногда я делаю как бы смесь бульдога с носорогом - т.е. делаю несколько выходов в б-ну в ритме дыхания - вхох - вход в асану, выдох - выход. Не долго, раз несколько. А потом выхожу уже в статику, дышу так же ритмично как и до этого (дышу - это значит "мне дышится так же ритмично", это не означает усилия для поддержания ритма, он сам по себе живет, он естественый для вас) и держу сколько получается дло того момента, когда начинают появляться признаки того, что ритм дыхания может сбиться, тогда я выхожу из асаны.
С моей т.зреня такой подход позволяет сделать всю тренировку как бы одной сплошной пранаямой.
НО - еще раз повторюсь - дыхание всегда идет в естественном ритме. Т.е. тело выбирает ритм себе, а не я его навязываю.
Styg
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 6 июн 2003, 16:05
Откуда: Саратов
Контактная информация:

Кобра ( Бхуджангасана ) .

Сообщение Styg »

Привет уважаемым йогам.

Не понимаю, поэтому осмелился набраться наглости и снова поднять тему бхуджангасаны на форуме.

Читаю Шивананду "Йога-терапия":

"Бхуджангасана или Сарпасана — змея

Техника выполнения. Лечь на пол лицом вниз, ноги и ступни вытянуть насколько можно, держа их вместе. Вытянуть позвоночник, прижав лоб к полу. Руки согнуть в локтях и положить ладони на пол напротив подмышек, вытянутые и сложенные вместе пальцы — под плечевыми суставами. Вытягивая позвоночник вперед-вверх поднять голову, шею, торс, верхнюю часть живота. На руки при этом не опираться. Движение осуществляется за счет мышц спины. Для верности можно слегка приподнять ладони, оторвав их от пола. Ощущение движения позвоночника — равномерное растягивание по дуге окружности. Макушка головы уходит как можно дальше от таза. Низ живота — на полу. Достигнув этого положения, дальнейший подъем можно осуществлять при помощи рук, но ни в коем случае не отталкиваясь от пола вверх, поскольку в этом случае неминуемо возникнет неравномерное распределение сжатия позвоночника, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до травм, избавиться от которых не удастся уже до конца жизни. Руки должны отталкивать плечи вперед, стараясь увести их как можно дальше от таза, продолжая равномерное вытягивание позвоночника вперед, а не "изламывая" его в поясничном отделе (самая, кстати, распространенная ошибка при выполнении Бхуджангасаны). При выполнении обычной Бхуджангасаны лобковая кость никогда не должна отрываться от пола. Движение головы — вперед-вверх, растягивая шею. Ни в коем случае нельзя запрокидывать голову назад, сжимая тыльную часть шеи и перенапрягая ее переднюю сторону — это оказывает разрушительное воздействие на нормальные щитовидную и паращитовидные железы. Запрокидывание головы в Бхуджангасане показано только тем, у кого функции щитовидной железы существенно ослаблены. В итоге необходимо "выбрать" предел текучести позвоночника равномерно растянув его по восходящей дуге. Поясничный отдел позвоночника вытягивается, "уходя" от таза, грудная клетка расправляется, плечи разворачиваются, грудной отдел позвоночника вытягивается по плавной дуге, "уходя" от поясницы, шея — от плеч. Возникает ощущение "свободного пространства" в межпозвонковых суставах....
Взгляд — вверх. Медленно опустить лоб на пол и полностью расслабиться. Повторить. После окончания последнего повторения — повернуть голову в сторону и несколько минут полежать, расслабившись. Крайне опасно форсировать освоение Бхуджангасаны. Рекомендуется приступать к изучению той фазы движения, в которой задействованы руки, только после того, как хорошо освоена первая часть восходящего движения, выполняемая за счет мускулатуры спины. Несмотря на то, что на первый взгляд данная асана кажется очень простой, следует относиться к ней с предельным вниманием и серьезностью, поскольку простота эта — кажущаяся. После того, как освоено собственно движение, следует освоить его координацию с ритмическим дыханием: восходящее движение — медленный вдох, в верхней точке — остановка дыхания на 2-10 секунд без перекрывания голосовой щели (то есть не задержка дыхания, а остановка за счет фиксации расширения грудной клетки), затем — с медленным опусканием — выдох. Вдох-выдох внизу и повтор всего с самого начала. Общее количество повторений — три-семь. Обязательное расслабление в конце."

