Воздействие медитации на мозг .
Добавлено: 11 сен 2003, 05:01
[quote="В обсуждении
"Дза-дзен или медитация?"
Еле"]...Книжка, кстати, называется "Что такое психология", автор Годфруа, в библиотеках должна быть - рекомендую. Годфруа приводит данные о режимах электрической активности мозга в различных состояниях сознания, в т.ч. "измененных", и получается по Годфруа, что в йоговской и дзен-медитации мозг работает очень по-разному. Причем "йоговский" режим сильнее отличается от режима нормального бодрствования. Т.е., помимо различий в технике, есть различия физиологические...[/quote]Уф-ф! Обещала «завтра», а получилось как всегда. Извиняюсь. :oops: Заодно и за то, что придется довольно много цитировать. :oops: :oops:
В.И.Филимонов, «Руководство по общей и клинической физиологии». - М.: Медицинское Информационное Агентство, 2002.
Глава 5.2, с.96: «В спокойном состоянии у бодрствующего человека, находящегося с закрытыми глазами… регистрируется регулярный ритм (электрической активности мозга – Еле) с частотой 8-13 Гц – т.н. альфа-ритм. В состоянии активной деятельности он сменяется более частыми колебаниями (более 13 имп/сек) небольшой амплитуды – бета-ритмом. При этом в различных отделах ЦНС ритм будет своим, т.е. произойдет десинхронизация ЭЭГ (электроэнцефалограммы – Еле)»
При переходе ко сну и во время поверхностного сна регистрируется тэта-ритм – 4-7 Гц, он же, по Годфруа, имеет место при сенсорной депривации в изолирующей камере и «у опытных мастеров медитации». Наконец, в фазе глубокого сна возникает дельта-ритм – самый медленный, 0,5-3 Гц, и его же обнаруживают при некоторых органических повреждениях головного мозга (опухоли) и «незадолго до смерти, если больной находится в сознании». Интересное, должно быть, получается сознание…
Еще раз: бета-ритм поддерживается асинхронно, все остальные – более или менее синхронно в разных отделах мозга.
Дальше – Ж.Годфруа, «Что такое психология», в 2-х т. – М.: Мир, 1996.
С.142 – «Медитация». (Кстати: переводчик явно не знал слов «дзен» и «дза-дзен», поэтому в книге можно встретить «зен», «зазен», и даже «зазена»!)
«Во всех случаях (медитации – Еле) мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность – чаще всего типа альфа-волн, а иногда тэта-волн, как это бывает у некоторых мастеров зен.»
Но на с. 157:
«Медитация зен характеризуется альфа-волнами вплоть до их наименьших частот, где они переходят в бета-волны (что странно, поскольку частоты бета-волн – самые высокие, а ниже альфа находятся тэта-частоты. Опять переводчик виноват? – Еле). Это генерирование альфа-волн может быть прервано внешним раздражителем, например резким звуком (следует ссылка на статью японских авторов «Электроэнцефалографическое исследование медитации Дзен», 1966), и это показывает, что степень расслабления не очень велика. У индийских местеров йоги, напротив, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа- или тэта-ритма (ссылка на статью индийцев «Некоторые аспекты электроэнцефалографических исследований йогов», 1961). Это различие, по-видимому, связано с тем, что зазен в основном направлен на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на «плавающем» подкорковом уровне… В случае же йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней…»
Мда. Не сомневаюсь, что «отрыв от внутренней реальности» никому не понравится – ну да Бог с ним, с Годфруа, сам он умница и прекрасный педагог, но не мастер медитации. Вопрос в другом: сколько было обследовано мастеров дзен и йоги? Были ли они действительно мастерами, и кто и как это оценивал? В каких уловиях им пришлось медитировать? Над йогами, похоже, гонгами гремели и горячими предметами махали 8O …
Но в целом – по-моему, правдоподобно. Много раз упоминавшееся пожелание «нести дзен-медитацию в жизнь» имеет смысл только при том условии, что мозг работает в альфа-ритме или на границе альфа- и бета-ритма, тогда человек еще отчасти бодрствует – т.е. в таком режиме можно шевелиться, ходить, улыбаться и т.п. Вот у Филимонова на с.97, в подписи к рисунку 5.8, упоминается «появление альфа-ритма при выполнении освоенного движения» - чем не физиологическая основа ходячей медитации? А тэта-ритм наяву :roll: – это, по-моему, вряд ли. Тут бы не уснуть, худо-бедно осознание сохранить – и то большое достижение.
