Истинный путь духовного развития с точки зрения дух. науки

Здесь обсуждаются вопросы
морально-этического плана, относительно йоги и не только.
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

бессознательное и духовные практики

Сообщение Sfk »

Привет всем !

Как кажется это интересная проблема, поделюсь некоторыми своими соображениями.

С открытием на Западе бессознательного в конце 19го века, как признаётся большой частью ученых занимающихся психологией, был произведён переворот в представлении о человеке. Психоанализом были развиты фундаментальные теории о структуре человеческой психики, механизмах сопротивления у эго по отношению к бессознательным тенденциям психики, роли детского периода и травм в течение его в будущей человеческой деятельности. Стало ясным возникновение некоторых психических патологий, а также впервые освещено решающее значение бессознательного в человеческом поведении и психических проблемах, конфликтах, самоощущении. Шопенгауэр в середине 19го, будучи вдохновленным буддийской психологией, описал многие аспекты такого ощущения, причем когда в "Афоризмах" он рисует свое видение чувства неудовлетворенности (оно обусловлено пустотой "я", некоторой фундаментальной недостаточностью имеющей обьективную суть, соответственно тоже коренящуюся в бессознательном) он дословно созвучен с выводами к которым приходят ученые-психоаналитики 20 века ( по всей видимости ближе всего понимание развитое в психотерапии после 50х годов, теоретическая деятельность Уинникота)

Как и всякая другая психологическая теория психоанализ и основывающиеся на нём психотерапии распространили свои главные посылки на всю сферу человеческой деятельности - предлагаю не критиковать за это, но согласится с рядом фактов открытых психоанализом и имеющих научную достоверность.

В исследованиях по йоге начиная с С. Радхакришнана проводились параллели с психоаналитическими трактовками. Они могли конечно появиться только тогда , когда существовала более-менее развитая теория бессознательного - "История индийской философии" вышла в 22 году насколько мне известно, и он там пишет о интересной параллели в борьбе с "беспокойным" состоянием сознания (и тела), сравнивает с пониманем в психоанализе сублимации. Такие сравнения есть у М. Элиаде, Г. Ферштайна, и конечно, в огромном числе буддологических исследований (причем они почти всегда носят характер эдаких "самодостоверных" аналогий , как будто существует единая понимание бессознательного).

Основание этому , как видится, в разработанных практиках работы с тем, что переводится учёными как "бессознательное" ,"бессознательные потенции" или "латенции" , формирующие факторы, "импульсы". В йогической не-буддийской традиции эта теория восходит к работе с сознанием в Упанишадах,с практиками отраженными в индийских эпических сказаниях - это отвлечение пяти органов чувств, дыхание, различение, всё что связано с осознанием ( все это по крайней мере включалось в санхьяистские доктрины - буддхи, манас, развитие, то, что в общем называется "психокосмизированным"). Но само последовательное описание этого "бессознательного" - в Йога-сутрах сделано по отношению к "васанам" и связанным с ними и основанным на них представлениям о кармической деятельности и базовых "аффектах". В буддистской традиции также вся эта проблематика (конечно на уровне продуманном, тем что дано в текстах!) связана с "васанами" , в Абхидхармической традиции с "асрава" "асава" - "притоком" , на которой тоже построена теория устранения "аффектов".

Самое то главное, что всё это существовало на практике, как внимание к ощущениям\мыслям\состояниям; было просто выражением практик по преобразованию своего состояния сознания (сознание - неопределимый термин :) пожалуйста не бейте им :) ) .

Как видится, это, как лежащее на поверхности для трезвого взгляда было взято интересующимися людьми Запада, интересующиеся ученые проводили и проводят конференции по психологии йоги. В работах о "Востоке и Западе" присутствуют ссылки на "работу с сознанием" и её перспективы.