1. "Вперед вверх"....а как тогда назад загибаться??? суть позы в подъеме верхней части тела на максимальную высоту силой мышц спины? Или же "заворот" назад? В пользу первого предположения само название позы. Очевидно, что подняв тело максимально вверх и "раскрыв" грудь, можно с некоторой натяжкой назвать себя коброй :). Ну для друзей можно и пошипеть чуть-чуть :)))
2. "Подъем осуществлять при помощи рук....ни в коем случае не отталкиваясь от пола вверх"...это как? возникает мысль, что именно в этот момент руки начинают толкать тело назад.... но дальше написано "руки должны отталкивать плечи вперед"...хочется спросить: "Ну а когда назад-то будем двигаться, елки - палки?"

Смотрю я на Айенгара..не сказал бы я что у него поясница не изламывается. Ну хорошо, пусть это исполнение - для профессионалов. Но ведь каждый когда-нибудь должен стать профессионалом. Пусть излом будет не таким сильным, но ведь общая тенденция должна прослеживаться. А глядя на Айенгара понимаешь, что прогресс должен идти всё же в сторону "излома". Тогда не совсем понятно, как хотя бы теоретически, из варианта Шивананды получить конечное исполнение Айенгара. Хотя....если начать разгибать грудной отдел, зафиксировав низ и середину спины, то возможно что-то и получится....но тогда по ощущениям просто необходимо запрокидывать голову назад, иначе возникает излишнее напряжение шеи и плечи не разворачиваются.

Возникает закономерная мысль - Шивананда описывает некоторый, характерный для его школы вариант, либо облегченный для начинающих...Тогда возникает ещё новый вопрос: что считать Бхуджангасаной вообще? Какие черты асаны позволяют с точностью сказать - "да, это именно Бхуджангасана, а не любительская попытка сделать как на картинке". Мало того, что является критерием технически верного исполнения на любой стадии освоения? Сразу хочу оговориться - с сознанием все в порядке. При исполнении Бхуджангасаны в любом варианте, сознание очищается за несколько секунд на все 100%. Очень быстро замедляется дыхание и возникает приятная упругая текучесть сопровождающаяся равномерным напряжением мышц спины без "акцентов напряжения" и усиливающимся расслаблением-растяжением передней стороны тела. Ну и, как правило, ноги можно чуть расслабить, тогда вообще получается сплошное наслаждение. :)

Несмотря на то, что с сознанием все ништяк, с ощущениями в спине после выполнения все не так здорово.

Вариант с движением к копчику и расслаблением с "провисанием" сопровождается болевыми ощущениями после выхода из асаны (во время выполнения неприятных ощущений нет). Для себя нашел один способ их убрать - после выполнения ложишься на спину, вытянутые руки за голову, поднимаешь прямые ноги перпендикулярно полу и поднимаешь их строго вверх, отрывая от пола попу и пару самых нижних позвонков :)...10 сек выдержки (можно делать небольшие движения вверх-вниз), ложишься на спину и ощущений как не бывало, но...они ведь были...

Этого лишен вариант Шивананды, который поэтому мне больше по душе...только вот не вижу в какую сторону тело должо начать течь....вверх не больно-то потечешь...Кроме того, очень тяжело выбрать такое усилие, чтобы его было достаточно для прогресса и оно не было бы чрезмерным.

Вариант "с закручиванием позвоночника назад к копчику" и вышеописанный кардинально различаются как направлением усилия (Виктор Сергеевич, прошу прощения за это слово :) ) так и ощущениями тела. Мало того, выполнение "по Шиванаде" не позволяет расслабить поясницу "до провисания".

По логике неправильная техника изменяет влияние на тело. В то время как традиционная форма подразумевает весьма определенное влияние.

Я тут много и расплывчато бубунел, поэтому вот что я хотел собственно спросить :)

1. Будет ли исполнение по Шивананде полноценной бхуджангасаной? Если да, то как должно течь тело, каким будет прогресс и на чем он основывается.? Как будет выглядеть конечная форма асаны?
2. Как определить, верным ли путем я иду, и что я? двигаясь в этом направлении? действительно достигну предельной для меня формы? Как я узнаю, что движение остановилось именно из-за этого, а не из-за изъяна в технике исполнения?

Ну, и если кто-то ещё и выскажется по поводу вопросов в самом тексте, буду очень признателен вдвойне.
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Re: Техника Бхуджангасаны. Сколько осталось до травмы...?