Вот так.
"Дза-дзен или медитация?"
Еле"]...Книжка, кстати, называется "Что такое психология", автор Годфруа, в библиотеках должна быть - рекомендую. Годфруа приводит данные о режимах электрической активности мозга в различных состояниях сознания, в т.ч. "измененных", и получается по Годфруа, что в йоговской и дзен-медитации мозг работает очень по-разному. Причем "йоговский" режим сильнее отличается от режима нормального бодрствования. Т.е., помимо различий в технике, есть различия физиологические...[/quote]Уф-ф! Обещала «завтра», а получилось как всегда. Извиняюсь. :oops: Заодно и за то, что придется довольно много цитировать. :oops: :oops:
В.И.Филимонов, «Руководство по общей и клинической физиологии». - М.: Медицинское Информационное Агентство, 2002.
Глава 5.2, с.96: «В спокойном состоянии у бодрствующего человека, находящегося с закрытыми глазами… регистрируется регулярный ритм (электрической активности мозга – Еле) с частотой 8-13 Гц – т.н. альфа-ритм. В состоянии активной деятельности он сменяется более частыми колебаниями (более 13 имп/сек) небольшой амплитуды – бета-ритмом. При этом в различных отделах ЦНС ритм будет своим, т.е. произойдет десинхронизация ЭЭГ (электроэнцефалограммы – Еле)»
При переходе ко сну и во время поверхностного сна регистрируется тэта-ритм – 4-7 Гц, он же, по Годфруа, имеет место при сенсорной депривации в изолирующей камере и «у опытных мастеров медитации». Наконец, в фазе глубокого сна возникает дельта-ритм – самый медленный, 0,5-3 Гц, и его же обнаруживают при некоторых органических повреждениях головного мозга (опухоли) и «незадолго до смерти, если больной находится в сознании». Интересное, должно быть, получается сознание…
Еще раз: бета-ритм поддерживается асинхронно, все остальные – более или менее синхронно в разных отделах мозга.
Дальше – Ж.Годфруа, «Что такое психология», в 2-х т. – М.: Мир, 1996.
С.142 – «Медитация». (Кстати: переводчик явно не знал слов «дзен» и «дза-дзен», поэтому в книге можно встретить «зен», «зазен», и даже «зазена»!)
«Во всех случаях (медитации – Еле) мозг начинает все больше и больше синхронизировать свою электрическую активность – чаще всего типа альфа-волн, а иногда тэта-волн, как это бывает у некоторых мастеров зен.»
Но на с. 157:
«Медитация зен характеризуется альфа-волнами вплоть до их наименьших частот, где они переходят в бета-волны (что странно, поскольку частоты бета-волн – самые высокие, а ниже альфа находятся тэта-частоты. Опять переводчик виноват? – Еле). Это генерирование альфа-волн может быть прервано внешним раздражителем, например резким звуком (следует ссылка на статью японских авторов «Электроэнцефалографическое исследование медитации Дзен», 1966), и это показывает, что степень расслабления не очень велика. У индийских местеров йоги, напротив, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа- или тэта-ритма (ссылка на статью индийцев «Некоторые аспекты электроэнцефалографических исследований йогов», 1961). Это различие, по-видимому, связано с тем, что зазен в основном направлен на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на «плавающем» подкорковом уровне… В случае же йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней…»
Мда. Не сомневаюсь, что «отрыв от внутренней реальности» никому не понравится – ну да Бог с ним, с Годфруа, сам он умница и прекрасный педагог, но не мастер медитации. Вопрос в другом: сколько было обследовано мастеров дзен и йоги? Были ли они действительно мастерами, и кто и как это оценивал? В каких уловиях им пришлось медитировать? Над йогами, похоже, гонгами гремели и горячими предметами махали 8O …
Но в целом – по-моему, правдоподобно. Много раз упоминавшееся пожелание «нести дзен-медитацию в жизнь» имеет смысл только при том условии, что мозг работает в альфа-ритме или на границе альфа- и бета-ритма, тогда человек еще отчасти бодрствует – т.е. в таком режиме можно шевелиться, ходить, улыбаться и т.п. Вот у Филимонова на с.97, в подписи к рисунку 5.8, упоминается «появление альфа-ритма при выполнении освоенного движения» - чем не физиологическая основа ходячей медитации? А тэта-ритм наяву :roll: – это, по-моему, вряд ли. Тут бы не уснуть, худо-бедно осознание сохранить – и то большое достижение.
Вот так.