бессознательное и духовные практики
Добавлено: 20 фев 2006, 13:26
Привет всем !
Как кажется это интересная проблема, поделюсь некоторыми своими соображениями.
С открытием на Западе бессознательного в конце 19го века, как признаётся большой частью ученых занимающихся психологией, был произведён переворот в представлении о человеке. Психоанализом были развиты фундаментальные теории о структуре человеческой психики, механизмах сопротивления у эго по отношению к бессознательным тенденциям психики, роли детского периода и травм в течение его в будущей человеческой деятельности. Стало ясным возникновение некоторых психических патологий, а также впервые освещено решающее значение бессознательного в человеческом поведении и психических проблемах, конфликтах, самоощущении. Шопенгауэр в середине 19го, будучи вдохновленным буддийской психологией, описал многие аспекты такого ощущения, причем когда в "Афоризмах" он рисует свое видение чувства неудовлетворенности (оно обусловлено пустотой "я", некоторой фундаментальной недостаточностью имеющей обьективную суть, соответственно тоже коренящуюся в бессознательном) он дословно созвучен с выводами к которым приходят ученые-психоаналитики 20 века ( по всей видимости ближе всего понимание развитое в психотерапии после 50х годов, теоретическая деятельность Уинникота)
Как и всякая другая психологическая теория психоанализ и основывающиеся на нём психотерапии распространили свои главные посылки на всю сферу человеческой деятельности - предлагаю не критиковать за это, но согласится с рядом фактов открытых психоанализом и имеющих научную достоверность.
В исследованиях по йоге начиная с С. Радхакришнана проводились параллели с психоаналитическими трактовками. Они могли конечно появиться только тогда , когда существовала более-менее развитая теория бессознательного - "История индийской философии" вышла в 22 году насколько мне известно, и он там пишет о интересной параллели в борьбе с "беспокойным" состоянием сознания (и тела), сравнивает с пониманем в психоанализе сублимации. Такие сравнения есть у М. Элиаде, Г. Ферштайна, и конечно, в огромном числе буддологических исследований (причем они почти всегда носят характер эдаких "самодостоверных" аналогий , как будто существует единая понимание бессознательного).
Основание этому , как видится, в разработанных практиках работы с тем, что переводится учёными как "бессознательное" ,"бессознательные потенции" или "латенции" , формирующие факторы, "импульсы". В йогической не-буддийской традиции эта теория восходит к работе с сознанием в Упанишадах,с практиками отраженными в индийских эпических сказаниях - это отвлечение пяти органов чувств, дыхание, различение, всё что связано с осознанием ( все это по крайней мере включалось в санхьяистские доктрины - буддхи, манас, развитие, то, что в общем называется "психокосмизированным"). Но само последовательное описание этого "бессознательного" - в Йога-сутрах сделано по отношению к "васанам" и связанным с ними и основанным на них представлениям о кармической деятельности и базовых "аффектах". В буддистской традиции также вся эта проблематика (конечно на уровне продуманном, тем что дано в текстах!) связана с "васанами" , в Абхидхармической традиции с "асрава" "асава" - "притоком" , на которой тоже построена теория устранения "аффектов".
Самое то главное, что всё это существовало на практике, как внимание к ощущениям\мыслям\состояниям; было просто выражением практик по преобразованию своего состояния сознания (сознание - неопределимый термин :) пожалуйста не бейте им :) ) .
Как видится, это, как лежащее на поверхности для трезвого взгляда было взято интересующимися людьми Запада, интересующиеся ученые проводили и проводят конференции по психологии йоги. В работах о "Востоке и Западе" присутствуют ссылки на "работу с сознанием" и её перспективы.
Что важно - многие западные психотерапевты и учёные со второй половины 20го века приходят ко многим сходным с восточным подходами (йогой). В книге "Мысли без мыслящего" Марк Эпштейн (вышла в переводе у нас в 2003 году изд-во "Деком" Новг.) описал свой подход который практикуется уже несколько десятков лет и включает приемы концентрации, сознавания в буддийском контексте, а также випассаны, - и успешно , что меня удивило, он аккуратно проводит работу и получает результат. Также описывает сходные подходы своих единомышленников и вообще , что в фундаментальных работах по психотерапии часто независимо от увлечения Востоком ученые приходят к подходам сознавания и концентрации , растворения "эго" и т.п.