Что важно - многие западные психотерапевты и учёные со второй половины 20го века приходят ко многим сходным с восточным подходами (йогой). В книге "Мысли без мыслящего" Марк Эпштейн (вышла в переводе у нас в 2003 году изд-во "Деком" Новг.) описал свой подход который практикуется уже несколько десятков лет и включает приемы концентрации, сознавания в буддийском контексте, а также випассаны, - и успешно , что меня удивило, он аккуратно проводит работу и получает результат. Также описывает сходные подходы своих единомышленников и вообще , что в фундаментальных работах по психотерапии часто независимо от увлечения Востоком ученые приходят к подходам сознавания и концентрации , растворения "эго" и т.п.

Друзья , интересно узнать, как вы видите всю эту проблематику "бессознательного" ?

Для альтернативы - как Фрейд в "Тотеме и Табу" (в этой работе Фрейд еще не говорит о Эросе и Танатосе как двух фундаментальных средоточиях и источниках бессознательного, но в более поздней "По ту сторону принципа удовольствия" формулирует бессознательное именно так) :

2 цитаты
"Если табу выражается преимущественно в запрещениях. то простое соображение подсказывает нам мысль, что само собой понятно и нет никакой надобности в обширных доказательствах из аналогии с неврозами, что в основе его лежит положительное, чего-то желающее душевное движение. Ибо не приходится запрещать того, чего никто не хочет делать, и во всяком случае то, что категорически запрещается, должно быть предметом вожделения. Если это вполне понятное положение применить к нашим примитивным народам, то мы должны будем сделать вывод, что величайшее искушение для них составляет желание убивать своих королей и священников, совершать кровосмесительства, терзать умерших и т. п. Это едва ли вероятно; но самое решительное возражение мы вызовем, применив то же положение к случаям, в которых мы, по нашему собственному мнению, яснее всего слышим голос совести. С непоколебимой уверенностью можем мы в таких случаях утверждать, что не испытыва
что не испытываем ни малейшего искушения нарушить какое-либо из этих запрещений, например, заповедь: «не убий», и что нарушение ее вызывает в нас только чувство омерзения.

Если придать этому свидетельству нашей совести значение, на которое оно имеет право, то, с одной стороны, запрещение становится излишним — как табу, так и запрещение нашей морали, а, с другой стороны, факт существования совести остается необъясненным, а зависимость между табу и неврозами отпадает. Таким образом восстанавливается состояние нашего понимания, существующее и в настоящее время, до применения психоаналитической точки- зрения для освещения этой проблемы. "



"Если же мы принимаем во внимание установленные психоанализом — на сновидениях здоровых — факты, что искушение убить другого и у нас сильнее и встречается чаще, чем мы подозревали, и что оно оказывает психическое влияние и тогда, когда не отражается в нашем сознании; если мы далее откроем в навязчивых предписаниях определенных невротиков меры предосторожности и наказания самого себя против усиленного импульса убивать, то выдвинутое раньше положение: там, где имеется запрещение, за ним должно скрываться желание, — приобретет в наших глазах особенную ценность. Мы должны будем допустить, что это желание убивать фактически существует в бессознательном, и что табу, как и запрещения морали психологически, безусловно, не излишни, а объясняются и оправдываются амбивалентной направленностью импульса убивать."

То же самое справедливо, как Фрейд говорит дальше, и для желания, сексуального и пансексуального влечения.

_______


Или другое понимание :

"Образ Бодхисаттвы, помещённый в каждый из миров Колеса жизни, подразумевает, что можно познать другой способ отношения к эмоциям. Этот смысл имеют в виду, когда говорят , что просветленный человек находится в мире, но не является его частью.
Этот взгляд заметно отличается от взглядов многих психоаналитиков, которые склонны рассматривать силы жадности, ненависти и заблуждения как инстинкты или побуждения вообще не способными к развитию и созреванию. С одной стороны существуют те, кто рассматривает их как "кипящий котёл" примитивной энергии, которую следует подчинять или регулировать и держать под контролем. С другой стороны, есть те кто видит возможность преобразования инфантильных побуждений через процесс обеспечения им "доступа в сознание*""
ссылка на работу Льюиса Арона "Прорабатывая прошлое - работая на будущее"
и следущая строка : "Взгляды буддизма определённо ближе к последнему". (цит. по Мысли без мыслящего. М. Эпштейн "Деком" 2003 Н. Новг. стр.43) сама работа написана в 1991 г.

