Страница 3 из 3

Добавлено: 29 июл 2004, 12:27
ace
Клюев, брат, что-то ты тут намудрил, честно скажу.

"Собственно лайя это и предварительное условие для ЧВН"

А можно сказать и наоборот. И более того, лайя ("растворение", если не ошибаюсь, а в твоем контексте -- аналог пратьяхары) и ЧВН -- это вообще одно и то же. Вон, почитай Вьясу, что он пишет про пратьяхару (если мне вдруг не веришь) -- что совершенная пратьяхара достигается только с кайвальей (это я своими словами пересказал).

А вообще-то ЧВН ЧВНу -- рознь. Да и в асанах ЧВН может быть вполне нормальный.

Нада

Добавлено: 29 июл 2004, 13:28
ferus
Приветствую!
С тем, что медитация на наду эффективна согласен и подтверждаю своим опытом. На звуке чуть меньше года. В самадхи не хожу, но очищение заметное, звук это энергия, которая прочищает все каналы, если слушать звук в сушумне, она им заполняется, постепенно устраняются все блоки, буфера, происходит активный воход стрессов.
Подробней писал о звуке здесь: http://www.ferus.narod.ru/med01.html

Приведу цитату из книги "Психология йоги" Рамамурти С. Мишры, подтверждающую то, что Патанджалевское упавание на Ишвару Пронидхану это и есть медитация на внутренний звук:

Сутра 1-27:
"27. тасья вачака пранава
тасья его
вачака проявленный символ
пранава Ом, нада, проявленный символ высшей музыки
Символически Его называют словом "Ом".
Ишвара есть Ом, высшая музыка. Слова "пранава", "Ом", "нада", "высшая музыка",
"Сагуна-брахман" и "Ишвара" используются как синонимы. Пранава тот Принцип,
который вечно нов и который приносит медитирующим вечную новизну и свежесть
(пра, "совершенно" + нава, "новизна"). Когда человек входит в самадхи, он
побеждает всю усталость; психические и физические болезни устраняются, человек
обновляется и становится чистым. Он постигает, что еще никогда не находил такого
покоя в жизни, как во время медитации на пранаву.
Ом (АУМ) состоит из трех букв. Этот слог представляет собой три звука: а, у, м.
"А" символизирует проявление, "у" поддержание, "м" растворение Вселенной.
Вселенная последовательно проходит через стадии эволюции, поддержания,
инволюции. Поэтому Ишвара называется Ом, ведь Он ответствен за все эти три
цикла. Также его называют надой, так как Он есть высшая музыка, вечно
присутствующая всюду. Санкхья-йога подчеркивает необходимость медитации на эту
нада-пранаву, так как она вечна и является проявлением Сагуна-брахмана.
Этой высшей музыкой пронизана вся Вселенная. В индивидууме она проявляется как
звук колокола в голове. Медитируя на него, йог ощущает, как звук расширяется,
как увеличивается его сила. В конечном счете йог постигает, что вся Вселенная
вибрирует в наде. Эта музыка называется "Сагуна-брахман", так как она обладает
властью над космическими силами (гунами). Она лична, поскольку проявляется в
личности, и тем не менее она безлична, так как пребывает всюду. Она есть
Ниргуна-брахман, так как находится за пределами космических сил пракрити.
(Подробнее см. в книге "Основания йоги", гл. 28.)
Как в относительном мире нет различия между наименованием и наименованной
субстанцией, так же нет различия и между Ишварой и пранавой, надой, слогом Ом.
Отношение между солнечным светом и Солнцем аналогично отношению между надой и
Ишварой. Брахман, Пуруша, Ишвара подобен Солнцу. Пранава, нада, Ом словно
солнечный свет.
Вселенная есть концентрированная форма нады. Нада является тонкой формой
Вселенной. Это тайная доктрина санкхья-йоги.
* * * "

Добавлено: 29 июл 2004, 13:42
Kluev
ace писал(а):Клюев, брат, что-то ты тут намудрил, честно скажу.

"Собственно лайя это и предварительное условие для ЧВН"

А можно сказать и наоборот. И более того, лайя ("растворение", если не ошибаюсь, а в твоем контексте -- аналог пратьяхары) и ЧВН -- это вообще одно и то же. Вон, почитай Вьясу, что он пишет про пратьяхару (если мне вдруг не веришь) -- что совершенная пратьяхара достигается только с кайвальей (это я своими словами пересказал).