Сообщение я »

Шивананда, Айенгар и ВСБ освещают разные варианты освоения Бхуджангасаны. Это вроде понятно. Шивананда, конечно, даёт именно "для начинающих", ведь книга-то по йога-терапии.
Styg писал(а): 1. "Вперед вверх"....а как тогда назад загибаться??? суть позы в подъеме верхней части тела на максимальную высоту силой мышц спины? Или же "заворот" назад?

...
1. Будет ли исполнение по Шивананде полноценной бхуджангасаной? Если да, то как должно течь тело, каким будет прогресс и на чем он основывается.? Как будет выглядеть конечная форма асаны?
2. Как определить, верным ли путем я иду, и что я? двигаясь в этом направлении? действительно достигну предельной для меня формы? Как я узнаю, что движение остановилось именно из-за этого, а не из-за изъяна в технике исполнения?
Назад загибаться имеет смсысл только при наличии соответствующего уровня природной гибкости но не при освоении начального варианта.
Вариант "по Шивананде" является вполне полноценной Б. Именно благодаря ему и компенсирующим позам, выполняемым правильно, многие устранили "неполадки " в позвоночнике. А следовательно- и в "прилежащих" органах. А значит- подняли свой общий уровень состояния организма. Так-то вот...
А определить, каким путём идёшь- довольно просто. Надо слушать себя. Прбовать наращивать сложность асаны. Применять разные варианты (помимо описанных в вопросе- со всякими там подниманиями ног, например, с поворотами головы назад...)
Из личного опыта- начальное освоение наиболее безопасно и полезно шиванандовское. При нём сильно укрепляются мышцы спины, которые не позволяют "разболтанным" позвонкам через некоторое время после Б. снова "проваливаться" на свои привычные места. Я при исполнении "без рук" ладони кладу на пол даже в положение "ушки Бэтмана", т.е. над головой. Формируется хороший мышечный корсет, который позволяет всем органам функционировать в оптимальном режиме.
Это для тех, кто имеет неидеальную спину. (А у многих ли она не такая?..)
Если же рассматривать Б. с упором- таки да, Шивананда на мой взгляд наиболее прав, указывая, что тело надо не поднимать вверх (это происходит само собой!), а ВЫТЯГИВАТЬ его вперёд-вверх. Только так можно избежать излома в пояснице, который при освоении Б. "на руках" возникает просто автоматически. А нам такой хоккей не нужен! :wink:
(Надо ещё учитывать, что процитированная "Йога-терапия" Шивананды была переведена Сидерским, который чрезвычайно ответственно подходит к растягиванию позвоночника.) На фотографиях же БКСА, которые вы имеете возможность наблюдать в ЙД, действительно показан вариант не для начинающих. Ибо сгоряча повредить спину (даже здоровую) в пояснице- плёвое дело.
Кроме того, на мой взгляд, вариант ВСБ, данный им в ЙИК, скоре ближе к Адхомукхашванасане. Позвоночник-то, конечно, "провисает", но есть немалая вероятность повреждения задней части дисков, либо защемления нервов. Может, ВСБ со мной не согласится, но - что поделать!- таково моё мнение. Спина-то у нас одна! :wink:
Да, и ещё. После Б. просто необходимо (особенно если хочется "вправить" спину) делать контрпозу, например Пащимоттанасану. Результирующее состояние несравнимо по уровню достигнутого эффекта, внутреннего комфорта и тишины с теми состояниями, которые возникают после Б. или П. "по-отдельности", т.е. потоки энергии в теле уравновешиваются, да и мышцы-антагонисты получают равнозначное расслабление.
Успехов!
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Добрый день, господа!
Итак, разберем описание Шивананды.
Момент первый, непонятный лично мне: «Бхуджангасана или Сарпасана…» Но это две совершенно разные позы, если в первой мышцы спины задействованы минимально, то во второй – максимально.
Момент второй: КАК можно, подымая туловище вверх (от пола) мышцами спины, что является Сарпасаной, вытягивать позвоночник вперед?! Куда вперед? В какой «вперед»? Позвоночник НЕ может растягиваться в длину, тем более с полностью напряженными мышцами спины, если его не тянуть специально, взяв человека, скажем, за голову и за ноги.
Далее: если таким образом подняться, а затем опереться руками о пол – пусть слабо – мы переходим из Сарпасаны в Бхуджангасану! То есть одна поза меняется на другую, причем почему-то говорится о сжатии – откуда оно вдруг возникло, если позвоночник изначально вытягивался вперед?