Вообще автор придерживается идеи большей связанности всех психических структур человека вокруг "я", а "я" , в свою очередь, особенно как оно переживается на Западе, завязано на детскую неудовлетворенность, "базовый недостаток" формирующийся из разрыва с матерью, которую воспринимают как продолжение себя младенцы. Он считает, что жесткой границы сознания и бессознательного нет, в целом за либеральный и гуманистический подход преобразования всей психоментально-эмоциональной сфере человека на особом понимании "я", таком, когда его целостность видится не как "суть" а как "процесс".

Надо сказать, достаточно симпатичный подход ! :)

Жду ваших замечаний господа ! :)

Как видится "бессознательное" Вам ?


С уважением Sfk.
Последний раз редактировалось Sfk 24 фев 2006, 18:34, всего редактировалось 1 раз.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Природа взяла и закрыла весь архив в отдельном хранилище, а ключ выкинула. Чего будем делать? Как будем брать милости?
- всем миром искать ключ;
- светить всеми возможными лучами;
- подключать экстрасенсов, которые видят сквозь стену;
- вызывать саперов взрывать дверь;
- снаряжать проходчиков делать подкоп;
- просить слесаря сверлить глазок.
И никто не задает глупых вопросов типа «а на хрена козе баян».

Примерно так оно (бессознательное) и видится.
Точнее не видится.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Основных недостатков психоанализа, на МОЙ взгляд (Заметьте, я не говорю что я прав, а кто-то, скажем Фрейд - нет, просто это мое ЛИЧНОЕ мнение, не более того. Но и не менее) три:
1. постулирование того факта, что ВСЕ бессознательные проблемы человека кроются в вытесненной сексуальности. На самом деле сексуальность - только одно качество из огромного спектра проявлений человеческого существования, и объяснять ВСе проблемы ОДНОЙ причиной мягко говоря - неверно.
2. попытки во что бы то ни стало осознать (заново пережить) каждую вытисненную психическую (психостматическую) травму, что неверно, вредно и опасно. Если можно "выпарить" какой-либо патологический материал через сому МИНУЯ сознание, то нужно поступать ТОЛЬКО ТАК, и никак иначе. И я занимаюсь этим со своими пациентами посредством практики асан. Кроме того, как может человек, скажем, пережить сознательно свою кому либо клиническую смерть? Любой вторичный доступ травмирующего воздекйствия в сознание - высокий риск повторного переживания бывшей травмы с запуском соответствующих психосоматических реакций. А на фига это надо если без этого можно обойтись?
3. превращение апологетами психоанализа в религию (чего, к сожалению, нее избежала и концепция Юнга) со всеми соответствующими заморочками и профанацией.
Многократное систематическое и грамотное "обесточивание" ментального пространства в сочетании с дозированным физическим воздействием в процессе традиционной практики йоги приводит - как я уже повторял чертову уйму раз - к ОПТИМИЗАЦИИ текущего психоэмоционального состояния (ВСЕ реакции постепенно входят в полосу наиболее оптимальных средних значений, а если ситуация вышибает, то состояние автоматом, как ванька-встанька, возвращается к оптимуму) и к полной РАЗГРУЗКЕ вытесненного!
Система (психосоматика) САМА очищается и регулирует себя, приходя к устойчивому равновесию. Что и дает физическое здоровье плюс ощущение постоянной жизненной радости, НИ ОТ ЧЕГО не зависщей!
И если грамотно организовать этот процесс, то бесконечное теоретизирование становится излишним. Поскольку ТАКАЯ практика йоги со временем решает фактически ВСЕ проблемы экзистенции. Даже будучи не в силах дать те способности, которых у субъекта нет от рождения или объяснить смысл жизни, йога обеспечивает душевный покой, качественное восприятие и понимание себя и окружающего мира и устойчивый душевный комфорт. Не равнодушие - подчеркиваю! - а саттвичность в полном смысле этого слова.
Для абсолютно подавляющего большинства ТАКОЕ состояние является СЧАСТЬЕМ - присущим автономным состоянием, усиливающимся после (или в процессе) самореализации.
Что человеку нужно еще?
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