Друзья , интересно узнать, как вы видите всю эту проблематику "бессознательного" ?
Для альтернативы - как Фрейд в "Тотеме и Табу" (в этой работе Фрейд еще не говорит о Эросе и Танатосе как двух фундаментальных средоточиях и источниках бессознательного, но в более поздней "По ту сторону принципа удовольствия" формулирует бессознательное именно так) :
2 цитаты
"Если табу выражается преимущественно в запрещениях. то простое соображение подсказывает нам мысль, что само собой понятно и нет никакой надобности в обширных доказательствах из аналогии с неврозами, что в основе его лежит положительное, чего-то желающее душевное движение. Ибо не приходится запрещать того, чего никто не хочет делать, и во всяком случае то, что категорически запрещается, должно быть предметом вожделения. Если это вполне понятное положение применить к нашим примитивным народам, то мы должны будем сделать вывод, что величайшее искушение для них составляет желание убивать своих королей и священников, совершать кровосмесительства, терзать умерших и т. п. Это едва ли вероятно; но самое решительное возражение мы вызовем, применив то же положение к случаям, в которых мы, по нашему собственному мнению, яснее всего слышим голос совести. С непоколебимой уверенностью можем мы в таких случаях утверждать, что не испытыва
что не испытываем ни малейшего искушения нарушить какое-либо из этих запрещений, например, заповедь: «не убий», и что нарушение ее вызывает в нас только чувство омерзения.
Если придать этому свидетельству нашей совести значение, на которое оно имеет право, то, с одной стороны, запрещение становится излишним — как табу, так и запрещение нашей морали, а, с другой стороны, факт существования совести остается необъясненным, а зависимость между табу и неврозами отпадает. Таким образом восстанавливается состояние нашего понимания, существующее и в настоящее время, до применения психоаналитической точки- зрения для освещения этой проблемы. "
"Если же мы принимаем во внимание установленные психоанализом — на сновидениях здоровых — факты, что искушение убить другого и у нас сильнее и встречается чаще, чем мы подозревали, и что оно оказывает психическое влияние и тогда, когда не отражается в нашем сознании; если мы далее откроем в навязчивых предписаниях определенных невротиков меры предосторожности и наказания самого себя против усиленного импульса убивать, то выдвинутое раньше положение: там, где имеется запрещение, за ним должно скрываться желание, — приобретет в наших глазах особенную ценность. Мы должны будем допустить, что это желание убивать фактически существует в бессознательном, и что табу, как и запрещения морали психологически, безусловно, не излишни, а объясняются и оправдываются амбивалентной направленностью импульса убивать."
То же самое справедливо, как Фрейд говорит дальше, и для желания, сексуального и пансексуального влечения.
_______
Или другое понимание :
"Образ Бодхисаттвы, помещённый в каждый из миров Колеса жизни, подразумевает, что можно познать другой способ отношения к эмоциям. Этот смысл имеют в виду, когда говорят , что просветленный человек находится в мире, но не является его частью.
Этот взгляд заметно отличается от взглядов многих психоаналитиков, которые склонны рассматривать силы жадности, ненависти и заблуждения как инстинкты или побуждения вообще не способными к развитию и созреванию. С одной стороны существуют те, кто рассматривает их как "кипящий котёл" примитивной энергии, которую следует подчинять или регулировать и держать под контролем. С другой стороны, есть те кто видит возможность преобразования инфантильных побуждений через процесс обеспечения им "доступа в сознание*""
ссылка на работу Льюиса Арона "Прорабатывая прошлое - работая на будущее"
и следущая строка : "Взгляды буддизма определённо ближе к последнему". (цит. по Мысли без мыслящего. М. Эпштейн "Деком" 2003 Н. Новг. стр.43) сама работа написана в 1991 г.
Вообще автор придерживается идеи большей связанности всех психических структур человека вокруг "я", а "я" , в свою очередь, особенно как оно переживается на Западе, завязано на детскую неудовлетворенность, "базовый недостаток" формирующийся из разрыва с матерью, которую воспринимают как продолжение себя младенцы. Он считает, что жесткой границы сознания и бессознательного нет, в целом за либеральный и гуманистический подход преобразования всей психоментально-эмоциональной сфере человека на особом понимании "я", таком, когда его целостность видится не как "суть" а как "процесс".
Надо сказать, достаточно симпатичный подход ! :)
Жду ваших замечаний господа ! :)
Как видится "бессознательное" Вам ?
