Страница 2 из 3

Добавлено: 19 июл 2004, 10:51
Виктор
Это как раз и есть состояние МЕЖДУ сном и бодрствованием. Оно, правда, бывает разной степени глубины - разного качества - и немного отлично от того, когда не выспался, но в целом из этой оперы.
Удачи!

Добавлено: 19 июл 2004, 18:54
BlackJack
В чем все таки отличие ото сна?
Мне кажется, у меня отличие в том, что в той полудреме в метро я глубже погружаюсь в образы, а в шавасане - где-то на фоне помню, что это глюки.
Кстати, пробовал во сне вспомнить себя/понять, что это сон. Через несколько дней получилось, но впечатления неясные, и почему-то повторять не тянет.
Получается, что сон - это йога, причем такая, что без нее и несколько дней не протянуть :)
Хороший сон и никакая йога будет не нужна :D

Добавлено: 20 июл 2004, 00:13
eied
имхо, остановка "вритти" (ЧВН) - это избавление от отрицательных последствий энергетического (пранического) дисбаланса, КОТОРОЕ уже ДЕЛАЕТ ВОЗМОЖНЫМ повышение уровня осознанности и т.п. вещи. То есть эти вещи связаны, но не тождественны.
С точки зрения одной из основных целей йоги - балансировки потоков в ида- и пингала-нади, а также имхо, "внутренний диалог" (="читта вритти") - это проявление засоренности чакр; чакры не "кушают" свою энергию, а "отрыгивают" ее в форме читта вритти. Если мы с помощью успешной практики балансируем и очищаем хоть немного эти потоки, тогда у нас появляется возможность повысить уровень сознания. Но САМО ЭТО НЕ ПРОИЗОЙДЕТ! Не там халяву ищем :wink:
С этой точки зрения, я думаю что "осознанность" - это правильная работа аджня-чакры ("третьего глаза"). Чтобы ее повысить, нужно практиковать осознанность в повседневной жизни, а также мысли останавливать в повседневной жизни. И это возможно, хотя тут и были у кого-то кое-какие сомнения.
Удачи![/i]

Добавлено: 20 июл 2004, 10:36
ace
Чего-то понамешал все в кучу. Пранический дисбаланс какой-то, засоренность чакр, чакры "не кушают", а "отрыгивают" (с пьяну, что ли?).
С этой точки зрения, я думаю что "осознанность" - это правильная работа аджня-чакры ("третьего глаза"). Чтобы ее повысить, нужно практиковать осознанность в повседневной жизни, а также мысли останавливать в повседневной жизни. И это возможно, хотя тут и были у кого-то кое-какие сомнения.
Брат, а как конкретно ты предполагаешь останавливать мысли в повседневной жизни? Интересно просто. И то, что "это возможно" -- ты пишешь на основе личного опыта или умозаключений?

Добавлено: 20 июл 2004, 11:09
я
Не знаю, как у eied, но лично у меня "стоп-машина" происходит в процессе тренировки, а также бывает спонтанной в процессе, например, езды в транспорте (не за рулём, конечно, но это пока!:))

Добавлено: 20 июл 2004, 20:54
eied
Брат, а как конкретно ты предполагаешь останавливать мысли в повседневной жизни? Интересно просто.
Начать можно с простого упражнения: 2-3 раза в день пытаться останавливать мысли в течение 2-3 минут за раз.
Набраться терпения - и вперед. Я думаю, пары недель должно хватить, чтобы начать испытывать первые благотворные плоды. 8)

Интересно то, что даже после небольших усилий подобного рода эффективность умственных процессов заметно возрастает, и ясность в башке появляется. Это как натягивать и удерживать тетиву лука, чтобы потом выстрелить подальше и поточнее.

Еще совет: при остановке мыслей лучше не напрягаться, а перенаправлять эту энергию на восприятие окружающих раздражителей - звуковых, визуальных, тактильных и пр. Ибо на самом деле энергия, которую мы разбазариваем на неконтролируемое мышление, - это та же самая энергия, которая используется на повышение внимательности.

Кстати, практика хатхи от всего этого только выигрывает.