Сообщение Sfk »

ND ,
Природа взяла и закрыла весь архив в отдельном хранилище, а ключ выкинула.
А скажите пожалуйста - 1) архив чего , как Вам представляется ?
2) Зачем же его открывать ? Мудрая природа же закрыла ...
3) Каким образом йога связана с этим архивом ? ...

Виктор ,
1. постулирование того факта, что ВСЕ бессознательные проблемы человека кроются в вытесненной сексуальности. На самом деле сексуальность - только одно качество из огромного спектра проявлений человеческого существования, и объяснять ВСе проблемы ОДНОЙ причиной мягко говоря - неверно.
И я совершенно с Вами согласен. Насколько я могу судить, психоанализ тоже. (Ведь Адлер и Юнг прекратили именно из-за этого сотрудничество с Фрейдом)

С. Цвейг об этом :
"Как только он постиг и открыто признал какую-лмбо идею, она входит ему в плоть и кровь, становится органической частью его жизненного существования, и никакой Шейлок не в состоянии вырезать из его живого тела хоть частицу ее.
Это твёрдое отстаивание своих взглядов протиквники Фрейда с раздражением именуют догматизмом; порою даже его сторонники жалуются на это.<>упорство гения в отстаивании однажды и навсегда им увиденного - это не упрямство, а глубокая необходимость." по Цвейг С. "Зигмунд Фрейд" 1990.

Сам Фрейд в работах которые писал уже в преклонном возрасте выражает подчас другие взгляды, бессознательное связанное с Эдиповым комплексом предстаёт у него фактически как коллективное и не связанное с конкретным субьектом и его влечениями; Эрос и Танатос позднего Фрейда это далеко не просто либидозное влечение, а бессознательное реагирование на природу, установка по отношению к ней и культурной среде, которая имеет противоположную в своих стремлениях природу, что-то вроде того,как мне кажется.

Выдающиеся умы теории психоанализа Фромм, Салливен, Хорни, уже к 30-м годам отвергают пансексуализм , рассматривают социальную и культурную обусловленность неврозов. Другой взгляд на человека, который потом развивается и служит основой для упомянутой мной послефрейдовской терапии 20-го века, она как я понимаю в том, что человек сам имеет чувство разобщённости, сам - ключевое слово, т.к. проблема в "самости" , ощущение и представление о своём "я" лежат в корне проблем - отсюда описанный способ (Эпштейн) работы с беспокойством и проблемами - через осознание (не теоретизирование), проработку... (Видимо все психоаналитики поняли значение я как процесса в отличии от фрейдовских эмоций как вещей ,Райх например).

Важно ,по-моему, то , что сам Фрейд лично вылечил не одного человека своим методом. Т.е. фактичность. Имхо, это важно т.к. данность такая есть и у психопрактик - что безусловно, и у йоги, и буддийской йоги, равно как и дальневосточных традиций "следа на песке".