С уважением Sfk.
Как кажется это интересная проблема, поделюсь некоторыми своими соображениями.
С открытием на Западе бессознательного в конце 19го века, как признаётся большой частью ученых занимающихся психологией, был произведён переворот в представлении о человеке. Психоанализом были развиты фундаментальные теории о структуре человеческой психики, механизмах сопротивления у эго по отношению к бессознательным тенденциям психики, роли детского периода и травм в течение его в будущей человеческой деятельности. Стало ясным возникновение некоторых психических патологий, а также впервые освещено решающее значение бессознательного в человеческом поведении и психических проблемах, конфликтах, самоощущении. Шопенгауэр в середине 19го, будучи вдохновленным буддийской психологией, описал многие аспекты такого ощущения, причем когда в "Афоризмах" он рисует свое видение чувства неудовлетворенности (оно обусловлено пустотой "я", некоторой фундаментальной недостаточностью имеющей обьективную суть, соответственно тоже коренящуюся в бессознательном) он дословно созвучен с выводами к которым приходят ученые-психоаналитики 20 века ( по всей видимости ближе всего понимание развитое в психотерапии после 50х годов, теоретическая деятельность Уинникота)
Как и всякая другая психологическая теория психоанализ и основывающиеся на нём психотерапии распространили свои главные посылки на всю сферу человеческой деятельности - предлагаю не критиковать за это, но согласится с рядом фактов открытых психоанализом и имеющих научную достоверность.
В исследованиях по йоге начиная с С. Радхакришнана проводились параллели с психоаналитическими трактовками. Они могли конечно появиться только тогда , когда существовала более-менее развитая теория бессознательного - "История индийской философии" вышла в 22 году насколько мне известно, и он там пишет о интересной параллели в борьбе с "беспокойным" состоянием сознания (и тела), сравнивает с пониманем в психоанализе сублимации. Такие сравнения есть у М. Элиаде, Г. Ферштайна, и конечно, в огромном числе буддологических исследований (причем они почти всегда носят характер эдаких "самодостоверных" аналогий , как будто существует единая понимание бессознательного).
Основание этому , как видится, в разработанных практиках работы с тем, что переводится учёными как "бессознательное" ,"бессознательные потенции" или "латенции" , формирующие факторы, "импульсы". В йогической не-буддийской традиции эта теория восходит к работе с сознанием в Упанишадах,с практиками отраженными в индийских эпических сказаниях - это отвлечение пяти органов чувств, дыхание, различение, всё что связано с осознанием ( все это по крайней мере включалось в санхьяистские доктрины - буддхи, манас, развитие, то, что в общем называется "психокосмизированным"). Но само последовательное описание этого "бессознательного" - в Йога-сутрах сделано по отношению к "васанам" и связанным с ними и основанным на них представлениям о кармической деятельности и базовых "аффектах". В буддистской традиции также вся эта проблематика (конечно на уровне продуманном, тем что дано в текстах!) связана с "васанами" , в Абхидхармической традиции с "асрава" "асава" - "притоком" , на которой тоже построена теория устранения "аффектов".
Самое то главное, что всё это существовало на практике, как внимание к ощущениям\мыслям\состояниям; было просто выражением практик по преобразованию своего состояния сознания (сознание - неопределимый термин :) пожалуйста не бейте им :) ) .
Как видится, это, как лежащее на поверхности для трезвого взгляда было взято интересующимися людьми Запада, интересующиеся ученые проводили и проводят конференции по психологии йоги. В работах о "Востоке и Западе" присутствуют ссылки на "работу с сознанием" и её перспективы.
Что важно - многие западные психотерапевты и учёные со второй половины 20го века приходят ко многим сходным с восточным подходами (йогой). В книге "Мысли без мыслящего" Марк Эпштейн (вышла в переводе у нас в 2003 году изд-во "Деком" Новг.) описал свой подход который практикуется уже несколько десятков лет и включает приемы концентрации, сознавания в буддийском контексте, а также випассаны, - и успешно , что меня удивило, он аккуратно проводит работу и получает результат. Также описывает сходные подходы своих единомышленников и вообще , что в фундаментальных работах по психотерапии часто независимо от увлечения Востоком ученые приходят к подходам сознавания и концентрации , растворения "эго" и т.п.
Друзья , интересно узнать, как вы видите всю эту проблематику "бессознательного" ?
