Я так понял, возник вопрос по моей мотивации. Зачем мне всё это нужно.
Первую причину довольно точно охарактеризовал Kom:
Kom писал(а):человек пытается понять, определить некоторые ориентиры-нормативы, идет у него практика или он фигней занимается под видом йоги
Одна поправка: я бы убрал слово "нормативы", мне вполне хватит ориентиров :).
Вторая причина - интерес. Чтобы было понятнее, с моей стороны у данной дискуссии "ноги растут" вот отсюда
http://www.yogin.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3103 . Моё IMHO - объяснять что-то, научно или как ещё, можно только тогда, когда есть что объяснять. Т.е. тогда, когда феномен обнаружен и он повторим (это та самая массовость, но не увлечения йогой, а результатов практики, которой в свою очередь не будет без массового увлечения).
Из второй причины (интереса) вытекает и третья: после того, как я заинтересовался вопросом о результатах йогической практики вообще (а это уже больше полугода) я стал внимательнее относится к собственной (я практикую, как правильно определил Kom, полтора года практически каждый день). Фактически практика для меня превратилась в своего рода эксперимент, т.е. каждый раз я практикую внимательно присматриваясь к тому, что со мной происходит, при этом стараясь ни во что не вмешиваться. Получается очень интересно. Например силовые - выходишь в позу и наблюдаешь за тем, как тело само начинает диктовать - вот здесь мышцы излишне перенапряжены - уберём, ах не убирается, ну тогда оставим как есть, вернёмся к этому вопросу позже, вот здесь мышцы оказывается недоразвиты, значит ждём, когда подрастут, а сегодня не усердствуем иначе завтра заболит так, что мало не покажется. Т.е. я в позе как бы устраиваюсь поудобнее, причём это удобнее каждый раз немного разное. Иногда времени выдержки и уже накопленного опыта хватает настолько, что чувствуешь - вот, сегодня попал - удобно и устойчиво, тело застывает и начинается уже устаканивание ума, причём само собой. То же происходит и с позами на гибкость.
Т.е. у меня получается так, что в начале моих занятий мне вообще ни одна поза не была удобна, даже шавасана. Сейчас иногда удаётся устроится удобно, но это опять таки не всегда шавасана.
Таким образом у меня получается круговорот: успокоение - физическое удобство - ещё большее успокоение - ещё большее удобство. И я не могу сказать, что из этого первично. Без того, чтобы удобно устроиться у меня не получается успокоиться, а без того, чтобы успокоиться не получается удобно устроиться. И ещё один пункт, если не хватает силы или гибкости, то как не успокаивайся и не вертись в некоторых позах удобно устроиться ну никак не получается, а значит нет и никакого успокоения. Но с другой стороны если эти позы не делать, то ты их никогда сделать не сможешь, так как нужные для этого мышцы просто не разовьются.
Теперь интересно посмотреть влияет ли это как-то на повседневную жизнь. Влияет, но иногда несколько странно и не всегда приятно. Например некоторое время назад я заметил, что мне дико неудобно сидеть на конторских стульях - и никогда не было удобно, но раньше я на это не обращал внимания (может просто сравнить было не с чем). Вот и вертишься целый день, то так сядешь, то этак. Разные стулья перепробовал, даже на полу пробовал сидеть, ничего не помогает.
Вот, теперь возвращаясь к первому пункту мотивации (ориентирам) возникает вопрос, а туда ли я бреду, так как:
1. я для себя начинаю различать успокоение и расслабление. В стоячих невозможно полностью расслабиться (на гибкость расслабиться можно больше но и в этом случае шавасаной они не становятся), да и, как мне пока думается, не нужно - это же таки
работа, силовая или на гибкость. Но при этом в них замечательно можно успокоиться, если удалось добиться удобства и сил и гибкости хватает для того, чтобы это удобство не нарушалось некоторое время. Таким образом расслабление остаётся только в том, что расслабляются те мышцы, которые не нужны для текущей работы, а остальные работают и решающей роли расслабление в таких случаях не играет, удобно - значит хорошо.
2. я для себя начинаю различать успокоение и засыпание, отключение сознания. Т.е. то состояние, которое я называю покоем не означает, что я нахожусь в полусне, нет, я продолжаю наблюдать за собой, просто ум не так дёргает в разные стороны как раньше. Причём нельзя сказать чтобы я сосредотачивался как-то специально, нет, внимание привязывается к телу само собой. Скорее всего причина в том, что при практике йоги то, что идёт от тела уже не забивается повседневными заботами или сном, а интерес к происходящему ещё больше способствует самопроизвольной концентрации.
3. существуют специальные моменты (лёжа, стоя или сидя), разбросанные по всей практике, когда я именно расслабляюсь, т.е. расслабление становится целью. При этом погружение в покой подходит к почти сну. И это отдельный элемент практики.
Ну вот, я вообще практически всё о своей практике рассказал. Теперь возникает вопрос, ну это всё хорошо, но это процесс, а что в результате?