Эмоции / К вопросу "о вытеснении"
Добавлено: 9 июн 2002, 01:18
Эмоции
Давно хотел обсудить, но никак не получалось сформулировать, как-то «уложить» в удобную для обсуждения схему. Речь пойдет о характере эмоционального материала бессознательного, – тема, затрагиваемая Виктором в 4-й главе «Йоги: искусства коммуникации» (ЙИК). На мой взгляд, это одна из самых интересных глав (впрочем, там практически все главы по-своему интересны). Имхо, здесь содержатся элементы фундаментального свойства, определяющие в дальнейшем отношение автора к стратегии пути самоисследования, как он его видит.
Кроме прочего, в 4-й главе говорится об эмоциях из неосознаваемой части психики, вытесненном и эндогенном материале бессознательного. Автор предупреждает об опасности форсированного налаживания контакта с бессознательным, в частности, из-за угрозы затопления слабо подготовленной психики довольно-таки «разогретым» и как бы «агрессивным» материалом. Сразу оговорю: в принципе я согласен практически со 100% рассуждений автора, кроме одного маленького, но, имхо, существенного пункта, имеющего важные последствия. Он касается трактовки эмоций как таковых. Дальнейшее с моей стороны имеет характер чисто гипотетико-предположительный, но с прицелом на далеко идущие выводы.
Эмоции, как известно, на 90% епархия психологии. А в психологии есть немало соответствующих теорий, но лишь немногие из них действительно работают. Так, на мой взгляд, одна из наиболее работоспособных и корректных – при всей своей смелости – информационная теория эмоций П.В.Симонова. Для тех, кто не знает, вкратце суть такова. Вот формула возникновения эмоций:
Э = f [П, (Ин – Ис),...], где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Есть немало и др. факторов, влияющих на эмоции, но необходимыми и достаточными являются только два – потребность и вероятность (ее удовлетворения). Т.е. субъект в определенной ситуации испытывает какую-либо потребность и на основе имеющихся у него знаний, опыта, навыков, энергетических ресурсов и т.п. оценивает вероятность ее удовлетворения. Отсюда очень важный момент: мозг имеет дело не с самими энергетическими ресурсами организма, а с информацией о них. Получается, грубо говоря, чем меньше субъект располагает информацией, тем больше он реагирует на ситуацию эмоционально, как бы покрывая дефицит первой энергетическим выбросом, мобилизуя организм на до конца не понятую ситуацию. Данная теория, имхо, поможет пролить свет на один довольно непростой вопрос.
Когда человек, практикующий йогу, или иной способ психонавтики, касается в своих интроспекциях бессознательного, его психика имеет дело не с «хламом», «духами прошлого», некими непостижимыми «архетипами» или ошеломляющими переживаниями, а с информацией и только с информацией (которая, в свою очередь, по ранее накатанной «колее» может снова вызвать старые забытые эмоции, но уже как нечто вторичное). Виктор, с одной стороны, тоже пишет об информации, например, в следующем отрывке: «По всей видимости в глубинных слоях психики информация, распространяющаяся «сверху вниз», от сознания в глубину психики, на каком-то уровне соприкасается, дифундирует с информацией эндогенной, содержащейся в самой структуре «нижележащих» слоев психики» (ЙИК, с. 129) Но сразу за этим следует не совсем понятный для меня переход к чисто энергетической трактовке данной коммуникации: «Образуется огромный и достаточно изотропный массив, который является своеобразной связующей средой между архетипическим и личным бессознательным, сквозь которую из недр первобытной биологической тьмы «всплывают» э н е р г е т и ч е с к и е импульсы (разрядка моя. – seutu) присущих человеку животных инстинктов, побуждений, наследственно закрепленных реакций.» (Там же) Сразу после этого автор снова переходит к информационной трактовке: «По мере того как они движутся «снизу вверх», в каждом, по-своему структурированном слое психики происходит их своеобразная трансформация, с завершающим преломлением в сознании до понятий высших человеческих ценностей и культурного поведения.» (Там же) На след. странице – внимание! – далеко идущий вывод: «Способен ли этот нейтральный материал, малой частью которого является «запись» фоновой канвы индивидуального человеческого существования, подвергнуться структурной перестройке и быть введенными в сознание? Скорее всего, нет, так как у него иные принципы «упаковки», он организован совершенно по иным законам, нежели то, что в актах восприятия было пропущено через личностный фильтр.» (ЙИК, с. 130) Почему же «иные принципы упаковки», если речь, в конечном счете, идет об информации, которая, так или иначе, но всегда стройно укладывается по законам логики? Пусть, может быть, в данном