Вот для обеспечения равномерного тонуса сжатия его задней поверхности лучше перед Бхуджангасаной выполнить Сарпасану или Шалабхасану (в щадящем варианте – №№60, 62 по Айенгару), это обезопасит, насколько возможно, Кобру при плохом позвоночнике, хотя не может дать полной безопасности, которая определяется по отсутствию ощущений.
Далее: если руки уводят плечи как можно дальше от таза, то нужно не отталкиваться от пола, но как бы пытаться сдвинуть его под себя, к ногам, только в этом случае возникает растягивающий момент в позвоночнике, но одновременно сжимается вся его задняя поверхность, раскрывая кифоз и усиливая лордоз. И это травмооопасно. Поэтому для людей с плохо гнущимся позвоночником это делать не следует – сначала – а просто опираться руками о пол, пытаясь провиснуть и расслабиться насколько это возможно. Если при расслаблении и провисании поясницы возникают неприятные ощущения, следует НЕ расслаблять мышцы, а держать их в тонусе, чтобы исключить провисание и неприятность. Постепенно позвоночник разрабатывается и через какое-то время можно будет полностью расслабиться и провиснуть. И тогда начнется рутинная работа – ежедневная практика, в том числе и Бхуджангасаны. И вы будете постепенно сгибаться все больше и больше, а когда лицо станет полностью смотреть верх, плечи нависнут над тазом и линия верха спины уйдет за девяносто градусов, вот тут только можно пытаться давить руками на пол так, чтобы подкручивался и растягивался позвоночник – но также БЕЗ каких-либо текущих либо отложенных неприятных ощущений. И при этом чем больше прогиб, тем более должны быть расслабленны мышцы спины – если вы упираетесь руками в пол. Но когда гибкости уже хватает, то можно сделать Бхуджангасану вообще без рук, одними мышцами спины подняться так, что туловище уйдет за девяносто градусов – я видел такое исполнение, хотя сам до него не дошел, не та комплекция.
А у начинающих лобковая кость в 99% случаев на пол просто не ложится и тенденция к возникновению упомянутого Шиванандой излома есть практически всегда.
Загибать голову до предела назад и вверх для тех, у кого гиперфункция щитовидки вообще нельзя, да и в любом случае не нужно стараться, поднял лицо насколько это получается, до естественной границы движения – и все.
Поэтому я всегда советую прежде Бхуджангасаны или, по крайней мере, параллельно с ней осваивать Ардха Бхуджангасану, роль которой, к сожалению, абсолютно недооценивается, особенно при неприятностях со спиной.
И вообще если уж говорить откровенно, мне не очень понятно столь бурное обсуждение и детализация техники каждой асаны, которое должно оставаться в здравых пределах не превращаясь в дурную бесконечность, как в системе Айенгара, где выставляют тело, ноги, руки, суставы, пальцы, напряжение мышц, натяжение кожи и т.д., - какое уж тут, к Аллаху, «читта вритти ниродхо»!
Есть на самом деле три вещи, которые должны быть учтены каждым в каждой асане, это
1. полная мышечная и ментальная релаксация;
2. отсутствие сколько-нибудь выраженных ощущений – как текущих, так и отложенных;
3. необходимый учет исходного состояния занимающегося – его органов, позвоночника, суставов, души, нервов и т.д. – это определяет перечень (спектр) используемых всан вообще.
И – все, но этого более чем достаточно. Если все это соблюдать, то гибкость во ВСЕХ асанах будет расти БЕЗ каких-либо отрицательных последствий, медленно, как растут дети или деревья, но неотвратимо, до предела, свойственного данному организму. Это будет истинный процесс, поскольку все истинное растет и созревает медленно, в природном темпе, ускорить который нельзя. Но безумные люди (и поклонники йоги в частности) постоянно пытаются навязать своей собственной природе умозрительный, желаемый темп изменений, раз за разом прикладываясь фэйсом об тэйбл, но придумывая все новые способы как обойти закон. Это похоже на анекдот о конкурсе в сумасшедшем доме: нарисовали на асфальте черту мелом, и – кто первый под ней пролезет…
Еще раз говорю: в йоге НЕ нужно стараться ускорить что-либо, ЗАЧЕМ Вам нужно быстрее сделать (освоить) эту асану? Это то же самое что глотать еду не пережевывая ее.
Короче говоря – я сказал то, что сказал, все это – ИМХО, но за сказанным стоит тридцать лет личного участия.
Всех благ и хорошей практики!
В.Б.
Последний раз редактировалось Виктор 13 июл 2003, 19:59, всего редактировалось 1 раз.
Сергей Штаркер
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 19 май 2002, 12:42
Откуда: Торонто
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение Сергей Штаркер »

