Добавлено: 7 мар 2006, 22:11
Уважаемый Kluev !
Простите за задержку, очень мало времени. Впрочем, тема не пользуется особым успехом.
Да , Вы говорите не о аналитике, изучение способностей это уже "парапсихология". Есть достаточно фактов, которые получили широкую известность: например, эффект Махариши, который совсем недавно обсуждался в серьёзнейших западных физических журналах, что у меня лично нет сомнений в том, что сверхнормальные возможности есть у человека. Другое дело - "зачем?" :) . Из психологической проблематики интересная для нас тема может быть, на мой взгляд, подобна другому, а именно: йога как восточная психотерапия, которая напрямую работает с содержанием бессознательного во всех проявлениях, разрушая это содержание путём, который минует сознание; т.о. разрушение основы тех глубинных и невротических - врождённых и приобретённых (как под давлением культуры, так и из-за воздействия механизмов сопротивления эго, что, впрочем, связано) комплексов и установок, которые, возможно, и заставляют человека стремится к тому или иному способу реализации, и , возможно, они и приводят многих к йоге.
Не так уж много серьёзных исследований, по-моему, по этой тематике, но мне кажется это интересно в свете того, что мы ,хотим мы или не хотим, живём в наскрозь отехнологиченном мире.
Ну ... Вы говорите "а учёные - книгу". Вот так, книга за книгой и было создано ядерное оружие, интернет, космические корабли, медицина и т.д. Интересно , а могут ли всё это повторить для миллиардов людей Йоги ... ? Науку можно критиковать, на мой взгляд, только по факту - к чему привело её развитие современный мир, но тогда мы должны понимать, что наука и политика здесь одна комплексная причина.
Лучшее и худшее - зависит от "шага" измерительного прибора ...
Ещё несколько слов насчёт бессознательного. Если принимать , что традиция "Йога-сутр" и сами они описывают реальные феномены практики, как сказано в сутре, если не ошибаюсь, - самскары реальны, поэтому их уничтожение должно происходить вместе с реальной практикой, - если всё это иметь в виду, то можно утверждать, что сама практика необходимо содержит в себе шаги, цели и условия которые записаны. Т.е. выполняя практику, даже не задумываясь над предписаниями, мы производим работу, которая может быть теоретически описана, без этого теоретизирования. Таким образом и тьма индийских традиций, заимствующих в разных вариациях восьмичленную ступень, должны неизбежно как-то включать теоретический фундамент (цели и средства), что мы находим в ЙС (если мы конечно его правильно понимаем).
В теоретических положениях ЙС ведь действительно главная роль в преобразовании сферы эмоций - клеш. А поскольку клеши, вритти (как все здесь и без меня знают :) - состояния сознания которые могут быть осознаны и осознаются, и которые динамичны) и васаны неразделимы, как говорит Вьяса образуется колесо "самскар и состояний сознания". Самскары даже переводятся всегда с незбежным эпитетом "бессознательные". Таким образом, не углубляясь, уже видно, что в "предмет" йоги эмоциональная сфера включена вместе с бессознательной, таким образом предмет комплексный, но "очищение" (кстати насколько правомерно говорить "очищение" ?) сознания идёт от работы с просто эмоциями к более тяжелым для контроля элементам. Также, как мне кажется, в практике разрушаются "автоматизмы", разные действия навязанные обществом приблизительно в форме условных рефлексов.
В связи со всем этим ,даже если не говорить о других ветвях индийской духовности как буддизм, ведантизм, джайнизм, в которых борьба с автоматизмами и "омрачённостью" существования была ключевой, можно , как мне кажется, всё-таки, видеть параллели между восточной и западной психологическими традиция, и как-то пытаться с ними работать.
Простите за задержку, очень мало времени. Впрочем, тема не пользуется особым успехом.
Да , Вы говорите не о аналитике, изучение способностей это уже "парапсихология". Есть достаточно фактов, которые получили широкую известность: например, эффект Махариши, который совсем недавно обсуждался в серьёзнейших западных физических журналах, что у меня лично нет сомнений в том, что сверхнормальные возможности есть у человека. Другое дело - "зачем?" :) . Из психологической проблематики интересная для нас тема может быть, на мой взгляд, подобна другому, а именно: йога как восточная психотерапия, которая напрямую работает с содержанием бессознательного во всех проявлениях, разрушая это содержание путём, который минует сознание; т.о. разрушение основы тех глубинных и невротических - врождённых и приобретённых (как под давлением культуры, так и из-за воздействия механизмов сопротивления эго, что, впрочем, связано) комплексов и установок, которые, возможно, и заставляют человека стремится к тому или иному способу реализации, и , возможно, они и приводят многих к йоге.
Не так уж много серьёзных исследований, по-моему, по этой тематике, но мне кажется это интересно в свете того, что мы ,хотим мы или не хотим, живём в наскрозь отехнологиченном мире.
Ну ... Вы говорите "а учёные - книгу". Вот так, книга за книгой и было создано ядерное оружие, интернет, космические корабли, медицина и т.д. Интересно , а могут ли всё это повторить для миллиардов людей Йоги ... ? Науку можно критиковать, на мой взгляд, только по факту - к чему привело её развитие современный мир, но тогда мы должны понимать, что наука и политика здесь одна комплексная причина.
А подходы действительно бывают лучшие и худшие. Не вижу здесь противоречий. Но в океане слов истина тонет--и все подходы становятся одинаковыми Одинаково бесполезными...
Лучшее и худшее - зависит от "шага" измерительного прибора ...
Ещё несколько слов насчёт бессознательного. Если принимать , что традиция "Йога-сутр" и сами они описывают реальные феномены практики, как сказано в сутре, если не ошибаюсь, - самскары реальны, поэтому их уничтожение должно происходить вместе с реальной практикой, - если всё это иметь в виду, то можно утверждать, что сама практика необходимо содержит в себе шаги, цели и условия которые записаны. Т.е. выполняя практику, даже не задумываясь над предписаниями, мы производим работу, которая может быть теоретически описана, без этого теоретизирования. Таким образом и тьма индийских традиций, заимствующих в разных вариациях восьмичленную ступень, должны неизбежно как-то включать теоретический фундамент (цели и средства), что мы находим в ЙС (если мы конечно его правильно понимаем).
В теоретических положениях ЙС ведь действительно главная роль в преобразовании сферы эмоций - клеш. А поскольку клеши, вритти (как все здесь и без меня знают :) - состояния сознания которые могут быть осознаны и осознаются, и которые динамичны) и васаны неразделимы, как говорит Вьяса образуется колесо "самскар и состояний сознания". Самскары даже переводятся всегда с незбежным эпитетом "бессознательные". Таким образом, не углубляясь, уже видно, что в "предмет" йоги эмоциональная сфера включена вместе с бессознательной, таким образом предмет комплексный, но "очищение" (кстати насколько правомерно говорить "очищение" ?) сознания идёт от работы с просто эмоциями к более тяжелым для контроля элементам. Также, как мне кажется, в практике разрушаются "автоматизмы", разные действия навязанные обществом приблизительно в форме условных рефлексов.
В связи со всем этим ,даже если не говорить о других ветвях индийской духовности как буддизм, ведантизм, джайнизм, в которых борьба с автоматизмами и "омрачённостью" существования была ключевой, можно , как мне кажется, всё-таки, видеть параллели между восточной и западной психологическими традиция, и как-то пытаться с ними работать.