Ещё , ведь есть "телесно-ориентированная психотерапия". Довелось слышать как практикующий психоанализ высказывался что гештальт терапия - адаптированный для Запад дзен :)

2.
попытки во что бы то ни стало осознать (заново пережить) каждую вытисненную психическую (психостматическую) травму, что неверно, вредно и опасно.
- Да , у этого стремления есть основание - значимость полного прекращения влияния травмирующего события. Сами психоаналитики признаются, что подчас, даже полное выведение бессознательных причин, их неоднократная (даже неодногодняя ! :) что вызывает улыбку и заставляет задуматься ... ведь тогда справедливо искать более действенные методы ...) рациональная проработка не даёт чувства облегчения. Видимо здесь стало ясным психоаналитикам значение изменения отношения "эго", "я" к чему-либо. Стало ясным - и подходы действительно изменились. Здесь важно, что те, кто используют методы осознанности и даже изменения отношения (причем независимо от восточных влияний) приходят к важности другого отношения именно к позиционированию себя - сознательному или бессознательному (те кто испытывает восточные влияния - подавно :) ). Вот вопрос - совокупность практик созерцаний Патанджали ведь имеет в формирующей посылке некое представление, если мы захотим сознательно конечно взять себе и представить, сконструировать эту "трудно видимую посылку" (т.е суть практики - если конечно посмотреть так), имеет представление о Эго, Я, не как о какой-то "вещи" , а как о процессе ? Каковое образуется в результате и в процессе реальной серьёзной проработки йоги, в результате того, что Вы характеризуете как "многократное систематическое и грамотное "обесточивание" ментального пространства в сочетании с дозированным физическим воздействием" как Вы считаете ?

У всех у нас разные образы "я" и мира, зависящие от рациональных, философских, волютивных отношений с миром,
но если посмотреть с предложенной точки зрения ?

3.
Система (психосоматика) САМА очищается и регулирует себя, приходя к устойчивому равновесию. Что и дает физическое здоровье плюс ощущение постоянной жизненной радости, НИ ОТ ЧЕГО не зависщей!
Это факт, хотя я имею не очень много свидетельств, но некоторый разумно-сознающий общий обзор позволяет сделать такой вывод, причем не только о восьмичленной йоге, как не только о йоге вообще.
В то же время - факт отдельные успехи разных терапий, не только психоанализ.
йога обеспечивает душевный покой, качественное восприятие и понимание себя и окружающего мира и устойчивый душевный комфорт
Если так дело и обстоит - тогда йога действительно панацея, но как я понимаю многих (в т.ч западных исследователей) смущает нерешающая все проблемы (в отдельных случаях) практика "медитаций" - созерцания и осознавания (дальше не идут ? оправданно ли это?), даже в некоторых случаях обостряющая "душевные разломы"; способ йоги отличен, как осторожно можно заметить, здесь проблема может быть увидена в напряжении, у практиков не очень усердно занимающихся, которое сменяется расслаблением выполнения йоги, но затем возвращается. Впрочем Вы об этом говорите. Видимо тогда и ищутся пути разных интеграций - например психотерапии, и вообще, создания сводных баз и систем, позволяющих успешную терапию. "Каждое учение право в том, что оно утверждает, и не право..." ... Соловьев был знаком с Востоком кстати :)

Виктор, Вы ответили исчерпывающе в том контексте который был, спасибо.
Только обращу внимание на один момент - всё-таки "теория бессознательного" традиции йоги , т.е. всё что связано с vasana- когда раскрывается в практике, можно ли проводить параллели с истолкованиями практиков "от рацио" с Запада, особенно тех, кто не склонен сводить "прилипания", бессознательное к чему-то одному - характерный пример всю сферу отношений с "я", бессознательных проблем, Эпштейн предлагает представить как 6 форм рождения в буддизме, разные стремления, разные состояния (Преты, Ад, Боги разные..)... ? Из Ваших слов некоторый положительный ответ можно предположить - ""обесточивание" ментального пространства"...

В самом деле, краткие формулировки Патанджали содержат интересную концепцию, если вспомнить что "самосущая жажда жизни" и кармические пертурбации тоже связаны с ней. И , главное, как здесь присутствующие понимают лучше меня, - что оная совершается в "самом деле". Предлагаю всем обратить на это внимание.