Для альтернативы - как Фрейд в "Тотеме и Табу" (в этой работе Фрейд еще не говорит о Эросе и Танатосе как двух фундаментальных средоточиях и источниках бессознательного, но в более поздней "По ту сторону принципа удовольствия" формулирует бессознательное именно так) :
2 цитаты
"Если табу выражается преимущественно в запрещениях. то простое соображение подсказывает нам мысль, что само собой понятно и нет никакой надобности в обширных доказательствах из аналогии с неврозами, что в основе его лежит положительное, чего-то желающее душевное движение. Ибо не приходится запрещать того, чего никто не хочет делать, и во всяком случае то, что категорически запрещается, должно быть предметом вожделения. Если это вполне понятное положение применить к нашим примитивным народам, то мы должны будем сделать вывод, что величайшее искушение для них составляет желание убивать своих королей и священников, совершать кровосмесительства, терзать умерших и т. п. Это едва ли вероятно; но самое решительное возражение мы вызовем, применив то же положение к случаям, в которых мы, по нашему собственному мнению, яснее всего слышим голос совести. С непоколебимой уверенностью можем мы в таких случаях утверждать, что не испытыва
что не испытываем ни малейшего искушения нарушить какое-либо из этих запрещений, например, заповедь: «не убий», и что нарушение ее вызывает в нас только чувство омерзения.
Если придать этому свидетельству нашей совести значение, на которое оно имеет право, то, с одной стороны, запрещение становится излишним — как табу, так и запрещение нашей морали, а, с другой стороны, факт существования совести остается необъясненным, а зависимость между табу и неврозами отпадает. Таким образом восстанавливается состояние нашего понимания, существующее и в настоящее время, до применения психоаналитической точки- зрения для освещения этой проблемы. "
"Если же мы принимаем во внимание установленные психоанализом — на сновидениях здоровых — факты, что искушение убить другого и у нас сильнее и встречается чаще, чем мы подозревали, и что оно оказывает психическое влияние и тогда, когда не отражается в нашем сознании; если мы далее откроем в навязчивых предписаниях определенных невротиков меры предосторожности и наказания самого себя против усиленного импульса убивать, то выдвинутое раньше положение: там, где имеется запрещение, за ним должно скрываться желание, — приобретет в наших глазах особенную ценность. Мы должны будем допустить, что это желание убивать фактически существует в бессознательном, и что табу, как и запрещения морали психологически, безусловно, не излишни, а объясняются и оправдываются амбивалентной направленностью импульса убивать."
То же самое справедливо, как Фрейд говорит дальше, и для желания, сексуального и пансексуального влечения.
_______
Или другое понимание :
"Образ Бодхисаттвы, помещённый в каждый из миров Колеса жизни, подразумевает, что можно познать другой способ отношения к эмоциям. Этот смысл имеют в виду, когда говорят , что просветленный человек находится в мире, но не является его частью.
Этот взгляд заметно отличается от взглядов многих психоаналитиков, которые склонны рассматривать силы жадности, ненависти и заблуждения как инстинкты или побуждения вообще не способными к развитию и созреванию. С одной стороны существуют те, кто рассматривает их как "кипящий котёл" примитивной энергии, которую следует подчинять или регулировать и держать под контролем. С другой стороны, есть те кто видит возможность преобразования инфантильных побуждений через процесс обеспечения им "доступа в сознание*""
ссылка на работу Льюиса Арона "Прорабатывая прошлое - работая на будущее"
и следущая строка : "Взгляды буддизма определённо ближе к последнему". (цит. по Мысли без мыслящего. М. Эпштейн "Деком" 2003 Н. Новг. стр.43) сама работа написана в 1991 г.
Вообще автор придерживается идеи большей связанности всех психических структур человека вокруг "я", а "я" , в свою очередь, особенно как оно переживается на Западе, завязано на детскую неудовлетворенность, "базовый недостаток" формирующийся из разрыва с матерью, которую воспринимают как продолжение себя младенцы. Он считает, что жесткой границы сознания и бессознательного нет, в целом за либеральный и гуманистический подход преобразования всей психоментально-эмоциональной сфере человека на особом понимании "я", таком, когда его целостность видится не как "суть" а как "процесс".
Надо сказать, достаточно симпатичный подход ! :)
Жду ваших замечаний господа ! :)
Как видится "бессознательное" Вам ?
С уважением Sfk.