Добавлено: 21 июл 2004, 11:07
ace
Все понятно. Брат, ты йогой года два занимаешься или меньше?

Добавлено: 21 июл 2004, 18:11
eied
В-общем, примерно угадал.
А что?

Добавлено: 22 июл 2004, 10:27
ace
Да так...

Лет через 10 иначе заговоришь. Впрочем, не заморачивайся пока. Живи, как живется, и радуйся жизни. :wink:

Добавлено: 27 июл 2004, 10:04
ND
Тема исключительно интересная, поскольку является ключевой для понимания метода йоги.

А метод прост до гениальности.
Успокаивая читу в ее бодрствующем проявлении, вы проваливаетесь в сновидения. Если сумеете успокоить сновидения, не возвращаясь в бодрствование, окажитесь в состоянии сна (без сновидений). Ну. а дальше,
как пишут в умных книгах, – турия, или нирвана, или кайвалья.

Осознанность – это восприятие себя, находящегося в определенном состоянии. Например, себя в состоянии восприятия ощущений в теле во время бодрствования. Или восприятия себя, смотрящего сон. Или себя, «успокаивающего» этот сон.

Осознанность – это не-потеря себя, не само-отождествление с «видимым».

С тем, что йога – это ЧВН, согласны все. Однако, успокоение (прекращение,
блокирование и т.п.) – это только полдела, это только необходимое условие.
О достаточном условии говорится в 4-й сутре 1-й главы.
Мало пребывать в своей собственной природе. Нужно это пребывание еще и осознавать. Иначе, - то самое отождествление с «видимым».

В начале и чита успокаивается не полностью, и осознание замутнено. Вся
практика как раз и направлена на углубление успокоения и прояснение
осознания.

Добавлено: 27 июл 2004, 10:27
ace
Привет ND. Редко заходишь. В Индию-то съездил?
ND писал(а):А метод прост до гениальности.
Успокаивая читу в ее бодрствующем проявлении, вы проваливаетесь в сновидения. Если сумеете успокоить сновидения, не возвращаясь в бодрствование, окажитесь в состоянии сна (без сновидений). Ну. а дальше,
как пишут в умных книгах, – турия, или нирвана, или кайвалья.
Я что-то не врубаюсь, в какие сновидения мы проваливаемся, "успокаивая читу в ее бодрствующем проявлении"? Поясни для непонятливых. И что означает продолжение "Если сумеете успокоить сновидения, не возвращаясь в бодрствование, окажитесь в состоянии сна (без сновидений)."? КТО сумеет успокоить сновидения? Пуруша? Что ты имеешь в виду?

Добавлено: 27 июл 2004, 11:48
ND
АСЕ!
Что делают люди, когда им нужно быстренько заснуть?
Правильно! Успокаиваются всеми доступными средствами.
Сновидения или сон со сновидениями – это особое проявление читы, которое в
ЙС не выделяется отдельно. ССС, например, относит его к памяти.

Осознавать себя во сне со сновидениями – не такая уж крутая практика. Уверен, что у тебя этот опыт имеется. Успокоение же - хоть и тонкий, но все
же вид активности. И при превышении активности выше некоторого порогового уровня происходит возврат к бодрствованию. Такое вот лезвие бритвы. Здесь, я думаю, влияет не столько мастерство, сколько уровень успокоенности в целом, т.с. по жизни.

Вопрос про Пурушу провокационный. Если бы было можно про Него все объяснить словами, не было бы никаких ЙС, основная идея которых: делай так
и узнаешь.

Добавлено: 27 июл 2004, 12:32
Атри
"Что делают люди, когда им нужно быстренько заснуть?
Правильно! Успокаиваются всеми доступными средствами"

Засыпают , причём не обязательно в спокойном состоянии. Например , если лечь спать после просмотра телвизора или чтения газет , и лечь спать сразу после шавасаны, то разница улавливается весьма значительная. Хотя естественно это довольно-таки индивидуальная вещь , зависящая от конституции и состояния нервной системы.
Асе меня опередил, я тоже хотел задать вопрос - в какие-такие сновидения мы проваливаемся успокаивая читту?