А вообще-то ЧВН ЧВНу -- рознь. Да и в асанах ЧВН может быть вполне нормальный.
Охотно верю насчет пратьяхары. Просто многие путают осознание тела с самоосознанием. Осознание тела - это обьективный опыт: "я осознаю тело", а самоосознание это чисто субьективный: "я осознаю я". Как сказал Кришна в Гите: "...созерцающий атманом атман". Естественно что для достижения самоосознания необходимо устранить любой обьективный опыт, что и достигается лайей. Можно считать ее ЧВН, можно нет, но тем не меннее мне кажется что это более точный термин. Т.к. не дает такого простора для полета фантазии как ЧВН. Т.е. о ЧВН в асанах говорить можно, а о лайе, думаю, нет. Да и сама идея достижения лайи одной только асаной выглядит, скажем так, слекга абсурдно.

Добавлено: 29 июл 2004, 14:02
ace
Да и сама идея достижения лайи одной только асаной выглядит, скажем так, слекга абсурдно.
Ну, это правильно. Без твоего сознательного усилия по приведению себя в "правильное" состояние сознания (называй его, как хочешь -- ЧВН, лайя, медитация) асана это за тебя не сделает. Но то, что до определенного этапа развития асаны неплохо помогают достигать "правильного" состояния сознания, -- несомненно.

Добавлено: 1 сен 2004, 15:17
Dinozavr
ace писал(а):Брат, а как конкретно ты предполагаешь останавливать мысли в повседневной жизни?
Некоторые практические материалы содержатся здесь http://zencenter.ru/Lections.htm
http://zencenter.ru/chai.htm
, и, более подробно, в книгах здесь
http://zencenter.ru/litera.html .
Разумеется, это не единственные варианты.
Разумеется, для этого не обязательно быть буддистом.

Но, на самом деле, пока не сделаешь - не поймешь, конечно.

Расслабление и сосредоточение

Добавлено: 13 янв 2009, 13:27
Ёршъ
Изложу свой вопрос по-возможности кратко, тезисно, без размазывания мысли по древу.
Расслабление тела -> релаксация сознания и ума -> ЧВН.
Иногда при этом возникает чувство несобранности, размазанности или "распыленности" по "пространству", совершенная декоцентрация, даже местами граничащая с некомфортностью. Хотя гораздо чаще таких вопросов попросту не возникает - все гуд.
Существует ли метода (и насколько это вообще целесообразно делать, и делает ли кто-то?) по "сборке себя в кучу", уплотнению сознания и воли? Может быть какие-то практики концентрации и сосредоточения?
Или весь вопрос лишь в качестве ЧВН?

Добавлено: 13 янв 2009, 13:30
Атри
во время деконцентрации или после?

Добавлено: 13 янв 2009, 13:54
Ёршъ
Такое желание "собраться" возникает во время деконцентрации.

Добавлено: 13 янв 2009, 14:04
Атри
Можно сформировать осознающий себя центр, который будет своего рода "ядром" не дающим уплыть сознанию полностью, но в этом есть как свои плюсы так и минусы. Слишком сильная фиксация на этом "ядре" тоже может приводить к проблемам.

Техника не очень сложная. Наблюдаем участок тела ищем примерную локализацию центра откуда исходит это внимания. Далее такой фокус, поскольку есть нечто что смогло заметить этот центр, то следовательно должен существовать центр другого уровня (качества) который распоряжается более тонким направлением внимания. Ищется он и так дальше как вложенные матрешки. На 3-4-й итерации уже можно придти к состоянию "бесстрастного наблюдения". Главный нюанс в "утончении" наблюдения и мягкости переключения между центрами.

Добавлено: 13 янв 2009, 21:25
Pixel
Атри писал(а):Техника не очень сложная. Наблюдаем участок тела ...
Атри,
А можно описание в развернутом виде? Типа с пояснениями по шагам? Где искать, как искать и т.д.
:?:

Добавлено: 13 янв 2009, 22:11
Rat
Атри писал(а):во время деконцентрации или после?
А если после, что посоветуете?