случае и неклассической, но все же вполне могущей быть понятой. По-видимому, право на некие «иные принципы» дает автору та временная подмена информационной трактовки коммуникации энергетической. И действительно как можно говорить об осознании энергии как таковой? Это действительно невозможно. Энергетикой можно только подпитаться или (при негативном опыте) «захлебнуться». Но в том-то и дело, что она к сознанию прямого отношения не имеет. Сознание работает с информацией и только с информацией (в том числе и с информацией, лежащей в основе любой эмоции). И поэтому, как справедливо отмечает автор, никакие «энергетические импульсы» не могут «быть введенными в сознание». Разумеется. Но они не могут также и «трансформироваться» – ни через «первичную», ни через «вторичную трансформацию» с «преломлением в сознании» – до «понятий высших человеческих ценностей» (см. цитаты выше, а также ЙИК на стр.133). ИМХО, высшие ценности и происходят «свыше», и никакая ни фрейдовская, неофрейдистская «гидродинамика» не в состоянии «выжать» их из «нижележащих» слоев психики (ни из Либидо, ни из Коллективного Бессознательного). Но это отдельный вопрос. Сейчас нас интересуют эмоции. А у них, как выясняется, две важнейшие качественные характеристики – энергетика и информация. Так вот энергетика – это физиологический уровень (выброс адреналина, тремор, потение, повышение температуры, давления, повышенное сердцебиение, учащенное дыхание и т.п.), а информация – это психологический уровень. И на психологическом уровне сознание (а оно ,строго говоря, «обитает» только на этом уровне), повторюсь, имеет дело только с информацией, в том числе с информацией о разных энергетических процессах, которыми характеризуются эмоции. Давайте теперь демифологизируем эмоции. Не существует никакого «затопления» сознания эмоциями, а есть лишь факт непонимания чего-либо (вызвавшего бурные эмоции). Но это еще не значит, что поступившую информацию (пусть даже и из дочеловеческого слоя психики!) человек не в силах осознать и понять.
Теперь, возможно, становится понятно, к чему я клоню... 1) Человек в принципе может и должен (если есть желание эволюционировать) исследовать глубины своей психики не боясь встретиться с «монстрами» вытесненного материала или с «непостижимостью» архетипического. 2) Памятуя о вполне актуальных опасностях такого погружения, о которых пишется в ЙИК и др. источниках, следует «брать ношу по себе», трезво оценивая свои возможности интеллектуального и психо-эмоционального порядка (чтоб не случилось, грубо говоря, «несварения»). Но при этом, имхо, не стоит ни демонизировать (как Фрейд), ни обожествлять (как Юнг) древнейшие слои нашей психики. Демоническое – в нашем неведении, а путь к постижению Божественного лежит только через развитие нашего сознания, имхо, другого пути нет. 3) Эмоции почти всегда являются тонким, воистину чувствительным барометром нашего неведения, а вот незнания чего именно – это уже вопрос самопознания. И именно поэтому их необходимо тщательно исследовать (а не подавлять «энергетически», пранаямой или самовнушением, просто убегая тем самым от проблемы). 4) Эмоции как порождение повседневных ситуаций и эмоции как порождение «погружений» в глубины психики (и сигналы обратной связи от бессознательного) ничем по сути не отличаются друг от друга, ибо они имеют совершенно одинаковую, информационную природу, всегда о чем-то сигнализируют (как и сновидения). Кому? Конечно, сознанию! Больше некому :) . Значит, мы должны научиться просто :) понимать их, эти сигналы. 5) Если всплывающие из недр архетипического эмоции слишком «потрясают» индивида, увлекшегося психонавтикой, значит уровень его неведения еще слишком высок, а «личной силы» интеллекта еще слишком мало, чтобы разобраться и понять сию информацию, рановато, надо вернуться на тот уровень «погружения», который сопровождается волнением с меньшим количеством баллов по шкале Рихтера :) . Если «не потрясают», то нет никаких оснований останавливаться, можно дойти и до пресловутого архетипического. И ничего за это не будет :D . 6) Имхо, пора отказаться от ложных объяснений на основе энерго-информационной парадигмы, поскольку она вносит путаницу в понимание психических и духовных явлений – из-за того, что одно часто необоснованно подменяет другое (из-за их кажущейся равнозначности). Это как бы возрожденный в новой одежде материализм (особенно явно выдает себя, когда начинает трактовать вопросы духовности). Информация – это главный действующий агент Вселенной, она управляет энергией, а не наоборот. Поэтому во всех процессах информация (идеальное) первична, а энергия (материальное) – вторична. На мой скромный – идеалистический – взгляд :) . То бишь ИМХО.