С уважением.
Последний раз редактировалось Sfk 22 фев 2006, 21:25, всего редактировалось 3 раза.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

SFK!
Cодержание архива мне неведомо. Фантазировать не буду. Думаю, что
человеческая канцелярия протоколирует все, что можно как-то зафиксировать.

Задача архива через определенное окошечко выдавать обратно некие поведенческие реакции, не выставляя напоказ всю кухню их формирования.

Взламывать архив не только незачем, но и наказуемо.
Хотя некоторым корифеям сходит с рук.

Связь йоги с архивом.
Йога подпирает дверь архива со своей стороны. А вот в окошечко смотрит очень внимательно со всей сознательностью. С тем, что выдано, она поступает как с любым другим содержанием сознания. Гасит все.
В конце пути архив вместе с головным офисом ликвидируются за ненадобностью.
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

Сообщение Sfk »

Два последних слова предпоследней строки -

ND , красиво высказались :)

Тотально-оптимистически-мистический бессознательный детерминизм. :)

Есть ещё экзистенциальный "страх", ощущение "заброшенности"...
А ещё, как водится, - тотальная неудовлетворённость... Всё в плане архивариуса ... ?
Alexandеr
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Alexandеr »

Тема, конечно, очень интересна. Ведь не для кого не секрет, что продвинутые могут водить себя в анабиоз и т.п.
как говориться – понял всё (drastuh swarupeavasthanam) – покажи
бо кайвалья «не может быть постигнута обычным уровнем умственного осознания»
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

SFK!
«Тотально-оптимистически-мистический бессознательный детерминизм» (с)SFK
Мудрено. Но похоже так оно примерно и есть.

Тотальная неудовлетворенность и пр. «экзистенциальные» «заброшенности» – от привычки ставить цели и строить планы. Йога на всей этой муре ставит жирный крест. Это ее отличительная черта от всего остального. Деятельность, даже однонаправленная – это еще не йога.

Алекс!
На счет кайвальи так оно и есть. Чем больше живу, тем сильнее убеждаюсь.
Победа способом капитуляции. Бытовая логика тут не катит.
Alexandеr
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Alexandеr »

ND, ты хочешь сказать - самореализация тобой достигнута?
На счет кайвальи так оно и есть. Чем больше живу, тем сильнее убеждаюсь.
Не смеши.
ND
Сообщения: 428
Зарегистрирован: 28 май 2003, 14:01
Поблагодарили: 3 раза

Сообщение ND »

Смешить – делиться радостью. Но похоже ты от моих шуток расстраиваешься.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ, кторая КЕМ-ТО да еще и ДОСТИГАЕТСЯ – это формулировочка для духовных дамочек.
У меня есть рабочая гипотеза. И есть жизненный опыт, который ее или подтверждает, или уточняет.

Ты убеждаешься в обратном? Т.е. тексты все врут?
Alexandеr
Сообщения: 919
Зарегистрирован: 26 май 2003, 11:12
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение Alexandеr »

В том то и дело, что шутки ...
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

Сообщение Sfk »

ND , Alexander, приветствую.

ND,
Тотальная неудовлетворенность и пр. «экзистенциальные» «заброшенности» – от привычки ставить цели и строить планы. Йога на всей этой муре ставит жирный крест. Это ее отличительная черта от всего остального. Деятельность, даже однонаправленная – это еще не йога.
Разные понимания экзистенциального. На мой взгляд здесь имеет значение то экзистенциальное, которое как раз и видимо только после отрешения от планов и целей. Не теоретизирование, на Западе много людей пришло к скептическому отношению к нему, в том числе и среди выдвинувших иногда кажущиеся теоретическими положения. Основа всякого действия как его "носитель" - , Родовая Сущность каждого как творческая самодеятельность - имеющая ли начало, имеющая ли конец ...? Это Марксова причина и условие любой , что самое главное, практики. Видим себя без ложных смыслов, отрешившись от выстраивания планов и постановки целей - наблюдается некий странный процесс... и двигаемся кряхтя, преодолевая "абсурд", тогда составляющий всё в нас самих и вокруг - Камюсский взгляд.