Добавлено: 13 янв 2009, 22:59
Атри
после проще простого. Достаточно например покушать, или там душ принять. Поневоле "уплотнитесь"

Pixel, по шагам я уже описал все. Если не ошибаюсь подобная техника есть в буддизме. Если поискать можно найти более развернутое описание, хотя технология в своей сути мною уже описана остальное дело практики. Я о другом хочу сказать. Вы уверены, что оно вам надо? Могут быть и минусы.
Можете использовать для себя модель центра, как фонарика испускающего луч света-внимания (то бишь если ваше сознание высвечивает участок тела и вы способны заметить сам луч, значит где- то еще один фонарик, нашли его и по аналогии ищем следующий пока не доберемся последовательного до некоего окончательного центра-прожектора)

Добавлено: 14 янв 2009, 03:48
Pixel
Атри писал(а):....хотя технология в своей сути мною уже описана остальное дело практики.
Интересно ж. Мне как-то не приходило в голову, что процесс может быть итеративен. :idea:

Добавлено: 15 янв 2009, 00:52
Lobster
ИМХО чувство размазанности есть иллюзия, которая говорит о том, что не только ЧВН не достигнуто, но расслабления нет. Бороться с ней как и со всякой иллюзией бесполезно.

Добавлено: 16 янв 2009, 00:35
джонс
Бороться с ней как и со всякой иллюзией бесполезно.
как сказать.... древние, по-моему, прекрасно справлялись.... :)

Добавлено: 16 янв 2009, 16:40
Алекс
Lobster писал(а):...чувство размазанности... Бороться с ней как и со всякой иллюзией бесполезно.
Если не причина каких-нибудь перегрузок (возможно, даже, пока не осознаваемых), а, например, какие-то внутренние разборки/отлаживания, то – да, не бороться. Как и вообще с чем бы то ни было во время практики. Создавать условия для запуска нужного процесса и только. Делать нужное и не делать лишнего. Какие, казалось бы, простые слова… :)

Добавлено: 16 янв 2009, 23:08
Lobster
Я думал, что в ЧВН человек забывает о своем теле. Т.е. не перестает чувствовать, а наоборот чувствует настолько хорошо и правильно, что нет необходимости на него обращать внимание.

Добавлено: 17 янв 2009, 18:53
Ёршъ
Lobster писал(а):Я думал, что в ЧВН человек забывает о своем теле. Т.е. не перестает чувствовать, а наоборот чувствует настолько хорошо и правильно, что нет необходимости на него обращать внимание.
А с телом и нет никаких проблем...
Не претендуя на какое-то там ЧВН, тем более, что в эти нечастые разы скорее всего его и нет по-определению, хотел бы поделиться вот каким наблюдением. Само чувство "размытости" сознания, как я уже сказал, воспринимается как нечто не очень комфортное. Но наряду с этим возникает твердая уверенность, что именно сейчас можно действительно собраться "в кучу". Более того, применяя определенную технику, которая опять же всплыла в этот момент сама собой (не хочу о ней говорить, в ней нет ничего "эзотерического", но есть уверенность, что это глубоко индивидуальная штука, хотя и очень простая, впрочем как и надежная - как автомат Калашникова), действительно удается достичь весьма сильного уплотнения воли и сознания (не знаю как иначе сформулировать). Т.е. какое-то время после практики ты как "пущенная стрела".
Вот. Просто хотелось услышать, есть ли подобный опыт у кого-нибудь еще, и делает ли с этим кто-нибудь что-нибудь.

Добавлено: 17 янв 2009, 21:40
Атри
бывает зависание на стадии начального расслабления, процесс тормозится и получается этакая подвешенность в полудремотном состоянии. Но я бы не назвал это "размытостью сознания" Больше все-таки телесное состояние.

Добавлено: 18 янв 2009, 22:52
SHTORM
"...чувство "размытости" сознания, как я уже сказал, воспринимается как нечто не очень комфортное".
Моё мнение:
1.Можно(и нужно)настраиваться на занятие-Н:В течении 1 часа занятий я иду к состоянию...сосредотачиваясь на...и т.д. когда поднимусь после последней шавасаны-ясное сознание,вспоминаю,что сегодня нужно сделать то-то(планы) и т.д.
2. Во время практики "...чувство "размытости" сознания, как я уже сказал, воспринимается как нечто не очень комфортное"-не только почувствовать ощущения тела,но и одновременно слушать звуки(Н:улицы,посторонние шумы),чтобы осознать себя в состоянии"здесь и сейчас",можно сосредоточиться(вспомнить) КТО вы и ГДЕ вы,вашу цель-на время занятия быть полностью расслабленным.
3.Встречал инструкторов,которые после занятия дают выбор-можете оставить "размытость", или идут упражнения для "бодрости мышц",что приводит и к более ясному осознанию(плюс прохладный душ-как уже писал Атри)