Давно хотел обсудить, но никак не получалось сформулировать, как-то «уложить» в удобную для обсуждения схему. Речь пойдет о характере эмоционального материала бессознательного, – тема, затрагиваемая Виктором в 4-й главе «Йоги: искусства коммуникации» (ЙИК). На мой взгляд, это одна из самых интересных глав (впрочем, там практически все главы по-своему интересны). Имхо, здесь содержатся элементы фундаментального свойства, определяющие в дальнейшем отношение автора к стратегии пути самоисследования, как он его видит.
Кроме прочего, в 4-й главе говорится об эмоциях из неосознаваемой части психики, вытесненном и эндогенном материале бессознательного. Автор предупреждает об опасности форсированного налаживания контакта с бессознательным, в частности, из-за угрозы затопления слабо подготовленной психики довольно-таки «разогретым» и как бы «агрессивным» материалом. Сразу оговорю: в принципе я согласен практически со 100% рассуждений автора, кроме одного маленького, но, имхо, существенного пункта, имеющего важные последствия. Он касается трактовки эмоций как таковых. Дальнейшее с моей стороны имеет характер чисто гипотетико-предположительный, но с прицелом на далеко идущие выводы.
Эмоции, как известно, на 90% епархия психологии. А в психологии есть немало соответствующих теорий, но лишь немногие из них действительно работают. Так, на мой взгляд, одна из наиболее работоспособных и корректных – при всей своей смелости – информационная теория эмоций П.В.Симонова. Для тех, кто не знает, вкратце суть такова. Вот формула возникновения эмоций:
Э = f [П, (Ин – Ис),...], где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Есть немало и др. факторов, влияющих на эмоции, но необходимыми и достаточными являются только два – потребность и вероятность (ее удовлетворения). Т.е. субъект в определенной ситуации испытывает какую-либо потребность и на основе имеющихся у него знаний, опыта, навыков, энергетических ресурсов и т.п. оценивает вероятность ее удовлетворения. Отсюда очень важный момент: мозг имеет дело не с самими энергетическими ресурсами организма, а с информацией о них. Получается, грубо говоря, чем меньше субъект располагает информацией, тем больше он реагирует на ситуацию эмоционально, как бы покрывая дефицит первой энергетическим выбросом, мобилизуя организм на до конца не понятую ситуацию. Данная теория, имхо, поможет пролить свет на один довольно непростой вопрос.
Когда человек, практикующий йогу, или иной способ психонавтики, касается в своих интроспекциях бессознательного, его психика имеет дело не с «хламом», «духами прошлого», некими непостижимыми «архетипами» или ошеломляющими переживаниями, а с информацией и только с информацией (которая, в свою очередь, по ранее накатанной «колее» может снова вызвать старые забытые эмоции, но уже как нечто вторичное). Виктор, с одной стороны, тоже пишет об информации, например, в следующем отрывке: «По всей видимости в глубинных слоях психики информация, распространяющаяся «сверху вниз», от сознания в глубину психики, на каком-то уровне соприкасается, дифундирует с информацией эндогенной, содержащейся в самой структуре «нижележащих» слоев психики» (ЙИК, с. 129) Но сразу за этим следует не совсем понятный для меня переход к чисто энергетической трактовке данной коммуникации: «Образуется огромный и достаточно изотропный массив, который является своеобразной связующей средой между архетипическим и личным бессознательным, сквозь которую из недр первобытной биологической тьмы «всплывают» э н е р г е т и ч е с к и е импульсы (разрядка моя. – seutu) присущих человеку животных инстинктов, побуждений, наследственно закрепленных реакций.» (Там же) Сразу после этого автор снова переходит к информационной трактовке: «По мере того как они движутся «снизу вверх», в каждом, по-своему структурированном слое психики происходит их своеобразная трансформация, с завершающим преломлением в сознании до понятий высших человеческих ценностей и культурного поведения.» (Там же) На след. странице – внимание! – далеко идущий вывод: «Способен ли этот нейтральный материал, малой частью которого является «запись» фоновой канвы индивидуального человеческого существования, подвергнуться структурной перестройке и быть введенными в сознание? Скорее всего, нет, так как у него иные принципы «упаковки», он организован совершенно по иным законам, нежели то, что в актах восприятия было пропущено через личностный фильтр.» (ЙИК, с. 130) Почему же «иные принципы упаковки», если речь, в конечном счете, идет об информации, которая, так или иначе, но всегда стройно укладывается по законам логики? Пусть, может быть, в данном случае и неклассической, но все