Да и кто же поставит тогда крест, а после этого будет выполнять йогу ? :) К теме бессознательного прямо относится несколько другое, почему же она нужна.

Путём капитуляции - кажется что доступно (для понимания).

Не самые последние люди используют "самореализация", неужели это проблема.

Alexander,

Анабиоз важный факт, немного в другом аспекте только. Скорее интересно увидеть прекращенную "гордыню", "бесовскую прелесть" или более сжато - "самскары остаются в подавленном состоянии", как Вам ?
Последний раз редактировалось Sfk 23 фев 2006, 01:01, всего редактировалось 2 раза.
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

Виктор писал(а):Основных недостатков психоанализа, на МОЙ взгляд (Заметьте, я не говорю что я прав, а кто-то, скажем Фрейд - нет, просто это мое ЛИЧНОЕ мнение, не более того. Но и не менее) три:
Это разумный подход.
А готовы ли Вы применить его к своему методу?

1. постулирование того факта, что ВСЕ проблемы человека кроются в
<....подставить....>и объяснять ВСе проблемы ОДНОЙ причиной мягко говоря - неверно.
2. <....подставить....> - неправильно, нужно поступать ТОЛЬКО ТАК, и никак иначе.
3. превращение апологетами <....подставить....> в религию со всеми соответствующими заморочками и профанацией.

Есть много способов достигнуть целостности.
Основной недостаток каждого из способов в том, что он объявляется последователями единственно правильным ...
Именно это препятствует достижению целостности.

ND писал(а):Тотальная неудовлетворенность и пр. «экзистенциальные» «заброшенности» – от привычки ставить цели и строить планы. Йога на всей этой муре ставит жирный крест. Это ее отличительная черта от всего остального. Деятельность, даже однонаправленная – это еще не йога.
Не верная или не точная трактовка.
Проблема не в целях и планах, а в целях и планах построенных на основе воображения. Так сказал Кришна и так есть по жизни.
Йога ставит крест не на целях и планах, а на тех планах и тех целях
которые ставятся на основе воображения.
Понимание этого - эзотерическое знание.
Аватара пользователя
Виктор
Основатель Школы
Сообщения: 11335
Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
Откуда: Москва
Поблагодарили: 1310 раз

Сообщение Виктор »

Леня, в принципе с людьми (учениками или пациентами) я не болтаю об экзистенции, а занимаюсь конкретным делом. И людям от (после, в процессе) освоения практики йоги становится ЛЕГЧЕ - во всех смыслах!
А философскими рассуждениями и умстованию я предаюсь ровно настолько, сколько без этого не обойтись, в той степени, в какой меня вынуждают. В частности - на этом форуме.
Понимаете? Мой (конечно - условно мой, не я же йогу изобрел) метод - практика а не болтология. Поэтому к теоретической части можно применять ЛЮБОЙ подход, в том числе и озвученный мной в обсуждении психоанализа, ПРАКТИКЕ йоги это - без разницы.
Леня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 11 янв 2003, 16:55
Поблагодарили: 2 раза

Сообщение Леня »

Согласен с Вами.
Мое замечание относиться к тому, что несмотря на абсурдную теорию лежащую в основе психоанализа (в чем я с Вами согласен), практический психоанализ работает вне зависимости от теории.
Как и Ваш метод. Поэтому я призываю судить по делам их.
А не по книгам.
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

Сообщение Sfk »

Лёня, согласен с Вами, хотя Ваши же утверждения заставляют усомниться в абсурдности некоторых из теорий психоанализа, о которых вы говорили.