Виктор Сергеевич, при провисании в Бхуджангасане, плечи расслаблять (при этом шея уходит в плечи) или держать прямыми?
Спасибо.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11336
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Нет, Сергей, шею в плечи не проваливать, наоборот - вытаскивать ее, сознательно уводя плечи вниз до их обычного положения, когда Вы, скажем, стоите на ногах.
всехблаг!
я
Сообщения: 556
Зарегистрирован: 15 апр 2003, 14:31
Откуда: РнД
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение я »

Виктор Сергеевич, добрый день!
Как становится ясно после Вашего постинга- проблема исходит из неоднозначного понимания практикующими что есть Бхуджанг-, Ардхабхуджанг- и Сарпасана.


Виктор писал(а):КАК можно, подымая туловище вверх (от пола) мышцами спины, что является Сарпасаной, вытягивать позвоночник вперед?! Куда вперед? В какой «вперед»? Позвоночник НЕ может растягиваться в длину, тем более с полностью напряженными мышцами спины, если его не тянуть специально, взяв человека, скажем, за голову и за ноги.

В самом деле, вряд ли возможно вытягивать тело вперёд-вверх БЕЗ работы рук.


Далее: если таким образом подняться, а затем опереться руками о пол – пусть слабо – мы переходим из Сарпасаны в Бхуджангасану! То есть одна поза меняется на другую, причем почему-то говорится о сжатии – откуда оно вдруг возникло, если позвоночник изначально вытягивался вперед?

Вот именно, сжатию как раз места и не будет.

Насчёт выполнения Б. с кифозом \ лордозом -спасибо за уточнение, многим это будет нужно учесть. А насчёт же бесконечной детализации техники выполнения асаны - хотелось бы оставаться в состоянии "золотой середины" и не грузиться по неважным мелочам.
Спасибо.

ЗЫ Прошу уточнить, что именно Вы понимаете под Ардхабхуджангасаной?
Сергей777
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 27 май 2004, 09:14
Откуда: Москва

Боль в пояснице после злоупотребления бхуджангасаной .

Сообщение Сергей777 »

Доброе время суток!
У меня вопрос к Виктору Cергеевичу и всем участникам форума.
Я начал практиковать йогу по ЙИК,собрал комплекс,который мне по силам,чтобы врастать в практику без особых ощущений и проблем.
Комплекс на растяжку делал вечером после работы,по утрам делал 4 силовые асаны:1)уткаттасна,2) 2 на пресс,3)стойка на руках(стоять умею,научился на карате).
Но в бхуджангасане передержал и появились неприятные ощущуения в пояснице после занятий.
После появления ощущений в пояснице прекратил практиковать,жду когда они исчезнут(прошло 2 дня,и то они какие-то временные:появляются в основном вечером).Вопрос: можно ли делать утренние силовые уткаттасану и ст.н.руках,ведь у меня, как у новичка,спина в них напрягается(например,еслив ст.н.рук. не удается поймать вертикаль,а по вечерам через день еще сиршасана,там тоже вертикаль иногда не ловится).И не лучше ли вообще прекратить силовые,а делать только релаксные,дождаться в них текучести,и потом неспеша вводить силовые,ведь,если я правильно понял,в силовых должно быть то же "шавасанное сознание",что и в релаксных.


С уважением,Сергей.
maxxx
Сообщения: 280
Зарегистрирован: 18 дек 2003, 00:26
Поблагодарили: 10 раз

Re: Вопрос к Виктору Сергеевичу и всем участникам форума!

Сообщение maxxx »

Сергей, дело в том, что описанные Вами асаны являются "силовыми" ровно настолько, насколько неправильно Вы их выполняете. Поэтому, появление неприятных ощущений или травм во время их выполнения является ясным сигналом о том, что Вам нужно
а) Скорректировать практику выполнения данных асан и уменьшить время выдержки в них
б) Вплотную занятся более простыми "подготовительными" асанами
Удачи
Ответить