же вполне могущей быть понятой. По-видимому, право на некие «иные принципы» дает автору та временная подмена информационной трактовки коммуникации энергетической. И действительно как можно говорить об осознании энергии как таковой? Это действительно невозможно. Энергетикой можно только подпитаться или (при негативном опыте) «захлебнуться». Но в том-то и дело, что она к сознанию прямого отношения не имеет. Сознание работает с информацией и только с информацией (в том числе и с информацией, лежащей в основе любой эмоции). И поэтому, как справедливо отмечает автор, никакие «энергетические импульсы» не могут «быть введенными в сознание». Разумеется. Но они не могут также и «трансформироваться» – ни через «первичную», ни через «вторичную трансформацию» с «преломлением в сознании» – до «понятий высших человеческих ценностей» (см. цитаты выше, а также ЙИК на стр.133). ИМХО, высшие ценности и происходят «свыше», и никакая ни фрейдовская, неофрейдистская «гидродинамика» не в состоянии «выжать» их из «нижележащих» слоев психики (ни из Либидо, ни из Коллективного Бессознательного). Но это отдельный вопрос. Сейчас нас интересуют эмоции. А у них, как выясняется, две важнейшие качественные характеристики – энергетика и информация. Так вот энергетика – это физиологический уровень (выброс адреналина, тремор, потение, повышение температуры, давления, повышенное сердцебиение, учащенное дыхание и т.п.), а информация – это психологический уровень. И на психологическом уровне сознание (а оно ,строго говоря, «обитает» только на этом уровне), повторюсь, имеет дело только с информацией, в том числе с информацией о разных энергетических процессах, которыми характеризуются эмоции. Давайте теперь демифологизируем эмоции. Не существует никакого «затопления» сознания эмоциями, а есть лишь факт непонимания чего-либо (вызвавшего бурные эмоции). Но это еще не значит, что поступившую информацию (пусть даже и из дочеловеческого слоя психики!) человек не в силах осознать и понять.
Теперь, возможно, становится понятно, к чему я клоню... 1) Человек в принципе может и должен (если есть желание эволюционировать) исследовать глубины своей психики не боясь встретиться с «монстрами» вытесненного материала или с «непостижимостью» архетипического. 2) Памятуя о вполне актуальных опасностях такого погружения, о которых пишется в ЙИК и др. источниках, следует «брать ношу по себе», трезво оценивая свои возможности интеллектуального и психо-эмоционального порядка (чтоб не случилось, грубо говоря, «несварения»). Но при этом, имхо, не стоит ни демонизировать (как Фрейд), ни обожествлять (как Юнг) древнейшие слои нашей психики. Демоническое – в нашем неведении, а путь к постижению Божественного лежит только через развитие нашего сознания, имхо, другого пути нет. 3) Эмоции почти всегда являются тонким, воистину чувствительным барометром нашего неведения, а вот незнания чего именно – это уже вопрос самопознания. И именно поэтому их необходимо тщательно исследовать (а не подавлять «энергетически», пранаямой или самовнушением, просто убегая тем самым от проблемы). 4) Эмоции как порождение повседневных ситуаций и эмоции как порождение «погружений» в глубины психики (и сигналы обратной связи от бессознательного) ничем по сути не отличаются друг от друга, ибо они имеют совершенно одинаковую, информационную природу, всегда о чем-то сигнализируют (как и сновидения). Кому? Конечно, сознанию! Больше некому :) . Значит, мы должны научиться просто :) понимать их, эти сигналы. 5) Если всплывающие из недр архетипического эмоции слишком «потрясают» индивида, увлекшегося психонавтикой, значит уровень его неведения еще слишком высок, а «личной силы» интеллекта еще слишком мало, чтобы разобраться и понять сию информацию, рановато, надо вернуться на тот уровень «погружения», который сопровождается волнением с меньшим количеством баллов по шкале Рихтера :) . Если «не потрясают», то нет никаких оснований останавливаться, можно дойти и до пресловутого архетипического. И ничего за это не будет :D . 6) Имхо, пора отказаться от ложных объяснений на основе энерго-информационной парадигмы, поскольку она вносит путаницу в понимание психических и духовных явлений – из-за того, что одно часто необоснованно подменяет другое (из-за их кажущейся равнозначности). Это как бы возрожденный в новой одежде материализм (особенно явно выдает себя, когда начинает трактовать вопросы духовности). Информация – это главный действующий агент Вселенной, она управляет энергией, а не наоборот. Поэтому во всех процессах информация (идеальное) первична, а энергия (материальное) – вторична. На мой скромный – идеалистический – взгляд :) . То бишь ИМХО.