"Осознавать себя во сне со сновидениями – не такая уж крутая практика. Уверен, что у тебя этот опыт имеется. Успокоение же - хоть и тонкий, но все
же вид активности. И при превышении активности выше некоторого порогового уровня происходит возврат к бодрствованию."

Я правильно понимаю ход мысли? Получается, что успокаиваясь в бодрствующем состоянии мы осознаём себя во сне со сновидениями? Так или не так?

Добавлено: 27 июл 2004, 13:19
ND
Если не делать специальных «усилий» глубокая шавасана переходит в сон
(со сновидениями).
Но! Можно сохранить при этом осознание себя. Не потерять его при переходе от бодрствования ко сну.
Сам термин «успокаивание» не вполне отражает сам процесс. Слишком уж
глубоко сидит штамп бытового сознания. ССС использует термин «блокирование».
Кстати, ССС сутру о медитации на образе, полученном из сновидения, комментирует именно как медитацию во время сна. Здесь же он предупреждает, это можно делать только «духовно развитым личностям».

Добавлено: 27 июл 2004, 13:38
Атри
Как раз для перехода в сон и сохранения при этом осознания понадобятся специльные усилия , по идее. :) Наличие же сна со сновидениями в режиме глубокой шавасаны свидетельствует о том же самом , что и непроизвольные движения.
Тема сновидения и сохранения осознания в нём сама по себе интересна , но прямой связи с шавасаной я пока не вижу. Не зависимо от глубины , состояния сновидения и шавасаны всё-таки разнятся между собою.

p.s. как мне кажется речь идёт не столько об общих закономерностях , сколько об индивидуальных особенностях

Добавлено: 27 июл 2004, 18:33
Сергей Агапкин
ND писал(а):Сновидения или сон со сновидениями – это особое проявление читы, которое в ЙС не выделяется отдельно.
pramana viparyayavikalpanidrasmrta yah
"Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память" ЙС 1-6.

Добавлено: 29 июл 2004, 08:44
ND
Все комментаторы, в том числе ССС, под нидрой или сном понимают именно сон БЕЗ сновидений. Сновидения являются некой сборной солянкой всех остальных функций читты, главным образом памяти.

Путаница возникла в связи с появлением в большом количестве руководств
по нидра йоге (для домохозяек), где под нидрой понимается вообще неизвестно что.

Добавлено: 29 июл 2004, 10:12
Атри
Ну тогда тем более , если нидра это сон без сновидений, то с какого перепуга они в ней должны возникать?

Добавлено: 29 июл 2004, 10:31
ND
То, что сон без сновидений – факт научно доказанный, а не только гениальная догадка Патанждали, говорит о том, что эти врити регистрируемы.

Думаю, что это не случайная ошибка природы, или побочный эффект, а состояние сознания, необходимое для одной единственной цели – «освобождения пуруши». Если врити понимать в буквальном смысле
как волнения, возникающие, например, при испуге, то понять смысл нидры
действительно сложно.

Добавлено: 29 июл 2004, 12:19
Kluev
Федор писал(а):
Tundo писал(а):Виктор,получается в вашей системе все достаточно механистично и физиологично.
Насчет "физиологично"-есть вопросы.Например,выполнение бхуджангасаны.
"Согласно рекомендациям, опубликованным акад. Б.Л.Смирновым [8], ключевым условием правильности выполнения позы является...
На самом деле Асаны дают ничтожный вклад в ЧВН, если бы они позволяли этого достичь, то думаю классические йоги только ими бы и обошлись, однако как сказано в ХЙП:
4-66. Шри Адинатх утверждает, что есть миллионы путей достижения лайи(поглощения), но мы считаем, что единственным путем является Нада Анусандхана, или исследование Нады(внутреннего звука)
Собственно лайя это и предварительное условие для ЧВН
Та же ХЙП:
Каковы характеристики лайи? Лайя - есть невспоминание обьектов органов чувсвт, когда глубоко укоренившиеся желания и впечатления перестают повторятся.
Фактически асаны нужны только для достижения устойчивого и комфортного положения тела, чтобы сохранять неподвижность в течении длительного периода времени...

P.S: Переводы шлок ХЙП взяты из коментария на ХЙП Сатьянанды Сарасвати.[/quote]