Виктор, Вы же знаете, что немало людей 1) считают важным теоретическое видение 2) выбирают для исполнения своих задач вообще и для понимания самые разные методы - среди всех них немало людей которых, как я понял, Вы считаете достойными, Мераб Константинович например...

Я только предложил тему для разговора... Благо, как кажется, она относится к теме форума.

Мне показалось, или Вы выразились немного недипломатично... Я пользуюсь способом выражения, который просто позволяет подходить к вопросам самым широким образом, с имеющимся видением сложности и невозможности в мире что-либо к чему-либо однозначно сводить, которое следует из реального понимания практических и теоретических достижений самых разных людей в самое разное время. Такой подход может иметь практический результат.

Мое уважение, Sfk.
Последний раз редактировалось Sfk 24 фев 2006, 01:06, всего редактировалось 1 раз.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Леня писал(а): Мое замечание относиться к тому, что несмотря на абсурдную теорию лежащую в основе психоанализа (в чем я с Вами согласен), практический психоанализ работает вне зависимости от теории.
Как и Ваш метод. Поэтому я призываю судить по делам их.
А не по книгам.
В современной психологии успешно используются другие подходы кроме психоанализа, намного более эффективные. Как пример упомяну рационально-эмоциональную терапию Альберта Эллиса, где упор делается не на ПРИЧИНУ проблемы (которую психоаналитики ищут годами совместно с пациентом, хорошо на этом зарабатывая :) ), а на её РЕШЕНИЕ, через формирование более сознательных поведенческих реакций. При этом вмешательство в подсознание--минимальное, а результат--быстрый и устойчивый (в отличие от того же психоанализа). Бесспорно, знание причин помогает, а также представляет определённый академический интерес, но для людей которые обращаются к психологу важнее ПРАКТИЧЕСКИЙ результат (и лучше поскорее--до того как депрессия привела к суициду, например)
Sfk
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 19 фев 2006, 14:36

Сообщение Sfk »

Mykola , разных подходов много , Вы считаете возможным выделить из них лучшие и худшие ? Вы понимаете, как тому, так и другому видам психотерапии можно привести серьёзную апологию, также как ещё многим.
Mykola
Преподаватель Школы
Сообщения: 3249
Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
Откуда: Калуга / St. Louis
Благодарил (а): 325 раз
Поблагодарили: 765 раз
Контактная информация:

Сообщение Mykola »

Нет уж, давайте обойдёмся без апологии и апологетики :) Извините, у меня просто нет времени чтобы писать посты на две страницы печатного текста.
Моё высказывание касалось ПРАКТИЧЕСКОЙ стороны использования психоанализа. Моё мнение о психоанализе как о вчерашнем дне психологии--это лишь МОЁ мнение, и навязывать я его не собираюсь, просто хотел высказать.
А подходы действительно бывают лучшие и худшие. Не вижу здесь противоречий. Но в океане слов истина тонет--и все подходы становятся одинаковыми :) Одинаково бесполезными...
Kluev
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 24 июн 2004, 13:33

Сообщение Kluev »

Sfk

Имхо некорректно проводить паралели м-ду психологией бессознательного и Йогой. Например в 1977г в Канзасе проводились исследования мозга с участием Свами Рамы - йога высокого уровня. Во время которых он демонстрировал некоторые из сверхестественных способностей. По результатам этого исследования была выпущенна книга Beyond Biofeedback (на русском языке нет).
Иными словами картина вполне ясна и стандартна: Свами Рам демонстрирует способности, а ученые - книгу :). Западной наукой издано очень много "умных" книг по психологии и йоге в том числе. Единственное, что не смогли повторить эти исследователи - это способности индийских йогов. Тогда к чему нам внимать этому потоку заблуждений и связывать себя с точкой зрения "недоучек" (простите за радикальность). Уж лучше почитать труды самого Свами Рама (или других Йогов, которых можно действительно считать йогами), чем загрязнять свой разум заведомо некомпетентными мыслями и идеями.
Ответить